Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Государство, право, религия (Контрольная) 20 Кб.
  2. Государство, право, религия 20 Кб.

Государство, право, религия

Работа из раздела: «Религия и мифология»

                                    План:

I.  Государство.
  а) Понятие государства.
  б) Закономерности развития государства, его признаки, сущность, функции
    государства.
  в) Вывод.

II. Право.
  а) Сущность, функции, понятие и предназначение права.
  б) Вывод.

III. Религия.
  а) Возникновение религии.
  б) Христианство в России.
  в) Религия и государство.
  г) Религия и право.
  д) Вывод.

I.С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и что
такое право. Интересовал прежде всего потому, что  государство и право и в
древнем и в современном мире так или иначе касаются каждого человека.
    Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых
страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации
политической власти, системы институтов власти.
    Понятие 'государство' связанно с двумя более широкими понятиями -
'общество и власть'.
    Общество - это общность людей на определенной территории,
характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью
организации жизни.[1]
    Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой
систему разумных существ, т.е. 'особый самостоятельный социальный организм,
охватывающий все население на той или иной территории[2].
    Выделяются две разновидности общества:
    1. неразвитые общества, т.е. общества с еще не сложившимися,
       неутвердившимися экономическими, политическими, социальными,
       духовными отношениями, институтами.
    2. развитые общества, т.е. с уже сложившимися, сформировавшимися
       отношениями, и институтами.
    Существенно деление общества и на такие две группы:
    a) общества, в которых необходимые единство и организованность
       достигаются в основном за счет внутренних экономических и духовных
       факторов (демократические общества);
    b) общества, в которых необходимые единство и организованность
       достигаются в основном в результате использования действующей внешней
       силы - власти (недемократические общества (с авторитарной и
       тоталитарной властью)).
    Из этого вытекает значение понятия власть.
    Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и
действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других
лиц (подвластных)[3].
    Определяющей чертой власти является возможность одних людей,
организаций господствовать над другими организациями и людьми, над их воле
и действиями.
    Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, служить
личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.
    Есть две разновидности власти:
             1. естественная власть - в семье, в обществах по интересам;
             2. власть, которая 'навязывается', выступает как внешняя сила -
                в партиях, в общественных объединениях и т.д.
    Особо выделяется политическая власть,  которая  является  'аппаратной',
т.е.  осуществляется  через  аппарат   власти,   институты   организованного
государственного принуждения.
    Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого
общества  в  цивилизацию,  т.е.  обретение  им  качеств   саморегулирующейся
системы, развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей  особенностью,
характеризующей государство в условиях цивилизации,  движение  к  свободе  -
постепенно  утверждающаяся  автономия   личности,   экономическая   свобода,
основанная  на  частной  собственности,  участие   личности   в   управлении
обществом (народовластие в тех или иных формах).
    По мере совершенствования цивилизации,  роста  и  упрочения  демократии
государство превращается  из простого, из 'просто' организации  политической
власти,   из   примитивного,    'варварского'    принудительно-репрессивного
образования   в   политическое   общество,   организованное,   где    власть
функционирует  в  комплексе  со  всеми  институтами  власти,  государства  в
соответствии с принципом разделения властей.
    Исторический процесс идет от несовершенного,  неразвитого  государства,
выступающего обычно как диктаторская  государственная  власть,  к  развитому
государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода,  свобода
личности.
    Вместе с этой основной закономерностью в  развитии  государства,  может
быть отличен и ряд других:
     . 'уход'  государства  от  экономики,  все  большее  его  отделение  от
       хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника;
     . развитие конституции, институтов и правовых механизмов,  сдерживающих
       политическую власть, вводящих ее в четко очерченные рамки, в  строгий
       правовой режим;
     . все большее преобладание республиканской формы правления;
     . эволюция в формах и методах деятельности государственных органов,  их
       все большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.
    Развитие государства в  любую  эпоху  неотделимо  от  развития  (иногда
противоречиво) всего общества, его  экономики,  культуры,  морали,  духовной
жизни.
    В передовых демократических странах  в области политико-государственной
жизни все большее значение приобретают такие тенденции:
  . государство все больше становится 'государством  человека',  в  котором
    человек,  его  неотъемлемые  права  и  свободы,   нравственно-духовные,
    гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место;
  . все общество, а не  только  государственная   -  выступает  в  качестве
    правового;
  . утверждаются и все более развиваются институты либеральной демократии -
    парламентамум,   свободные   выборы,   муниципальное    самоуправление,
    федерамум;
  . усиливается в  условиях  невмешательства  государства  в  экономику,  в
    частно-правовые отношения социальная ориентация, в его деятельности;
  .  возвышается  независимое   правосудие,   обеспечивается   через   него
    всесторонняя защита человека, его прав и свобод.

    Вывод: государство - продукт истории,  выстраданной  человечеством,  ее
опыта, ее ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал  государства
все  более   и   более   раскрывается.   Поэтому,   в   условия   демократии
совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его  институтов
- единственное, естественное и оптимальное направление, по  которому  должна
идти политическая жизнь современного общества.

    II.  Развитие  государства,   его   совершенствование   и   укрепление,
разумеется  так,  чтобы  во  всем  комплексе  его   институтов   все   более
реализовывались начала демократии, экономическая свобода,  свобода  личности
- это закономерный процесс, отвечающий нуждам человечества.
    Государство  -  это  политико-территориальная  суверенная   организация
публичной власти, располагающая социальным аппаратом в  целях  осуществления
управленческо-обеспечительной, охранительной функций, способная делать  свой
веления обязательными для населения всей страны.
    Очень часто в нашей жизни мы встречаемся со словом  'право',  прекрасно
представляя  себе  когда  речь  идет  о  моральном  или  юридическом  праве.
Юридические права четко определенные, записанные  в  законе,  устойчивые,  ,
защищаемые особенными государственными органами.
    Под термином 'право' понимается обоснованная, оправданная, свобода  или
возможность поведения, которая признается в обществе.[4] Есть еще  и  другие
значения этого слова:
    1) в смысле обычных прав - свободы или возможности поведения, основанной
       на обычаях, т.е. нормах, вошедших в привычку.
    2)  в  смысле  моральных  прав  -  свободы  или  возможности  поведения,
       основанной на принципах добра и справедливости.
    3) в смысле корпоративных прав  -  свободы  или  возможности  поведения,
       основанной на уставных и иных положениях,  которые  действуют  внутри
       общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий.
    4) в юридическом смысле - свободы или возможности поведения,  называемой
       субъективным  правом,  основанной   на   законе,   иных   официальных
       источниках.
    Но и в юридическом смысл 'право' имеет два значения:
    1. субъективное юридическое право  -  свобода  и  возможность  субъекта,
       конкретного лица, на юридически обеспеченное  поведение[5].
    2. объективное право - здесь термин 'право' близок к  терминам  'закон',
       'законодательство',  и  имеется  в  виду  не  свобода  и  возможности
       поведения, а нечто 'объективное'  в  обществе  -  юридические  нормы,
       выраженные в законах,  иных  источниках,  либо  в  целом  (Российское
       право), либо как часть (гражданское право).[6]
    В  каждом  политически  организованном  обществе  наряду  с  правом   в
юридическом смысле существует естественное право, которое  охватывает  такие
права как: право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент  при
товарном обмене.
    Права, относящиеся  к  естественным,  существуют  независимо  от  того,
закреплены они где либо в законе или нет, они  непосредственно  вытекают  из
естественного порядка вещей, из самой  жизни,  из  существующих  в  обществе
экономических , духовных и даже естественно-природных факторов.
    В  отличии  от  естественного  права,  право  в  юридическом   значении
предстает как позитивное право, выраженное в законе,  в  других  источниках.
Как позитивное право оно:
  =  создается  людьми,  общественными  образованиями,   -  законодателями,
    судами,  самими  субъектами  права  и  т.д.  является  результатом   их
    творчества, целенаправленной волевой деятельности.
  =   существует  в  виде  закона,  иных  источников,  т.е.  особой  внешне
    выраженной реальности (а не просто в виде мысли, идеи).
    Существует три способа формирования и существования позитивного  права:
обычное право, право судей, право законодателя.
    Обычное право - исторически первая, наиболее тесно  связанная  с  самой
жизнью форма позитивного права.
    Право  судей  -  судебное  решение,  посвященное  определенному   лицу,
конкретному делу, может стать образцом, примером (прецедентом) для  подобных
же  жизненных  случаев.  Таким   путем   формируется   право   судей,   т.е.
прецедентное право.
    Право законодателя (право  закона)  -  формирование  позитивного  права
путем прямой деятельности государственных органов, как правило,  высших,  по
мере развития демократии - представительных.
    Сущность права заключается в  регулировании  общественных  отношений  в
условии цивилизации, в достижении на  нормативной  основе  такой  стабильной
организации,   организованности   общества,   при    которой    регулируется
демократия, экономическая свобода,  свобода  личности.  Высшее  общественное
предназначение  права  -  гарантировать  в  нормативном  порядке  свободу  в
обществе,  утверждать  справедливость,  создавать  оптимальные  условия  для
развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая  произвол  и
своеволие в общественной жизни. По своим  исходным  началам  право  призвано
быть стабилизирующим и умиротворяющим  фактором.  Именно  в  этом  заключена
важнейшая сторона правового регулирования.
    Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы:
     - регулятивная - упорядочение общественных отношений путем  закрепления
       существующих общественных связей и порядков и  обеспечения  активного
       поведения тех или иных субъектов.
     - охранительная - установление мер  юридической  защиты  и  юридической
       ответственности, порядка их возложения и исполнения.
    Таким образом,  право,  как  и  государство.  призвано  служить  людям,
обществу, обеспечивать его нормальную жизнь.
    Наиболее общими признаками права являются:
    1. Общеобязательная нормативность  -  нормы  права  распространяют  свое
       действие на территорию всей страны, на все население.
    2. Выражение норм в законах и иных признаваемых государством  источниках
       - юридические нормы, это строгая внешняя реальность,  независимая  от
       усмотрения отдельных лиц.
    3. Действие через дозволение через субъективные права - признак, который
       раскрывает особенности права как 'права' выделяет его из других норм,
       действующих в обществе.
    4. Государственная обеспеченность - признак,  свидетельствующий  о  том,
       что  общие  правила,  которые  признаются  государством  в   качестве
       правовых,  имеют   поддержку   самой   мощной   социальной   силы   -
       государственной власти.

    Вывод: Право - это система общеобязательных норм, выраженных в законах,
иных признаваемых  государством  источниках  и  являющихся  общеобязательным
критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного  и  предписанного  )
поведения.

    III. Современная религия  чрезвычайно  многообразна  и  динамична,  она
отражает реалии нашего времени и стремится соответствовать  его  требованиям
и запросам. С  начала  своего  существования  человек  выдумал  бесчисленное
множество суеверий, люди создали 50 тысяч  больших  и  малых  религий.  Одно
только  христианство  породило  3  тысячи  сект,  то  есть  групп  верующих,
отделившихся от  господствующей  церкви.  В  1985  году  из  4,5  миллиардов
населения  нашей  планеты  было  свыше  3  миллиардов   верующих   различных
исповеданий. Распространенность религии не означает  не  означает,  что  она
истинна. Известны племенные, национальные, мировые религии.  Племена  Африки
и  Австралии  почитают  духов,  предков-  покровителей.   Наиболее   крупные
национальные  религии  -  индуизм,  синтоизм  ('путь  богов'   у   японцев),
конфуцианство и даосизм (религия Китая), иудаизм (религия евреев).
    Мировые религии - буддизм, ислам, христианство. Они распространены   во
многих странах и у многих народов.
    В различных религиях,  вероисповеданиях,  устанавливаются  обязательные
для верующих правила -  религиозные  нормы.  Они  содержатся  в  религиозных
книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Сунна и др.), в решениях  собраний
верующих  или  духовенства,   в   произведениях   авторитетных   религиозных
писателей. Этими нормами определяется  порядок  организации  и  деятельности
религиозных  объединений,   регламентируются  отправление  обрядов,  порядок
церковных служб.
    Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).
    В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили
юридический характер, регулировали некоторые политические,  государственные,
гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения.
    В некоторых современных исламских странах Коран ('арабский судебник') и
Сунна - основа  религиозных,  правовых,  моральных  норм,  регулирующих  все
стороны  жизни  мусульманина,  определяющих   'правильный   путь   к   цели'
(шариат)[7].
    Тысячелетие назад наша страна приняла христианство, как государственную
религию.  Распространение  христианства  проводилось  княжеской  властью   и
формирующейся церковной организацией. все время существования религия  тесно
переплетена с государством и правом.  При  крещении  Руси  народ  принуждали
принимать новую веру. Митрополит Иларион  киевский  признавал  '...никто  не
сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и  крестились  если  не  по
собственной воле, то их страха  перед  приказанием,  ибо  его  религия  была
связана с властью.' Церковь сыграла важную  роль  в  развитии  и  укреплении
государственности.  Постепенно  церковь   становится   землевладельцем,   ей
платится 'налог', церковная десятина. Церкви в  древней  Руси   принадлежало
три больших круга судебных прав:
    1- судебная власть над всем христианским населением  Руси  по  некоторым
       делам;
    2- право суда над некоторыми группами людей (церковные люди);
    3- судебная власть над населением тех земель,  которые  были  феодальной
       собственностью. Церкви.
    С течением времени церковь была неотделима  от  государства,  в  России
были  церковные  школы,  монастыри,  храмы.  Ведущую  роль  играла   Русская
Православная  церковь.  Ряд   брачно-семейных   и   некоторых   иных   норм,
признаваемых и установленных православной церковью  ('каноническое  право'),
был  составной  частью  правовой  системы.   После   отделения   церкви   от
государства эти нормы утратили юридический характер,  в  1917  году  церковь
была отделена от государства. декрет, принятый Советом  Народных  Комиссаров
20  января  1918  года,  уравнивал   православную   церковь   с   остальными
религиозными объединениями, из государственной организации она  превратилась
в частное общество, образованное на добровольных началах для  удовлетворения
потребностей его членов и содержащихся за их  счет.  Предусматривалось,  что
граждане могут обучаться религии частным  образом.  К  сожалению  в  прошлом
(религиозное) законодательство о религиозных культах не всегда  соблюдалось.
В 30-е годы разгул беззакония  повлек  за  собой  необоснованные  репрессии,
жертвами  которых  стали  многие  священнослужители   русской   православной
церкви. В 60-е закрывались храмы.
    В наше время восстанавливаются храмы, монастыри, церкви, разрушенные до
основания за годы советской власти.
    Но сейчас  церковь  выступает  как  центр  духовной  культуры  русского
народа, а не '...как часть государственного механизма...'.  Патриарх  Пимен,
отвечая на вопросы агентства печати Новости, сказал:  'Церковь  отделена  от
государства,  и  это  положение  мы  считаем  правильным,  ибо   Церковь   и
государство различны по своей природе[8].
    В настоящее  время  нормы,  установленные  религиозными  организациями,
соприкасаются с действующим правом в  ряде  отношений.  Конституция  создает
правовую основу деятельности религиозных  образований,  гарантирует  каждому
свободу совести, включая  право  'свободно  исповедовать  индивидуально  или
совместно с другими любую религию  или  не  исповедовать  никакой,  свободно
выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и  действовать
в соответствии с ними'[9].
    Религиозное объединение может иметь  статус  юридического  лица,  иметь
храмы, молитвенные дома, учебные заведения,  культовое  и  другое  имущество
необходимое для религиозных целей.
    Некоторые религиозные  праздники  официально  признаны  государством  с
учетом исторических .
    Гражданину Российской Федерации предоставлено  право  заменять  военную
службу выполнением альтернативной гражданской службы, если  несение  военной
службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
    Верующие  имеют  возможность  беспрепятственно  совершать   религиозные
обряды,   такие   как:   вступление   в   брак,   рождение   ребенка,    его
совершеннолетие, похороны  и  многие  другие,  только  юридическое  значение
имеют  лишь  документы,  полученные  в  органах  записи  актов  гражданского
состояния либо других государственных органах,  правомочных  выдавать  такие
документы.

    Вывод: Начавшееся в нашей стране восстановление культуры, исторического
сознания, невозможно без возрождения самой цивилизации.  А  нужно  признать,
что религия на протяжении тысяч лет служила основой любой известной  истории
цивилизации, определяла  нормы  отношений  принадлежащих  к  каждой  из  них
огромных  масс  людей.   Целенаправленная   политика   уничтожения   религии
неизбежно приводит к уничтожению основ цивилизации.
                                 Литература:
А.С. Пичелкин, Общая теория права. М. 1995 г., с.117-118,     с.  35-47,  с.
83-104.
С.С. Алексеев, Государство и право. М. 1996 г.,с. 4-29,

с. 48-104.
Р.З. Лившиц, Теория права. М. 1994 г., с. 28-46, с. 47-53,     с. 195-197.
М.Н.Бессонов, Православие в наши дни. М. 1990 г.
В.В Лазарев, Общая теория права и государства. М. 1996 г.,  с. 35-98.
К. Маркс., Ф. Энгельс, Соч. I том с. 414-415, М. 1995 г.
Л.Фейербах, История Философии. М. 1967 г.
М.Арипов,  Ислам  и  мировая  цивилизация.  Возрождение  и  взаимодействие.,
'Свободная мысль' - 91 №14 с.87-98.
С.С. Алексеев, Теория государства и права. М. 1985,

с.112-167.
С.С. Алексеев, Государство и право. М. 1983 г.
11.С.С. Алексеев, Общая теория права. М. 1981 г.
-----------------------
[1] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.5.

[2] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.5.

[3] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.5.



[4] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.49.



[5] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.46.



[6] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.50.



[7] А.С. Пичелкин Общая теория права М. 1995г, с.117

[8] М.Н. Бессонов. Православие в наши дни. М. 1990г., с.216.

[9] А.С. Пичелкин Общая теория права М. 1996г, с.117




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru