Методы сбора социологической информации
Работа из раздела: «
Социология»
Глава 1. Метод опроса
Как ни коротки слова: “да”,
“нет”, всё же они требуют
самого серьёзного размышления.
Пифагор
Метод опроса – это не изобретение социологов. Во всех отраслях науки,
где для получение информации исследователь обращается к человеку с
вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например,
врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья
пациента, проводят анамнестические опросы. Юристы, выясняя у свидетелей
обстоятельства дела, также пользуются методом опроса, специально изучают
его психологические аспекты и возможности оценки достоверности ответов.
Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многих
других сфер социальной практики используют этот метод для получения
интересующей их информации.
Специфика метода состоит прежде всего в том, что при его
использовании источником первичной социологической информации является
человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных
процессов и явлений. Существует две разновидности опроса, связанные с
письменной или устной формой общения с респондентами – анкетирование и
интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых
вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.
Каждый вариант опроса представляет собой одну из наиболее сложных
разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом
обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов,
в которых реализован предмет исследования; качеством работы анкетёра или
интервьюера; сосредоточенной работы респондента над предложенными
вопросами; психологическим состоянием респондента в момент проведения
опроса(1. с.52-54).
Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетёров или
интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать довольно
большое количество респондентов и получать различную по своей природе
информацию.
Однако, всегда следует учитывать возможное искажение информации,
полученной методом опроса, связанное с особенностями процесса отражения
различных сторон социальной практики в сознании людей.
1. Анкетирование
Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса
- анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.
Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в
организациях (места работы, учёбы и т.д.).
При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на
рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время
широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных
видов связи: телефон, E-mail).
Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским
замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-
качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение -
дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и
принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При
составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково
понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и
пожилым, людям с разным образованием и т.д.).
Все вопросы можно классифицировать:
. по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о
личности респондента);
. по форме (открытые, закрытые и полузакрытые, прямые и косвенные);
. по функции (основные и неосновные).
Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений,
пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения
выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о
личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и
т.д.).
Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете
приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый
выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы
могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают
возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а
неальтернативные - нескольких вариантов ответов.
Открытые вопросы не содержат подсказок и не “навязывают” респонденту
вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и
до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию
информацию, чем закрытые вопросы.
Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов
ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из
предложенного перечня, респонденту предоставлятся возможность высказать
свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются
признаки открытости и закрытости.
Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от
респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки
негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде
случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В
подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные
в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не
требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.
Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании
исследуемого явления. Неосновные - на выявление адресата основного вопроса
(вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы)(2.
с.41-46).
При проведении анкетного опроса проходится три этапа:
1) подготовительный этап (включающий разработку программу опроса,
составление плана и сетевого графика робот, проектирование
инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария,
составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц
участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров,
решение организационных проблем).
2) оперативный этап – сам процесс анкетирования, имеющий свои
собственные стадии поэтапного осуществления;
3)результирующий этап – обработка полученной информации
Любая анкета включает в себя три основные части :
1) вводную
2) содержательную (основную) часть
3) заключительную часть (паспортичку)
Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи,
способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения,
а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной
части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.
Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о
респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы,
касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального
положения и происхождения, стажа работы респондента и др.
Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого
во многом зависит успех проводимого исследования.
Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их
размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением
получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого
необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых
формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый
сложный этап составления анкеты(2. с.52-55).
1.2 Почтовый опрос
Почтовый опрос - разновидность анкетирования и правомерно
рассматривается как эффективный прием сбора первичной информации. В
наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении на них
ответов по почте. Важное преимущество почтового опроса - простота
организации. Нет надобности в подборе, обучении, контроле за деятельностью
большого количества анкетеров. Еще одним позитивным свойством является
возможность выбора респондентом наиболее удобного для него времени
заполнения анкеты.
Вместе с тем почтовый опрос имеет и свои недостатки. Основной из них -
неполный возврат анкет, то есть не все респонденты заполняют анкеты и
отправляют их исследователям, поэтому может получиться так, что мнения
ответивших не совпадают с мнениями тех, кто воздержался от участия в
почтовом опросе.
Разновидность почтового опроса - прессовый опрос. В этом случае анкета
печатается в газете или журнале. Существует два вида такого опроса. Один -
когда редакция обращается к анкетированию с целью получения данных о своих
читателях и их мнений о работе данного печатного органа. Второй - когда
через печатный орган изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме.
1.3 Интервьюирование
При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом
осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы,
предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым
отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот
метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование,
но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения
числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников.
Особенности интервью по-разному проявляются в различных его
организационных формах. Рассмотрим их.
Интервью по месту работы, занятий, то есть в служебном помещении. Оно
наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные
коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными
делами.
Интервью по месту жительства. Оно становится предпочтительным, если
предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в
неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных
отношений.
В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное,
фокусированное и свободное.
Формализованное интервью - самая распространенная разновидность
интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго
регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией,
предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса
интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их
последовательности.
Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению
стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью
сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии
или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом
беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем
их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их
последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить
информацию.
Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения
интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь
приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью
проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана
беседы; определяется только тема интервью(10. с.123-126).