Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Экология и бизнес

Работа из раздела: «Экономика»

  Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
                   СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
                           Гуманитарный Факультет
              Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации



                       Реферат по экономической теории



                              Экология и бизнес



      Интенсивное освоение  Западно-Сибирского  нефтегазового  комплекса  на
Территории Тюменской области  является  мощным  фактором  развития  отраслей
народного хозяйства  и  одновременно  оказывается  сильнейшее  отрицательное
воздействие на окружающую среду, которому подверглись все природные сферы:
   1. повысился уровень загрязнения;
   2. наблюдается деградация экосистем и целых биогеоценозов;
   3.   научно   необоснованная   и   слабо   контролируемая    эксплуатация
      биологических ресурсов привела к снижению численности животных, рыбных
      запасов, площади лесов. Особенно негативные последствия наблюдаются  в
      северных  районах  области,  которые  характеризуются   ранимостью   и
      длительным периодом  восстановления  природных  комплексов.  Изменение
      состояния  окружающей  среды  привело  к  ухудшению  условий  жизни  и
      здоровья людей.
      Преодоление накопившихся  экологических  проблем  возможно  на  основе
государственной  программы  стабилизации  и  обстановки,  путем   сокращения
воздействия на окружающую  среду,  экономии  природных  ресурсов.  повышения
экологического образования и сознания всего населения.

      После путча, в сентябре 1991 года в  Москве  состоялась  международная
конференция предпринимателей. Международный бизнес  питал  огромные  надежды
по поводу  открывающегося  советского  рынка.  При  этом  предполагались  не
только экспортно-импортные  операции.  Технологический  потенциал  советской
науки в тот момент содержал в  себе  столько  невостребованных  потенций,  а
торг казался столь уместным, что горизонт  состоял  из  сплошной  радуги.  К
тому времени в СССР  был  принят  Закон  'Об  основах  предпринимательства',
частью  которого  стал  пакет  'Предпринимательство  в  области   экологии'.
Поскольку эту часть закона наполняла конкретика,  ее  выделили  в  отдельную
Государственную программу предпринимательства в  области  экологии,  которая
должна была вступить в силу 1 января 1992 года. И не  случайно  вокруг  этой
программы на конференции предпринимателей шли очень интенсивные  переговоры.
Сначала договорились  с  англичанами,  но  уже  сразу  после  конференции  с
предложениями обратились немцы и американцы.  В  конце  декабря  1991  года,
когда  СССР  уже  рухнул,  а  Россия  заявила  о  правопреемстве   по   всем
международным договорам, Борис Николаевич перед телекамерами на  всю  страну
убежденно  заявил:  что  Государственная  программа  предпринимательства   в
области экологии будет действовать. И если не 1 января, то 2-го - уж  точно.
Но документы  большинства  комитетов  и  комиссий  не  попали  в  российский
парламент:  их  выбросили  на  свалку  и  сожгли.  В  1993   году   ситуация
повторилась. Комитет по экологии российского парламента не  минули  танковые
снаряды. Многое там сгорело, и на свалку вывозили уже  готовый  обуглившийся
'продукт'. Так громко почили первые иллюзии о предпринимательстве в  области
экологии.

      Действующее   российское   экологическое   законодательство    сегодня
охватывает   практически   все   аспекты   охраны   окружающей    среды    и
природопользования.  Основным  источником  экологического   права   является
Конституция РФ. Она содержит нормы,  определяющие  подходы  к  регулированию
отношений в  сфере  окружающей  природной  среды.  Признание,  соблюдение  и
защита прав человека и гражданина - обязанность государства.
      21.08.2000 года вышло Постановление  Правительства  РФ  «О  неотложных
мерах  по  предупреждению  и   ликвидации   аварийных   разливов   нефти   и
нефтепродуктов», в  котором  чрезвычайные  ситуации,  связанные  с  разливом
нефти и нефтепродуктов, подразделялись на несколько  категорий:  локального,
местного,  территориального,  регионального  и  федерального   значения,   в
зависимости от объема разлившейся нефти (100 - 5000тт).   В  соответствии  с
этим,  предусматривалось  количество  средств   и   сил,   необходимых   для
ликвидации аварийных разливов.
      Также  вышли  новые  Правила  разработки  и   утверждения   нормативов
образования  отходов  и  лимитов  на  их  размещение.  Норматив  образования
отходов  -   установленное   количество   отходов   конкретного   вида   при
производстве единицы продукции. Лимит на  размещение  отходов  -  предельное
допустимое  количество  отходов  конкретного   вида,   которые   разрешается
размещать определенным способом на установленный срок в объектах  размещения
отходов. Причем вторые разрабатываются  в  соответствии  с  первыми.  Помимо
этого значение имеют вид и класс опасности отходов,  а  также  экологическая
обстановка на территории размещения отходов.
      Сами  нормативы  установлены  для  индивидуальных  предпринимателей  и
юридических лиц, ведущих свою деятельность в области обращения  с  отходами.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на  окружающую  природную
среду   устанавливают   специально   уполномоченные    федеральные    органы
исполнительной   власти.   Однако   юридические   лица   и   предприниматели
самостоятельно  разрабатывают  проекты  нормативов  на  основе  методических
указаний Минприроды  России.  После  этого  они  должны  быть  утверждены  в
территориальных органах Минприроды  России.  Для  разработки  и  утверждения
нормативов предприятиям, уже  имеющих  дело  с  отходами,  юридические  лица
должна подать в Минприроды России ряд документов, в том  числе  заявление  и
свидетельство о регистрации объекта размещения отходов. Те юридические  лица
и индивидуальные предприниматели,  которые  работают  с  опасными  отходами,
должны представить также копию лицензии на осуществление этой деятельности.
      Срок рассмотрения органами Минприроды  России  документов  и  принятия
решения - один  месяц.  Далее  следует  либо  утверждение  нормативов,  либо
возвращение  материалов  на  доработку  с  указанием  причин  возврата.  При
повторном неутверждении орган Минприроды России дает  мотивированный  отказ.
Этот отказ заявитель может обжаловать либо в вышестоящий  орган  (собственно
Минприроды России), либо в суд.
      В   соответствии   с   правилами   лимиты   на   размещение    отходов
устанавливаются сроком на 5 лет. Более того, чтобы лимиты  не  аннулировали,
индивидуальные  предприниматели   и   юридические   лица   должны   ежегодно
подтверждать неизменность производственного процесса и используемого сырья.
      Некоторые лимиты устанавливаются на срок действия лицензии:  например,
лимиты на размещение отходов для пользователей недр,  лимиты  на  размещение
опасных отходов.
      В   связи   с   принятием   федеральных   законов   «Об   общественных
объединениях»,   «О   некоммерческих   организациях»,   «Об    экологической
экспертизе»  существенно  переработана  глава  законопроекта  о   правах   и
обязанностях   граждан,   общественных   объединений,    фондов    и    иных
некоммерческих организаций, определены государственные гарантии этих прав.
      Стоит особо отметить крайнюю актуальность и необходимость доработки  и
приведения  в  соответствие  с  действующим  законодательством  раздела   об
экономическом механизме охраны окружающей природной  среды.  Новая  редакция
закона   направлена   на   обеспечение   механизма,   реализующего   принцип
«загрязнитель  платит»,  и  в  то  же   время   призван   дать   возможность
загрязнителю обеспечить привлечение  необходимых  средств  на  строительство
очистных сооружений, внедрение безотходных  технологий  и  обеспечение  иных
мероприятий.

      Экологические требования, которые должны соблюдать предприятия и
                                 организации
      Предприятия,  учреждения,  организации,  граждане  обязаны   принимать
эффективные  меры  по  соблюдению  технологического  режима   и   выполнению
требований по охране природы, рациональному использования и  воспроизводству
природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.
      Организации  должны  внедрять  экологически  безопасные  технологии  и
производства,  обеспечивать   надежную   и   эффективную   работу   очистных
сооружений, проводить мероприятия по охране земель, недр, вод, лесов и  иной
растительности, животного мира.
      Нарушение установленных нормативов выбросов и сбросов вредных  веществ
влечет  за  собой  ограничение,  приостановление,  вплоть   до   прекращения
деятельности предприятия по  предписанию  специально  уполномоченных  на  то
государственных органов РФ в  области  охраны  окружающей  природной  среды,
санитарно-эпидемиологического надзора, а также профессиональных союзов РФ  с
одновременным    прекращением    финансирования    указанной    деятельности
учреждениями банка.


                 О состоянии окружающей природной среды ХМАО

      С   середины   60-х    годов    ХМАО    является    важнейшей    базой
нефтегазодобывающей и лесной промышленности страны и в  настоящее  время  за
счет  экспорта  энергоресурсов  обеспечивает  получение  значительной  части
валютных поступлений Российской Федерации.
      Особенностью  экологического  состояния  территории  округа   является
интенсивное воздействие на окружающую среду промышленной разработки  запасов
нефти  и  газа,  заготовки  древесины,  транспорта  углеводородного   сырья,
электроэнергетики. Государственная политика освоения  природных  ресурсов  в
ХМАО в предыдущие  десятилетия  сводилась  к  реализации  принципа  минимума
затрат на добычу сырья и максимальной экономии  средств  на  природоохранных
мероприятиях.   Последствия   этой   политики   привели   округ   на   грань
экологической катастрофы.
      Интенсивное загрязнение природной среды  продолжается  и  в  настоящее
время.   Спад   производства   не   сопровождался   аналогичным    снижением
техногенного  воздействия  на  окружающую  среду,   поскольку   в   условиях
экономического  кризиса  предприятия  не  финансируют  в  достаточной   мере
природоохранные  мероприятия.   Разрабатываемые   и   частично   реализуемые
экологические  программы  не  создали  условий   для   коренного   улучшения
экологической обстановки в целом.
      Вопрос об объявлении округа зоной чрезвычайной экологической  ситуации
рассматривался  в  1992  году  на  7-ой  сессии  Совета  народных  депутатов
автономного округа XXI созыва. Ухудшение экологической ситуации  в  Западно-
Сибирском регионе, а в ряде мест - приобретение ею характера  экологического
кризиса (в том числе и в ХМАО)  отмечалось  на  заседании  Правительственной
комиссии РФ  по  окружающей  среде  и  природопользованию,  состоявшейся  31
октября 1995 года.
      Крайняя острота экологической  обстановки  в  нефтедобывающих  районах
зафиксирована  и  в  решении  Межведомственной  комиссии  по   экологической
безопасности  Совета  Безопасности   РФ   №7-1   от   06.09.95г.   «Проблемы
обеспечения   экологической   безопасности   при   развитии    нефтегазового
комплекса».
      В результате интенсивной добычи нефти и газа окружающая  среда  округа
за  последние  тридцать  лет   подверглась   беспрецедентному   техногенному
воздействию.
      Нефтегазодобывающий комплекс является главным  потребителем  природных
ресурсов территории, и при  этом  оказывает  на  местные  экосистемы  крайне
негативное  воздействие.  Технология  освоения  и  разработки  месторождений
углеводородного сырья за тридцатилетний период  не  претерпела  существенных
изменений. За прошедшие десятилетия  на  нефтяных  промыслах  не  выработана
эффективная технология по очистке и рекультивации поверхностных вод  и  почв
от  загрязнения  нефтью  и  нефтепродуктами.  Рекультивация  замазученных  и
возврат восстановленных земель существенно отстают от вновь загрязненных.
      Многие нефтедобывающие предприятия идут  по  пути  сокрытия  аварий  с
экологическими последствиями, выжигают нефть, засыпают ее грунтом.
      Нефтегазодобывающие  предприятия  являются  потенциально  экологически
опасными;  а  поскольку  запрещение  или  ограничение  их   производственной
деятельности  недопустимы,  то   необходимо   повысить   нормативно-правовые
требования  к  этим  предприятиям  по  обеспечению  надежности  эксплуатации
оборудования,  агрегатов,  инженерных  коммуникаций  и   объектов;   усилить
контроль  за  качеством  строительства  и  эксплуатации  нефтегазодобывающих
объектов.    Развитие    нефтедобывающей    отрасли    должно    подчиняться
стратегическим  долгосрочным,  а  не  краткосрочным  тактическим   целям   и
задачам.
      В  настоящее  время   проблема   обострения   экологической   ситуации
«обнажилась»  благодаря  доступности  общества  к  информации  о  негативных
техногенных  воздействиях  на  природную  среду.  Поэтому   природоохранными
подразделениями и общественностью  все  больше  внимания  уделяется  решению
экологических проблем, а производственными экологическими службами  тратятся
огромные средства на проведение ре-культивационных мероприятий.
      Предприятия,  загрязняющие  окружающую  среду  в  пределах  допустимых
нормативов, осуществляют оплату за счет прибыли, оставшейся  в  распоряжении
природопользователей.  Но  это  не   освобождает   природопользователей   от
выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также  уплаты
штрафных  санкций  за  экологические  правонарушения  и  возмещения   вреда,
причиненного загрязнением окружающей природной  среды  народному  хозяйству,
здоровью и имуществу граждан, в соответствии с законодательством РФ.



                      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
   1. Виталий ЧЕЛЫШЕВ. ЭКОЛОГИЯ И БИЗНЕС: Нестандартная игра на  стандартном
      поле.
   2. Государственный Комитет по охране  окружающей  среды  ХМАО.  Введение.
      Обзор «О состоянии окружающей природной среды ХМАО в 1996 году», Ханты-
      Мансийск, 1997, с. 6-7.
   3. Государственный Комитет по охране окружающей среды  ХМАО.  Заключение.
      Обзор «О состоянии окружающей природной среды ХМАО в 1996 году», Ханты-
      Мансийск, 1997, с.146-147.
   4.  Е. Федорова. Госкомэкология России. Газетная и журнальная информация,
      2001, части 1-2, с.39-42.
   5. Л.К. Хмаринов. Создание  ассоциации  по  предотвращению  и  ликвидации
      разливов нефти в Нефтеюганском  районе  ХМАО.  Газетная  и  журнальная
      информация, 2000, части 3-4, с. 90-96.
   6.  С.Е.  Ахмедханов.  Об   экологическом   законодательстве   Российской
      Федерации. Газетная и журнальная информация, 2001, части 1-2, с.18-21.
   7. Тюменский областной комитет экологии и природных  ресурсов.  Введение.
      Обзор  «Экологическое  состояние,  использование  природных  ресурсов,
      охрана окружающей среды Тюменской области», Тюмень, 1992, с.6.
   8. Ю.В. Комиссарова. Отходы правильные. Газетная и журнальная информация,
      2001, части 1-2, с.13.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru