Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Специализированные фотоаппараты и специальные виды съемки

Работа из раздела: «Коммуникации, связь, цифровые приборы и радиоэлектроника»

/

/

Специализированные фотоаппараты и специальные виды съемки.

Содержание

Введение

1. Специализированные фотоаппараты

1.1 Стереоскопические фотоаппараты

1.2 Фотоаппараты для аэрофотосъемки

1.3 Фотоаппараты для космических съемок

1.4 Фотоаппараты для астросъемки

1.5 Фотоаппараты для макросъемки

1.6 Высокоскоростные фотокамеры

1.7 Фотоаппараты для съемки через специальные оптические системы (микроскопы, эндоскопы)

1.8 Фотоаппараты для съёмки за пределами видимого спектра

2. Специальные виды съемки

2.1 Репродукционная съемка

2.2 Микрофильмирование

2.3 Макрофотосъемка

2.4 Телескопическая фотосъемка

2.5 Панорамная фотосъемка

2.6 Портретная фотосъемка

2.7 Съемка движущихся объектов

2.8 Подводная фотосъемка

Вывод

Литература

Введение

В научных и технических целях применяются специальные фотоаппараты, обеспечивающие решение особых задач -- например, фотоаппараты для аэрофотосъёмки (аэрофотоаппарат), космических съёмок, астросъёмки, макросъёмки, высокоскоростные камеры, съемки через специальные оптические системы (микроскопы, эндоскопы), фотоаппараты для съёмки за пределами видимого спектра и др.

Существуют также стереоскопические фотоаппараты, снимающие одновременно два кадра через два объектива, расположенных на заданном расстоянии один от другого. При рассматривании таких парных снимков через стереоскоп можно увидеть объёмное изображение.

Фотоаппараты общего назначения используются для художественной, репортажной и бытовой фотосъемки. Они условно делятся на любительские и профессиональные, хотя четкую границу между этими категориями провести достаточно сложно. Как правило, профессиональные фотоаппараты имеют более широкий диапазон настроек, доступных для ручного управления.

1. Специализированные фотоаппараты

1.1 Стереоскопические фотоаппараты

Стереоскопический фотоаппарат от обыкновенного отличается установкой в объективную доску вместо одного двух объективов, а внутрь аппарата -- перегородки, делящей фотопластинку на две части. При рассматривании таких парных снимков через стереоскоп можно увидеть объёмное изображение. Для получения стереоснимков с неподвижных объектов всегда можно воспользоваться одним аппаратом и сделать два снимка, сдвинув его на базовое расстояние. Если угол зрения объектива примерно соответствует углу зрения глаза, то и сдвиг аппарата должен соответствовать расстоянию между глазами. Для стереосъемки можно воспользоваться и двумя одинаковыми аппаратами. Однако если они имеют достаточно большие габариты, то их трудно будет поместить столь близко к другу, чтобы базовый отрезок несущественно превышал расстояние между глазами. С развитием миниатюризации появились специализированные фотоаппараты.

Сегодня наиболее массовыми являются камеры с размером кадра 21Ч15 мм. В этом случае при установке стереонасадки центры полукадров будут существенно смещены к краям, и область, на которой содержатся одни и те же объекты, окажется крайне маленькой. Таким образом, для получения стереопары можно использовать только маленькую часть и так уже меньшего, чем пленочный, кадра. При использовании объектива с фокусным расстоянием 50 мм полукадры будут выглядеть так, будто они сняты объективом с фокусным расстоянием более 100 мм на 35 мм камеру.

Существенной проблемой при работе со стереонасадкой является невозможность варьировать в широком диапазоне диафрагмы. При полностью открытой диафрагме полукадры перекрываются, а при закрытой диаметр отверстия становится сопоставимым с ребром призмы, разделяющей изображение, и черная полоса посередине кадра занимает почти всю его площадь. Для объектива с фокусным расстоянием 50 мм рабочий диапазон диафрагм колеблется от F:4 до F:8. Оптимальный результат получается при диафрагме F:5,6.

1.2 Фотоаппараты для аэрофотосъемки

Аэрофотосъёмка -- фотографирование территории с высоты от сотен метров до десятков километров при помощи аэрофотоаппарата, установленного на атмосферном летательном аппарате (самолёте, вертолёте, дирижабле и пр. или их беспилотном аналоге).

Аэрофотосъемка имеет несколько важных возможностей для съёмки заданной местности. Плоскость аэрофотоаппарата может занимать горизонтальное или наклонное положения. Эти аэрофотосъёмки называются плановыми и перспективными соответственно. Так же возможно фотографирование на цилиндрическую поверхность или вращающимся объективом. Такая съемка называется панорамной.

В основном, аэрофотосъемка выполняется однообъективным фотоаппаратом, но если требуется увеличить площадь снимка, используются многообъективные аэрофотоаппараты.

Техника и аппаратура для аэрофотосъёмки:

ѕ Ан-30 -- самолёт воздушного наблюдения и аэрофотосъёмки.

ѕ СЛА -- парапланы, парамоторы, автожиры, мотодельтапланы.

ѕ Уран -- светосильные высококачественные объективы для аэрофотокамер.

ѕ Ортогон -- специальные прецезионные ортоскопические объективы для аэрофотокамер.

Фотографирование могут производить одиночными аэроснимками, по определённому направлению или по площади. Последние названы маршрутными и площадными аэрофотосъёмками соответственно.

Особенности аэрофотоаппаратов: большой формат кадра, высокая скорость съёмки (скорость работы затвора и перемотки фотоплёнки в плёночных аппаратах), наличие амортизирующего механизма или пространственно стабилизированной платформы (например, гироплатформы), большое фокусное расстояние объектива и большая светосила, высокая геометрическая точность объектива, работа в автоматическом режиме по программе, задаваемой с командного пульта.

1.3 Фотоаппараты для космических съемок

Спутниковые изображения находят применение во многих отраслях деятельности -- сельском хозяйстве, геологических и гидрологических исследованиях, лесоводстве, охране окружающей среды, планировке территорий, образовательных, разведывательных и военных целях. Такие изображения могут быть выполнены как в видимой части спектра, так и в ультрафиолетовой, инфракрасной и других частях диапазона. Также существуют различные карты рельефа, выполненные с помощью радарной съёмки.

Дешифрование и анализ спутниковых снимков в настоящее время все больше выполняется с помощью автоматизированных программных комплексов, таких как ERDAS Imagine или ENVI.

Разрешение спутниковых фотографий различно в зависимости от инструмента фотографирования и высоты орбиты спутника. Например, в ходе проекта Landsat была выполнена съёмка поверхности Земли с разрешением в 15 м, однако большинство из этих изображений до сих пор не обработаны.

Коммерческие спутники серии QuickBird фирмы DigitalGlobe имеют самую высокую на сегодняшний день разрешающую способность -- 60 см, то есть позволяют опознавать объекты на поверхности Земли размером менее полуметра.

Спутниковая фотосъёмка часто дополняется аэрофотосъёмкой, которая позволяет получить более высокое разрешение, но имеет большую удельную стоимость. Также спутниковая фотосъёмка может быть скомбинирована с уже готовыми векторными или растровыми изображениями в ГИС-системах (при условии что на снимках устранены искажения перспективы и они соответствующим образом выровнены и отмасштабированы).

1.4 Фотоаппараты для астросъемки

Астрофотография, астрография, астрономическая фотография -- способ проведения астрономических наблюдений, основанный на фотографировании небесных тел с использованием астрографов.

Особенности астросъемки:

- применение длиннофокусных объективов (фокусное расстояние 30 см и более) и специализированных оптических систем.

- на окулярном узле телескопа обычно помещается кассета с фотопластинкой или форматной плёнкой. Современные астрографы всё чаще снабжаются электронными матрицами. В сочетании с автоматическим управлением с компьютера астрографы всё чаще становятся средством досуга и получения красивых снимков различных небесных объектов.

- для получения качественных снимков удалённых объектов применяются длинные выдержки и гидирование: ручной или механический способ компенсации суточного вращения Земли. С появлением ПЗС-матриц в астрофотографии появились новые понятия: калибровка снимков при помощи токов смещения (Bias), Темновых кадров (Dark frame) и Плоских полей (Flat field).

1.5 Фотоаппараты для макросъемки

Макросъёмка -- это принцип формирования увеличенного изображения.

Теоретически макросъёмка может быть произведена любым съёмочным аппаратом, однако конструктивные особенности конкретной модели могут сильно препятствовать этому. Для этих целей используются фотоаппарат с несменным объективом, фотоаппарат со сменным объективом или камера большого формата.

1.6 Высокоскоростные фотокамеры

Ускоренная съемка -- съемка с частотой кадров, превышающей стандартную обычно в несколько раз. Используется для получения эффекта замедленного движения. Также называется рапидом.

Для того, чтобы изображение кадра оставалось неподвижным относительно движущейся равномерно киноплёнки, вводится вращающаяся призма или зеркало. Размер и положение этого оптического элемента выбираются такими, чтобы линейное смещение получаемого изображения соответствовало перемещению плёнки. При этом методе щелевые обтюраторы отсекают короткие моменты времени для экспонирования каждого кадра.

Другим распространенным способом является использование импульсных источников света с частотой вспышек, соответствующей необходимой частоте кадров. Однако для этого длительность вспышек должна быть чрезвычайно мала, около 10?7 секунды.

1.7 Фотоаппараты для съемки через специальные оптические системы (микроскопы, эндоскопы)

Микроскоп -- прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений, а также измерения объектов или деталей структуры, невидимых или плохо видимых невооружённым глазом. Представляет собой совокупность линз.

Эндоскоп -- группа оптических приборов различного назначения. Различают медицинские и технические эндоскопы. Технические эндоскопы используются для осмотра труднодоступных полостей машин и оборудования при техническом обслуживании и оценке работоспособности. Медицинские эндоскопы используются в медицине для исследования и лечения полых внутренних органов человека.

Конструкция фотоаппаратов для этих видов съемки имеет некоторые конструктивные особенности. Выполняются они на базе фототехники с классической оптической системой (Зенит, Сюрприз).

1.8 Фотоаппараты для съёмки за пределами видимого спектра

Видимое излучение -- электромагнитные волны, воспринимаемые человеческим глазом, которые занимают участок спектра с длиной волны приблизительно от 380 (фиолетовый) до 740 нм (красный). Невидимая область спектра - инфракрасная (ИК) и Ультрафиолетовая (УФ).

При разложении луча белого цвета в призме образуется спектр, в котором излучения разных длин волн преломляются под разным углом. Цвета, входящие в спектр, то есть такие цвета, которые могут быть получены световыми волнами одной длины (или очень узким диапазоном), называются спектральными цветами. Выделить их от основной массы излучения можно с помощью специальных насадок - светофильтров. Светофильтры воздействуют на световой поток, не ограничивая его апертуру или поле зрения. Светофильтры предназначены для воздействия на основной световой поток от снимаемой сцены, в отличие от бленды, ограничивающей действие паразитного светового потока. Светофильтры (кроме некоторых эффектных, призматических), в отличие от линз, не изменяют направления световых лучей в оптической системе.

Светофильтры устанавливается на объектив фотокамер общего назначения. Также светофильтры в фотографии применяются для корректировки цвета, изменения яркости и контрастности фотографируемых объектов уже в процессе фотографирования. Светофильтры применяются также для воспроизводства различных цветовых и световых эффектов.

2. Специальные виды съемки

К специальным видам съемок относят: панорамную, репродукционную, макро- и микросъемки, телескопическую и ряд других съемок.

2.1 Репродукционная съемка

Современные технологии существенно упростили получение репродукций путем сканирования, но это общедоступно только для небольших форматов, А3, А4. Получить копии с крупноформатных картин и т.п. можно фоторепродукцированием. Этим же методом можно качественно увеличить мелкие оригиналы.

Общие сведения. Репродукционная съемка - воспроизведение фотографическим способом различных плоских оригиналов. Оригиналы различаются по характеру техники исполнения. А поэтому различны и требования к получаемым с них репродукциям. Тип оригинала и требования к копнам с него определяют выбор способа съемки и применяемых материалов (см таблицу, внизу страницы).

Репродукционную съемку, в зависимости от поставленных задач, производят в натуральную величину, с большим увеличением, но чаще с уменьшением.

Для репродукционной съемки применяют средне- и малоформатные фотоаппараты. Можно так же применять цифровые камеры, но в данном случае размер копии не сможет превысить 30х40 см (для камер с разрешением 6 мп), в то время, как даже малоформатные пленочные аппараты могут дать качественную копию размером 40х60 см.

Обычная мало- и среднеформатная фотоаппаратура позволяет производить съемку с расстояний не ближе 0,65 м, что дает возможность снимать оригиналы 30х40 см с 13-кратным уменьшением. Для съемки небольших оригиналов в укрупненных масштабах требуется увеличение растяжения камеры, которое достигается применением сильно выдвигающихся оправ объективов, удлинительных колец, тубусов и специальных приставок, устанавливаемых между объективом и фотоаппаратом.

В фотоаппаратах, не приспособленных к смене объективов, для этой цели применяют положительные насадочные линзы. Поставленные перед объективом, они образуют оптическую систему, фокусное расстояние которой значительно меньше остающегося неизменным рабочего отрезка фотоаппарата, что позволяет производить съемку в укрупненных масштабах. Каждому удлинительному кольцу и каждой насадочной линзе, применяемым с данным объективом, соответствуют свое предметное расстояние и свой масштаб съемки.

Применение удлинительных колец и больших растяжений аппарата практически не ухудшает качества изображения. Насадочные линзы, не учитываемые при расчете объектива, приводят к снижению резкости и геометрическим искажения изображения. В набор удлинительных колец входят 3 кольца, снабженных резьбой или байонет для соединения друг с другом и объективом. Высоту колец, необходимых для съемки, выбирают в зависимости от нужного масштаба съемки и вычисляют по формуле:

где f -- фокусное расстояние объектива, а 1/m -- масштаб съемки.

Классификация оригиналов и репродукционной съемки представлена в таблице (2.1).

Таблица 2.1 Классификация оригиналов и репродукционной съемки.

Классификация оригиналов и репродукционной съемки

Виды оригиналов

Применяемые типы оригиналов

Требования к копиям

Метод съемки

Рекомендации по фотоматериалам

Штриховые: черно-белые

Чертежи, гравюры, планы, тексты, рисунки выполненные штрихом и точками на однородном фоне

Передача всех деталей оригинала с максимальным контрастом

В отраженном свете

Любые контрастные

Цветные

Правильно или специально искаженная тонопередача цветов

--//--

Сенсибилиз-ные, контрастные

Полутоновые: ч/б

Фотографии, рисунки с растушевкой, акварели, картины, мозаика

Точное воспроизвед. полутонов оригинала

В отраженном свете без светофильтров

Нормальные или спец-е полутоновые фототех-ские

Цветные

Правильная тонопередача цветов оригинала

--//--

Сенсибилизированные нормальные или специальные полутоновые фототехнические

Полупрозрачные: ч/б

Чертежи, рисунки, витражи, диапозитивы, транспоранты и т. д.

Передача всех деталей оригинала с необходимым контрастом

В отраженном свете на белом фоне или в проходящем свете

Цветные

Точное воспроизведение полутонов и передачи цветов

--//--

Требующие специальных условий съемки для выявления малозаметных для глаза деталей

Старинные, угасшие или специально уничтоженные тексты, картины, следы или отпечатки на плоских поверхностях

Повышение контраста, позволяет выявить незаметные детали

В отраженном или проходящем свете в различных спектральных зонах, в том числе УФ и ИК

От не синсибилиз-ных до специальных флюограф. и спектрозон-ных цветных

2.2 Микрофильмирование

Микрофильмированием (или микрофотокопированием) называют способ получения уменьшенных копий плоских оригиналов: чертежей, карт, рукописных, печатных, графических и других документов. Используется для демонстрации с помощью диапроектора (слайдпроектора) на большие аудитории.

2.3 Макрофотосъемка

Макрофотосъемка - съемка малых предметов или их деталей в крупных масштабах (от 1 : 15 до 20 : 1), выполняемая специальными или обычными объективами. Макрофотография позволяет показать на снимке как видимые, так и не различимые невооруженным глазом объекты съемки.

Укрупнение масштаба съемки требует уменьшения предметного расстояния и увеличения расстояния от объектива до изображения, т. е. растяжения камеры. При больших увеличениях необходимы специально рассчитанные для съемки с коротких расстояний объективы - микроанастигматы. Макрофотосъемку в небольших масштабах можно производить обычными фотографическими объективами.

Увеличение расстояния от объектива до изображения снижает освещенность изображения на фотоматериале, что требует при съемке с удлинительными кольцами, приставками и большими растяжениями камеры увеличения выдержки.

Укрупнение масштаба съемки сильно уменьшает глубину резко изображаемого пространства.

Если при диафрагме 8 глубина резкости при съемке малоформатным фотоаппаратом в масштабе 1:m=1:5, Т-16 м, то при масштабах 1:1 и 5:1 она уже составляет 1,1 мм и 0,1 мм. Глубину резко изображаемого пространства обычно регулируют диафрагмированием, однако сильное диафрагмирование ухудшает общую резкость и разрешающую способность изображения. Съемку обычными малоформатными фотоаппаратами производят с помощью объективов с удлинительными колецами, макроприставками, удлиняющих растяжение камер или насадочпых линз.

Наиболее удобны зеркальные фотоаппараты. При съемках дальномерными фотоаппаратами необходимо пользоваться макроприставками, позволяющими визуально контролировать кадрирование и наводку объектива на резкость. Съемку в мелких масштабах (от 1:10 до 1:1) можно производить с рук. Для съемки в более крупных масштабах следует применять штативы.

Для освещения объекта надо применять два-четыре осветителя с обычными лампами по 60-90 Вт или вспышки, свободно перемещающиеся на шарнирах. Свет устанавливают так, чтобы максимально выявить объем, форму, структуру поверхности и характерные делали объекта, не допуская при этом образования глубоких теней и ярких отражений. Производят окончательную наводку объектива на резкость, на среднюю по глубине плоскость объекта.

Снимая с рук на натуре цветы, кору деревьев, насекомых, определяют точку съемки и наилучшее для объекта освещение. Если нужно, прикрывают объект от прямого солнечного света или так подсвечивают тени, чтобы выделить необходимые детали. Определив размеры объекта или снимаемого поля, находят масштаб съемки и подбирают высоту колец. Ввинтив удлинительные кольца при полностью открытой диафрагме, перемещают фотоаппарат по отношению к объекту (ближе - дальше), наводят объектив на резкость по средней (по глубине) плоскости объекта.

2.4 Телескопическая фотосъемка

Телескопическая фотосъемка - съемка со значительных расстояний. Применяется в случаях, когда к объекту по тем или иным причинам нельзя подойти достаточно близко, чтобы сфотографировать его в нужном масштабе. Такими объектами могут быть дикие птицы и животные. Трудно подойти близко к объектам на спортивных состязаниях, при съемках геологических обнажений, горных вершин и т. д.

Во всех этих случаях применяют специальные телеобъективы, имеющие фокусные расстояния от 85 до 1000 мм. Фокусное расстояние объектива можно так же увеличить с помощью специальных насадок - телековертеров. Чем больше фокусное расстояние телеобъектива или системы, тем крупнее будет изображение объекта при съемке с одного и того же расстояния. С увеличением масштаба изображения пропорционально фокусному расстоянию будет увеличиваться влияние перемещения объекта и колебаний самого фотоаппарата на нерезкость изображения (из-за 'смазки' изображения на фотопленке за время экспонирования). Поэтому такие съемки лучше производить с хорошего упора или устойчивого штатива и по возможности с наиболее короткими выдержками. Съемку значительно удаленных объектов при наличии голубой воздушной дымки, снижающей контраст изображения следует производить с солнцезащитной блендой и желтыми, оранжевыми, а при сильной дымке даже с красными светофильтрами. Не рекомендуется снимать далекие объекты, лежа на земле, так как беспрерывное движение воздуха в надземном слое атмосферы нарушает общую резкость изображения.

2.5 Панорамная фотосъемка

Панорамным называют изображение, охватывающее весь круг или значительный сектор местности по горизонту (иногда по вертикали). Панорамирование позволяет расширить пределы снимаемого пространства и благодаря этому находит большое применение при съемке пейзажей, архитектуры и других широких или высоких объектов. По углу охватываемого пространства панорамы принято делить на секторные и круговые. Для съемки панорам существуют специальные панорамные фотоаппараты (например, 'Горизонт').

Панорамные съемки обычными фотоаппаратами можно производить со штатива при помощи панорамной головки или просто с рук. Для этого делают ряд взаимно перекрывающихся снимков, которые затем монтируют в общую панораму.

При фотографировании с рук выбирают точку съемки и, устойчиво став на выбранном месте, распределяют тяжесть корпуса равномерно на обе ноги. Смотря в видоискатель фотоаппарата, находят начало сектора съемки, замечают по местным предметам правую границу кадра и производят съемку. Затем, не сходя с места и сохраняя то же положение оптической оси объектива по высоте, поворачивают фотоаппарат так, чтобы второй кадр на 10-15% перекрывал первый. Заметив границу второго кадра, делают второй, третий и последующие снимки.

Чтобы обеспечить правильную последовательность кадров на фотопленке, съемку панорам надо производить, вращая фотоаппарат по направлению движения фотопленки. Когда снимаемый участок не уменьшается на панораме по высоте, производят съемку двухъярусной (или двухрядной) панорамы, снимки которой перекрываются как по горизонтали, так и между ярусами, При съемке вертикальных узких объектов делают вертикальные панорамы, перекрывая снимки по высоте.

Наилучшим освещением при съемке панорамы следует считать рассеянный свет, так как прямой солнечный свет освещает различные объекты в пределах одной и той же панорамы под различными углами по отношению к наблюдателю. Все кадры панорамы снимают с одинаковой экспозицией.

При панорамной съемке особое внимание следует уделять выбору точки съемки, так как прямые линии, расположенные перпендикулярно оптической оси объектива, на стыках снимков получаются изломанными. В панорамах архитектурных сооружений для уменьшения искажений перекрытие соседних кадров следует увеличить до 30-40%. Необходимо следить и за тем, чтобы близко к границам кадра не было движущихся предметов или теней от них, так как при съемке панорамы они могут попасть в разные снимки.

Съемку с небольшого удаления протяженных прямолинейных объектов, не умещающихся на одном снимке (архитектурные сооружения, выставочные залы, участки берега реки, стены карьеров и т. д.) производят также с перекрытием на нескольких снимках. Однако в этом случае вместо поворота фотоаппарата вокруг одной точки осуществляют последовательную съемку с различных точек стояния, расположенных по линии, параллельной основной плоскости снимаемого объекта. При этом необходимо тщательно следить за правильным расположением оптической оси фотоаппарата как по отношению плоскости объекта, так и по высоте. Снимки должны иметь одинаковый масштаб т. е. печататься с одним и тем же увеличением.

2.6 Портретная фотосъемка

Портреты фотографируются крупным планом (головные), по пояс, до колен и во весь рост. Съемку можно производить в фас (лицо, обращенное к аппарату), в три четверти (лицо несколько повернуто в сторону) и в полный профиль.

Обычно фотолюбители начинают свою практику со съемки портретов, считая этот вид фотографирования наиболее доступным. Такое мнение неправильно, в чем фотолюбители убеждаются при первых же своих неудачах.

Главное условие портретной съемки - передача максимального сходства портрета с оригиналом, что зависит от ряда факторов. Прежде всего необходимо стремиться передать в портрете естественное выражение фотографируемого лица, выбрать наиболее свободную, не напряженную позу у человека. Это требует от фотолюбителя большой наблюдательности, умения улавливать наиболее характерное выражение лица фотографируемого. Веселого и оживленного человека можно сделать на портрете непохожим на себя, если сфотографировать его с угрюмым выражением лица.

Качество портрета во многом зависит и от того, как будет освещено лицо фотографируемого. Неудачным освещением можно до неузнаваемости исказить на снимке самое привлекательное лицо. Если осветить лицо только сверху или снизу, между оригиналом и его изображением на снимке ничего общего не получится.

Лучше всего при съемке портретов использовать три источника света, что позволит добиться наибольшего сходства изображения с оригиналом. В этом случае источники света располагают так: первый источник с одной стороны сбоку; второй - с другой стороны, но значительно ближе к фотографируемому и немного выше его; третий - позади снимаемого, несколько выше его и сбоку. Задний источник света резко выделяет контуры фигуры фотографируемого и как бы создает пространство между ним и фоном.

Не всегда, конечно, удается создать такие условия для съемки. Обычно приходится фотографировать в комнате, с одним или двумя окнами. В таком случае надо избегать прямого освещения, которое делает лицо на снимке плоским.

Чтобы выделить на портрете форму (лепку) лица, необходимо посадить фотографируемого несколько боком по отношению к окну, то есть создать боковое освещение, а с другой стороны поставить отражатель света в виде листа белой плотной бумаги или картона, который смягчит тень на неосвещенной стороне лица.

При съемке портретов на воздухе следует избегать яркого солнечного освещения. Лучше фотографировать утром и под вечер, когда солнце находится ближе к горизонту, освещение в это время бывает мягким, рассеянным. А еще лучше снимать в тени деревьев или зданий.

При портретной съемке рекомендуется использовать длиннофокусные объективы, позволяющие снимать крупным планом, не приближая аппарата близко к фотографируемому, что предупреждает возможность получения искаженного изображения. Другое преимущество длиннофокусных объективов состоит в том, что, обладая незначительной глубиной резкости, они смягчают на снимке морщины и прочие недостатки лица. Фон получается нерезким, что в значительной степени выделяет фигуру фотографируемого.

Широкоугольные объективы в портретной съемке применять не следует, так как они сильно искажают изображение.

При портретной съемке малоформатными камерами лучшим объективом считается 'Юпитер-9' с фокусным расстоянием 8,5 см, который отвечает всем требованиям такого фотографирования.

Большое значение в портретной съемке имеет подбор негативного материала, так как от него зависит правильность цветопередачи. Ортохроматический материал излишне подчеркивает на изображении веснушки на лице и т. п., поэтому при съемке рекомендуется применять желтый светофильтр. Лучшим негативным материалом служит 'Изохром'.

2.7 Съемка движущихся объектов

Современная фотографическая техника допускает возможность снимать быстро движущиеся объекты (спортсмены, играющие дети, машины на шоссе, поезда и т. д.). Такая съемка, кроме навыков в построении кадра, требует от фотолюбителя быстрой ориентировки.

Быстро движущиеся объекты, например, мчащегося по шоссе мотоциклиста, необходимо снимать с очень короткой выдержкой, иначе вместо резкого изображения получится 'смазанный' снимок. При таком фотографировании резкость снимка во многом зависит от расстояния, на котором находится снимаемый объект от аппарата.

Наибольшая вероятность нерезкого, 'смазанного' изображения на снимке будет в том случае, когда, предположим, машина проносится мимо фотографа. А когда она движется под некоторым углом к фотографу, вероятность нерезкости будет меньше. Вероятность нерезкости увеличивается при съемке движущихся объектов длиннофокусными объективами, так как они дают более крупное изображение.

Следует иметь в виду, что выдержка зависит еще и от освещенности объекта. Это усложняет работу фотолюбителя и требует от него умения правильно оценивать обстановку съемки, использовать возможности аппаратуры, а также подбирать негативный материал нужной светочувствительности.

Наиболее выразительными снимками движущихся объектов будут те, которые сделаны с близкого расстояния. Обычно наводка на резкость в таких случаях производится заблаговременно по каким-либо предметам (камешки, комочки земли), находящимся на пути движущихся объектов.

Один из увлекательных видов съемки движущихся объектов - фотографирование спортивных моментов. Однако, чтобы получить хороший снимок, нужно заранее подготовиться к съемке, узнать план предстоящих спортивных состязаний и выбрать наиболее характерный момент для фотографирования. Не следует механически щелкать затвором, надеясь на то, что из большого количества негативов можно будет выбрать что-либо подходящее.

стереоскопический фотоаппарат съемка репродуктивный

2.8 Подводная фотосъемка

Важный аспект осуществления подводной съёмки, это специализированная фототехника. На мировом рынке существует множество производителей, предлагающих как подводные камеры, так и подводные боксы для обычных мыльниц или зеркалок. Фотобокс для подводной съемки это «гидрокостюм» для камеры и очень важно, чтобы он был надежным и полностью водонепроницаемым. Есть также универсальные боксы для подводной съемки, выполненные из поливинилхлорида или силикона.

Фотобокс состоит из основной части и сменных портов. Выбор порта зависит от объектива, который вы используете. Они могут быть сферическими (для широкоугольной съемки) или плоскими (теле/макросъемка). Кроме того, для фотографии под водой необходимы одна или две вспышки, крепящиеся на штангах сбоку от фотоаппарата. Вспышки также подвергаются гидроизоляции и подключаются к камере с помощью электрического оптоволокна или синхрокорда. Вот основной комплект для подводной фотографии.

Поговорим детальнее о технике съемки под водой. Если погружение происходит в месте, где вода не отличается 100% прозрачностью, то, прежде всего, возникает проблема освещения. В таких условиях фотографировать можно, выставив высокое значение ISO, однако в этом случае вы рискуете получить «шумные» или смазанные снимки. Вторым вариантом является использование вспышки. Стоит заметить, что под водой дальность вспышки гораздо меньше, ведь вода поглощает свет. Поэтому снимать нужно с более близкого расстояния и гораздо лучше будет использовать одновременно две вспышки. Это даст равномерное освещение всего объекта. При использовании одной вспышки половина снимаемого морского животного или пейзажа рискует быть поглощенной тьмой. Еще одной проблемой в условиях плохого освещения является «промашка» автофокуса. Поэтому прежде чем купить подводный бокс, позаботьтесь, чтобы он был оснащен приводом ручной фокусировки.

Следующей трудностью, с которой фотографы сталкиваются довольно часто, это наводка камеры на объект. Причиной этому могут послужить течение, постоянное движение морских жителей, специфика фототехники. При макросъемке к тому же добавляется то, что плоскость фокусировки составляет всего пару миллиметров и, следовательно, после каждого малейшего движения приходится начинать все сначала. Если ведется съемка донных рельефов или животных, то можно фотографировать стоя на коленях и зафиксировавшись с помощью неровностей или камней. Однако даже при минимальных движениях, например ласт, со дна поднимется ил, мельчайшие организмы и водоросли. Поэтому лучше всего фотографировать, зависая над объектом вниз головой, а для этого нужно досконально владеть техникой дайвинга, чтобы полностью сосредотачиваться на процессе съемки, не отвлекаясь на то, как бы зафиксироваться на одном месте и не поднять облако ила.

И последний вопрос, который стоит обсудить, это выбор «моделей». Большинство фотографов, занимаясь подводной съёмкой, охотятся в основном за крупными, яркими морскими жителями, сразу бросающимися в глаза. Это, конечно, дает неплохие результаты, однако если изучить подводный мир получше, то даже снимок маленькой креветки может превратиться в уникальный кадр, которым сможет гордиться любой фотограф-профессионал.

Вывод

В обычном режиме непрерывной съемки расчет экспозиции и фокусировка осуществляются только для первого кадра серии. Однако есть камеры, позволяющие вычислять дистанцию и/или экспопараметры для каждого кадра серии.

Перед тем как воспользоваться таким усовершенствованным режимом, необходимо удостовериться, что возросший объем вычислений не сказывается на 'скорострельности' фотоаппарата. Если она падает, от дополнительных возможностей следует отказаться - как показывает практика, при непрерывной съемке ни дистанция до объекта фотографирования, ни его освещенность не успевают значительно измениться.

Правда, при непрерывной съемке спортивных состязаний объект может успеть удалиться на большое расстояние, и тут уж без автофокусировки для каждого кадра серии не обойтись. Если же такой возможности нет, необходимо максимально увеличить глубину резкости, 'зажав' диафрагму - опять-таки, если подобная функция в фотоаппарате есть.

Порой бывает обратная ситуация - объект не меняет дистанции до фотографа, но двигается довольно быстро (съемка животных в природной среде). Если кадры получаются 'сдернутыми', а интервал между ними большой, необходимо перевести камеру в режим приоритета по выдержке, выбрав значение этого экспопараметра как можно 'короче'.

При панорамной съемке камера также 'замораживает' фокус, экспозицию и баланс белого после первого кадра последовательности, однако при этом не накладывается никаких ограничений ни на интервал между снимками, ни на продолжительность серии.

Все, что необходимо делать пользователю, - поворачивать фотоаппарат таким образом, чтобы один край предыдущего кадра частично совпадал с другим краем следующего кадра. Для облегчения данной задачи на некоторых камерах цветной ЖК-дисплей автоматически включается в режиме видоискателя, а по краям кадра отображаются реперные индикаторы - например, в форме сильно вытянутых прямоугольников яркого цвета. Фотограф запоминает, какие объекты находились внутри реперного индикатора с одной стороны снимка, а на следующем снимке располагает их внутри реперного индикатора с другой стороны снимка. Разумеется, при панорамной съемке желательно использовать штатив или любую ровную поверхность.

На первый взгляд, самой простой должна быть съемка при ярком солнечном свете. Однако и при таких условиях существуют определенные сложности. В пейзажных кадрах, половину которых занимает небо, ландшафтная составляющая практически всегда 'недодержана', вызвано это избытком рассеянного в атмосфере света.

А поверхности с высоким коэффициентом отражения, например водная гладь, изобилуют бликами. Для решения этой проблемы на объектив следует установить поляризационный светофильтр. При этом небо становится насыщенного синего цвета, на его фоне отчетливо выделяются облака, а блики на воде практически полностью исчезают.

Основная задача пользователя - установить светофильтр под правильным углом. Чтобы эффект поляризации был максимальным, необходимо включить ЖК-дисплей в режиме видоискателя, затем, поворачивая фильтр, определить его оптимальное положение по изменению картинки на экране. При этом следует помнить, что использование поляризационного светофильтра ослабляет световой поток примерно на 2 EV, где EV - экспозиционное число.

По сравнению с пленочной фотографией, цифровые камеры благодаря структуре ПЗС-матриц обладают уникальной способностью регистрировать инфракрасное излучение. Разумеется, в большинстве случаев это является помехой при съемке, поэтому все модели снабжаются встроенными фильтрами, отсекающими лучи с 'посторонней' длиной волны. Однако близкое к инфракрасному излучение полностью 'отрезать' невозможно, да и не нужно - интенсивность его по сравнению с видимым светом не так и высока, а вот цветопередача при использовании 'строгих' фильтров значительно пострадает.

А вот если использовать специальные светофильтры, отсекающие видимые и оставляющие инфракрасные лучи, то можно получить редкие по своей эффектности кадры. Стоимость таких фильтров колеблется от 25 (Hoya R72) до 85 (Tiffen 87) долларов, однако перед их приобретением необходимо протестировать камеру на восприимчивость к инфракрасному излучению. Для этого достаточно перевести ЖК-дисплей фотоаппарата в режим видоискателя, направить на объектив пульт дистанционного управления телевизора и нажать кнопку регулировки громкости. Если на экране камеры появится яркое пятно, можно отправляться за светофильтром. Впрочем, уже появились модели фотоаппаратов (Sony DSC-707/DSC-717), у которых встроенный инфракрасный фильтр можно отключить для съемки в полной темноте.

При макросъемке большинство камер плохо фокусируется на дистанции менее четверти метра. Если объектив снабжен резьбой для оптических насадок, проблема разрешается установкой специального конвертора для макросъемки.

Некоторые производители этих насадок (например, НАМА) позволяют соединить несколько конверторов подряд, сокращая дистанцию съемки до минимума. Однако есть ряд ограничений, о которых следует помнить. В частности, для достижения приемлемой глубины резкости необходимо максимально 'прикрыть' диафрагму.

И чем большее количество насадок установлено, тем большее диафрагменное число следует использовать. В свою очередь, чем меньше относительное отверстие, тем лучше должен быть освещен объект. Кроме того, конверторы тоже 'съедают' часть проходящего через них светового потока. Если же объектом съемки является предмет с блестящей поверхностью, мощная лампа подсветки вызовет блики и испортит кадр. Поэтому съемку желательно вести с большой выдержкой, обязательно установив камеру на штатив. Разумеется, для кадрирования нужно использовать только ЖК-дисплей, а чтобы не сдвинуть фотоаппарат при нажатии кнопки затвора, фотографировать в режиме автоспуска. В этом режиме затвор срабатывает не сразу, а по прошествии определенного промежутка времени. Изначальное предназначение автоспуска - съемка групповых портретов с участием в них фотографа.

Список литературы

1. БСЭ. Статья «Фотографический аппарат». Автор С. В. Кулагин

2. Скотт Келби Цифровая фотография. Том 1, обновленное издание = The Digital Photography Book -- М.: «Вильямс», 2011. -- С. 224. -- ISBN 978-5-8459-1648-8.

3. Томпсон Роберт. «Макросъёмка. Практическое руководство для фотографов». 2006 г.

4. Фотокинотехника: Энциклопедия / Гл. ред. Е. А. Иофис -- М.: Советская Энциклопедия, 1981. -- 447 с. -- 100 000 экз.

5. Щепанский Г. В. Фотографический аппарат // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис -- М.: Советская энциклопедия, 1981.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru