ОГЛАВЛЕНИЕ>>

ТЕОРИЯ

ТЕОРИЯ (греч. theoria — наблюдение, рассматривание, исследование) — система обобщенного достоверного знания о том или ином “фрагменте” действительности, к-рая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов. Термин “Т.” имеет различные значения, позволяющие отличить ее от практики или же противопоставить гипотезе (как не проверенному, предположительному знанию). Т. отлична от практики, т. к. является духовным, мысленным “слепком”, отражением и воспроизведением реальной действительности. Вместе с тем она неразрывно связана с практикой, к-рая ставит перед познанием назревающие задачи и требует их решения. Поэтому практика и ее результаты в обобщенном виде входят в качестве органического элемента в Т. Каждая Т. имеет сложную структуру. Напр., в физических Т. можно выделить две части: формальные исчисления (математические уравнения, логические символы, правила и пр.) и “содержательную” интерпретацию (категории, законы,принципы). Благодаря возможности представить в символической форме содержательные элементы Т. достигается более четкое понимание ее формальной структуры, логических связей, т. е. ее аксиоматизация. Единство содержательного и формального аспектов Т.— один из источников ее развития и совершенствования. В совр. научном познании существенным становится вопрос о “границах” Т., пределах ее применимости. Его четкое решение возможно после создания новой, более общей Т., к-рая, согласно соответствия принципу, “ограничивает” старую Т., включает ее в качестве своего частного, предельного случая. Построение и трактовка содержательной части Т. связаны с философскими взглядами, мировоззрением ученого, с определенными методологическими принципами подхода к действительности. Как естественнонаучные, так и общественнонаучные Т. обусловлены исторической обстановкой, в к-рой они возникают, исторически данным уровнем производства, техники, эксперимента, науки. Большое значение для возникновения и развития Т., особенно общественных, имеют социальные условия, господствующие в тот или иной период порядки, благоприятствующие или, напротив, тормозящие создание научных Т. Так, только с середины 19 в., с возникновением марксизма, социологические воззрения впервые превратились в научную Т. о законах общественного развития. Т. могут играть и играют большую роль в научном познании и революционном преобразовании об-ва. Т. обр., возникая как обобщение познавательной деятельности и результатов практики, Т. способствует преобразованию природы и общественной жизни. Критерием истинности Т. является практика (Критерий истины).