Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Зигмунд Фрэйд – основоположник психоанализа

Работа из раздела: «Психология»

                   Белорусский государственный университет
                Факультет управления и социальных технологий



                             Реферат по предмету
                            «История психологии»
                                  на тему:
                 Зигмунд Фрэйд – основоположник психоанализа



                                  Студента 1 курса группы №171
                                  специальность «Социальная работа»
                                  Кардымона Юрия Валентиновича



                                 2001 Минск

                                  «Чтобы оценить его полностью,
                                   необходимо два условия: свобода
                                   от предубеждений и, желание
                                   прямо смотреть правде в глаза»

                                        Лоуренс Даррен

      «Придет время, — писал известный швейцарский психиатр  Э.  Блейлер,  —
когда будут говорить о психологии до  Фрейда  и  психологии  после  Фрейда».
Действительно,  трудно  переоценить  влияние  этого  учения  на   дальнейшее
развитие психологии и  клинической  психиатрии,  да  и  вообще  на  эволюцию
человеческой мысли. Ведь недаром Фрейда ставят в  один  ряд  с  Аристотелем,
Дарвином, Эйнштейном, называют  «зодчим  современного  понимания  человека»,
«одним из научных новаторов нашей эпохи», а  его  учение  —  «коперниковским
переворотом»,  видоизменившим не только науку,  но  и  культуру  общества  в
целом.
       С самого начала  становления  как  науки,  психоанализ  имел  горячих
приверженцев не только в среде  психологов  и  психиатров  (Э.  Блейлер,  А.
Адлер. К. Г. Юнг,  О.  Ранк,  Э.  Джонс);  многие  выдающиеся  современники:
Альберт Эйнштейн  (назвавший  Фрейда  «величайшим  учителем»),  Томас  Манн,
Стефан Цвейг, Теодор Драйзер, Густав Маллер, Роберт Уэллс, высоко  ценили  и
уважали Фрейда как ученого и  мыслителя,  о  чем,  более  чем  красноречиво,
свидетельствует его переписка.
       Смелость, неординарность и революционность самого  подхода  Фрейда  к
«хрупкой» проблеме человеческой психики снискали ему  и  его  учению  много
противников, в основном, среди клиницистов  (Е.  Крепелин,  К.  Ясперс.  В.
Майер-Гросс, Г. Г руле и др.).
       В то же время идеи Фрейда постепенно  прокладывали  себе  путь  через
многие трудности  и  противоречия.  Второе  поколение  психоаналитиков  (К.
Хорни, Э. Фромм. Д. Морено, Г. Маркузе) способствовало дальнейшему развитию
фрейдизма,  который  нес   в   самом   себе   стимул   для   творческих   и
интеллектуальных исканий в самых широких областях человеческих знаний.
       В  настоящее  время,  являясь  крайне  противоречивым   учением,   со
множеством, часто взаимоисключающих ответвлений, психоанализ остается  одним
из основных психологических и философских концепций  современности,  и  вряд
ли  какой-либо  знающий  психолог  или  психиатр  позволит  себе  оспаривать
важность основных предпосылок Фрейда о  роли  бессознательного  в  структуре
личности.  Хотя  Фрейду  вряд  ли  принадлежит  честь  изобретения   термина
«бессознательное». Английский исследователь Л.Уайт  показал,  что  в  период
Фрэйда в университете вышло 6 книг на  английском,  французском  и  немецком
языках, в названии которых стоял термин «бессознательное».
         «Благодаря  этому  учению  в  качестве  предмета  психологии  стала
выступать психика во всех  своих  возможных  формах  ее  проявления,  как  в
сознательной, так и бессознательной, как в сновидениях, так и наяву,  как  в
норме, так и в  патологии»  (А.  Е.  Шерозия).  Так  же  трудно  переоценить
влияние психоанализа на культуру  общества в целом.  Фрэйд  дал  стимул  для
поиска  новых  форм  и  содержания  в   литературе,   драматургии,   поэзии,
изобразительном  искусстве.  Позволим  себе  напомнить  лишь   малую   часть
деятелей культуры, чье творчество несет  яркий  отпечаток  идей  Фрейда:  Т.
Манн, С. Цвейг, Г. Гессе, Р.  Роллан,  А.  Жид,  Ж  Кокто,   С.  Беккет,  Э.
Ионеско, С. Дали, X. Миро.
       Долгие годы тоталитаризма  и  застоя,  изоляции  нашего  общества  от
магистральных  направлений  интеллектуальных  исканий  человечества  нанесли
тяжелый урон отечественной  науке.  В  печальном  списке  «вредных  учений»,
наряду с генетикой, кибернетикой и социологией,  одним  из  первых  оказался
психоанализ. Вследствие «идейных дискуссий» конца 20-х — начала  30-х  годов
был ликвидирован. Психоаналитический институт, подверглись  гонениям  многие
психиатры психологи, стоящие на позициях психоанализа.
       Ввиду того, что в литературе зачастую тенденциозно, а порой искаженно
трактовалось не только учение Фрейда — психоанализ,  но  крайне  однобоко  и
скудно давались его  биографические  сведения,  необходимо  остановиться  на
главных этапах жизненного пути великого ученого.
                    ____________________________________
       Зигмунд Фрейд родился 6  мая  1856  г.  в  Фрейбурге,  провинциальном
городе Австро-Венгерской империи, в семье торговца  шерстью.  В  дальнейшем,
ввиду  разгула  антисемитизма,  семья  Фрейдов,  после  недолгих   скитаний,
поселилась в Вене. Отец Зигмунда — Якоб  Фрейд,   придерживаясь  либерально-
просветительских взглядов всячески способствовал  образованию  сына.  Еще  в
гимназии, показав неординарные способности,  Фрейд увлекся  естествознанием,
особенно учением Дарвина,  много  и  упорно  учился  и  решил  в  дальнейшем
посвятить себя науке. В 1873 году  он  поступает  на  медицинский  факультет
Венского университета. Особенное  влияние  на  формирование  З.  Фрейда  как
ученого оказал крупнейший физиолог  школы  Гельмгольца,  директор  Института
физиологии при  университете  Эрнст  Брюкке,  у  которого  Фрейд  работал  в
течение пяти лет — с 1876 по 1881 г. За  эти  годы  Фрейд  сделал  важнейшие
наблюдения,  которые  поставили  его  в  ряд  пионеров  нейронной  теории  —
основного положения современной неврологии.
      В 1885 году отлично сдав устные  и  письменные  экзамены,  и  прочитав
блестящую лекцию о «Модулярных  областях  головного  мозга»,  он  становится
приват-доцентом по неврологии Венского университета. В том же году  Фрейд  в
течение почти пяти месяцев работал в Париже, в клинике Ж. Шарко,  одного  из
самых знаменитых неврологов  XIX  века.  Здесь  он  впервые  заинтересовался
проблемой истерии и параллельно с исследованиями в области  неврологии  стал
искать причины и механизмы этого заболевания.
       Одновременно с научной деятельностью Фрейд занимался  и  практической
работой.  Систематические   практические   наблюдения   привели   Фрейда   к
необходимости значительного изменения  способа  лечения  больных  неврозами.
Вместо  гипнотического  внушения  он   стал   применять   метод   «свободных
ассоциаций»,  толкования  сновидений  и  перенесения.  Всеми  этими  путями,
согласно   предположению   Фрейда,   вытесненные   из   сознательной   сферы
переживания могут выйти  в  сознание.  Именно  эти  методы  легли  в  основу
техники психоаналитической терапии, применяемой в  принципиально  неизменном
виде и в наши дни.
       В 1909 году 3. Фрейд и К. Г. Юнг были приглашены  в  США  для  чтения
 лекций. После восторженной встречи Фрейд иронично  заметил:  «Эти  люди  не
 подозревают, что я принес  им  чуму».  Именно  такой  была  первая  реакция
 широкой общественности на психоанализ.
       В то же время психоанализ постепенно стал  завоевывать  мир.  В  США,
 Германии, Англии,  Франции,  Италии,  Швеции  и  других  странах  создаются
 психоаналитические общества, выходят журналы.
     Последнее десятилетие своей жизни Фрейд посвятил  изучению,  анализу  и
обобщению своих представлений  о  природе  человека,  общества  и  культуры.
Окруженный ореолом популярности и  всеобщего  поклонения,  Фрейд  скромно  и
почти безвыездно жил в Леопольштадте — еврейском гетто  Вены  -  с  женой  и
шестью детьми. Его блистательный и  острый  ум,  талант  полемиста,  научный
гуманизм и демократизм  расширили  круг  его  единомышленников  и  привлекли
друзей в среде интеллектуальной  элиты  своего  времени.  В  последние  годы
жизни Фрейд страдал от рака гортани, перенес несколько операций.   Он  почти
отошел от практической клинической работы,  сосредоточившись  на  творческой
деятельности и обучении психоаналитиков.
     После захвата Австрии нацистами в 1938 году Фрейд,  лишенный  паспорта,
стал узником гетто. Фашисты конфисковали его имущество и библиотеку,  четыре
его  сестры  погибли  в  нацистском  лагере.  Лишь  огромный   международный
резонанс и выкуп в 100 000 шиллингов вырвал Фрейда из Вены.  Последний,  год
жизни он провел в Англии.  Зигмунд  Фрейд  умер  23  сентября  1939  года  в
возрасте 83-х лет.
                      _________________________________
      Многие понятия  фрэйдовского  анализа  подвергались  экспериментальной
проверке еще в 30-40 годы, правда, с сомнительным результатом.  В  последние
годы был проведен ряд более  надежных  исследований.  Научная  достоверность
полученных Фрэйдом выводов проверялась на основе анализа около 2000  случаев
из психиатрии, психологии,  антропологии  и  ряда  других  дисциплин.  Итоги
таковы: часть базовых понятий психоанализа  - такие как ИД, ЭГО,  Супер-ЭГО,
стремление к смерти, либидо и  тревога,  -  выдержала  испытания  средствами
науки. Другая же часть понятий была признана научно несостоятельными.
     Я приведу ряд положений, которые  как  показывает  анализ  публикаций,
выдержали научную проверку:
  1) некоторые характеристики орального и анального типа личности;
  2) некоторые причинные факторы гомосексуальности;
  3) некоторые аспекты эдипова комплекса у мальчиков (чувства соперничества
     по отношению к отцу, сексуальные фантазии по  поводу  матери  и  страх
     кастрации). / Хотя, по-моему, абсурдно звучит утверждения о  том,  что
     двухмесячный ребенок ведет осознанную  и  целенаправленную  борьбу  за
     сексуальное обладание матерью./
     Укажу также на  ряд  положений,  которые  не  получили  поддержки   со
   стороны научных методов проверки:
     1) что в  сновидениях  в  символической  форме  удовлетворяются  ранее
   подавленные намерения  и желания;
       2) что под влиянием эдипова комплекса мальчики  и сравнивают  себя  с
          отцом, и усваивают его нормы супер-эго под влиянием страха;
       3) что женщины имеют  заниженную  по  сравнению  с  мужчинами  оценку
          собственного тела, что у них менее развиты стандарты супер-эго.

     Однако, несмотря на всю  критику  в  свой  адрес,  недостаток  научной
строгости и некоторую  методологическую  слабость,  фрэйдовский  психоанализ
продолжает оставаться влиятельной силой в современной психологии.



                      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Фрэйд З. «Я и Оно»
2. Д.Шульц и С.-Э. Шульц «История современной психологии»
3. С. Шишов «Обратная сторона нашего Я»
4. Б. Р. Нанейшвили и Г.Б. Нанейшвили «Предисловие к собранию сочинений
   З.Фрэйда»


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru