Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Методологические основы определения рыночной стоимости транспортных средств (на примере Volkswagen Polo седан)

Работа из раздела: «Транспорт»

/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

'Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)'

Бизнес-школа РГЭУ (РИНХ)

Курсовая работа

Методологические основы определения рыночной стоимости транспортных средств (на примере Volkswagen Polo седан)

Автор курсовой работы:

Юдович А.Ю.

Проверил:

Резниченко И.А.

Ростов-на-Дону

2014 г.

Предмет оценки

Volkswagen Polo седан

Год выпуска 2012

Пробег 23140

Комплектация Comfortline

Состояние хорошее,

Балансовая стоимость - нет данных

Местоположение г. Ростов-на-Дону.

Без малого пять лет автомобили Volkswagen Polo Sedan продаются в России. Производимый в Калуге автомобиль своим появлением вызвал немало положительных моментов и ажиотажа среди россиян. Длинные очереди, выстроившиеся за недорогим, бюджетным седаном, были тому ярким подтверждением. Первое время производитель даже не справлялся со спросом на Фольксваген Поло седан. За прошедшее с начала продаж время автомобиль уже успел примелькаться на отечественных дорогах и получить массу различных отзывов своих владельцев. Автомобили концерна Volkswagen AG как родные братья схожи оформлением экстерьера. Семейственность и узнаваемость характерны всему модельному ряду компании из Вольфсбурга, седан 'Поло' - не исключение. В профиль Фольксваген Поло седан демонстрирует покатый капот, сильно заваленную назад рамку лобового стекла, ниспадающую к корме линию крыши, переходящую в поджарый багажник. Боковины кузова с еле уловимыми глазу выштамповками и ребром по верхней части дверей. Колесные арки крупного размера с легкостью принимают в свои закрома шины на дисках от 175/70 R14 до 185/60 R15, 195/55 R15 (заводская комплектация). По отзывам владельцев Volkswagen Polo Sedan, возможна установка резины на дисках большего диаметра: R16, R17, R18 и даже R20 (245/40 R20). Корма седана 'Поло' решена в классическом для трехобъемника стиле: компактная задняя светотехника, крупная и высокая крышка багажника, простой без излишеств бампер. Классика, гармония и схожесть со старшими моделями Фольксваген -- вот конек Polo Sedan. Напомним внешние габаритные размеры авто: длина -- 4384 мм, ширина -- 1699 мм, высота -- 1465 мм, колесная база -- 2552 мм, клиренс -- 170 мм. Кузов автомобиля изготавливается из оцинкованного проката, лакокрасочное покрытие по-немецки прочное. Удобное рулевое колесо, не зависимо от комплектации, регулируется по высоте и глубине, приборная панель с двумя большими циферблатами (тахометр и спидометр) и информационным дисплеем бортового компьютера.

Кресла удобные, хотелось бы более развитую боковую поддержку и поясничный подпор 'по ярче'… но не забываем, что мы в салоне бюджетного авто. Независимо от версии Поло седан оснащаются электростеклоподъемниками для всех дверей, удобными карманами в дверях с емкостями под пластиковые бутылки. Багажное отделение способно вместить 460 литров груза, объем можно существенно увеличить сложив спинку заднего сиденья. Volkswagen Polo Sedan предлагается в трех комплектациях: Trendline, Comfortline, Highline. Начальная Trendline наконец-то включает в себя ABC и возможность за доплату установить кондиционер (ранее сие было невозможно).

Из полезностей и 'радостей жизни' будут присутствовать: две фронтальные подушки безопасности, электромеханический усилитель рулевого управления, электростеклоподъемники всех дверей, центральный замок, регулировка руля по высоте и глубине, лифт водительского кресла, бортовой компьютер, шины на стальных дисках 175/70 R14.

В комплектации Comfortline к начальному оснащению Фольксваген Поло Седан добавляются: электрозеркала с подогревом, шины на железных дисках 185/60 R15, подогрев передних сидений, кондиционер. Комплектация Highline седана VW Polo щеголяет: противотуманками, колесами на легкосплавных дисках 195/55 R15, музыкой CD MP3, подлокотником (который несколько мешает пользоваться стояночным тормозом), подогревом лобового стекла.

Для произведенного в России Фольксваген Поло седан предусматривается только один бензиновый мотор 1.6 (105 л.с.) с 5 МКП, в качестве опции для комплектаций Comfortline и Highline доступен 6-ти ступенчатый японский 'автомат' Aisin с двумя режимами. Обычный режим 'драйв' с функцией ручного выбора передачи Triptronic и режим 'спорт', когда задействуется только 5 передач. 'Автомат' плавно и незаметно перебирает передачи и комфортен в использовании, вот только разгон до 100 км/ч за 12,1 сек против 10,5 сек у автомобиля с 'механикой'. Ходовая для седана Поло заимствована от Гольфа 4 поколения.

Спереди стойки МакФерсон, сзади балка кручения. Тормозные механизмы передние дисковые, задние барабанные. Благодаря сбалансированным настройкам шасси, электромеханическому усилителю руля с изменяемым в зависимости от скорости движения усилием, тяговитому мотору и правильным коробкам передач Volkswagen Поло седан представляет собой лучшее предложение в классе бюджетных седанов на рынке.

Цены и комплектации на Фольксваген Поло Седан в 2014 году для России:

Стоимость базовой комплектации Trendline для VW Polo Sedan седан стартует с 473 900 рублей, за кондиционер нужно доплатить 37030 рублей. Комплектация Volkswagen Polo Sedan Comfortline предлагается по цене от 544900 рублей, ну а Поло седан Highline - от 569900 рублей.

Оснащение дополнительными опциями способно поднять цену на Фольксваген Поло седан до внушительной цифры в ~700000 рублей, а это уже далеко не 'бюджетное предложение'.

Источник: http://auto.ironhorse.ru/vw-polo-sedan_1182.html © IronHorse.ru

Модификации

Модификации

1,2 (60 л. с.) 5МТ

1,2 (70 л. с.) 5МТ

1,4 (85 л. с.) 5МТ

1,4 (85 л. с.) 7-DSG

1,2 TSI (105 л. с.) 7-DSG

Двигатель

Тип двигателя / кол-во клапанов на цилиндр

3-цилиндр., бензиновый / 4

3-цилиндр., бензиновый / 4

4-цилиндр., бензиновый / 4

4-цилиндр., бензиновый / 4

4-цилиндр., бензиновый турбированный / 2

Объем, л / cм?

1,2 / 1198

1,2 / 1198

1,4 / 1390

1,4 / 1390

1,2 / 1197

Система топливоподачи

распредел. впрыск

распредел. впрыск

распредел. впрыск

распредел. впрыск

непосредств. впрыск

Макс. мощность, кВт (л.с.) при об/мин

44 (60) / 5200

51 (70) / 5400

63 (85) / 5000

63 (85) / 5000

77 (105) / 5000

Макс. крутящий момент, Нм при об/мин

108 / 3000

112 / 3000

132 / 3800

132 / 3800

175 / 1550 - 4100

Экологический класс

Евро 5

Коробка передач

5-ступ. мех.

5-ступ. мех.

5-ступ. мех.

7-ступ. DSG

7-ступ. DSG

Генератор, A / Аккумулятор, A (A-ч.)

90 / 220 (44)

90 / 220 (44)

110 / 220 (44)

110 / 220 (44)

140 / 220 (44)

Генератор, А

Динамические характеристики

Макс. скорость, км/ч

157

165

177

177

190

Время разгона 0-80 / 0-100 км/ч, с

10,5 / 16,1

9,2 / 14,1

8,0 / 11,9

7,7 / 11,9

6,5 / 9,7

Разгон до 100 км/час, с.

Расход топлива, л/100 км

Тип топлива

Бензин

Городской цикл

7,3

7,3

8,0

7,7

7,0

Загородный цикл

4,5

4,5

4,7

4,7

4,4

Смешанный цикл

5,5

5,5

5,9

5,8

5,3

Размеры, внешние

Длина, мм

3970

Ширина, мм

1682

Высота, мм

Высота / с антенной, мм

1462 / 1485

Колесная база, мм

2470

Колея пер. / задн., мм

1463 / 1456

Клиренс, мм

102

Размеры, внутренние

Проем пер. двери, ширина / высота, мм

Проем пер. двери (2-дв. кузов), ширина / высота, мм

1046 / 1300

Проем пер. двери (4-дв. кузов), ширина / высота, мм

818 / 1300

Проем задн. двери, ширина / высота, мм

Проем задн. двери (4-дв. кузов), ширина / высота, мм

710 / 1320

//

Высота от сиденья до потолка спереди, мм

974

//

Высота от сиденья до потолка сзади, мм

943

Ширина салона спереди / сзади, мм

Ширина салона (2-дв. кузов) спереди / сзади, мм

1432 / 1393

//

Ширина салона (4-дв. кузов) спереди / сзади, мм

1386 / 1384

Багажное отделение

Длина при поднятом / сложенном заднем сиденье, мм

699 / 1371

//

Макс. ширина, мм

962

962

962

962

1006

Ширина между колесными арками, мм

942

942

942

942

955

Высота, мм

Высота до багажной полки / до потолка, мм

499 (820)

Объем, л

280 / 952

Масса, кг

Снаряженная, кг

1067

1067

1070

1104

1126

Полная, кг.

1550

1550

1550

1580

1600

Полезная нагрузка, кг

558

558

555

551

549

Допустимая нагрузка на ось пер. / задн.

830 / 770

Допустимая масса буксир. прицепа без тормозной системы, кг

520

530

550

550

560

Допустимая нагрузка на сцепное устройство / на крышу

50 / 75

50 / 75

50 / 75

50 / 75

51 / 75

Снаряженная масса, ручн. КПП (авт. КПП), кг

Прочие размеры

Высота от земли до кромки открытого капота, мм

1753

1753

1719

1719

1719

Высота от земли до кромки открытого багажника, мм

2000

2000

2013

2013

2013

Ширина при открытых дверях пер. / задн., мм

Ширина при открытых дверях (2-дв. кузов), мм

3933

3933

3897

3897

3897

Ширина при открытых дверях (4-дв. кузов) пер. / задн., мм

3456 / 3207

3456 / 3207

3450 / 3209

3450 / 3209

3450 / 3209

Колеса

5 J x 14

5 J x 14

5 J x 14

5 J x 14

5 J x 15

Шины

175/70 R 14

175/70 R 14

Trend 175/70 R 14 Comfort 185/60 R 15

Trend 175/70 R 14 Comfort 185/60 R 15

185/60 R 15

Диаметр разворота, м

10,6

Объем топливного бака, л

45

Аннотация

Данная курсовая работа выполнена в виде учебного отчёта 'Методологические основы определения рыночной стоимости транспортных средств (на примере Volkswagen Polo седан)'.

Расчёты проведены методами сравнительного подхода. Доходный и затратный подходы не применялся. Работа выполнена в форме отчёта об оценке с соблюдением ФЗ-135 от 29 июля 1998 г. и ФСО-1, ФСО-2, ФСО-3

Содержание

Введение

Глава 1. Правовое регулирование оценочной деятельности

1.1 Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации

1.2 Методологические основы оценки машин, оборудования и транспортных средств

1.2.1 Оценка машин, оборудования и транспортных средств как направление в оценочной деятельности

1.2.2 Принципы и подходы при оценке машин, оборудования и транспортных средств

Глава 2. Оценка рыночной стоимости автомобиля Volkswagen Polo седан

2.1 Сравнительный подход и его методы

2.2 Затратный подход и его методы

2.3 Доходный подход и его методы

2.4 Согласование результатов

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Оценочная деятельность в настоящее время -- необходимое условие формирования рыночной экономики, создания нормальных экономико-правовых отношений в обществе, а также для решения вопроса об обеспечении легитимного и цивилизованного экономического оборота прав собственности.

В транспортном комплексе, самым представительным видом активов которого являются транспортные средства, потребность в стоимостной оценке постоянно возрастает.

По определению: Транспортное средство -- это устройство, предназначенное для перемещения в пространстве людей, грузов или оборудования, установленного на нем. В зависимости от среды (поверхности), в (на) которой осуществляется перемещение, транспортные средства разделяются на наземные транспортные средства, морские суда, суда внутреннего плавания, воздушные суда, космические аппараты. Формально транспортные средства являются движимым имуществом. Воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, подлежащие государственной регистрации, в соответствии с Гражданским кодексом РФ относятся к объектам недвижимости.

Оценка транспортных средств является узко специализированным и обособленным видом оценочной деятельности, имеющим принципиальные отличия от оценки других видов объектов. Это обусловлено следующими основными причинами:

наличием существенных функциональных, конструктивных и эксплуатационных особенностей;

составом и влиянием факторов, определяющих стоимость транспортных средств;

правовыми, организационными, методическими, информационными и методическими аспектами оценки транспортных средств. Правовые нормы по данному виду объектов оценки выделены отдельно в целом ряде нормативных правовых актов (Административный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и т. д.);

транспортные средства являются объектом повышенной опасности, что вызывает ряд правовых последствий, связанных с возмещением материального ущерба, и требует проведения его оценки;

в действующих в РФ классификаторах, связанных с проведением работ по оценке, транспортные средства выделены в отдельную группу (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности стран СНГ -- оценка таможенной стоимости, Общероссийский классификатор основных фондов -- переоценка основных фондов и т.д.);

структура и параметры рынков транспортных средств существенно отличаются от тех же характеристик товарных рынков других видов объектов оценки, что является принципиальным вопросом при формировании методического и информационного обеспечения для определения рыночной стоимости того или иного транспортного средства.

В связи с этим при профессиональной подготовке оценщиков возникает острая необходимость разработки учебно-методического обеспечения оценки стоимости транспортных средств, позволяющего повысить уровень объективности и обеспечить необходимое качество услуг по оценке и соответствие их требованиям действующего законодательства по защите прав потребителей.

Глава 1. Правовое регулирование оценочной деятельности

Оценочная деятельность как объект правового регулирования представляет собой с одной стороны услугу оценщиков - независимых экспертов по определению рыночной стоимости, с другой стороны это юридический факт, устанавливающий стоимость объекта оценки для определенной в договоре об оценке (или иного основания проведения оценки) цели (целях). Поэтому оценка проведенная в соответствии с законодательством РФ может повлечь за собой определенные правовые последствия.

С развитием в России рыночных отношений категория стоимости имущества из объекта планового регулирования переросла в рыночную категорию. Определение стоимости, в экономике, где основным фактором цены товара является соотношение спроса и предложения, представляет сложный процесс, осуществление которого требует серьезного аналитического исследования. Установление стоимости имущества необходимо во многих ситуациях делового оборота, а отчет о стоимости, составленный оценщиком должен иметь доказательственное значение. В целях упорядочивания деятельности экспертов-оценщиков, а также в целях установления их правового статуса Российская Федерация установила ряд законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих оценочную деятельность. Под оценочной деятельностью, в рамках законодательства об оценочной деятельности понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Исходя из логики законодательства об оценке, деятельность, направленная на установление рыночной стоимости, осуществляемая не субъектами оценки, не подпадает под регулирование законодательства об оценочной деятельности. Отчет, составленный не оценщиками, не может иметь доказательственного значения и такая стоимость не является рекомендуемой для совершения сделок с имуществом. Однако, оценка, не соответствующая требованиям законодательства не запрещена законом. Однако, суждение о стоимости, не подпадающие под сферу правового регулирования законодательства об оценке, не может являться независимым экспертным заключением о стоимости объекта оценки, и не имеет законного доказательственного значения. Таким образом, одним из существенных условий признания доказательственной силы суждения о стоимости является осуществление этой деятельности субъектами оценочной деятельности в соответствии с существующим законодательством.

1.1 Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации

Основой правового регулирования оценочной деятельности в РФ является федеральный закон 'Об оценочной деятельности' ФЗ №135 от 29 июля 1998 г.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Законы в РФ имеют большую юридическую силу, чем подзаконные нормативные акты (Постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств и др.). Условием юридической силы иных законов и нормативно-правовых актов, регулирующих оценочную деятельность в РФ является соответствие их ФЗ 'Об оценочной деятельности' и международным договорам. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством РФ в области оценочной деятельности, применяются правила международного договора РФ.

