ОГЛАВЛЕНИЕ>>

СТЕРЕОТИП_СОЦИАЛЬНЫЙ

СТЕРЕОТИП_СОЦИАЛЬНЫЙ (греч stereos — твердый, typos — отпечаток) — устойчивая совокупность представлений, складывающихся в сознании как на основе личного жизненного опыта, так и с помощью многообразных источников информации. Сквозь призму С. с. воспринимаются реальные предметы, отношения, события, действующие лица. С. с.— неотъемлемые компоненты индивидуального и массового сознания. Благодаря им происходит необходимое сокращение восприятия и иных информационных и идеологических процессов в сознании, закрепляется как положительный, так и отрицательный опыт людей, чем объясняются их односторонность и ограниченность, способность сравнительно легко превращаться в предрассудки. По своей гносеологической природе С. с. могут быть как истинными, так и ложными; по социальной направленности — как прогрессивными, так и реакционными. Они тесно связаны с эмоциональной стороной восприятия. хотя и не лишены логических обоснований; широко используются в пропаганде, поскольку воздействие на массовое сознание осуществляется благодаря разработке и внедрению определенных С. с. Воспитание научного мировоззрения предполагает осмысление источников формирования С. с., сознательную оценку их общественно-политического содержания. С. с. подвергаются крутой ломке в ходе исторических изменений, в т. ч. при социализме. Отказ от устаревших С. с., творческое восприятие всего нового, перестройка мышления, психологии — важная задача на совр. этапе развития нашего об-ва. Изучение наиболее распространенных С. с. в той или иной исторической обстановке — задача социальной психологии и конкретной политики, философии и др. наук в их взаимодействии.