Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Проект СТО на 10 постов микроавтобусов "Фольксваген" для города Минска

Работа из раздела: «Транспорт»

/

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский национальный технический университет

Кафедра: «Техническая эксплуатация автомобилей»

РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ НА ТЕМУ:

Проект СТО на 10 постов микроавтобусов “Фольксваген”

для города Минска

Выполнил:

Киринович Н.Н.

студент гр. 101415

Руководитель проекта:

Гурский А.С.

2009

Содержание

техническое обслуживание ремонт автомобиль

Введение

1. Назначение и структура проектируемого предприятия

2. Технологический расчёт предприятия (расчёт производственной программы, числа работающих, производственных площадей, складских и административно-бытовых помещений)

3. Организация технологического процесса ТО и ТР автомобилей.

4. Обоснование, расчёт и описание планировочных решений

5. Технико-экономическая оценка проекта

6. Проектирование окрасочного участка

7. Технологический процесс окраски кузова микроавтобуса

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Парк легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, выполняет значительный объем пассажирских перевозок. Условиям его эксплуатации присущи специфические особенности, которые влияют на формирование потоков требований по техническому обслуживанию и ремонту, обуславливают структуру системы автотехобслуживания, ее производственно-техническую базу. Укрепление производственно-технической базы системы автотехобслуживания осуществляется по двум основным направлениям: наряду со строительством новых СТО производится реконструкция и техническое перевооружение действующих.

Широкое развитие автомобилизации - это не только увеличение парка автомобилей, но и дальнейшее развитие материально-технической базы для хранения, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, расширение и улучшение дорожной сети, снабжение запасными частями обеспечение защиты окружающей среды и безопасности движения.

Рост парка легковых автомобилей ставит задачу значительного и интенсивного развития производственно-технической базы для технического обслуживания, ремонта и хранения подвижного состава. Значительный прирост числа легковых автомобилей, имеющих большой пробег с начала эксплуатации, требует строительства и расширения сети станций технического обслуживания, для которых необходимы специалисты соответствующего профиля. По прогнозам специалистов, к 2001-2003 гг. этот показатель у нас достигнет 150 (за последние пять лет прирост автомобилей в республике составил 58,5 %, т. е. примерно 12 % в год).

Следует отметить, что автомобили, принадлежащие гражданам, имеют определенные особенности эксплуатации:

· небольшой (по сравнению с автотранспортом общего пользования) годовой пробег автомобилей при сезонном характере их эксплуатации и связанный с этим незначительный износ деталей (легковой автомобиль у нас в среднем эксплуатируется около 9 месяцев в году (март - ноябрь) со среднегодовым пробегом: 1982 г. - 6-9 тыс. км, 1985 г. - 13,6 тыс. км, 1990 г. - 16,8 тыс. км. За рубежом среднегодовые пробеги составляют 12-19 тыс. км.);

· большой срок службы;

· безгаражное хранение или хранение в холодных гаражах;

· неравномерность поступления автомобилей на станции технического обслуживания (СТО) и различные виды и объем заявленных работ;

· стремление владельцев автомобилей к сокращению объема работ на СТО в целях уменьшения денежных затрат и времени простоя автомобиля;

· некомпетентность или низкая квалификация большинства владельцев автомобилей в вопросах технического обслуживания и ремонта.

Перечисленные особенности эксплуатации легковых автомобилей затрудняют организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту по причине случайности и сезонности своего проведения, а поэтому проектирование СТО также затрудняется.

Поэтому проектирование предприятий по техобслуживанию и ремонту легковых автомобилей индивидуальных владельцев принципиально отличается от аналогичных вопросов для АТП.

Для полного удовлетворения потребности населения в услугах СТОА необходимо интенсифицировать их деятельность за счет реконструкции, технического переоснащения, внедрения прогрессивной организации труда и ряда других мероприятий, создающих предпосылки для более эффективного использования имеющегося производственного потенциала, материальных и трудовых ресурсов.

Для этого в проектах вновь строящихся и реконструируемых СТОА необходимо учитывать все достижения современной науки, отечественной и зарубежной практики с целью:

· сокращения сроков строительства и ввода объектов в эксплуатацию, концентрирования капитальных вложений в первую очередь на реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий;

· повышения уровня индустриализации строительства за счет более широкого применения новых эффективных конструкций и деталей заводской готовности и максимальной замены традиционных строительных работ монтажными при повышении производительности труда на 15- 20 %;

· улучшения размещения производительных сил, совершенствования их структуры в целях повышения эффективности общественного производства на основе рациональной специализации и кооперации предприятий автотехобслуживания в рамках отдельных регионов;

· переоснащения предприятий новой высокоэффективной техникой, внедрения прогрессивной технологии, научной организации труда и производства, снижения доли ручного труда, повышения использования производственных мощностей и основных фондов;

· создания гибких технологических и планировочно-строительных систем, позволяющих реализовать указанные направления научно-технического прогресса с максимальной эффективностью.

При переходе экономики нашей страны на рыночные отношения по-новому ставятся вопросы развития службы автосервиса автомобильного транспорта. В республике Беларусь в целях сокращения затрат времени владельцев автомобилей на поездку на СТО расширяется сеть станций с различным объемом и набором выполняемых работ, в том числе и небольшие СТО до 10 рабочих постов. За последние годы значительно увеличился парк личных легковых автомобилей зарубежного производства, который составляет около 46% от общего числа автомобилей в Беларуси на 1.01.2002 год. Поэтому число городских СТО, особенно специализированных по иномаркам непрерывно растет.

Опыт развития этой отрасли в зарубежных странах показывает, что наряду с крупными и средними предприятиями фирменного обслуживания автомобилей, созданными автомобильными концернами, существует большая сеть небольших фирм и предприятий по техническому обслуживанию грузовых и легковых автомобилей.

1. Назначение и структура проектируемого предприятия

Современные СТОА - это многофункциональные предприятия. В данном курсовом проекте рассматривается городская станция технического обслуживания легковых автомобилей (СТОА), которая предназначена, в основном, для обслуживания парка легковых автомобилей конкретного населенного пункта или территории.

Организация производственного процесса на СТОА осуществляется по схеме, представленной на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Функциональная схема СТОА

Автомобили, пребывающие на СТО для проведения ТО и ТР , проходят мойку, поступают на участок приемки для установления объема работ и через зону ожидания (или минуя ее) направляются на соответствующий производственный участок.

В зоне мойки осуществляется уборка салона кузова и багажника, мойка двигателя, колес, автомобиля (снизу и сверху), сушка. Уборочно-моечные работы производятся с применением струйно-щеточных и сушильных установок. Для восстановления и продления срока службы лакокрасочного покрытия в данной зоне выполняется полировка кузова.

Участок приемки и выдачи автомобилей предназначен для внешнего осмотра и проверки комплектности автомобиля и его технического состояния, определения ориентировочного объема работ, контроля выполняемых работ и выдачи автомобиля владельцу. В качестве оборудования применяются напольные посты.

При необходимости для установления причины неисправностей мастер приемщик направляет автомобиль на пост диагностирования или делает пробный выезд на нем. На участке диагностирования выявляются скрытые неисправности в тормозной системе, подвеске, двигателе, системах питания и электрооборудования, прогнозируется остаточный ресурс, устраняются мелкие неисправности, контролируется качество ТО и ТР.

На участке (в зоне) постовых работ по техническому обслуживанию и ремонту выполняются профилактические и ремонтные операции, снятие и установка агрегатов и узлов. Работы выполняются на напольных постах.

Снятые с автомобилей узлы и агрегаты могут направляться для проверки и ремонта на специализированные производственные участки: агрегатно-механический, шиномонтажный и шиноремонтный, топливной аппаратуры, электрооборудования.

Состав и структура СТОА зависит от ее размера и назначения, обеспеченности района автосервисом, наличия условий для специализации и кооперации и других факторов.

По технологическому назначению различают следующие категории постов для выполнения техобслуживания и ремонта автомобилей:

-рабочие посты - автомобиле-места, оснащенные оборудованием и предназначенные для мойки, диагностирования, ТО, ТР и молярных работ;

-вспомогательные посты - автомобиле-места для выполнения технологически вспомогательных операций - посты приемки и выдачи автомобилей, сушки на участке уборочно-моечных работ;

-посты ожидания - автомобиле-места для ожидания перед постановкой на рабочие или вспомогательные посты, а также для ожидания ремонта снятых агрегатов, узлов, приборов.

Кроме отмеченных участков в производственной части здания СТОА предусматриваются: склад смазочных материалов, склад запасных частей, эксплуатационных материалов, агрегатов, шин.

Являясь основным предприятием по техобслуживанию и ремонту автомобилей населения, СТОА могут выполнять следующие функции:

- продажу автомобилей и предпродажное обслуживание новых и подержанных автомобилей;

- продажу запасных частей, эксплуатационных материалов и принадлежностей к автомобилям;

- техническое обслуживание и ремонт в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации;

- диагностирование узлов и агрегатов;

- антикоррозионную защиту кузовов;

- КР агрегатов;

- абонементное обслуживание;

- Подготовку автомобилей к техническому осмотру;

- организацию рабочих мест для самообслуживания;

- оказание технической помощи на дорогах;

- проверку и регулировку двигателей на соблюдение норм токсичности выхлопных газов;

- проведение консультаций по вопросам технической эксплуатации автомобилей.

2. Технологический расчет

2.1 Расчет годового объема работ по ТО и числа постов городского СТОА

В соответствии с [1] на 1 один рабочий пост рекомендуется принимать 200 автомобилей, обслуживаемых в год. Т.о. станция на 10 постов должна обслуживать приблизительно около 1000 автомобилей. Данное соотношение количества постов и обслуживаемых автомобилей сохраняется при тех значениях параметров (средний годовой пробег, трудоемкости ТО и ТР и т.д.), которые рекомендуется принимать при расчетах в [1]. Т.е. средний годовой пробег необходимо принимать равным приблизительно 15 тыс. км., трудоемкость ТО и ТР - 2,7 чел.-ч. и т.д. Станция на 10 постов в год сможет и будет выполнять объем работ не больше, например, . Реально пробег микроавтобусов “Фольксваген” в год составляет 60 тыс.км. Т.е. в четыре раза больше пробега рекомендуемого для расчета в [1]. Т.о., по формуле 2.1 для того, чтобы осталось прежним, необходимо уменьшить количество автомобилей также в четыре раза. Отсюда следует, что 1 рабочий пост при пробеге автомобиля равном 60 тыс.км. будет обслуживать в год только 50 автомобилей, а станция на 10 постов - 500. Т.о. .

, которую может выполнить станция на 10 постов определяет количество автомобилей, обслуживаемых данной станцией. В тоже время количество автомобилей по методике расчета СТОА, предложенной в источнике [1] определяет площадь складских помещений. Т.о. можно утверждать, что определяет площадь складов. Т.к. в данном курсовом проекте при одинаковой количество автомобилей обслуживаемых СТОА в четыре раза меньше, то расчетные значения складских помещений от , чтобы они соответствовали действительности , необходимо на планировке увеличить в четыре раза.

Годовой объем работ по ТО и ТР для городских СТОА определяется по формуле:

, (2.1)

где - число автомобилей малого и среднего классов соответственно, обслуживаемых СТОА: ;

-годовой пробег автомобиля,км;

-удельная трудоемкость ТО и ТР на 1000 км пробега, Чел.-ч./1000 км, определяется по формуле:

(2.2)

где Чел.-ч./1000 км - нормативная удельная трудоемкость ТО и ТР;

-коэффициент, учитывающий климатическую зону; /1/;

-коэффициент, учитывающий число рабочих постов; т.к. число рабочих постов 10, принимаем /1/.

Подставив значения величин в формулу (2.2), получим:

(Чел.-ч./1000 км),

Тогда годовой объем работ по ТО и ТР:

(Чел.-ч.)

На проектируемом СТОА предусмотрена механизированная мойка. Годовой объем уборочно-моечных работ:

, (2.3)

где - число заездов на уборочно-моечные работы, ,

- трудоемкость уборочно-моечных работ, ( Чел.-ч.):

( Чел.-ч.).

Годовой объем работ по приёмке-выдаче:

, (2.4)

где - число заездов автомобиля на ТО и ТР в год, принимается, /1/.

( чел.-ч)- трудоемкость приемки-выдачи /1/.

(Чел.-ч.).

Годовой объём работ по предпродажной подготовке:

, (2.5)

где АПР - число продаваемых автомобилей в год.; принимается автомобилей; - трудоемкость предпродажной подготовки (чел.- ч):

(чел.- ч)

Примерный перечень работ, их распределение по видам и разделение на постовые и участковые принимаются согласно рекомендациям /1/ для 10 постов и приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Относительная трудоемкость работ и относительный объем постовых и участковых работ по видам работ, выполняемых на СТО

Виды работ

Относительная трудоемкость, %

Относительный объем работ, %

постовых

участковых

Контрольно-диагностические

5

100

-

ТО в полном объеме

25

100

-

Смазочные

4

100

-

Регулировка углов установки управляемых колес

5

100

-

Виды работ

Относительная трудоемкость, %

Относительный объем работ, %

постовых

участковых

Ремонт и регулировка тормозных систем

5

100

-

Электротехнические

5

80

20

Обслуживание и ремонт приборов системы питания

5

70

30

Аккумуляторные

2

10

90

Шинные

5

30

70

Ремонт узлов и агрегатов автомобиля

10

50

50

Кузовные и арматурные

10

75

25

Малярные

10

100

-

Обойные

1

50

50

Слесарно-механические

8

-

100

Итого:

100

Т.к. объем работ по предпродажной подготовке мал, то данные работы проводят на постах ТО и ТР

По объёму постовых работ рассчитывается число рабочих постов по формуле:

(2.6)

где - годовой объём постовых работ, чел.-ч.;

- коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТО;

принимается /1/;

- число рабочих дней СТОА в году, дня;

- продолжительность рабочей смены, часов;

- число смен, для зоны ТО и Р.

- число одновременно работающих на посту (принимается для ЕО, ТО и ТР): чел.;

- коэффициент использования рабочего времени поста: ,

Результаты расчета трудоемкости и числа постов для работ, выполняемых на рабочих постах и участках, представлены в виде таблицы 2.2.

Таблица 2.2 - Результаты расчета трудоемкости, выполняемых на рабочих постах и участках.

Виды работ

Трудоемкость

Число постов

Работ на постах Тп, чел-ч.

Работ на участках Туч, чел-ч.

Расчетное

Принятое

Контрольно-диагностические

4060,5

-

0,64

1

ТО в полном объеме

20302,5

-

3,2

4

Смазочные

3248,4

-

0,51

Виды работ

Трудоемкость

Число постов

Работ на постах Тп, чел-ч.

Работ на участках Туч, чел-ч.

Расчетное

Принятое

Регулировка тормозных систем

4060,5

-

0,64

2

Аккумуляторные

162,42

1461,78

0,25

Электротехнические

3248,4

812,1

0,51

Обслуживание и ремонт приборов системы питания

2842,35

1218,15

0,44

Шиномонтажные

1218,15

2842,35

0,19

ТР узлов и агрегатов автомобиля

4060,5

4060.5

0,64

Обойные

406,05

406,05

0.06

Регулировка углов управляемых колес

4060,5

-

0,6

1

Кузовные и арматурные

6090,75

2030,25

0,96

1

Малярные

8121

-

1,28

1

Слесарно-механические

-

6496,8

-

-

Итого:

61882,02

15267,48

9,7

10

Принимаем постов. Из них семь постов ТО и ТР, один пост регулировки углов управляемых колес, один пост диагностирования, один кузовной пост и пост окраски автомобиля.

Общее число вспомогательных постов определяется по формуле:

, (2.7)

Принимаем поста.

Число рабочих постов для выполнения косметической мойки механизированным методом:

( 2.8)

где - суточное число заездов для выполнения уборочно-моечных работ;

- коэффициент неравномерности поступления автомобилей на участок уборочно-моечных работ, /1/;

- суточная продолжительность работы уборочно-моечного участка, ч., .

- производительность моечной установки (принимается по паспорту), автомоб./ч.; .

- коэффициент использования рабочего времени поста (принимается ).

Суточное число заездов рассчитывается по формуле:

, (2.9)

где - число заездов в год автомобилей на мойку автомобилей обслуживаемых проектируемой СТОА, .

(автом./сутки).

Принимается .

.

Принимаем =1 с учетом того, что пост мойки будет обслуживать любые другие автомобили, т.е. не только те машины, которые обслуживаются на станции.

Количество постов приемки определяем по формуле (2.6):

.

Принимаем пост.

Число мест ожидания ТО и ТР определяется из расчета 0,5 автомобиле-места на один рабочий пост, /1/:

, (2.10)

.

Принимается

Число мест хранения автомобилей на территории СТОА определяется из расчета на один рабочий пост для городских станций 3 места /1/:

, (2.11)

.

Число мест для стоянки автомобилей клиентов и персонала СТОА вне территории принимается из расчета 2 места стоянки на один рабочий пост, /1/:

, (2.12)

.

Число мест для хранения готовых автомобилей определяются по формуле:

, (2.13)

где - количество автомобилей, обслуживаемых в сутки:

, (2.14)

где - среднее количество заездов автомобилей на СТОА: :

,

Принимаем .

- среднее время хранения автомобилей на СТОА: ч.,

- продолжительность работы участка выдачи автомобилей в сутки:

ч.

.

Принимаем .

На стоянке магазина число автомобиле-мест хранения определяется по формуле:

, (2.15)

где -число дней запаса: /1/;

- число рабочих дней в году::

.

Принимается мест.

2.2 Расчет численности работающих на СТОА

Списочная численность производственных рабочих:

, (2.16)

, (2.17)

где - годовой объём работ, чел.-ч.;

, - годовые фонды времени соответственно явочного и штатного рабочего, ч.:

, (2.18)

, (2.19)

где -количество недель в году, .

- продолжительность отпуска рабочего, дней;

- продолжительность недели, дней;

-количество праздничных дней в году, дней;

- количество дней не выхода на работу по уважительным причинам, дней.

- продолжительность рабочей недели, ч;

-сокращение рабочего дня перед праздничными днями,

(ч),

(ч).

Рассчитываем явочное и списочное количество рабочих на постах. Результаты расчета приведены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Результаты расчета количества производственных рабочих на постах

Виды работ

Трудоемкость постовых работ ТО и ТР, чел.-ч.

Годовой фонд времени рабочего

Количество

Рабочих

По расчету

Принято

Фг, ч

Фш, ч

РТ

РШ

РТ

РШ

1

2

3

4

5

6

7

8

Контрольно-диагностические

4060,5

2019

1835

2,0

2.21

2

2

ТО в полном объеме

20302,5

2019

1835

10,0

11,0

10

11

Смазочные

3248,4

2019

1835

1,6

1,77

2

2

Регулировка углов управляемых колес

4060,5

2019

1835

2,0

2,21

2

2

Регулировка тормозных систем

4060,5

2019

1835

2,0

2,21

2

2

Аккумуляторные

162,42

2019

1835

0,08

0,09

-

-

Электротехнические

3248,4

2019

1835

1,6

1,77

2

2

Обслуживание и ремонт приборов системы питания

2842,35

2019

1835

1,4

1,54

1

2

Шиномонтажные

1218,05

2019

1835

0,6

0,66

-

-

ТР узлов и агрегатов автомобиля

4060,5

2019

1835

2,0

2,21

2

2

Кузовные и арматурные работы

6090,75

2019

1835

3,0

3,31

3

3

Малярные

8121,0

2019

1835

4,0

4,42

4

4

0бойные

406,05

2019

1835

0,2

0,22

-

-

Итого

61881,9

-

-

-

-

30

32

Результаты расчета количества производственных рабочих на производственных участках приведены в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Результаты расчета количества производственных рабочих на производственных участках

Виды работ

Трудоемкость постовых работ ТО и ТР, чел.-ч.

Годовой фонд времени рабочего

Количество

рабочих

По расчету

Принято

Фг, ч

Фш, ч

РТ

РШ

РТ

РШ

Аккумуляторные

1461,78

2019

1835

0,72

0,79

1

1

Электротехнические

812,1

2019

1835

0,4

0,44

Обслуживание и ремонт приборов системы питания

1218,15

2019

1835

0,6

0,66

1

1

Шиномонтажные

2842,35

2019

1835

1,4

1,5

1

2

ТР узлов и агрегатов автомобиля

4060,5

2019

1835

2,0

2,2

2

2

Кузовные и арматурные работы

2030,25

2019

1835

1,0

1,1

1

1

0бойные

406,05

2019

1835

0,2

0,22

-

-

Слесарно-механические

6496,8

2019

1835

3,2

3,5

3

4

Итого:

31013,4

-

-

-

-

9

11

Общее количество принятых производственных рабочих на постах и производственных участках определяется по формулам:

, (2.20)

. (2.21)

И составляет:

(чел.),

(чел.).

Численность вспомогательных рабочих принимается в процентном соотношении от штатной численности производственных рабочих /1/, причем процент вспомогательных рабочих равен 30%.при численности производственных 13 чел.

, (2.22)

(чел.)

Принимаем чел.

Распределение численности вспомогательных рабочих по видам работ производится в соответствии с рекомендациями /1/, а результаты расчетов сведены в таблице 2.5.

Таблица 2.5 - Распределение вспомогательных рабочих по видам работ

Наименование вида работ

Соотношение вспомогательных рабочих по видам работ, %

Количество рабочих

По расчету

Принято

РВСП

РВСП

Ремонт и обслуживание технологического оборудования, оснастки и инструмента

25

3,23

3

Ремонт и обслуживание инженерного оборудования, сетей и коммуникаций

20

2,6

3

Перегон подвижного состава

10

1,3

1

Прием, хранение и выдача материальных ценностей

20

2,6

3

Обслуживание оборудования

10

1,3

1

Уборка производственных помещений

7

0,91

1

Уборка территорий

8

1,04

1

Всего:

100

-

13

Численность персонала инженерно-технических работников, служащих, младшего обслуживающего персонала, пожарно-сторожевой охраны принимается в зависимости от размера СТОА /1/ и приведена в таблице 2.4

Таблица 2.6 - Численность ИТР, служащих, МОП, ПСО

Наименование функций управленческого персонала

Численность, чел.

Общее руководство

1

Бухгалтерский учет и финансовая деятельность

1

Производственно-техническая служба

3

Младший обслуживающий персонал

1

Пожарно-сторожевая охрана

4

Итого:

10

2.3 Расчет площадей производственных и административно-бытовых помещений

Для ориентировочного определения производственной площади СТОА в проекте используется удельная площадь на один рабочий пост - 120 кв.м., [1].

, (2.23)

(кв.м.).

Распределение расчетной производственной площади по зонам и участкам приведено в таблице 2.7.

Таблица 2.7 - Производственные площади СТОА

Производственные участки

Процентное соотношение, %

Площадь участка, м2

Зона постов ТО и ТР

Производственные отделения внепостовых работ

Окрасочный участок

Кузовной участок

Участок приемки-выдачи и диагностирования

Участок уборочно-моечных работ

56

12

10

8

10

4

672,0

144,0

120,0

96

120,0

48,0

Итого:

100

1200,0

Приблизительный расчет складских и административно-бытовых помещений приведен в таблице 2.8

Таблица 2.8 - Распределение площадей помещений СТОА

Помещения

Процентное соотношение, %

Площадь участка, м2

Производственные

Административно-бытовые

Складские

70

20

10

1200,0

372,0

171,0

Итого:

100

1743,0

Мощность компрессорной установки принимаемся с учетом ее производительности и удельного расхода сжатого воздуха, принимаемого 0,2 м3/мин на 1 рабочий пост и корректируемого в зависимости от размера станции. Коэффициент коррекции при числе рабочих постов 10 равен 0,9 [1].

. (2.24)

Тогда мощность компрессорной установки составит:

3/мин).

Подбираем по каталогам модель компрессора с необходимой производительностью: ESD 75, производительность - 9,8 м3/мин, занимаемая площадь в плане - 4,2 м2. Площадь компрессорной определяется по формуле:

, (2.25)

где - коэффициент плотности расстановки оборудования, .

(кв.м.)

Площади складских помещений городской СТОА определяется произведением удельных нормативов на 1000 комплексно обслуживаемых автомобилей /1/.

, (2.26)

Результаты расчета площадей складских помещений сведены в таблице 2.9

Кроме того, будет предусматриваться также склад приспособлений и специнструмента, в котором будет храниться также еще специальная литература и передвижное или переносное оборудование, используемое в процессе проведения диагностирования, ТО и ТР автомобилей. Принимаем площадь данного помещения равной 30 м2.

Таблица 2.9- Значение площадей складских помещений

Склады

Удельная площадь,

м2/1000 автомобилей

Площадь, м2

Расчетная

Принятая

Запасных частей

32

16

82

Агрегатов, узлов и деталей

12

6

Склады

Удельная площадь,

м2/1000 автомобилей

Площадь, м2

Расчетная

Принятая

Материалов

6

3

Шин

8

4

13

Смазочных материалов

6

3

13

Лакокрасочных материалов

4

2

8

Кислорода и ацетилена

4

2

8

Инструментальный склад

-

30

36

Итого:

-

52

160

Для расчета площадей административно-бытовых вспомогательных помещений используются СНиП 2.09.04.87 «Административные и бытовые здания», ведомственные строительные нормы «Предприятия по обслуживанию автомобилей» (ВСН 01-89).

Площадь помещения для заказчиков принимается для городских СТОА исходя из нормы 12м2 на один рабочий пост [1]:

, (2.27)

2).

Площадь зала экспозиции автомобилей принимается равной 50 м2. Клиентская, мастера приемщики и зал экспозиции автомобиля находятся в одном помещении.

Площадь зоны продажи запасных частей, автопринадлежностей, инструмента и автокосметики составляет 30% общей площади помещения для заказчиков /1/:

, (2.28)

2).

Так как магазин находится в непосредственной близости от склада запчастей, то его площадь уменьшена на 50% и составляет 20 м.

Площади других административно бытовых помещений (кабинеты, зал заседаний, умывальники, душевые, туалетные комнаты, помещения для приемки пищи, помещения для ИТР зоне ТО и ТР и др.) рассчитываются по удельной площади на одного рабочего, с учетом минимальной площади на одного работающего - 4,5 кв.м. Площади административно-бытовых помещений принимаются согласно следующим рекомендациям: на гардеробные с индивидуальными вешалками - 0,25 кв.м. на каждого работающего; на каждые 12 человек в максимально загруженную смену - 1 умывальник (0,8 кв.м. ); душ (2 кв.м. ) - на 3-15 человек; унитаз (2 кв.м. ) - на 20; кабинеты - 12 кв.м. на человека; административные помещения - 4 кв.м.

Таблица 2.17 - Значения площадей бытовых и административных помещений

Наименование помещения

Площадь, м2

Расчетная

Принятая

Клиентская

170

156

Магазин для продажи автомобилей с экспозицией

Магазин продажи мелких запчастей и автопринадлежностей

20

18

Гардеробные с индивидуальными вешалками

30

36

Комната отдыха

20

24

Умывальные

15

22

Душевые

8

10

Туалеты

15

22

Кабинет директора

36

36

Кабинет сменного мастера

12

18

Кабинет начальника отдела сервиса

12

18

Кабинет начальника отдела запасных частей

12

18

Бухгалтерия

30

36

Отдел продаж автомобилей

26

26,5

Кухня бара

10

10

Бар

20

20

Итого:

436

470,5

3. Организация технологического процесса ТО и ТР автомобилей

Под рационально организованным технологическим процессом понимается определенная последовательность работ, обеспечивающая высокое качество их выполнения при минимальных затратах.

Основная часть работ по ТО и ремонту автомобиля выполняется на рабочих постах производственной зоны. Кроме того, работы по обслуживанию и ремонту приборов системы питания, электротехнические, аккумуляторные, шиномонтажные, слесарно-механические и другие работы частично выполняются на специализированных производственных участках после снятия соответствующих узлов и агрегатов с автомобиля.

В основу организации технологического процесса положена единая функциональная схема: автомобили, пребывающие на СТОА для проведения ТО и ремонта, проходят участок уборочно-моечных работ и поступают далее на участки приёмки, диагностирования, ТО и ТР.

Учитывая право владельца заказать на СТОА выполнение работ любого вида или выборочного комплекса работ, составлены наиболее характерные варианты сочетания видов и комплексов работ по ТО и ТР автомобилей и их рациональной организации:

Вариант 1 - ТО в полном объеме. Автомобиль поступает в зону ТО, где в определенной последовательности согласно технологическим картам выполняются работы (крепежные, регулировочные по системе питания, по системе электрооборудования, смазочные), предусмотренные объемы ТО-1 и ТО-2.

Вариант 2 - выборочные работы ТО. Автомобиль поступает в зону ТО, где выполняются выборочные виды или комплекс работ, согласованных с заказчиком.

Вариант 3 - ТО в полном объеме и ТР. Автомобиль поступает в зону ТР. Из зоны ТР после диагностирования поступает на ТО, которое проводится согласно технологическим картам.

Вариант 4 - выборочные работы ТО и ТР. Автомобиль поступает в зону ТР, а затем после диагностирования в зону ТО для проведения комплекса работ из объема ТО, которые заказаны владельцем автомобиля.

Вариант 5 - ТО в полном объеме и работы ТР, необходимость проведения которых была выявлена при диагностировании. Автомобиль поступает на участок диагностирования, затем в зону ТР, после которой в зону ТО, где оно проводится в полном объеме.

Вариант 6 - выборочные работы ТО в полном объеме и работы ТР, необходимость проведения которых была выявлена при диагностировании. Автомобиль поступает на участок диагностирования, затем в зону ТР, после которой в зону ТО, где на постах ТО выполняются только заявленные комплексы работ.

Вариант 7 - работы ТР по заявке владельца. Автомобиль поступает на участок ТР, где согласно технологическим картам выполняются заявленные владельцем работы.

Вариант 8 - работы ТР, необходимость проведения которых выявлена при диагностировании. После диагностирования и уточнения объема работ с заказчиком автомобиль поступает в зону ТР, где согласно технологическим картам выполняются необходимые виды работ.

В процессе проведения обслуживания может оказаться, что пост, на который должен направляться автомобиль для очередного воздействия, занят. В этом случае автомобиль ставится на автомобиле место ожидания и по мере освобождения постов направляется на них согласно соответствующему варианту схемы.

При выполнении любого вида или комплекса работ автомобиль проходит приемочно-осмотровые и уборочно-моечные работы (последовательность этих работ зависит от планировочной схемы СТОА), а также диагностические работы по определению технического состояния узлов, агрегатов и систем автомобиля, влияющих на безопасность движения, а при необходимости и углубленное диагностирование. Затем автомобиль направляется на соответствующие посты или автмобиле-места ожидания для выполнения работ, предусмотренных данным вариантом.

После производства соответствующих технических воздействий по одному из перечисленных вариантов автомобиль проходит контроль полноты объема и качества работ (чаще всего на постах диагностирования и приемки-выдачи автомобилей), а затем выдается владельцу или поступает в зону ожидания.

4. Обоснование, расчет и описание планировочных решений

Проектируемая СТОА предназначена для выполнения работ по ТО, ТР и диагностированию автомобилей «Фольксваген». На станции выполняется весь перечень работ по ТО и ТР данных автомобилей, а также контрольно-диагностических, уборочно-моечных, шиномонтажных, слесарно-механических работ, работ по системе питания и электрооборудования с применением современного оборудования как отечественного, так и зарубежного производства. Перечисленные работы выполняются на постах и в производственных отделениях (участках).

Кроме этого на СТОА осуществляется продажа автомобилей, запасных частей, эксплуатационных материалов и принадлежностей к обслуживаемым автомобилям.

Проектируемая СТОА состоит из следующих производственных зон и участков:

- участок уборочно-моечных работ;

- участок приемки-выдачи;

- зона ТО и ТР

- электротехнический участок;

- топливное отделение;

- агрегатный участок

- слесарно-механический участок.

Складские помещения СТО:

- склад запасных частей, деталей, агрегатов и узлов;

- склад шин;

- склад эксплуатационных материалов;

- склад смазочных материалов;

На СТО предусмотрены следующие административно-бытовые помещения:

- зал экспозиции автомобилей;

- клиентская;

- магазин по продаже автопринадлежнастей и автокосметики;

- бухгалтерия;

- кабинет директора с приемной;

- отдел продаж автомобилей;

- санузлы

- душевые;

- гардероб с индивидуальными вешалками для рабочих и т.д.

Кроме того, в производственном корпусе СТО предусмотрены автомобиле места ожидания ТО и ТР и вспомогательный пост.

На проектируемой СТО работы по ТО и ТР организуются на универсальных постах. Работы на постах выполняются рабочими-универсалами высокой квалификации, посты предусматриваются тупиковые. Преимуществом организации работ на универсальных постах является возможность проведения на них работ различного вида и объема.

При проектировании принят блокировочный тип застройки: все помещения СТО размещаются в одном здании.

Планировочные решение производственного корпуса соответствуют схеме технологического процесса ТО и ТР автомобилей, результатам технологического расчета и общим техническим и строительным требованиям унификации строительных конструкций. Основным производственным участком является участок ТО и ТР автомобилей. Он связан с участком приемки-выдачи автомобилей, а так же с производственными участками, на которых выполняются соответствующие работы.

Для строительства производственного и административно-бытового корпуса принимается единая сетка колонн. Общая площадь производственного корпуса равняется 2160 м2.

Высота производственных помещений принимается 4,8 м. Ширина ворот для въезда-выезда транспортных средств равна 3 м для легковых автомобилей. Ширина оконных проемов принята 2 м.

Рабочие и вспомогательный посты ТО и ТР, оснащены двухстоечными, а пост развала схождения - четырехстоечным подъемниками.

Все производственные помещения имеют естественное освещение через оконные проемы в стенах или светоаэрационные фонари в верхней части здания.

Площадь земельного участка 0,74 га.

Хранение автомобилей, ожидающих ТО и ТР осуществляется на открытой площадке на территории СТО, а готовых к выдаче - под навесом, выполненным из металлоконструкций, крытых шифером.

На территории станции принято одностороннее движение без пересечений.

Стоянка личных автомобилей персонала СТО и клиентов размещается вне территории станции непосредственно перед въездом на территорию.

Расположение всех зданий и сооружений, также отделений в производственном корпусе соответствует годовой розе ветров для Республики Беларусь.

5. Технико-экономическая оценка проекта

Для оценки уровня прогрессивности принятых технологических проектных решений проектируемой СТО используются следующие технико-экономические показатели:

1) Число комплексно обслуживаемых автомобилей в течение

года - 500

2) Число рабочих постов - 10.

3) Общая площадь участка - 0,74 га.

4) Площадь производственно-складских помещений -1960 кв.м. и административных - 670 кв.м.

5) Число работающих на СТОА - 66 чел.

6) Число производственных рабочих на СТОА - 43 чел.

Основными исходными данными, принятыми в проектах для расчета этих показателей, являются трудоемкость ТО и ТР на один автомобиль в год и режим работы на СТОА. Исходные данные оказывают значительное влияние на основные показатели СТОА, поэтому для определения технико-экономических показателей и оценки технического уровня проектных решений СТОА используются не абсолютные, а удельные показатели - на один рабочий пост:

- число производственных рабочих ;

- площадь производственно-складских помещений ;

- площадь административно-бытовых помещений ;

- площадь территории .

Значения эталонных удельных показателей [1, таблица 6.14] городских СТОА рассчитаны для следующих условий: число рабочих постов - 10, среднегодовой пробег одного автомобиля - 10 тыс. км, климатический район - умеренно холодный, условия водо-, тепло- и энергоснабжения от городских сетей.

Для условий отличающихся от эталонных, все показатели для городских СТОА корректируются с помощью коэффициентов по формулам:

(3.1)

(3.2)

(3.3)

, (3.4)

где - коэффициент, учитывающий число рабочих постов СТОА, [1, таблица 6.15].

(чел.),

2),

2),

2).

Удельные показатели - на один рабочий пост для проектируемой СТОА:

(чел.),

2),

2),

2).

Сравнительная оценка удельных технико-экономических показателей настоящей СТО с принятыми в действующих типовых проектах для эталонных условий представлена в виде таблице 3.1.

Таблица 3.1 - Сравнительная оценка удельных технико-экономических показателей проектируемой СТО с эталонной СТО

Показатели на 1 рабочий пост

Типовой проект

Проектируемая СТО

Численность производственных рабочих , чел

5,0

4,3

Площадь производственно-складских помещений , м2

197

196

Площадь административно-бытовых помещений , м2

81

67

Площадь территории , м2

1050

740

Сравнивая полученные значения с эталонными, можно сделать вывод, что удельные показатели численности производственных рабочих, площади административно-бытовых помещений ниже эталонных. Это можно объяснить тем, что при проектировании станции были заложены такие начальные параметры, которые позволили более совершенно и экономно использовать материально-техническое средства (земельный участок, площадь застроек, трудовые ресурсы).

6. Проектирование окрасочного участка

6.1 Описание технологического процесса в окрасочном участке

Малярные работы являются завершающими при ремонте кузовов автомобилей, поэтому в малярный участок автомобили поступают из кузовного участка, в отдельных случаях из зоны хранения. Эта группа участков работает параллельно зоне ТР автомобилей. В малярном участке принимается 2 поста, один из которых предназначен для подготовки кузова автомобиля к покраске, а второй пост предназначен для окраски и сушки кузова автомобиля.

Окраска кузова легкового автомобиля является ответственным отделочным этапом технологического процесса восстановления кузова. Ремонтная окраска легковых автомобилей требует наличия широкой гаммы расцветок лакокрасочных покрытий. Их отсутствие создает определенные трудности в работе станции, ведет к нерациональному расходованию лакокрасочных материалов.

Принцип приготовления расцветок заключается в смешивании однокомпонентных эмалей отдельных цветов в определенных пропорциях, для чего немецкой фирмой Standox выпускается широкая гамма цветов однокомпонентных эмалей, а также многокомпонентных эмалей.

В комнате подбора краски устанавливается оборудование, позволяющее подобрать, приготовить и испытать образцы: установка составления цветов автоэмалей Standomix, вискозиметр ВЗ 4, весы, секундомер, верстак для малярных работ 2229 и другое оборудование. Автоматизированные системы подбора краски основаны на измерении спектральных характеристик лакокрасочного покрытия специальным прибором - спектрофотометром. Результаты измерений передаются на компьютер, который подбирает из базы данных рецептуру, наиболее соответствующую реальному образцу краски. Упростить приготовление образца по выбранным рецептам позволяют компьютерные весы, имеющие обратную связь с компьютером. Подбор красок типа 'металлик' или 'перламутр' осложняется тем, что эти краски имеют очень неровную спектральную характеристику из-за присутствия в красителе отдельных частиц металла и (или) слюды. Это затрудняет измерения спектрофотометром - их проводят в нескольких разных плоскостях. Погрешности в измерениях могут стать причиной несовпадения оттенков приготовленной краски и оригинального покрытия автомобиля.

Технологический процесс окраски автомобиля начинается с тщательной подготовки поверхности под окраску на посту подготовки. Помятые поверхности выравниваются на кузовном участке. Поверхность очищается от старой краски, окалины, ржавчины при помощи металлических скребков, проволочными щетками, шлифовальной шкуркой или химическими растворами. Затем окрашиваемую поверхность моют водой, протирают, сушат (сушка производится на посту подготовки с помощью передвижной установки инфракрасной сушки УИС 1А), обдувают сжатым воздухом и грунтуют (грунтовка наносится в окрасочно-сушильной камере METRON Diana). Слой грунтовки наносят на поверхность тонким равномерным слоем толщиной до 20 мкм. Для дополнительного выравнивания поверхности, сглаживания рисок и незначительных углублений производят шпатлевание с последующим шлифованием.

После высыхания каждого слоя шпатлевки ее шлифуют мелкозернистой шкуркой с уайт-спиритом или водой для удаления неровностей, царапин, заусенцев, рисок, образовавшихся от шпателя.

После проведения всех подготовительных работ автомобиль устанавливают в окрасочную камеру, где на поверхность наносится до 3-х слоев краски и 2-х слоев лака. После нанесения каждого слоя лакокрасочного покрытия производится его сушка. Последняя операция - полировка окрашенной поверхности.

Окрашенная поверхность должна быть ровной и гладкой, без потеков, царапин, растрескивания. Глянец окрашенной поверхности должен иметь равномерный разлив без пятен. Не допускается просвечивание грунтовки, шпатлевки или неокрашенных мест, повышенной сорности и налета краски.

Контроль качества окраски кузова осуществляется визуально и с помощью толщиномера.

6.2 Расчет площади окрасочного участка

Перечень основного технологического оборудования применяемого в окрасочном участке представлен в таблице 6.1

Таблица 6.1 - Перечень основного технологического оборудования, рекомендуемого для малярного участка

Наименование оборудования, страна, фирма производитель

Модель

Техническая характеристика

Количество

Габариты:

мм

Площадь, кв.м.

Окрасочно-сушильные камеры

Россия

7129

Нагревательный элемент - воздушные тены. Рабочие температуры 60…90°С, потребляемая мощность 48 кВт

1

7000х4000

28,0

Установка составления цветов ремонтных автоэмалей

Германия

Standox

Standomix

Предназначена для подбора краски окрашиваемых автомобилей. Подбор красок осуществляется с помощью компьютера.

1

3000х5000

15,0

Краскорапылитель

Италия

Comaria

6505/10

Емкость бачка 1 л, диаметр сопла 1,5мм, рабочее давление воздуха 0,4 мм

1

Переносной

Установка инфракрасной сушки

Россия

УИС

Предназначена для ускоренной сушки зашпаклеванных или окрашенных деталей и поверхностей кузовов. Напряжение питания 220/1Ф, мощность 4

кВт

1

1235х1420

1,74

Наименование оборудования, страна, фирма производитель

Мо-

дель

Техническая характеристика

Количество

Габариты:

мм

Площадь, кв.м.

Вискозиметр

Россия

ВЗ 4

Предназначен для определения вязкости красок

1

Переносной

Краскомешалка

Россия

9226

Стационарная с электроприводом. Потребляемая мощность 1,1 кВт

1

1036х1010

1,046

Верстак для малярных работ

Россия

2229

-

1

2000х1000

2,0

Шкаф для хранения красок и кистей

Россия

7130

С местным отсосом.

1

1270х570

0,684

Верстак

ПИ-2

-

2

1550х900

2,8

Установка для ручной мойки автомобилей

160TST

Передвижная с забором воды из водопровода, подогрев с помощью сгорания дизельного топлива, давление, развиваемое насосом 40 МПа, производительность 400…800 л/мин, температура нагретой воды 155°С, масса 117 кг.

1

1900х1000

1,9

Итого

-

-

-

-

53,17

Для расчета площади окрасочного участка используется формула

, ( 6.1 )

где -- площадь, занимаемая оборудованием в плане, кв.м. ( таблица 6.1);

--коэффициент плотности расстановки оборудования постов, .

(кв.м.)

При выполнении технологической планировки производственно корпуса площадь топливного участка корректируется.

6.3 Охрана труда на окрасочном участке

Детально разрабатываемый малярный участок расположен рядом с кузовным участком. Для выполнения окрасочных работ предусматривается следующие основные посты: пост подготовки к окраске, пост окраски и сушки. Организация работ на малярном участке соответствует Правилам и нормам техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии для окрасочных цехов, утвержденным Министерством химического машиностроения СССР от 15 августа 1974 г., Санитарным правилам и нормам при окрасочных работах с применением ручных распылителей, утвержденным приказом Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 9 февраля 1994 г., и требованиям ГОСТ 12.3.005-75 «Система стандартов безопасности труда. Работы окрасочные. Общие требования безопасности», утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19 августа 1975 г. № 2185.

Согласно СанПиН 9-93-98 «Санитарные правила и нормы при окрасочных работах с применением ручных распылителей» пост окраски и пост подготовки поверхности кузова к окраске оборудованы местными отсосами. При этом воздух, удаляемый местными вентиляционными установками от технологического оборудования, по соображениям пожарной безопасности в общую вытяжную систему не направляется. Приточный (наружный) воздух взамен удаляемого местными отсосами подают рассеянно в рабочую зону. При окраске в камерах и перегреве притока (для целей отопления) допускается сосредоточенная подача воздуха.

Вентиляционные выбросы, содержащие вредные вещества, подвергаются очистке перед выбросом в атмосферу согласно действующим санитарным нормам проектирования промышленных предприятий.

Периодически, не реже 1 раза в год, проводят контрольные испытания вентиляции окрасочных камер с занесением результатов в паспорт вентсистемы. Контрольные испытания должны проводиться также после ремонта или реконструкции, либо при резком снижении эффективности работы вентиляции камеры.

Для окрасочной камеры с нижним отсосом и принудительной подачей воздуха, в связи с повышенными скоростями в рабочей зоне маляра, температура приточного воздуха должна cоставлять 20-22°С.

На участке окраски не допускается рециркуляционное отопление как в рабочее, так и в нерабочее время.

Нормы естественного и искусственного освещения и выбор светильников приняты в соответствии с нормами проектирования естественного и искусственного освещения и требованиями ПЭУ.

Светильники, размещенные в помещении участка, очищают не реже трех раз в месяц при отключенном токе.

Шум от производственного оборудования и вентсистем в помещении участка не превышает уровня, установленного действующими санитарными нормами (нормативное значение 60 ДцА). Гигиенические нормы вибрации воздействующей на рабочего в отделении соответствуют ГОСТ 12.1.012-90 «ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования», СанПиН 2.2.4/2.1.8.10.-33-2002 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданиях». Согласно СанПиН 2.2.4/2.1.8.10.-32-2002 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» шум от работы вентустановок не превышает нормы.

В окрасочном участке запрещается курение и прием пищи.

Содержание производственного помещения участка и рабочих мест соответствует требованиям 'Санитарных правил и норм содержания и эксплуатации производственных помещений'. Уборка помещения и рабочих мест производится ежедневно после окончания смены влажным способом.

Окна, стены и оборудование очищают от пыли не реже 1 раза в месяц. Мытье стен и оборудования растворителями запрещено.

Пролитые на пол лакокрасочные материалы и растворители немедленно убирают при помощи опилок, а затем пол протирают ветошью, смоченной растворителем, соответствующим лакокрасочному материалу, после чего облитое место вымывается водой; моющим средством.

Отходы лакокрасочного материала собираются в закрытую тару и удаляются в места, установленные по согласованию с пожарной охраной и местными органами госсаннадзора.

Обтирочные концы, тряпки и ветошь после употребления складывают в металлические ящики, закрываемые крышками, и в конце смены выносят с территории участка в специальные места, отведенные по указанию органов местной пожарной охраны.

Во время работы на окрасочном участке должна действовать механическая вентиляция. При остановке вентиляционных систем необходимо приостанавливать все работы, связанные с выделением вредных веществ.

Хранение лакокрасочных материалов производится вне производственного помещения участка на территории предприятия.

У рабочих мест следует хранить только необходимое количество лакокрасочных материалов в готовом к употреблению виде, не превышающее сменную потребность, причем тара должна быть плотно закрыта и храниться в вентилируемом вытяжном шкафу.

Примерный перечень опасных и вредных производственных факторов при окраске изделий следующий: повышенная загазованность воздушной среды, повышенная запыленность, температура воздуха и поверхностей, повышенный уровень шума и вибраций, повышенная ионизация воздуха, повышенная напряженность электрического поля заряды статического электричества, повышенные уровни инфракрасного, ультрафиолетового и других излучений, струя ЛКМ под давлением, незащищенные токоподводящие части оборудования.

На окрасочном участке обязательному контролю подлежат растворители (ПДК паров растворителя равна 100 мг/м3): ксилол, толуол, этилацетат, бутилацетат, уайт-спирит.

Рабочие на окрасочном участке обеспечиваются спецодеждой, средствами индивидуальной защиты органов дыхания, личной гигиены и защитными приспособлениями в соответствии с действующими типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной зашиты.

Основная номенклатура средств индивидуальной защиты на окрасочном участке: фильтрующий противогаз промышленный марки А; респиратор фильтрующий противогазовый РПГ-67; респиратор РУ-60М-А; пневмокаска ЛИЗ-5; очки-моноблок; биологические перчатки; паста ПМ-1; фурацилиновая паста; мыло МДМ; отмывочные средства.

На окрасочном участке работать без спецодежды не разрешается.

Согласно БНБ 2.02.02-01 “Эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре” пути эвакуации обозначаются табличками зеленого цвета с надписью «ВЫХОД». В каждом помещении расположена схема эвакуации. Высота дверей на пути эвакуации не менее 2-х метров, ширина - не менее 1 м. В производственном корпусе расположены пожарный инвентарь, ящик с песком и два огнетушителя. На складах также предусмотрены средства пожаротушения.

Согласно НПБ 5-2000 “Категорирование помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной безопасности” помещение малярного участка относится к категории А (взрывопожаро-опасное). Согласно СНБ 2.02.01-98 «Пожарно-техническая классификация зданий, строительных конструкций и материалов» степень огнестойкости - II.

Окрасочное отделение расположено у наружных стен. Высота помещения 6 м (допустимая норма - 5,4 м ). Полы выполнены из несгораемых материалов.

7. Технологический процесс окраски кузова микроавтобуса

Лакокрасочное покрытие автомобильного кузова имеет ряд назначений. Основные из них - антикоррозийная защита и эстетический вид автомобиля.

После кузовного ремонта автомобиль в первую очередь поступает на мойку. Это необходимо для удаления всевозможных загрязнений, которые могут находиться на поверхности и в стыках отдельных частей кузова. Как правило, мойка автомобиля осуществляется здесь же в молярном участке на специально выделенном посту. После мойки автомобиля осуществляется его сушка.

Затем на окрашиваемые поверхности с помощью специального пистолета наносится антикоррозийный грунт (рисунок 7.1). Данная операция выполняется с целью предотвращения коррозии кузова. После грунтовки - сушка автомобиля.

Рисунок 7.1 - Нанесение антикоррозийного грунта

Так как в процессе кузовного ремонта невозможно идеально выровнять поверхность кузова, то это выполняется при подготовке к покраске нанесением специальных шпаклевок. Выполняется данная операция вручную с помощью шпателя (рисунок 7.2).

Рисунок 7.2 - Нанесение шпаклевки

После шпаклевки - сушка. Для увеличения производительности труда путем сокращения времени отведенного на сушку при небольшом и среднем ремонтах, как правило, используется специальное оборудование, такое как излучатель инфракрасных лучей (рисунок 7.3). Он излучает короткие инфракрасные лучи. Данный способ сушки исключает опасность возникновения микропузырей, образующихся во время испарения растворителя.

Рисунок 7.3 - Излучатель инфракрасных лучей

С помощью наждачной бумаги различной зернистости доводят поверхность до необходимой формы.

Наносится пистолетом специальный грунт, предназначенный для лучшей адгезии краски. Следующая операция - сушка поверхности.

Далее окрашиваемая поверхность покрывается специальным грунтом, который предназначен для заполнения микрораковин и шероховатостей. Сушка.

После сушки с помощью специальной губки наносится проявочная паста, которая проникает во все раковины и поры, которые остаются после нанесения грунта. С помощью наждачной бумаги очень мелкой зернистости и воды зачищают поверхность до тех пор, пока не исчезнет проявочная паста. Снова сушат, продувают сжатым воздухом.

Перед установкой автомобиля в окрасочную камеру автомобиль опять полностью тщательно моют, сушат. Эта операция выполняется для того, чтобы в окрасочную камеру попадало как можно меньше пыли и других загрязнений.

Автомобиль устанавливают в окрасочную камеру. При необходимости элементы кузова находящиеся вокруг окрашиваемой поверхности обклеивают специальными маскировочными пленками (рисунок 7.4)

Рисунок 7.4 - Защита не окрашиваемых поверхностей защитными пленками

На подготовленную поверхность наносится несколько слоев краски (рисунок 7.5).

Рисунок 7.5 - Нанесение краски

После нанесения каждого слоя краски - сушка. Количество слоев зависит от укрываемости краски и может достигать до 3-х.

На окрашенную поверхность наносится 2 слоя лака. После нанесения каждого слоя -сушка.

После окраски необходимо отполировать поверхность. Для удаления пыли, волосков попавших в краску используют абразивные лепестки (рисунок 7.6).

Рисунок 7.6 - Применение абразивных лепестков

Волнообразная форма исключает образование контуров. Существуют самоклеящиеся лепестки и на липучке. Абразивные лепестки зернистостью 2500 применяются для шлифовки небольших поверхностей перед полированием.

Для полировки больших поверхностей применяется полировальная машина. (рисунок 7.7).

Рисунок 7.7 - Применение полировальной машины

Для полировки поверхности данной машинкой применяется полировальная абразивная паста.

Заключение

В результате разработки курсового проекта была разработана СТОА для обслуживания микроавтобусов “Фольксваген”.

Было получено площадь участка под застройку СТОА составляет 0,76 га, плотность застройки - 45%, площадь застройки - 3157 м2, коэффициент озеленения территории СТО равен 0,22.

Площадь производственного корпуса составляет 2160 м2. Проектом предусмотрено 10 рабочих постов. Годовой объем работ составляет 81000 чел.-ч. Штатная численность производственных рабочих равна 33 человека.

Была проведена оценка уровня прогрессивности технологических проектных решений по удельным показателям, на один рабочий пост, показатели показали, что расчет трудоемкости и выбор планировочных решений являются рациональными и соответствуют действующим типовым проектам СТО.

В проекте освещены вопросы охраны труда, техники безопасности, было изучено, какие вредные факторы существуют на участке. Проведены мероприятия по противопожарной защите

Детально разработан малярный участок, подобрано современное технологическое оборудование, дано описание организации и технологии работ.

Разработана технологическая карта на окраску кузова автомобиля «Фольксваген», с использованием современного окрасочного оборудования.

Список использованных источников

1. Болбас М.М., Капустин Н.М., Петухов Е.И, Похабов В.И. Проектирование АТП и СТО. - Мн.: 'Университетское', 1997. - 246 с.

2. Напольский Г. М. Технологическое проектирование АТП и СТО: Учебник для вузов. М.: Транспорт.1985. -231 с.

3. Фастовцев Г.Ф. Организация технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей: Учеб. Пособие для учащихся автотрансп. техникумов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1989. - 240с.

4. Шумик С.В., Болбас М.М. Петухов Е.И. Техническая эксплуатация автотранспортных средств: Курсовое и дипломное проектирование: Учеб пособие. Мн.: «Вышэйшая школа», 1988. - 206с.

5. ОНТП 01-91 «Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта».

6.СанПин №9-РБ-98 «Санитарные правила и нормы для предприятий по обслуживанию автомобилей».

7.СанПин №11-13-94 «Санитарные правила и нормы микроклимата производственных помещений».

8.СанПиН №9-93-98 «Санитарные правила и нормы при окрасочных работах с применением ручных распылителей».

9. Ремонт лакокрасочных покрытий. Перечень применяемых средств и оборудования для проведения окрасочных работ. Auto-plast Produkt, 2004.-40 с.

/

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru