Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Роль физической культуры

Работа из раздела: «Физкультура и спорт»

       Роль физической культуры – заметно возросла в эпоху научно-
технического прогресса.
       Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры
современного общества представляет собой многогранное социальное явление,
оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев
населения.
       В наш век – век значительных социальных, технических и физических
преобразований научно-техническая революция, как  уже говорилось, наряду с
прогрессивными явлениями внесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов. К
ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные
с овладением сложной современной техникой, а также стрессы
профессионального и бытового порядка и как следствие – нарушение обмена
веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечно-сосудистым
заболеваниям, а подчас и сами эти болезни.
       Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека настолько
велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии
справиться с ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием
неблагоприятным факторам оказались регулярные занятия физической культурой,
которые помогли восстановлению и укреплению здоровья людей, адаптации
организма к значительным физическим нагрузкам. Чем дальше идет человечество
в своем развитии, тем в большей степени оно будет зависеть от физической
культуры.
        Совсем недавно миллионы людей ходили на работу и с работы пешком,
на производстве от них требовалось применение большой физической силы, в
быту люди также не могли обойтись без выполнения трудоемких работ.
         В настоящее время объем передвижений в течение дня сведен к
минимуму. Автоматизация, электроника и робототехника на производстве,
автомобили, лифт, стиральные машины  в быту настолько повысили дефицит
двигательной деятельности человека, что это уже стало тревожным.
Адаптационные механизмы человеческого организма работают как в сторону
повышения работоспособности различных его органов и систем ( при наличии
регулярных тренировок), так и в сторону дальнейшего ее снижения (при
отсутствии необходимой двигательной активности). Следовательно, урбанизация
и технизация жизни и деятельности жизни и деятельности современного
общества неизбежно влекут за собой гиподинамию, и совершенно очевидно, что
кардинально решить задачу повышения режима двигательной деятельности людей,
минуя средства физической культуры и спорта, в настоящее время практически
невозможно.
           Отрицательное влияние гиподинамии сказывается на всех
контингентах населения и требует поэтому использования в борьбе с ней всех
средств, форм и методов физической культуры и спорта.
            Важнейшей специфической функцией физической культуры в целом
является создание возможности удовлетворения естественных потребностей
человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой
в жизни физической дееспособности.



            Кроме выполнения этой важнейшей функции отдельные компоненты
физической культуры нацелены на решение специфических функций частного
характера.
            К ним следует отнести:
            образовательные функции, которые выражаются в использовании
физической культуры как учебного предмета в общей системе образования в
стране;
            прикладные функции, имеющие непосредственное отношение к
повышению специальной подготовки к трудовой деятельности и воинской службе
средствами профессионально-прикладной физической культуры;
            спортивные функции, которые проявляются в достижении
максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых
возможностей человека;
             реактивные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые
связаны  с использованием физической      культуры для организации
содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и
восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма.
             Среди функций, присущих общей культуре, в выполнении которых
непосредственно используются средства физической культуры, можно отметить
воспитательную, нормативную, эстетическую и др.
              В решении центральной задачи всестороннего гармонического
развития человека участвуют все функции физической культуры в своем
единстве. Каждая из ее составных частей (компонентов) имеет свои
особенности, решает свои частные задачи и поэтому может рассматриваться
самостоятельно.

                       БАЗОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.


              Эта часть физической культуры включена в систему общего
образования в качестве одной из учебных дисциплин, обеспечивающих
разностороннюю физическую подготовку.
              Важность и высокую значимость этого вида физической культуры
в жизни каждого человека трудно переоценить. То, что и как закладывается с
детских лет в организм человека в виде фундамента здоровья, во многом
определяет не только его физические кондиции в будущем, но и его
психическое состояние, умственную деятельность, активное творческое
долголетие. Нельзя не вспомнить слова М.И.Калинина: «Почему же я поставил
физкультуру на одну линию с русским языком и математикой?
Почему я считаю ее одним из основных предметов обучения и воспитания? В
первую очередь потому, что я хочу, чтобы все вы были здоровыми советскими
гражданами. Если наша школа будет выпускать людей с испорченными нервами и
расстроенными желудками, нуждающихся        в ежегодном лечении на
курортах, то куда же это годится? Таким людям будет трудно найти счастье в
жизни. Какое же может быть счастье без хорошего, крепкого здоровья? Мы
должны готовить себе здоровую смену – здоровых мужчин и здоровых женщин».
            Базовая физическая культура является основным звеном системы
физического воспитания и сопутствует практически всем периодам творческой
жизни человека, начиная от занятий в дошкольных учреждениях и кончая
занятиями в группах здоровья в пожилом возрасте.
            Важнейшей формой базовой физической культуры является школьная,
представляющая собой реализацию в педагогическом процессе основных задач
физического воспитания в виде учебных занятий. Уроки физкультуры
обязательны для всех учащихся, их содержание определяется государственной
программой.
            Кроме школьной формы физическая культура включает в себя и
другие виды организованных секционных или самостоятельных занятий,
способствующих общей физической подготовке.
           В базовую физическую культуру  частично входит и спорт, а именно
- в его массовых формах- в пределах 2-го спортивного разряда Единой
всесоюзной спортивной классификации.


        ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

        Профессионально-прикладная, или производственная, физическая
культура направлена на решение задач развития и повышения профессионально
значимых качеств и навыков, на совершенствование подготовки людей к
конкретной деятельности. Она обусловлена влиянием на человека особенностей
профессионального труда и находится в прямой зависимости от его специфики.
         Профессионально-прикладная физическая культура может как
предшествовать занятию профессиональным трудом и осуществлять в виде
организованного и целенаправленного процесса физического воспитания в ПТУ,
техникумах, вузах и других специальных учебных заведениях, так и
проводиться на предприятии в режиме рабочего дня (физкультпаузы,
производственная гимнастика и т.п.) или в свободное от работы время
(восстановительные мероприятия).
          Научными исследованиями установлено, что высокий профессиональный
уровень специалистов требует значительной общей, а подчас и специфической
физической подготовленности. Обнаружена также прямая зависимость
производственных показателей от ее уровня. Так, люди, регулярно
занимающиеся физкультурой и спортом, значительно реже болеют, меньше
утомляются к концу рабочей недели и рабочего дня, а следовательно,
производительность их труда намного выше.
            Одной из разновидностей профессионально-прикладной физической
культуры является физическая подготовка в армии и на флоте. Несмотря на то,
что для большинства военнослужащих, кроме кадровых офицеров, служба в армии
не является профессиональной деятельностью и военнослужащие рядового и
сержантского состава после демобилизации возвращаются к своим гражданским
специальностям, этот вид физической культуры по ряду причин необходимо
рассматривать как составную часть профессионально-прикладной физической
культуры.
            Во-первых, подготовка к защите Отечества – одна из основных
задач физической культуры.
            Во-вторых, служба в Вооруженных Силах – конституционная
обязанность каждого гражданина мужского пола.
            В-третьих, физ.подготовка в армии и на флоте имеет особую
направленность, отражающую не только специфику Вооруженных Сил в  целом,
призванных защищать страну от  возможного нападения, включая атомную
агрессию, но и отдельных видов: военно-воздушных сил, мотострелковых войск,
ракетных, противовоздушной обороны и т.д., а овладение конкретной
воинской специальностью возможно только с помощью средств и методов
физической культуры.
            Основная цель физической подготовки в Вооруженных силах –
достижение высокого уровня готовности личного состава в короткий срок и с
наибольшей эффективностью решение боевой задачи.


       ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

       Этот вид физ. Культуры представляет собой комплекс мероприятий,
направленных на лечение или восстановление функциональных возможностей
организма человека в связи с заболеванием или временной потерей
работоспособности, вызванной значительным утомлением. Наиболее важной
частью этого вида  является лечебная физкультура.
       Лечебная физическая культура является лечебно-педагогическим
процессом, предусматривающим сознательное и активное выполнение больным
рекомендуемых физических упражнений и назначенных процедур. Она располагает
широким арсеналом средств и методов воздействия на организм, таких, как
лечебная гимнастика, гигиеническая гимнастика, плавание, разнообразные
двигательные режимы и др.Применение тех или иных средств и методов, их
дозировка научно обоснованы, а в ряде случаев – при особенно тяжелых
заболеваниях, как, например, инфаркт, - лечение осуществляется по
определенной научно разработанной программе.




ref.by 2006—2024
contextus@mail.ru