Закон об оценочной деятельности определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям (публичное имущество), физическим и юридическим лицам для целей совершения сделок с этим имуществом, а также для иных целей. На территории РФ данный закон обязателен к применению, так как для осуществления деятельности, связанной с имущественным оборотом на территории РФ необходимо иметь статус физического или юридического лица. Поправками к Федеральному закону 'Об оценочной деятельности в Российской Федерации', принятыми 14.11.2002 года расширена сфера правового регулирования данного федерального закона. Если ранее сфера отношений, регулируемых законодательством об оценочной деятельности ограничивалась целями совершения сделок с объектами оценки, то после внесения поправок в законодательство, сфера оценочной деятельности была расширена и включает в себя не только определение стоимости для целей сделок с ними, но и для иных целей. Причем, законодательно не установлен исчерпывающий перечень целей оценки, регулируемых законодательством об оценочной деятельности. Диспозитивный характер данной нормы означает, что субъекты оценочной деятельности свободны в проведении оценочной экспертизы для любых целей в отношении объектов оценки, кроме тех целей, для которых законодательством предусмотрен иной порядок оценки имущества. Так, например, в стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, даны определения видов стоимости.

Понятие рыночной стоимости

Фундаментальной категорией законодательства об оценочной деятельности, является понятие рыночной стоимости. В ст. 3 закона 'Об оценочной деятельности в РФ' рыночная стоимость определяется как наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

- одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая

сторона не обязана принимать исполнение;

- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

- объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей либо стороны не было;

- платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Согласно ст. 7 ФЗ 'Об оценочной деятельности в РФ' в случаях проведения обязательной оценки (если в нормативно- правовых содержится требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки), либо если в договоре об оценке не определен конкретный вид определяемой стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Это положение закона является одним из принципов оценочной деятельности и устанавливает предположение об установлении рыночной стоимости, если в договоре об оценке не указано иное. Также предположение об установлении рыночной стоимости объектов оценки подлежит применению в случае использования, не предусмотренных законом об оценочной деятельности или стандартами оценки, обязательных к применению, терминов определяющих вид стоимости объекта оценки, например, таких как 'действительная стоимость', 'разумная стоимость', 'эквивалентная стоимость', 'реальная стоимость' и др.

Категория рыночной стоимости напрямую связана с рыночной экономикой. Рыночная экономика это способ ведения хозяйства, предполагающий удовлетворение потребностей посредством обмена. Принятие решений является прерогативой самостоятельных экономических субъектов. Основы рыночной экономики заложены в ст. 8, 35, 36 Конституции РФ. Рыночная экономика предполагает наличие определенной степени саморегуляции. Таким образом, в какой-то степени, рынок может быть определен как сфера гражданско-правового оборота, в которой субъекты обладают свободой воли, и вся система отношений обладает определенной степенью саморегуляции. Поэтому, один из принципиальнейших экономических явлений - понятие стоимости определяется саморегулированием экономической системы, а не императивом одного лица или властного органа. Оценщик определяя рыночную стоимость выражает свое суждение о вероятной расчетной сумме, на которую объект оценки может быть обменен. Оценщик по общему правилу не устанавливает рыночную, не диктует собственнику ту расчетную сумму, цену, которую он должен назначить для своей собственности, а лишь высказывает суждение о предполагаемой её величине (диапазоне) в данных условиях.

Это положение связано с категорией свободы договора, закрепленной в ст. 421 Гражданского кодекса РФ. Так данная норма в п. 4 закрепляет, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание или существенное условие предписано законами или иными нормативно-правовыми актами. Так, согласно ст. 424 ГК исполнение договора купли-продажи оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, за исключением предусмотренных законом случаев применения цен устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами. Свобода договора в отношении определения цены сделки в большинстве видов сделок в российской правовой системе составляет основу формирования рыночных отношений и базой для определения рыночной стоимости в работе экспертов-оценщиков. В затратном, сравнительном и доходном подходах к оценке для определения обоснованной рыночной стоимости эксперт оценщик использует информацию о заключенных на рынке сделках с имуществом, которая необходима для суждения о рыночной или иной стоимости объекта оценки. Т.о. само существование рыночной стоимости обязано свободой установления цены сделок в гражданско-правовых отношениях. Действия эксперта-оценщика по определению рыночной или иной стоимости, в случае, если результат его суждения о стоимости всегда был бы обязателен для совершения сделок со всеми объектами собственности искоренило бы саму сущность оценочной деятельности, так как лишило бы базу суждения оценщика о стоимости объекта оценки, определенную из индикативов стоимости установленной свободой установления цены сторонами договора. Таким образом, можно определить оценочную деятельность как деятельности по выражению суждения о стоимости имущества в отдельных случаях, по волеизъявлению стороны, заказавшей или потребовавшей оценку и только в отдельных случаях, суждение о стоимости может быть обязательным для заключения сделки по установленной оценщиком цене.

Согласно ст. 7 закона об оценочной деятельности осуществляется презумпция установления рыночной стоимости объекта оценки. Предположение об установлении рыночной стоимости справедливо, если в законе или ином нормативно-правовом акте, содержится требование об обязательном проведении оценки или в договоре не определен вид стоимости объекта оценки или использованы термины, не предусмотренные стандартами оценки или законом об оценочной деятельности, в том числе терминов: разумная стоимость, действительная стоимость, реальная стоимость и др. Такое положение справедливо при адаптации международных и других необязательных к применению в Российской Федерации стандартов оценки, в которых есть упоминание вышеизложенных терминов. Кроме того данное положение предоставляет собой свободу применения услуг независимых оценщиков. Так, например, в случае отсутствие в договоре условия цены согласно гражданскому законодательству, такой договор может быть оплачен исходя из цены, которая при сравнительных обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы, услуги. Понятие рыночной стоимости, к сожалению, недостаточно раскрыто в отечественной нормативно-правовой базе по оценочной деятельности. Так, например, многие зарубежные и международные стандарты оценки разъясняют, что дата отчета об определении рыночной стоимости не может быть ранее чем дата оценки. Данный факт связан с пониманием деятельности оценщика по определению данного вида стоимости, как анализ уже сложившейся рыночной конъюнктуры на дату оценки, что позволяет определять рыночную стоимость обоснованно.

Оценщики и заказчики как субъекты оценки:

Ст. 4 федерального закона 'Об оценочной деятельности' определяет Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Таким образом, оценщик как субъект оценочной деятельности обладает следующими признаками:

1. Оказывает услуги по оценке. Оценщики оценивают имущество в форме услуги предоставляемой заказчику (потребителю). Возмездное оказание услуг, как вид гражданских правоотношений регулируется главой 39 ГК РФ. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить услуги. Кроме того, ст. 9 ФЗ 'Об оценочной деятельности' определяет в качестве оснований для проведения оценки договор между оценщиком и заказчиком, или на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа.

2. Оценщик должен являться юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Согласно ст. 48 ГК РФ. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

3. Также оценщик должен быть независимым. Раскрытие категории независимости оценщика дано в ст. 16 ФЗ 'Об оценочной деятельности'. Согласно п. 14 Стандартов оценки обязательных к применению оценка может проводиться оценщиком только при соблюдении требования к независимости оценщика, предусмотренного законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае если оценщик не отвечает требованию независимости, оценщик обязан сообщить об этом заказчику и отказаться от заключения договора об оценке.

4. Гражданская ответственность оценщика должна быть застрахована, при этом размер страховки и ее существенные условия (например, ответственность предел ответственности за действия или бездействия оценщика) в законодательстве об оценочной деятельности не определены. Положение о страховании оценщика закреплено в ст. 17 закона об оценочной деятельности. Согласно законодательству страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Правоотношения страхования регулируются главой 48 ГК и законодательством о страховании.

К потребителям (заказчикам) услуг оценщиков, как субъектам оценочной деятельности, законодательство не предъявляет конкретных требований. Но очевидно, что они должны обладать правоспособностью, а органы государственной власти РФ полномочиями для требования или права заказать услуги оценщика. Российская федерация, субъекты РФ, юридические и физические лица имеют право на проведение оценщиками оценки любого принадлежащего им объекта оценки. Данное право является безусловным, результаты оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского отчета и отчетности. Характерно, что безусловное право на оценку объекта оценки имеют лишь собственники данного объекта.

Обязательные требования к договору об оценке

Простая письменная форма (не требуется нотариальное удостоверение).

Цель оценки.

Описание объекта оценки, для его идентификации.

Основания заключения договора.

Вид объекта оценки.

Вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки.

Размер денежного вознаграждения за проведение оценки.

Дату определения стоимости Об. Оц.

Сведения о страховании оценщика.

Наименование СРО, членом которой является оценщик.

Указание на стандарты применяемые при оценке.

Стандартами оценки, обязательными к применению закреплены следующие виды стоимости: рыночная стоимость, инвестиционная стоимость, ликвидационная стоимость, кадастровая стоимость. В соответствии со ст. 7 ФЗ 'Об оценочной деятельности в РФ' в случае указание в договоре иного вида определяемой стоимости, подлежит установлению рыночная стоимость.

Отчет об оценке

Отчет об оценке является формой надлежащего исполнения оценщиком своих обязанностей, возложенных на него договором, Он должен быть своевременно составлен в письменной форме и передан заказчику.

Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В случае если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.

В отчете должны быть указаны:

дата составления и порядковый номер отчета;

основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

место нахождения оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества;

точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;

стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата. Согласно п. 13 Стандартов оценки обязательных к применению Проведение оценки включает в себя следующие этапы:

1. Заключение с заказчиком договора об оценке;

2. Установление количественных и качественных характеристик объекта оценки. В рамках этого этапа оценщик осуществляет сбор и обработку:

ь Правоустанавливающих документов, сведений об обременении объекта оценки правами иных лиц.

ь Данных бухгалтерского учета и отчетности, относящихся к объекту оценки;

ь Информации о технических и эксплуатационных характеристиках объекта оценки;

ь Информации, необходимой для установления количественных и качественных характеристик объекта оценки с целью определения его стоимости, а также другой информации, связанной с объектом оценки.

• Анализ рынка, к которому относится объект оценки.

• Выбор метода (методов) оценки в рамках каждого из подходов к оценке и осуществление необходимых расчетов.

• Обобщение результатов, полученных в рамках каждого из подходов к оценке, и определение итоговой величины стоимости объекта оценки.

Итоговая стоимость объекта оценки должна быть выражена в рублях в форме единой величины. Стоит отметить, что объективно, рыночная стоимость практически всегда выражена в диапазоне величин.

1.2 Методологические основы оценки машин, оборудования и транспортных средств

1.2.1 Оценка машин, оборудования и транспортных средств как направление в оценочной деятельности

Оценка машин, оборудования и транспортных средств достаточно специфическая область оценочной деятельности, так как объекты оценки имеют много особенностей в экономическом, правовом и техническом отношении.

Как известно, в теории оценки сформировались четыре направления:

- оценка недвижимости

- оценка бизнеса (действующего предприятия)

- оценка машин, оборудования и транспортных средств

- оценка нематериальных активов

Все эти направления опираются на единый методологический фундамент понимания категорий рыночной стоимости, цены и издержек, принципов рыночных и финансово-кредитных отношений с использованием сложных процентов. Тем не менее, каждое из направлений теории оценки имеет свои специфические особенности.

При оценке машин, оборудования и транспортных средств большую остроту имеет проблема идентификации объектов оценки. Задача идентификации таких объектов значительно сложнее, чем при оценке объектов недвижимости.

При оценке машин и оборудования исключительно важную роль играет фактор износа. Земля, как известно, не подвержена износу, здания изнашиваются, но очень медленно. Что касается машин, оборудования и транспортных средств, то их износ происходит весьма интенсивно. В большинстве случаев оценщику приходится иметь дело с техникой, имеющей ту или иную степень износа, причем как физического, так и морального.

На стоимость машин, оборудования и транспортных средств могут оказывать влияние такие нематериальные активы, как товарный знак, изобретение, ноу-хау и др., в то время как при оценке недвижимости эти элементы роли не играют.

Рынок машин, оборудования и транспортных средств очень структурирован. Практически каждая группа машин имеет свой сектор товарного рынка, и этих секторов оказывается гораздо больше, чем на рынке недвижимости. Причем характер рынка в разных секторах различный. Для многих видов машин, оборудования и транспортных средств массового применения характерен олигополистический рынок. В то же время рынок специальной и уникальной техники в основном монополистический.

При оценке машин, оборудования и транспортных средств следует учитывать зависимость стоимости объекта от стадии жизненного цикла, на котором он находится.

Специфика оценки машин, оборудования и транспортных средств накладывает отпечаток на характер профессиональной подготовки оценщиков, специализирующихся на данном направлении оценочной деятельности. Оценщик должен иметь высшее профессиональное образование, а его квалификация должна отвечать 'Государственным требованиям профессиональной переподготовки оценщиков в Российской Федерации', утвержденным Министерством образования РФ 12 мая 2000 г. Согласно утвержденной образовательной программе лица, обучающиеся на диплом специалиста по оценке, должны обязательно изучить наряду с другими дисциплинами также такие дисциплины, как 'Основы оценки стоимости машин, оборудования и транспортных средств', 'Ценообразование в машиностроении и приборостроении', 'Практика оценки стоимости машин, оборудования и приборов' и 'Оценка стоимости транспортных средств'.

Высокий уровень профессиональной подготовки оценщиков -- залог успеха в оценочной деятельности.

1.2.2 Принципы и подходы при оценке машин, оборудования и транспортных средств

Теория оценки как научная дисциплина тесно связана со многими другими экономическими дисциплинами. Чтобы оценить рыночную стоимость товара, необходимо проанализировать состояние рынка, его характер, емкость, сегменты и тенденции. Понятно, что при решении этой задачи невозможно обойтись без методов и положений научного маркетинга. При изучении поведения инвесторов, определении будущих доходов у владельца объекта имущества нужно привлечь методы инвестиционного анализа.

Но особенно близкие связи существуют между теорией оценки и теорией ценообразования. Если исходить из того, что рыночная стоимость представляет собой наиболее вероятную цену, то получается, что и при оценке, и при ценообразовании цель одна -- поиск цены. Не секрет, что многие практические приемы для расчета цены используют как оценщики, так и 'ценовики', т.е. специалисты в области ценообразования. В то же время нельзя не отметить ряд существенных различий между оценкой и ценообразованием. Объекты ценообразования -- это продукты или товары, которые производятся и поступают в продажу. Объекты оценки -- это разнообразные активы, которые имеются у физических и юридических лиц. Назначение цены на машины, выпускаемые предприятием, -- дело ценовиков, а назначение стоимости таких же машин, которые входят в имущество какого-либо предприятия, эксплуатируются или хранятся на нем, -- дело оценщиков. Нетрудно заметить, что при ценообразовании имеют дело с новыми, только что произведенными объектами, а при оценке имеют дело с объектами, которые уже какое-то время эксплуатировались и, следовательно, отчасти поношенными.

Оценщик -- независимый эксперт, он не должен иметь интереса к размеру оцениваемой стоимости (цены), его основная забота -- обеспечить достоверность получаемого результата. Таким образом, организационно-правовое положение ценовика и оценщика принципиально разное. Оценщик в своей деятельности активно использует рыночную информацию о ценах, т.е. он пользуется результатами процесса ценообразования. Известно, что в ценообразовании большое значение имеют интуиция, опытность, профессиональное ощущение рыночной ситуации, психологическое воздействие на клиента и другие субъективные факторы. Другое дело -- работа оценщика. Оценщик обязан составить обстоятельный отчет об оценке и доказать перед заказчиком полученные результаты. Он должен привести и документально подтвердить свои расчеты. Поэтому при оценке ведущая роль принадлежит умению специалиста находить исходную информацию, анализировать ее и с помощью общепризнанных методов рассчитывать искомую стоимость. Таким образом, оценщик не может сослаться в отчете на интуицию и свои субъективные ощущения.

Принципы оценки можно подразделить на следующие три группы:

· принципы, основанные на представлениях владельца имущества;

· принципы, обусловленные факторами функционирования объекта и его взаимодействия с другими объектами имущества;

· принципы, связанные с рыночной средой.

Первая группа включает принципы, основанные на представлениях владельца имущества.

Принцип полезности заключается в том, что ключевым критерием стоимости объекта является его полезность, т.е. способность удовлетворять какие-то потребности людей. Кратко это можно сформулировать так: есть полезность -- есть стоимость, нет полезности -- нет стоимости. Исследовать полезность оцениваемого объекта -- значит определить, для кого, для каких целей и в силу каких свойств интересен данный объект, кто принципиально может быть его возможным покупателем (инвестором), как может измениться полезность объекта в перспективе и под влиянием каких причин.

Принцип замещения исходит из того, что цена на объект, которую может предложить возможный покупатель, не превысит сложившиеся на рынке цены на аналогичные по назначению и потребительским свойствам объекты. На основе данного принципа построены широко распространенные в практике оценки методы сравнительного подхода, когда стоимость определяется сравнением с рыночными ценами на аналогичные и идентичные объекты.

Принцип ожидания подчеркивает готовность покупателя (инвестора) вложить свои средства на приобретение или на изготовление объекта в настоящее время, ожидая получение доходов (выгод) от владения данным объектом в будущем. Данный принцип открывает возможность определить стоимость объекта на текущий момент времени на основе прогноза будущих доходов при эксплуатации объекта и приемлемой для покупателя (инвестора) норме доходности на вложенный капитал. Тем самым закладывается методологическая база для реализации доходного подхода при оценке.

Вторая группа включает принципы, обусловленные факторами функционирования объекта и его взаимодействия с другими объектами имущества.

Принцип формирования стоимости под влиянием факторов производства заключается в следующем. Оцениваемый машинный комплекс, с помощью которого производится какая-либо продукция или выполняются какие-либо работы, рассматривается как подсистема в производственной системе предприятия (бизнес-единицы), доходность которой, как следует из экономической теории, определяется четырьмя факторами: землей, трудом, капиталом и менеджментом. Чистый доход -- результат действия всех четырех факторов, и поэтому на основе оценки дохода определяется стоимость всей производственной системы. Для оценки стоимости машинного комплекса нужно либо установить его долю (вклад) в формирование дохода всей системы, либо применить метод остатка, т.е. искомая стоимость комплекса получается вычитанием из стоимости всей системы стоимости других активов (недвижимости, земельного участка, нематериальных активов и гудвилла).

Принцип вклада применительно к машинам и оборудованию состоит в том, что оснащение объекта дополнительными устройствами, расширяющими функциональные возможности объекта, не приводит к росту стоимости объекта на величину затрат по приобретению и установке этих устройств. Вклад дополнительных устройств в прирост стоимости объекта определяется тем, насколько повышается доходность функционирования объекта от применения этих устройств. Например, если технологическую машину оснастить роботом для автоматизации вспомогательных операций, то стоимость полученного технологического комплекса будет определяться производительностью, надежностью, экономичностью и другими показателями, влияющими на доходность его функционирования. Таким образом, любые добавочные элементы к машине оправданы тогда, когда получаемый прирост стоимости машины превышает затраты на приобретение этих элементов.

Принцип сбалансированности (пропорциональности) применительно к машинам, оборудованию и транспортным средствам следует понимать так, что все объекты, входящие в машинный комплекс, должны быть согласованы между собой по пропускной способности и другим характеристикам. При несоблюдении данного принципа добавление еще одного или нескольких объектов в состав комплекса не дает адекватного роста производственной мощности, а, следовательно, и стоимости машинного комплекса.

Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования требует того, чтобы оценка стоимости объекта, который может быть использован по-разному, производилась при условии его наилучшего и наиболее эффективного использования. Применительно к машинам, оборудованию и транспортным средствам согласно этому принципу любая машина должна оцениваться, допуская, что она применяется по прямому назначению, обеспечивается полная загрузка машины во времени и по мощности, соблюдаются правила технического обслуживания и ремонта, поддерживается нормальный режим эксплуатации, рабочий персонал имеет соответствующую квалификацию. Трудности с соблюдением данного принципа возникают тогда, когда оценивают объекты, обладающие многофункциональностью и несколькими сферами применения. Например, трактор может применяться и на строительной площадке, и на сельскохозяйственных работах, и на промышленном предприятии. Доходность трактора в каждой сфере применения разная, соответственно разной будет и оцениваемая стоимость. В качестве базовой сферы применения для оценки трактора оценщик выберет ту, в которой наиболее полно реализуются функциональные возможности этой машины.

В третью группу входят принципы, непосредственно связанные с рыночной средой.

Принцип соответствия объекта требованиям рынка. Один и тот же объект разными категориями покупателей (инвесторов) оценивается по-разному. Например, комфортабельный легковой автомобиль высоко ценится в условиях города, тот же автомобиль не представляет особой ценности для сельского жителя особенно в условиях бездорожья. Если в некотором регионе имеется много промышленных предприятий, то на местном региональном рынке будет повышенный спрос на станки, пресса и другие технологические машины, соответственно и цены на это оборудование будут не низкими. В силу данного принципа обязательным элементом процедуры оценки должен быть анализ рынка, установление соответствия оцениваемого объекта запросам рынка.

Принцип ориентации на равновесные цены требует того, чтобы при оценке использовались равновесные цены аналогов. Из теории ценообразования известно, что на нормально функционирующем рынке цены стабильны и стремятся к равновесному уровню, при котором наступает соответствие между спросом и предложением. Равновесные цены можно назвать также согласованными, справедливыми ценами, одинаково выгодными и продавцам, и покупателям. Стоимость, рассчитываемая при оценке по этим ценам, также становится справедливой стоимостью.

Принцип учета характера конкуренции состоит в том, что товарные рынки могут существенно различаться по характеру и состоянию конкуренции и соответственно степени их монополизации. Характер конкуренции отражается на процессе ценообразования. Так, в условиях монополизированного рынка цены обычно искажены в пользу монополиста и содержат повышенную долю его прибыли. В условиях свободного конкурентного рынка происходит уравнивание доходности вложений, рентабельность продаж в ценах поддерживается примерно на стабильном уровне. Благодаря конкуренции экономическая структура цен становится стабильной и прозрачной, это открывает возможности использования затратного подхода при оценке стоимости.

Принцип изменения (подвижности) стоимости требует учета фактора непостоянства стоимости одного и того же объекта во времени. Общеэкономическая инфляция в стране, а также сдвиги в структуре отдельных товарных рынков вызывают динамику цен и соответственно стоимости. Отсюда следует требование о том, что каждая оценка стоимости должна содержать указание о дате оценки, т.е. о том моменте календарного времени, по состоянию на которое определена стоимость.

Машины, оборудование и транспортные средства -- сложные, многокомпонентные изделия. При проведении оценки рыночной стоимости этих объектов применяют не только перечисленные выше общеэкономические принципы, но и другие общепринятые в научных исследованиях принципы и подходы, среди которых отметим такие, как системный анализ, функциональный подход, статистическое моделирование и принцип жизненного цикла.

Системный анализ предполагает рассмотрение оцениваемого объекта как сложной технической системы, состоящей из взаимосвязанных разнородных элементов и имеющей входы и выходы связей с другими системами (внешней средой). Интегративные свойства системы имеют особые качества и не сводятся к алгебраической сумме свойств входящих в систему элементов. Системный анализ включает такие операции, как структуризация системы, исследование связей между элементами и с внешней средой, определение параметров элементов и системы в целом.

Системный подход может быть применен также при анализе технико-экономических показателей объекта. При этом комплексный показатель рассматривается как система частных показателей разного уровня.

Функциональный подход заключается в том, что любой материальный объект рассматривается как носитель определенных функций. Функции могут быть полезными и бесполезными. Наличие бесполезных функций приводит к неоправданному удорожанию объекта. При этом стоимость объекта исследуется как совокупная стоимость его функций. Принцип функционального подхода лежит в основе теории стоимостного анализа и стоимостного инжиниринга (известного в России под названием функционально-стоимостного анализа).

Статистическое моделирование -- методология, опирающаяся на положения теории математической статистики и дающая оценщику инструмент для построения экономико-математических корреляционных моделей. Как в оценке, так и в ценообразовании получили широкое распространение методы корреляционно-регрессионного и дисперсионного анализа для моделирования зависимости цены от технических параметров машин, а также для построения ценовых трендов. Статистическое моделирование позволяет также произвести анализ ошибок результатов оценки, разработать и обосновать экономические нормативы затрат и рентабельности, которые затем используются в расчетах стоимости.

Принцип жизненного цикла предполагает исследование параметров всех этапов жизни объекта: проектирование, изготовление, продажа, эксплуатация и утилизация. На каждом этапе жизненного цикла оценивают и анализируют доходы и расходы, т.е. денежные потоки. Положения теории жизненного цикла помогают решать такие практические задачи, как оценка эффективности функционирования объекта, прогнозирование срока полезного использования (срока службы), оценка степени старения (износа) объекта и другие.

Перечисленные выше принципы и подходы можно рассматривать как привлеченные из других наук для решения задач оценки стоимости. В то же время теорией и практикой оценки выработаны три методических основополагающих подхода: сравнительный, затратный и доходный.

Глава 2. Оценка рыночной стоимости автомобиля Volkswagen Polo седан

2.1 Сравнительный подход и его методы

Согласно разделу III 'Подходы к оценке' ФСО №1 'Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки' '…сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом - аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость…'.

Данный поход основан на принципе замещения: когда существует альтернативный выбор аналогичных или схожих объектов движимого имущества, рыночная стоимость имеет тенденцию останавливаться на цене приобретения равно приемлемой замены при условии, что не возникает временных задержек при приобретении объектов, которые могут служить заменой.

В практике наиболее широко применяют следующие методы, основанные на сравнении рыночных продаж:

1. метод прямого сравнения продаж; основывается на сравнении продаж объектов, идентичных с оцениваемым, по которым были заключены сделки в недавнем прошлом, или есть цены предложений иден6тичных объектов;

2. метод аналогового сравнения продаж; предполагает определение стоимости объекта на основе анализа цен продаж (или предложений) аналогичных (но не идентичных) объектов и корректировки стоимости аналогов на все отличия от объекта оценки по элементам сравнения (функциональные, параметрические, условия и время продаж и т.д.);

3. метод направленных корректировок; применяется в том случае, когда для оцениваемого объекта можно подобрать как минимум 2 аналога, при этом определяется только направленность воздействия корректировки на стоимость, а все корректировки подразделяются на повышающие и понижающие:

4. метод статистических (корреляционных) моделей; выполняется на основе случайных зависимостей стоимости от различных факторов (мощности, производительности, потребляемого количества энергии, массы станка и т.д.); оценка этих зависимостей проводится методами регрессионного и корреляционного анализа;

5. метод удельных экономико-технических показателей с использованием двух коэффициентов торможения: линейного и степенного.

Расчет рыночной стоимости сравнительным подходом

В данном расчете использован метод прямого сравнения продаж.

Метод прямого сравнительного анализа продаж базируется на информации о недавних прошедших сделках с аналогичными объектами на рынке и сравнении оцениваемого транспортного средства с аналогами. Данный метод включает сбор данных о рынке продаж и предложений по транспортным средствам, сходными с оцениваемым. Далее вносятся поправки, учитывающие различия. Это позволяет определить цену продажи каждого аналога, как если бы он обладал теми же основными характеристиками, что и оцениваемый объект. Скорректированная цена дает возможность оценщику возможность сделать вывод о наиболее вероятной цене продажи оцениваемого объекта.

Процесс оценки сравнительным подходом:

1. Выбор объектов-аналогов;

2. Выбор единиц сравнения;

3. Сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога по всем элементам сравнения;

4. Корректировка значения единицы сравнения для объектов аналогов;

Выбор объектов-аналогов.

В ходе анализа рынка транспортных средств было установлено наличие сравнительно значительного объема предложения данной моделей транспортного средства на вторичном рынке в России (по марке, году выпуска, наработке и другим характеристикам). Исходя из этого, оценщиком было принято решение о принятии в качестве объектов-аналогов транспортные средства, идентичные по марке, модели, характеристикам основных узлов и агрегатов объекта оценки.

Выбор аналогов

Объект может быть выбран аналогом, если имеет то же функциональное назначение что и объект оценки.

Объект оценки и объект сравнения имеют сходство в принципе действия и конструкции.

В качестве аналогов выбраны следующие объекты с их характеристиками:

Характеристика

Объект оценки

Аналог №1

Аналог №2

Аналог №3

Аналог №4

Аналог №5

Аналог №6

Марка, модель

Volkswagen Polo седан

Volkswagen Polo седан

Volkswagen Polo седан

Volkswagen Polo седан

Volkswagen Polo седан

Volkswagen Polo седан

Volkswagen Polo седан

Год выпуска

2012

2012

2012

2012

2012

2012

2012

Тип кузова

седан

седан

седан

седан

седан

седан

седан

Пробег

23000

20000

30000

20000

25000

25000

25000

Трансмиссия

Автомат.

Автомат.

Механич.

Механич.

Механич.

Механич.

Механич.

Комплектация

Comfortline

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

Головной свет

Галоген

Галоген

Галоген

Галоген

Галоген

Галоген

Галоген

Комплект резины

Базовый

Базовый

Базовый

Базовый

Базовый

Базовый

Базовый

Стоимость тыс. р.

415

521

499

500

430

420

Цены нуждаются в анализе перед тем как они будут использоваться в расчете. О цене нужно знать: время действия цены, валюта в которой цена указана, происхождение цены (спрос или предложение), место действия цены, физический износ, наличие в цене НДС, налога с продаж и т.д., наличие в цене транспортных издержек. Необходимо проверить разброс цен на их сопоставимость.

(Цмакс - Цср)*100% / Цср=(521-464,16)*100% / 464,16=12% <=20%

(Цср - Цмин)*100% / Цср =(464,16-415)*100% / 415=11,85% <=20%

Так как условия выполняются, то выбранные аналоги являются приемлемыми для целей оценки.

При расчете стоимости транспортного средства использовались коэффициентные (процентные), а также денежные корректировки и мультипликативный метод внесения корректировок. Оценщиками рассматривались нижеследующие корректировки:

? Корректировка на условия продажи.

? Корректировка на дату продажи.

? Корректировка на марку автомобиля.

? Корректировка на тип двигателя.

? Корректировка на объем двигателя.

? Корректировка на вид коробки передач.

? Корректировка на тип привода.

? Корректировка на руль (левый, правый).

? Корректировка на техническое состояние.

Корректировка на условия продажи (предложении). Данный вид поправки не вводился, так как объекты аналоги имеют типичные условия продажи, то есть продавцы не были ограничены в сроках продажи, между покупателями и продавцами не было никаких особых отношений.

Корректировка на торг. Данный вид корректировки вносится в связи с тем, что в процессе торгов между продавцом и покупателем транспортных средств происходит снижение цены в среднем на 5% Данные получены опираясь на произведенный опрос представителей продавцов данного рынка.

В нашем случае нужно применить корректировку на технические характеристики. В том случае, когда объекты-аналоги отличаются от объекта оценки по каким-либо техническим параметрам, которые являются ценообразующими факторами, вводится корректировка на этот технический параметр. В нашем случае практически все влияющие на цену параметры одинаковы, кроме пробега. Если технические параметры отличаются не более чем на 20%, то корректировка рассчитывается по формуле:

где Nоо - технический параметр объекта оценки;

Nоа - технический параметр аналога объекта оценки.

Цкор = Цаналога*К о

Если технические параметры отличаются более чем на 20%, то корректировка рассчитывается по формуле:

, (2)

где n - коэффициент торможения цен.

Коэффициент торможения цены рассчитывается по формуле:

где C1 и C2 - стоимости аналогов, и N2 - параметры аналогов.

Комплектация оцениваемого автомобиля и аналогов типовая, основные технические характеристики одинаковы. Поскольку по всем ценообразующим характеристикам объекты-аналоги сопоставимы с оцениваемым транспортным средством, то корректировки на тип двигателя, объем двигателя, тип привода, руль не вводились. Расчёт стоимости с учётом пробега:

Характеристика

Объект оценки

Аналог

№ 1

Аналог

№ 2

Аналог

№ 3

Аналог

№ 4

Аналог

№ 5

Аналог

№ 6

Пробег

23000

20000

30000

20000

25000

25000

25000

Стоимость тыс. р.

415

521

499

500

430

420

Ц кор.

477,25

391,96

573,85

460,00

395,6

386,4

Рыночная стоимость объекта оценки вычисленная с использованием сравнительного подхода составит:

Ц=(ЦА1+ ЦА2+ ЦА3+ ЦА4+ ЦА5+ ЦА6 ) / 6 = 447510 руб.

2.2 Затратный подход и его методы

Затратный подход -- совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта, с учетом его износа. Затраты на изготовление объекта и его последующую реализацию -- очень важный фактор в формировании стоимости. Методы затратного подхода предполагают обязательную оценку возможной полной себестоимости изготовления объекта и других затрат, которые несет изготовитель и продавец. Эти методы незаменимы, если речь идет об объектах, которые практически не встречаются на открытом рынке и изготовляются по индивидуальным заказам, к их числу относится специальное и уникальное оборудование. При оценке затратным подходом как бы моделируется процесс формирования цены продавца (предложения) исходя из соображений покрытия ценой всех произведенных издержек и получения достаточной прибыли.

Поскольку методы затратного подхода исходят не из реальных цен на аналогичные объекты, а из рассчитанных нормативных затрат и нормативной прибыли, то они, строго говоря, дают оценку не чисто рыночной стоимости, а так называемой 'стоимости объекта с ограниченным рынком'. В методах затратного подхода важную роль играет также оценка степени износа оцениваемого объекта, это объясняется тем, что получаемая вначале воспроизводственная или восстановительная стоимость объекта не учитывает износа и только на следующем этапе полученная оценка стоимости понижается с учетом полного износа объекта.

Расчет рыночной стоимости затратным походом

В данном расчете в затратном подходе использован метод замещения.

Процесс оценки затратным подходом:

· определение затрат на воспроизводство (замещение) объекта оценки;

· определение величины накопленного износа;

· определение остаточной стоимости объекта оценки путем уменьшения затрат на воспроизводство (замещение) объекта оценки на величину накопленного износа;

· определение рыночной стоимости объекта оценки.

В качестве источника информации о стоимости затрат на замещение объекта оценки был взят официальный дилер Л-авто в г. Ростове-на-Дону: http://vw-rostov.ru/models/model-polo-sedan/komplektatsii

Износ - потеря в стоимости объекта собственности в процессе в результате воздействия системы факторов (увеличение возраста, степень эксплуатации, появление новых моделей, законодательные ограничения и др.), имеющих различные источники происхождения.

В зависимости от причин, вызывающих обесценивание, выделяют следующие виды износа: физический износ, функциональное и экономическое устаревания.

При выявлении всех обозначенных видов износа говорят об общем накопленном износе объектов оценки. Для оценки накопленного износа применяются следующие методы:

· Метод экономического возраста.

· Модифицированный метод экономического возраста.

· Метод сравнения продаж.

· Метод разбивки.

В данном отчете расчет накопленного износа по объекту оценки произведен методом разбивки. Метод разбивки заключается в подробном рассмотрении и учете всех видов износа.

Физический износ - потеря стоимости, обусловленная естественным изнашиванием в процессе эксплуатации и различными природными воздействиями окружающей среды. Физический износ является результатом прошлой эксплуатации и практики материально-технического обслуживания, воздействия природных элементов или процессов в атмосфере, менее очевидных результатов простоя, несчастных случаев, эксплуатационных перегрузок и других элементов физической природы.

Расчет физического износа транспортного средства проводится в соответствии с 'Методикой оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния Р-03112194-0376-98' (Разработана Государственным научно - исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ)).

Расчет физического износа проводится с учетом возраста и пробега транспортного средства с начала эксплуатации по формуле:

,

где е - основание натуральных организмов, е=2,72;

? - функция, зависящая от возраста и фактического пробега транспортного средства с начала эксплуатации.

Функция ? определяется по формуле

? = kTЧТф + kLЧ Lф,

где kT - коэффициент, учитывающий влияние возраста транспортного средства;

kL - коэффициент, учитывающий влияние пробега (наработки) транспортного средства;

Тф - фактический возраст транспортного средства на дату оценки, лет;

Lф - фактический пробег с начала эксплуатации, км.

Значение коэффициентов kT и kL представлены в [12] и составляют 0,05 и 0,0025 соответственно.

Расчет физического износа объекта оценки представлен в таблице:

Таблица - Расчет физического износа объекта оценки

Фактический возраст, Тф, лет

Фактический пробег, Lф, тыс. км

Вид зависимости ?, значение

Итоговый физический износ, %

2

23,000

0,1575

14,58

Функциональный износ - это снижение стоимости объекта, вызванное в основном факторами научно-технического прогресса и связанное с ухудшением функциональных характеристик объекта.

Оценщиком не было выявлено признаков функционального износа для оцениваемого объекта. Таким образом, функциональный износ определен в 0%.

Экономическое устаревание - есть потеря стоимости, обусловленная влиянием внешних факторов. Экономическое устаревание может быть вызвано целым рядом причин, таких как общеэкономические или внутриотраслевые изменения, в том числе сокращение спроса на определенный вид продукции и сокращение предложения или ухудшение качества сырья, рабочей силы, вспомогательных систем, сооружений и коммуникаций; а также правовые изменения, относящиеся к законодательству, муниципальным постановлениям, зонированию и административным распоряжениям и т. п. Анализ всех вышеперечисленных факторов свидетельствует об отсутствии факторов, внешне негативно влияющих на оцениваемое имущество, поэтому экономический износ для всех объектов оценки определен в 0%.

Общий накопленный износ складывается из физического, функционального и внешнего износа. Величина общего накопленного износа рассчитывается по формуле:

Расчет накопленного износа представлен в таблице:

Таблица - Расчет накопленного износа

Затраты на замещение, включая НДС, руб.

Физический износ, %

Функциональное устаревание, %

Экономическое устаревание, %

Накопленный износ, %

Накопленный износ, руб.

544900

14,58

0

0

14,58

80922,12

автомобиль оценка сравнительный стоимость

Расчет рыночной стоимости затратным подходом представлен ниже.

Таблица - Расчет рыночной стоимости объекта оценки затратным подходом

Затраты на замещение, включая НДС, руб.

Накопленный износ, руб.

Стоимость объекта оценки, включая НДС, руб.

Стоимость объекта оценки, без НДС, руб.

544900

80922,12

463977,9

380461,86

Рыночная стоимость объекта оценки определенная с использованием затратного подхода по состоянию на 10.11.2014 г., составляет 463978 (четыреста шестьдесят три тысячи девятьсот семьдесят восемь) рублей.

2.3 Доходный подход и его методы

Доходный подход -- совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки. При оценке с позиции доходного подхода во главу угла ставятся будущие доходы от эксплуатации объекта на протяжении срока его полезного использования как основной фактор, определяющий современную величину стоимости объекта. В исчислении совокупного дохода от объекта за ряд лет его жизни методы доходного подхода используют приемы, известные из теории сложных процентов.

Методы доходного подхода опираются на такие отмеченные выше принципы, как ожидания, учета факторов производства, наилучшего и полного использования, вклада. Несомненным достоинством этих методов является возможность комплексной, системной оценки, когда нужно оценить не отдельные машины на предприятии, а весь операционный имущественный комплекс, включающий весь парк взаимосвязанного оборудования.

Практические методы оценки стоимости разных видов машин, оборудования и транспортных средств сочетают в себе элементы нескольких подходов, а их отнесение к тому или иному подходу делается по преобладающему признаку. Например, прием сравнения встречается не только в методах сравнительного подхода, его можно обнаружить и в методе однородного объекта, относимом к затратному подходу, и в методе равноэффективного функционального аналога, относимом к доходному подходу.

Наличие расчета затрат не является признаком того, что это обязательно затратный подход. Без расчета затрат не обходится ни один метод доходного подхода, когда нужно определить чистый доход, расчет затрат можно обнаружить в типичном представителе сравнительного подхода -- методе прямого сравнения, когда вносят корректировки чисто затратного характера (на устранение различий цен в затратах на транспортные, складские, страховые и таможенные операции, на приобретение дополнительных устройств и т.д.).

В то же время применение каждого подхода дает оценку стоимости одного и того же объекта с разных позиций. В самом деле, если использован надежный и адекватный для данной ситуации метод оценки, то можно ли повысить достоверность результатов, применяя параллельно другой, менее точный метод? Не внесем ли мы при этом дополнительные ошибки от такого согласования результатов? И почему для достижения точности нужно пользоваться методами, вытекающими только из разных подходов? Эти вопросы давно волнуют оценщиков и являются предметом оживленных дискуссий.

Ответ на вопрос о необходимости согласования результатов от применения разных подходов следует искать в методологии ценообразования. В теории оценки оцениваемая рыночная стоимость понимается как наиболее вероятная цена на свободном, открытом и конкурентном рынке. Таким образом, предсказать стоимость -- это по сути то же, что и предсказать цену. В этой связи обратимся к некоторым азам ценообразования. Прежде всего отметим, что в рыночном ценообразовании различают три вида цены на один и тот же товар: 1) цена, назначаемая продавцом, или цена предложения; 2) цена, назначаемая покупателем, или цена спроса и 3) цена реально состоявшейся сделки купли-продажи.

Вероятная цена сделки, которую стремится определить оценщик, является компромиссной между ценами предложения и спроса. Известные подходы к оценке в основном сориентированы либо на цену предложения, либо на цену спроса. Чтобы смоделировать этот компромисс, оценщику приходится применить методы разных подходов и путем согласования полученных результатов подойти к вероятной цене сделки, т.е. к рыночной стоимости.

Результат, наиболее близкий к понятию вероятной рыночной цены, получают с помощью методов сравнительного подхода. Сопоставление этого результата с результатом от затратного или доходного подхода в лучшем случае мало что дает. А вот оценка рыночной стоимости на основе затратного или доходного подхода обязательно нуждается в проверке сопоставлением с оценкой каким-либо другим подходом.

Расчет рыночной стоимости доходным подходом

Определение стоимости имущества доходным подходом основано на оценке будущих доходов, приносимых данным имуществом. По мнению оценщика, расчет стоимости транспортных средств доходным подходом возможен в том случае, когда на рынке имеется достаточное количество предложений аренды аналогичных транспортных средств. Вместе с тем, рынок аренды легковых автомобилей в настоящее время существует в г. Ростове-на-Дону, но развит достаточно слабо. Он остается в основной своей массе 'теневым' и неопределенным. Договора аренды в подавляющем количестве случаев нигде не регистрируются, а оплата производится в виде не облагаемой налогом наличной суммы. Это обстоятельство не позволяет Оценщику собрать достаточное количество достоверной информации о размере арендной платы и ставок аренды на автотранспортные средства. Использовать же информацию, не имеющую документального подтверждения и обоснования Оценщик посчитал невозможным.

2.4 Согласование результатов

Окончательное, итоговое суждение о стоимости имущества выносится Оценщиком на основе анализа полученных ориентиров стоимости оцениваемого имущества, полученных в рамках классических подходов к оценке.

Для согласования результатов необходимо определить веса, в соответствии с которыми отдельные, ранее полученные ориентиры, сформируют итоговую рыночную стоимость имущества.

Для определения весов различных подходов используем пять приведенных ниже критериев, которыми будем описывать те или иные преимущества или недостатки примененного метода расчета с учетом особенностей настоящей оценки.

Для расчета весов использованных методов проделаем следующие вычисления:

1. построим матрицу (таблицу) факторов, присвоив каждому подходу три вида баллов в соответствии с пятью критериями;

2. найдем сумму баллов каждого подхода;

3. найдем сумму баллов всех используемых подходов;

4. по отношению суммы баллов данного подхода к сумме баллов всех использованных подходов найдем расчетный вес подхода в процентах;

На основе округленных весов рассчитаем согласованную стоимость оцениваемого имущества путем умножения полученного с помощью данного подхода ориентира стоимости на округленный вес подхода, рассчитанный в целях согласования стоимостей.

Таблица: Согласование результатов стоимостей полученных в рамках подходов

Критерий

Подходы

Затратный

Сравнительный

Доходный

Баллы

Применимость подхода к оценке объекта согласно утвердившимся в России и мире принципам и стандартам оценки

1,5

1,5

0

Адекватность, достоверность и достаточность информации, на основе которой проводились анализ и расчеты

1,5

1,5

0

Способность подхода отразить мотивацию, действительные намерения типичного покупателя/арендатора и/или продавца/арендодателя, прочие реалии спроса/предложения в статике и динамике

1

2

0

Действенность подхода в отношении учета конъюнктуры и динамики рынка финансов и инвестиций (включая риски)

1

2

0

Способность подхода учитывать структуру и иерархию ценообразующих факторов.

1

2

0

Итого

6

9

0

Сумма баллов

15

Вес подхода

0,4

0,6

0,00

Стоимость объекта по подходу, руб.

463978

447510

Согласованная величина стоимости, руб.

454097,2

Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки 'Легковой автомобиль Volkswagen Polo Sedan 2012 г. вып.', рассчитанная в соответствии с оценочными методиками и подходами на дату оценки, округленно составляет 454000 (четыреста пятьдесят четыре тысячи) рублей.

Заключение

На примере легковой автомобиль Volkswagen Polo Sedan был произведен расчет рыночной стоимости.

Расчет выполнен в соответствии с существующей нормативной базой. При расчете использованы рыночные цены новые и поддержанные транспортные средства.

При проведении оценки предполагалось, что предоставленная информация является точной и достоверной.

Назначение оценки - расчет рыночной стоимости для постановки на баланс транспортного средства.

В результате проделанной работы были закреплены теоретические знания по дисциплине 'Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств', получены практические навыки расчета рыночной стоимости транспортного средства. Также была проведена работа по ознакомлению с нормативными документами, справочной литературой и программными продуктами.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации в действующей редакции

2. Гражданский кодекс РФ в действующей редакции

3. Налоговый кодекс РФ в действующей редакции

4. Федеральный закон 'Об оценочной деятельности в Российской Федерации' №135-ФЗ от 29 июля 1998 г. в действующей редакции

5. Федеральные стандарты оценки (ФСО №1, 2, 3), обязательные к применению субъектами оценочной деятельности и утвержденные Приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 20 июля 2007 г. №№254-256

6. 'Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния Р-03112194-0376-98', утверждена руководителем Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации Г.П. Николаевым 10 декабря 1998 г.

7. Андрианов Ю.В. 'Оценка транспортных средств', Москва, Изд. 'Дело', 2003 г

8. Теория и практика оценки машин и оборудования: учебник / Т.Г. Касьяненко, Г.А. Маховикова. - Феникс, 2009. - 587, [1] с.: ил. - (Высшее образование);

9. Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств / А.П. Ковалев, А.А. Кушель, В.С. Хомяков, Ю.В. Андрианов, Б.Е. Лужанский, И.В. Королев - М: Интерреклама, 2003. - 488 с.

10. Оценка стоимости машин и оборудования: Учебное пособие / Под общей редакцией В. П. Антонова - М.: Издательский дом 'Русская оценка', 2005 - 254 с.

11. Оценка стоимости транспортных средств. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.П. Улицкого, М., 'Финансы и статистика', 2005 г. - 304 с.

12. Андрианов Ю.В., Кравчинский В.И. Совершенствование методов расчета износа транспортных средств // Московский оценщик №3, 2006 г.

13. Интернет-ресурсы: www.drom.ru <http://www.drom.ru>, www.vestifinance.ru <http://www.vestifinance.ru>, www.pwc.ru.

Приложение

Сертификат качества оценки

Мы, нижеподписавшиеся, удостоверяем, что в соответствии с имеющимися у нас данными и согласно нашим профессиональным знаниям:

изложенные в данном отчете факты правильны и соответствуют действительности;

сделанный анализ, высказанные мнения и полученные выводы действительны исключительно в пределах оговоренных в данном отчете допущений и ограничивающих условий и являются нашими персональными, непредвзятыми профессиональными мнениями и выводами;

мы не имеем ни в настоящем, ни в будущем какого-либо интереса в объекте собственности, являющемся предметом данного отчета; мы также не имеем личной заинтересованности и предубеждения в отношении вовлеченных сторон;

вознаграждение Оценщиков ни в коей степени не связано с предварительным согласованием заранее предопределенной стоимости, или тенденцией в определении стоимости в пользу Заказчика или его клиента, с достижением заранее оговоренного результата;

отчет об оценке объекта содержит профессиональное мнение Оценщика относительно рыночной стоимости объектов и не является гарантией того, что объекты будут проданы на свободном рынке по цене, равной стоимости, указанной в данном отчете;

задание на оценку не основывалось на требовании определения оговоренной цены;

Оценщики лично осмотрели оцениваемые объекты;

наш анализ, мнения и выводы были получены, а этот отчет составлен в полном соответствии с требованиями 'Стандартов оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности', Федеральным законом от 29.07.98 №135-ФЗ 'Об оценочной деятельности в Российской Федерации';

рыночная стоимость признается действительной на дату проведения оценки 20 декабря 2010 года.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru