Содержание
Исходные данные
1.Подбор эксплуатационных материалов
2.Физико-химические свойства амортизаторной жидкости
4.Химмотологическая карта
5.Таблица заправочных емкостей
6.Обоснование выбора эксплуатационных материалов
Список используемой литературы
Исходные данные
| 
 Вариант  | 
 Марка автомобиля  | 
 Эксплуатационный материал  | 
 Студент группы  | 
|
| 
 18  | 
 Камаз 4310  | 
 Амортизаторная жидкость  | 
Подбор эксплуатационных материалов
Для дизельного двигателя октановое число определяется по формуле:
ОЧ=125,4-413/ е +0,183•D
где: е = 16 - степень сжатия
D=120 мм - диаметр цилиндра
ОЧ=125,4-413/ 16 +0,183•120=75
Выбираем дизельное топливо.
Для картера коробки перемены передач, где применяются цилиндрические шестерни, и для ведущих мостов в главной передаче, которых используются гипоидные шестерни, и для рулевого механизма с червячной передачей применяем трансмиссионное масло ТМ-5-18, а при температуре окружающего воздуха ниже -25єС применяем масло ТМ-5-12.
Для шарниров и шлицев карданной передачи, ступиц колес, шаровых шарниров рулевых тяг, шкворней, буксирного устройства, петлей дверей применяем универсальную пластичную смазку водоустойчивую, с широким диапазоном рабочих температур. В качестве такой смазки используем Литол-24 или УСс.
Смазка УСс - синтетический солидол многоцелевая антифрикционная пластичная смазка, работоспособна в условиях повышенной влажности, загущена кальциевыми мылами, работоспособна в интервале от -30 до 60 С.
Для привода сцепления и тормозов используется тормозная жидкость Томь с низкой температурой застывания -60єС и высокой температурой кипения 220єС.
Для амортизаторов применяем амортизаторную жидкость ГРЖ-12 имеющую температуру застывания -50єС, увеличивающую объем резины на 3-15%.
2. Физико-химические свойства амортизаторной жидкости
Амортизаторы, установленные на автомобилях, предназначены для гашения колебаний кузова на упругих елементах подвески и они деляют ход автомобиля плавным даже при движении по бездорожью. Амортизаторные жидкости являются рабочей средой в гидравлических амртизаторах рычажно-кулачкового и телескопического типа, а также в телескопических стойках.
Основными показателями амортизаторной жидкости является кинематическая вязкость при положительных и отрицатаельных температурах. Так, при температуре -20 С вязкость амортизаторной жидкости не должна превышать 800 мм2/с. При более высокой вязкости работа амортизаторов резко ухудшается и происходит блокировка подвески.
Амортизаторные жидкости должны обладать хорошими смазывающими свойствами, обеспечивая достаточную износостойкость сопряженных деталей амортизаторов, не должны быть склонны к пенообразованию, так как это снижает енергоемкость амортизатора и нарушает условия смазывания пар трения.
Также важными характеристиками амортизаторных жидкостей являются стабильность против окисления, механическая стабильность, испаряемость и совместимость с резиновыми уплотнениями.
Амортизаторные жидкости представляют собой маловязкую нефтяную основу, содержащую, как правило, вязкостную, депресорную, антиокислительную, противоизносную, диспергирующую и антипенную присадки. Вызапускают несколько марок амортизаторных жидкостей:
Амортизаторная жидкость АЖ-12Т (ГОСТ 23008-78) - смесь нефтяного масла глубокой селективной очистки из сернистого сырья и полиэтилсилоксановой жидкости с противоизносной и антиокислительной присадками. Применяют в качестве рабочей жидкости в амортизаторах грузовых автомобилей и спецтехники.
Амортизаторная жидкость МГП-12 (славол-АЖ) (ТУ 38.301-29-40-97) -разработана взамен жидкости МГП-10. Это маловязкая низкозастывающая нефтяная основа, в которую введены депресорная, диспергирующоя, противоизносная, антиокислительная и антипенная присадки. Применяют в качестве рабочей жидкости в телескопических стойках и амортизаторах грузовых и легковых автомобилей.
Амортизаторная жидкость ГРЖ-12 (ТУ 0253-048-0567-924-96) - смесь очищеных трансформаторного и веретенного диститлятов с добавлением депресорной, антиокислительной, противоизносной и антипенной присадок. Применяют в амортизаторах и телескопических стойках автомобильной техники.
Амортизаторная жидкость АМГ-10 (ГОСТ 6794-75) - предназначена в основном для гидросистем самолетов дозвуковой и околозвуковой авиации, эксплуатируемых в интервале температур окружающей среды от -60 до +55оС. Масло АМГ-10 можно использовать в гидросистемах подвижной наземной техники, эксплуатируемой в диапазоне температур в обьеме масла от -60 до +40оС.
3.Химмотологическая карта
| 
 Позиция на рисунке  | 
 Наиме-нование сборочной единицы  | 
 Кол-во сбороч-ных единиц в из-делии  | 
 Наименование марок эксплуатационных материалов (ГОСТ (ОСТ, ТУ)  | 
 Кол-во эксплуатационного мате-риала, заправляе-мого в из-делие при замене кг/1л  | 
 Периодичность замены  | 
 Примечание  | 
||||
| 
 ТО-1  | 
 ТО-2  | 
 СО  | 
||||||||
| 
 Основные  | 
 Дубли рующие  | 
|||||||||
| 
 1  | 
 Оси передней опоры кабины  | 
 2  | 
 Литол-24  | 
 солидол Ж; солидол С  | 
 0,035  | 
 х  | 
 Смажьте через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки  | 
|||
| 
 2  | 
 Пальцы передних рессор  | 
 2  | 
 Литол-24  | 
 солидол Ж; солидол С  | 
 0,035  | 
 х  | 
 Смажьте через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки  | 
|||
| 
 3  | 
 Муфта опережения впрыскивания топлива  | 
 1  | 
 Летом - М10Г2К Зимой - М8Г2К  | 
 0,16  | 
 х  | 
 Смените масло один раз в год (осенью) при проверке и регулировке ТНВД на стенде, предварительно промыв муфту дизельным топливом.  | 
||||
| 
 4  | 
 Бачок насоса гидроусилителя рулевого управления  | 
 1  | 
 Масло для гидросистем автомобиля марки “Р”  | 
 ВМГЗ  | 
 3,7  | 
 х  | 
 Проверьте уровень масла, при необходимости долейте.  | 
|||
| 
 5  | 
 Система охлаждения  | 
 1  | 
 Антифриз марки 40  | 
 ТОСОЛ - А40  | 
 35  | 
 х  | 
 Смените жидкость (раз в год, осенью)  | 
|||
| 
 6  | 
 Картер двигателя  | 
 1  | 
 Летом - М10Г2К Зимой - М8Г2К  | 
 26  | 
 х  | 
 Смените масло  | 
||||
| 
 7  | 
 Предохранитель от замерзания  | 
 1  | 
 Этиловый технический спирт  | 
 0.2  | 
 х  | 
 Применяйте при температуре окружающего воздуха ниже 5°С. Смените. Меняйте раз в неделю.  | 
||||
| 
 8  | 
 Выключатель аккумуляторных батарей  | 
 1  | 
 Литол-24  | 
 0,03  | 
 х  | 
 Смажте, предварительно разобрав и прочистив  | 
||||
| 
 9  | 
 Клеммы аккумулятора  | 
 2  | 
 Литол-24  | 
 0,04  | 
 х  | 
 Смажте тонким слоем  | 
||||
| 
 10  | 
 Картер коробки передач  | 
 1  | 
 ТСп - 15к  | 
 12  | 
 х  | 
 Проверьте уровень масла, при необходимости долейте.  | 
||||
| 
 11  | 
 Шарниры карданных валов  | 
 4  | 
 Смазка 158  | 
 Литол-24  | 
 0,105  | 
 х  | 
 Смажте через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки из-под кромок каждого сальника шарнира  | 
|||
| 
 12  | 
 Башмаки балансиров  | 
 1  | 
 ТСп - 15к  | 
 1  | 
 Проверить уровень и дозаправить  | 
|||||
| 
 13  | 
 Стебель крюка тягово-сцепного устройства  | 
 2  | 
 Литол-24  | 
 солидол Ж; солидол С  | 
 0,05  | 
 х  | 
 Смажте через пресс-масленки  | 
|||
| 
 14  | 
 Картер заднего моста  | 
 1  | 
 ТСп - 15к  | 
 7  | 
 х  | 
 Проверьте уровень масла, при необходимости долейте.  | 
||||
| 
 15  | 
 Шарниры реактивных тяг  | 
 12  | 
 Литол-24  | 
 солидол Ж; солидол С  | 
 0,6  | 
 х  | 
 Смажте через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки  | 
|||
| 
 16  | 
 Подшипники ступиц  | 
 8  | 
 Литол-24  | 
 солидол Ж; солидол С  | 
 0,7  | 
 х  | 
 Заложите смазку при снятой ступице между роликами и сепараторами равномерно по всей внутренней полости подшипников  | 
|||
| 
 17  | 
 Регулировочные рычаги тормозных механизмов  | 
 6  | 
 Литол-24  | 
 УСс-А  | 
 0,27  | 
 х  | 
 Смажте через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки  | 
|||
| 
 18  | 
 Втулки валов разжимных кулаков  | 
 6  | 
 Литол-24  | 
 0,1  | 
 х  | 
 Смажте через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки  | 
||||
| 
 Продолжение таблицы 3  | 
||||||||||
| 
 19  | 
 Картер промежуточного моста  | 
 1  | 
 ТСп - 15к  | 
 7  | 
 х  | 
 Проверьте уровень масла, при необходимости долейте.  | 
||||
| 
 20  | 
 Подшипник муфты выключения сцепления  | 
 1  | 
 Литол-24  | 
 0,03  | 
 х  | 
 Смажте через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки  | 
||||
| 
 21  | 
 Подшипник вала вилки выключения сцепления  | 
 2  | 
 Литол-24  | 
 0,02  | 
 х  | 
 Смажте через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки  | 
||||
| 
 22  | 
 Опоры передней и промежуточной тяг привода дистанционного управления  | 
 3  | 
 Смазка 158  | 
 Литол-24  | 
 0,06  | 
 х  | 
 Смажте через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки  | 
|||
| 
 23  | 
 Шарниры рулевых тяг  | 
 4  | 
 Литол-24  | 
 солидол Ж; солидол С  | 
 0,05  | 
 х  | 
 Смажте через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки  | 
|||
| 
 24  | 
 Шкворни поворотных кулаков  | 
 4  | 
 Литол-24  | 
 солидол Ж; солидол С  | 
 0,07  | 
 х  | 
 Смажте через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки  | 
|||
| 
 25  | 
 Подшипники ступиц колес переднего моста  | 
 2  | 
 Литол-24  | 
 солидол Ж; солидол С  | 
 0.7  | 
 х  | 
 Заложите смазку при снятой ступице между роликами и сепараторами равномерно по всей внутренней полости подшипников  | 
|||
| 
 26  | 
 Трос крана управления делителем  | 
 1  | 
 ТСп - 15к  | 
 0,02  | 
 х  | 
 Смажте с помощью масленки  | 
||||
| 
 27  | 
 Гидропривод выключения сцепления  | 
 1  | 
 Гидротормозная жидкость “Нева”,“Томь”  | 
 0,38  | 
 х  | 
 Проверьте уровень жидкости, при необходимости долейте.  | 
4.Таблица заправочных емкостей
| 
 Система, механизм, агрегат  | 
 Объем, л  | 
 Эксплуатационные материалы  | 
|
| 
 Топливный бак: -основной -дополнительный  | 
 250 250  | 
 Дизельное топливо марок Л, З  | 
|
| 
 Двигатель, системы: -смазки -охлаждения  | 
 26,5 35  | 
 М-10Г2К (заменитель по международной системе) Тосол А-40  | 
|
| 
 Гидроусилитель рулевого управления  | 
 3,2  | 
 Масло марки «Р» (МГ-22В) заменитель АУ  | 
5.Обоснование выбора эксплуатационных материалов
Масло М10Г2К
(ГОСТ 8581-78 изм. 1-10)
Используется в высокофорсированных дизельных двигателях, а также во всех автотракторных дизелях. Изготовлено на основе высококачественных базовых масел с добавлением многофункционального пакета присадок. Обеспечивает высокую степень защиты двигателя от износа, обладает хорошими моющими свойствами. Препятствует образованию нагара.
Масло моторное для смазывания высокофорсированных дизельных двигателей с наддувом. Обладает превосходными антиокислительными свойствами и обеспечивает чистоту двигателя.
Получают смешением дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, с композицией присадок. Отличаются от масел М8Г2 и М10Г2 только существенно более эффективными композициями присадок, что дает возможность увеличить сроки замены масла, успешно использовать масла М8Г2К и М10Г2К в современных автомобилях КамАЗ, ЗИЛ, а также автобусах «Икарус».
М8Г2К
(ГОСТ 8581-78 изм. 1-10)
Масло моторное зимнее для смазывания высокофорсированных дизельных двигателей с наддувом. Обладает превосходными антиокислительными свойствами и обеспечивает чистоту двигателя.
Получают смешением дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, с композицией присадок. Отличаются от масел М8Г2 и М10Г2 только существенно более эффективными композициями присадок, что дает возможность увеличить сроки замены масла, успешно использовать масла М8Г2К и М10Г2К в современных автомобилях КамАЗ, ЗИЛ, а также автобусах «Икарус».
М10ДМ
(ГОСТ 8581-78 изм. 1-10)
состоит из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и новой композиции присадок, улучшающей антикоррозионные и противоизносные свойства масел марки ДМ. Предназначены соответственно для зимней и летней эксплуатации высокофорсированных дизелей с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях. Могут использоваться в дизелях без наддува со значительно увеличенным пробегом между заменами масла. Обеспечивают надежное смазывание отечественной и импортной техники (карьерные большегрузные самосвалы, промышленные тракторы большой мощности с двигателями водяного или воздушного охлаждения, экскаваторы, бульдозеры, автопогрузчики, трубоукладчики).
М8ДМ
(ГОСТ 8581-78 изм. 1-10)
М8ДМ состоит из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и новой композиции присадок, улучшающей антикоррозионные и противоизносные свойства масел марки ДМ. Предназначены соответственно для зимней и летней эксплуатации высокофорсированных дизелей с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях. Могут использоваться в дизелях без наддува со значительно увеличенным пробегом между заменами масла. Обеспечивают надежное смазывание отечественной и импортной техники (карьерные большегрузные самосвалы, промышленные тракторы большой мощности с двигателями водяного или воздушного охлаждения, экскаваторы, бульдозеры, автопогрузчики, трубоукладчики).
5) ТСп-15К(ГОСТ 23652-79 изм. 1-10)
-Трансмиссионное масло, единое для коробки передач и главной передачи (двухступенчатый редуктор с цилиндрическими и спирально-коническими зубчатыми колесами) автомобилей КАМАЗ и других грузовых автомобилей. Представляет собой остаточное масло с небольшой добавкой дистиллятного и композицией присадок, улучшающих противозадирные, противоизносные, низкотемпературные и антипенные свойства. Работоспособно длительно при температурах -20…+130 °С
6) Масло гидравлическое ВМГЗ(ГОСТ 17479,3-85)
- маловязкая низкозастывающая минеральная основа, вырабатываемая посредством гидрокаталитического процесса, загущенная полиметакрилатной присадкой. Содержит присадки: противоизносную, антиокислительную, антипенную. Масло вмгз предназначено для систем гидропривода и гидроуправления строительных, дорожных, лесозаготовительных, подъемно-транспортных и других машин, работающих на открытом воздухе при температурах в рабочем объеме масла от -40 до +50 °С в зависимости от типа гидронасоса. Для северных регионов рекомендуется как всесезонное, а для средней географической зоны - как зимнее.
7) Литол 24(ГОСТ 21150-87 )
Литол представляет собой многоцелевую антифрикционную смазку, который предназначен для смазки таких транспортных средств и механизмов как подшипники качения и скольжения всех типов, шарниры, зубчатые и другие передачи, поверхности трения колесных и гусенечных транспортных средств, индустриальных механизмов, электрических машин и т.п. Литол обладает высокой коллоидной, химической и механической стабильностью. Он водостоек даже в кипящей воде, а при нагревании не упрочняется. Температурный диапозон использования литола: от -40 до +120єС.
Литол защищает металлические поверхности от коррозии, понижает трение деталей. Также литол не дает проникнуть к работающим механизмам парам, газам, агрессивным жидкостям, препятствует загрезнению механизмов, не давая оседать пыли и грязи на них.
8) Солидол Ж(ГОСТ 1033-79 )
Солидол -- это пластичная смазка, предназначенная для смазки относительно грубых узлов трения механизмов и машин, транспортных средств, сельсохозяйственной техники; ручной и другой инструмент, шарниры, винтовые и цепные передачи, тихоходные шестеренчатые редукторы и т.п. У солидола хорошие показатели водостойкости, коллоидной стабильности, вязко-температурных свойств; мало уплотняется при хранении. Температурный интервал эксплуатации от -30 до +65єС. Заменителем может служить Литол-24.
Смазка солидол -- это смесь нефтяных масел средней вязкости, загущенная гидратированным кильциевым мылом жирных кислот, входящих в состав природных (растительных и животных) жиров.
По основным эксплутационным характеристикам Солидол Ж близок к синтетическим солидолам. Обладает лучшими вязкостно-температурными свойствами, меньше уплотняется при хранении, а также тиксотропно не упрочняется при отдыхе после разрушения. Работоспособен при температуре -30…+65°С, в мощных механизмах (подшипники, шарниры, блоки и т.п.) -- от -50°С. Область применения: грубые узлы трения в механизмах и машинах транспортных средств, сельскохозяйственной техники; ручной и другой инструмент, винтовые и цепные передачи, тихоходные шестеренчатые редукторы и т.п. эксплуатационный автомобиль масло амортизаторный
Внешний вид и цвет солидола: Однородная мазь без комков от светло-желтого до темно-коричневого цвета
Вязкость эффективная, Па.с, при 0°С, не более: 250
Вязкость эффективная, Па.с, при -30°С, не более: -
Предел прочности солидола при 50°С, Па, не менее: 196
Температура каплепадения солидола, °С, не ниже: 78
Коллоидная стабильность солидола при нагрузке, %, не более: -
Содержание свободной щелочи в солидоле в пересчете на NаОН, %, не более: -
Пенетрация солидола при 25°С, мм, 10-1: 230-290
Содержание водыв в солидоле, %, не более: 2.5
Испаряемость солидола при 100°С в течение 1 часа, %, не более: -
9) Смазка №158М(ТУ 38,301-40-25-94)
нефтяное масло, загущенное литиево-калиевым мылом кислот касторового масла и канифоли, содержит антиокислительную присадку и индантрен.
Основные эксплуатационные характеристики: хорошие антиокислительная и механическая стабильности, противоизносные характеристики, водостойкость удовлетворительная.
Работоспособна при температуре -30…+110°С. Область применения: подшипники качения автотракторного оборудования, игольчатые подшипники карданных шарниров непостоянной угловой скорости.
Внешний вид и цвет: Мазь от синего до темно-синего цвета
Вязкость эффективная, Па.с, при 0°С, не более: 400
Предел прочности при 80°С, Па, не менее: 160
Температура каплепадения, °С, не ниже: 150
Календарная стабильность, в % выделенного масла, не более: -
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NаОН, %, не более: 0,1
Пенетрация при 25°С, мм, 10-1: 265-320
Массовая доля воды, %, не более: Следы
10) Солидол С.
(ГОСТ 4366-76)
Смазка общего назначения для обычных температур.
Заменители: Солидол Ж., Литол-24.
Область применения:
Относительно грубые узлы трения механизмов и машин, транспортных средств, сельскохозяйственной техники, ручной и другой инструмент, шарниры, винтовые и цепные передачи, тихоходные шестеренчатые редукторы и т.п.
Основные характеристики:
Хорошие водостойкость, коллоидная стабильность, защитные свойства, узкий диапазон рабочих температур и низкая механическая стабильность. Работоспособна при температурах -30… +65 С, в мощных механизмах (подшипники, шарниры, блоки и т.п.) - от -50 С.
Состав:
Смесь масел кислотно-щелочной (70%) и селективной (30%) очистки, загущенная кальциевыми мылами кубовых остатков СЖК и низкомолекулярных СЖК.
11) Охлаждающая жидкость Тосол ОЖ-40(ГОСТ 28084-89 )
используется для охлаждения двигателей внутреннего сгорания. 
Жидкость изготовлена на основе моноэтиленгликоля с применением антипенных и антикоррозионных присадок. В нее также добавляется синий краситель.надежно предотвращает замерзание, перегрев и выкипание в системе охлаждения, а также коррозию.
12)Тормозная жидкость 'Нева'
Состав: Композиция на основе этилкарбитола, содержит загущающую и антикоррозионные присадки. Область применения: Применяют в гидроприводе тормозов и сцеплений старых моделей грузовых и легковых автомобилей (выпуска до 1985 г.). Срок службы не более 1 года. Работоспособна при температуре окружающего воздуха от -40 °С до +45 °С. Тормозная жидкость 'Томь' разработана взамен жидкости 'Нева'. Композиция на основе этилкарбитола и бор-содержащего полиэфира, содержит загущающую и антикоррозионную присадки. Имеет лучшие эксплуатационные свойства, чем 'Нева', более высокую температуру кипения. Совместима с 'Невой' при смешивании в любых соотношениях. Работоспособна при температуре окружающего воздуха от -40 до +45 °С.
Список используемой литературы
1. Стуканов В.А. Автомобильные эксплуатационные материалы. М.; ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003 - 208 с.
2. Васильева Л. С. Автомобильные эксплуатационные материалы. - М.: Транспорт, 1986 - 280 с.
3. Грузовые автомобили Камаз 4310: особенности конструкции, руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию, г.Павлово-на Оке. 2006 - 113 с.