Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Прокурорский надзор как самостоятельная отрасль государственной деятельности 34.7 Кб.
  2. Прокурорский надзор 79.2 Кб.
  3. Прокурорский надзор 76.3 Кб.
  4. Прокурорский надзор за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел военными судами 110.5 Кб.
  5. Прокурорский надзор в пенитенциарных учреждениях 68.1 Кб.
  6. Прокурорский надзор 79.2 Кб.
  7. Прокурорский надзор в Российской Федерации 121.3 Кб.
  8. Прокурорский надзор в сфере исполнительной власти 69.8 Кб.

Прокурорский надзор

Работа из раздела: «Право»

                             Прокурорский надзор
      Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система  органов,
осуществляющих  от  имени  РФ  надзор  за  соблюдением  Конституции   РФ   и
исполнением законов, действующих на территории РФ.
      Основателем органов прокуратуры в РФ является Петр I (в соответствии с
указом от 12 января 1722  года  «О  должности  Сената»  в  России  появилась
прокуратура как государственно-правовой институт)
      Орган прокуратуры – элемент системы прокуратуры РФ,  организованный  в
соответствии с административно-территориальным делением РФ  (территориальные
органы прокуратуры или в соответствии с построением  отношений  в  различных
сферах  (экологии,  в  ВС)  а  также  не  совпадающих   с   административно-
территориальным делением страны (специализированные прокуратуры))
      Прокуратура  является  самостоятельной  независимой   структурой   (не
      относятся ни к одной  ветви  власти)  выполняющей  функции  одного  из
      элементов системы уравновешивания в механизме разделения властей.
      Функции   прокуратуры   –   конкретное    направление    деятельности,
обусловленное назначением прокуратуры, выраженное в её целях и задачах.


                       Прокурорский надзор (П.Н.) как…

      …вид государственной деятельности:
      Деятельность   специально   уполномоченных   государственных   органов
(прокуратур), осуществляемая от имени РФ, в целях:
     1) Обеспечения верховенства закона;
     2) Единства и укрепления законности;
     3) Защиты прав и свобод человека и гражданина,  интересов  общества  и
        государства.
      Выполняется с  использованием  предусмотренных  законов  полномочий  и
      правовых средств их осуществления.
      …отрасль юридической науки:
      Изучает   закономерность   возникновения,   становления   и   развития
правоотношений в сфере осуществления П.Н., исследует основные понятия  П.Н.,
содержание  полномочий  прокурора,  изучает  эффективность  правовых   норм,
деятельность региональных органов прокуратуры по осуществлению надзора.
      …как учебная дисциплина:
      Изучается  в  высших  и  средних  юридических  заведениях,  связан   с
определенным объемом изучения, зависящим от  профиля  учебного  заведения  и
охватывает собой общую и особенную части курса.


                                Объект П.Н.-

      Предусмотренное законом о прокуратуре совокупность федеральных органов
исполнительной власти, представительных (законодательных)  и  исполнительных
органов власти S-в  РФ,  органов  власти  местного  самоуправления,  органов
военного  управления,  органов  контроля,  их  должностных  лиц  (всех  этих
органов), руководители коммерческих и некоммерческих  организаций,  а  также
других  органов  и  граждан,   на   которых   распространяется   компетенция
прокуратуры.


                                  S-ты П.Н.

      Должностное лицо  органа  прокуратуры,  наделенное  правоохранительной
властью в пределах своей компетенции.


                                Предмет П.Н.

      Направление деятельности, обусловленное видом  прокурорского  надзора,
спецификой   правового   положения   поднадзорных   объектов,   полномочиями
прокурора, актами правового реагирования на нарушения законов.



                                Средства П.Н.

      Совокупность правовых  приемов  и  способов,  действия  прокурора  для
достижения цели и осуществления задач прокуратуры.


                                 Методы П.Н.

      Совокупность научно-обоснованных и опробованных  практикой  приемов  и
      способов применения и реализации правовых средств П.Н.


                                Сущность П.Н.

      Состоит в том, что;
          1)  П.Н.  самостоятельный   специфический   вид   государственной
             деятельности,  которая  является  исключительной  компетенцией
             органов прокуратуры.
          2) П.Н. осуществляется от имени государства.
          3)  П.Н.  заключается  в  проверке  правильности   соблюдения   и
             исполнения законов, действующих на территории РФ.
          4)  П.Н.  обеспечивает  выявление,  пресечение  и  предупреждение
             правонарушений,    восстановление    нарушенной    законности,
             привлечение виновных к ответственности.


                             Цели и задачи П.Н.

      Цели  определяются  статусом,  местом  и  ролью  прокуратуры  в   гос.
устройстве и понимаются как то:
      -к чему надо стремится;
      -что надо осуществлять;
      -результат, на достижение  которого  направлена  деятельность  органов
прокуратуры, регламентируемая законодательством.
      Цели закреплены в п.2 ст.1 ФЗ «О прокуратуре»:
     1. Обеспечение верховенства закона;
     2. Обеспечение единства и укрепления законности;
     3. Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
     4. Обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства.
      Задачи непосредственно направлены на достижение целей.
      Задачи П.Н.:
     1. Общие.
     2. Специальные
     3. Частные.
1.- Характеризуют весь П.Н.
2.-          –//–            какие-то направления деятельности.
3.-          –//–             какую-то частную деятельность.
      Общей  задачей  П.Н.  является  обеспечение  законности  и  охраны  от
посягательств:
      –прав и интересов граждан, предприятий и  организаций,  независимо  от
формы собственности;
      -общественного и государственного устроя РФ.
      Содержание общей задачи определяют специальные задачи,  стоящие  перед
конкретным   направлением   деятельности   (содержание   специальных   задач
определяется компетенцией прокурора в каждом из этих направлений).
      Частной называется задача временного характера, которую П.Н. решает на
данном этапе реализации специальных задач ( напр.: получение  объяснений  по
поводу  конкретного  нарушения  закона,  истребование  правовых  актов   для
проверки их соответствия законам и т.д.).


                 Правовая основа курса «Прокурорский надзор»

      Состоит их источников нормативного регулирования органов  прокуратуры,
к которым относятся:
     1) Конституция РФ;
     2) ФЗ « О прокуратуре РФ» от 17.01.92 с  последующими  изменениями  от
        17.11.95 и др.;
     3)  Иные   законодательные   акты,   регламентирующие   полномочия   и
        процессуальное положение прокурора (ст.37 УПК, ст.  34  ГПК,  ст.52
        АПК, ст.19.4, ст.19.5 КоАП, ст. 22 УПК, ст. 38 «О  милиции»,  ст.21
        ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»  др.)
     4) Общепризнанные принципы и нормы права и международные  договоры  РФ
        (нормы    договоров,    конвенций,    касающихся    непосредственно
        прокуратуры)
     5) Указы Президента РФ;
     6)   Приказы,   указания,    распоряжения,    положения,    инструкции
        Генпрокурора.
     7) Постановления Конституционного Суда;
     8) Разъяснения Пленумов ВС и ВАС.


      Понятие, сущность, и система принципов организации и деятельности
                                 прокуратуры

      Принципы организации и деятельности  прокуратуры  это  закрепленные  в
законодательстве  РФ  общие  руководящие  исходные  положения,  определяющие
построение П.Н., характеризующие признаки деятельности  органов  прокуратуры
и основные требования, предъявляемые к ней.
      Сущность принципов заключается в следующем:
     1) Принципы определяют наиболее существенные черты и требования;
     2) Принципы обязательны для  прокурорского  работника,  независимо  от
        занимаемой должности.
      Система   принципов    организации    и    деятельности    прокуратуры
      подразделяются на:
            - общие;
            - внутрипроизводственные.
Общие закреплены в Конституции ст.122 и в законе «О прокуратуре» (ст.4):
      1)законность;
     3) единство и централизация органов прокуратуры;
     4) гласность;
К внутренним относятся:
      -зональный (территориальный)
      -предметный.


                       Характеристика общих принципов

      1.Законность.
      Закреплен  в  ч.2,  ст.15  Конституции  РФ  и  означает,  что   органы
      государственной  власти  (в  том  числе  органы  прокуратуры),  органы
      местного самоуправления, должностные лица, граждане и их  объединения,
      обязаны соблюдать Конституцию и  законы  (органы  прокуратуры  обязаны
      следить  за  исполнением  законов  всеми  юр.  и  физ.   лицами)   при
      безусловном соблюдении предусмотренных  законодательством  их  прав  и
      интересов.

      2. Единство и централизация органов прокуратуры
      Согласно ст.129  Конституции  РФ,  прокуратура  –  единая  федеральная
система  территориальных  и  специализированных  прокуратур,   подчиняющихся
единому центру – Генпрокуратуре.
      Принцип централизации характеризует  организацию  системы  прокуратуры
выражается  в  подчинении  нижестоящих  прокуроров   вышестоящим,   а   всех
прокуроров – Генпрокурору. Реализация этого принципа находит проявление и  в
сочетании единого руководства инициативой прокуроров на  местах.  Содержание
принципа  также   включает   ответственность   вышестоящего   прокурора   за
эффективную организацию работы подчиненных ему прокуроров.
      3.Принцип независимости.
      Согласно  ст.4  «О  прокуратуре»  заключается  в   том,   что   органы
прокуратуры  осуществляют  надзор  за  исполнением  законов,  независимо  от
федеральных  органов,  органов  государственной  власти  S-в   РФ,   органов
местного  самоуправления,  иных  органов  и   общественных   объединений   и
руководствуются законами и изданными в  соответствии  с  ними  принципами  и
указаниями Генпрокурора.
      Реализация принципа независимости обеспечивается:
     1) установленным порядком назначения прокуроров;
     2)  определенной  законом  системой  подчиненности   и   подотчетности
        прокуроров;
     3) порядком материально-технического обеспечения прокурорских  органов
        ( финансирование всех органов прокуратуры  осуществляется  за  счет
        средств федерального бюджета);
     4)  Материальным  и   социальным   обеспечением   работников   органов
        прокуратуры.
      Соблюдение   принципа   независимости   гарантируется   ст.5   ФЗ   «О
прокуратуре», закрепившей недопустимости вмешательства в осуществлении П.Н.
      Признаком  данного  принципа   является   политическая   независимость
прокурора (прокурорские работники не м.б. членами общественных  объединений,
преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности).
      Прокурорские работники не вправе совмещать свою  деятельность  с  иной
оплачиваемой  или  безвозмездной  деятельностью,  кроме   преподавательской,
научной, творческой деятельности.
      4.Принцип гласности
      Закреплен  в  п.2,  ст.4  «О  прокуратуре»  и  означает   что   органы
      прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это  не  противоречит
      требованиям законодательства РФ об охране прав  и  свобод  граждан,  а
      также законодательства РФ о государственной и иной охраняемой  законом
      тайне.
      Реализация обеспечивается:
     1) сообщением в  печати  о  назначении  и  освобождении  прокурора  от
        должности;
     2)  Ежегодным  представлением   Генпрокурором   палатам   Федерального
        собрания (Госдума и Совет Федерации) доклада о состоянии законности
        и правопорядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укреплению;
     3)  Созданием  в  органах   прокуратуры   специальных   подразделений,
        осуществляющих связь со СМИ (в Генпрокуратуре  центр  информации  и
        общественных связей)
      В  тех  случаях,  когда  предание  гласности   информации   о   работе
      прокуратуры  по  конкретным  делам  может  причинить  вред   интересам
      личности, общества и  государства,  то  предание  гласности  о  работе
      прокуратуры не допускается.



   Характеристика внутриорганизационных принципов деятельности прокуратур
      Зональный  (территориальный)   принцип   предусматривает   организацию
деятельности  прокуратуры  посредством  распределения   работы   структурных
подразделений    между    работниками    по     определенным     территориям
(территориальным зонам) Напр.: в  Генпрокуратуре  в  зависимости  от  объема
работы в  состав  территориальной  зоны  включаются  прокуратуры  одного  ил
нескольких S-в Федерации.
      В  процессе  осуществления  своей  деятельности   зональный   прокурор
оформляет соответствующее производство,  в  котором  содержаться  документы,
находящиеся на исполнении. Отражаются недочеты и ошибки, а также  отмечаются
сведения о положительном опыте работы.
      Предметный  принцип  связан  с  предметом  деятельности  прокурора   и
характеризуется распределением обязанностей между прокурорами  по  различным
направлениям правового регулирования (в соответствии  с  этим  принципом  за
прокурором закрепляется определенное  конкретное  направление  деятельности,
относящееся к предмету ведения).
      В органах прокуратуры для организации работы  используется  предметно-
зональный принцип, означающий закрепление за зональными  прокурорами  еще  и
определенных сфер правового регулирования (предметом ведения).
      Вопрос  о  распределении  обязанностей  в    органах   прокуратуры   в
соответствии с зональным и предметными принципами  организуется  прокурором-
руководителем или начальником управления (отдела) и  оформляется  письменным
распоряжением или приказом.
      Организация  работы   по   предметно-зональному   принципу   обязывает
прокурора обобщать относящиеся к предмету ведения  статистические  и  другие
данные прокуратуры  об  исполнении  законов,  анализировать  соответствующие
материалы (доклады, решения коллегий, обзоры и др. материалы).


                       Система органов прокуратуры РФ

      Возглавляемая  Генпрокурором  единая   централизованная   совокупность
федеральных органов и учреждений и учреждений,  выполняющих  взаимосвязанные
задачи  и  функции,   направленные   на   обеспечение   единой   законности,
правопорядка,  федеративной  государственности  РФ,  построенная  на  единых
принципах с учетом административно-территориального устройства государств
      В соответствии со ст.11 з-на «О прокуратуре»  систему  прокуратуры  РФ
составляют:
     1) Генпрокуратура РФ;
     2)  Генпрокуратуры  S-в  РФ,  приравненные  к  ним  военные  и  другие
        специализированные прокуратуры;
     3) Прокуратуры городов и районов,  другие  территориальные  военные  и
        иные специализированные прокуратуры;
     4) Научные и образовательные учреждения,  редакции  печатных  изданий,
        являются юр. лицами.

      Возглавляет систему органов прокуратуры Генпрокуратура РФ. В структуру
Генпрокуратуры входит Главная  военная  прокуратура,  возглавляющая  систему
органов военной прокуратуры.
      К территориальным относятся:
     - прокуратура республики в составе РФ;
     - прокуратура края, области;
     -   прокуратуры  Москвы   и   Санкт-Петербурга,   автономной   области,
       автономных округов;
     -  прокуратуры городов  и  районов,  иные  территориальные  прокуратуры
       (межрайонные).
      Специализированные  прокуратуры  действуют  на  правах   областных   и
районных,  и   подразделяются   на   военные   и   иные   специализированные
прокуратуры.
                            Военные прокуратуры:
     - Главная военная прокуратура;
     - Прокуратуры родов войск, военного округа, флота, группы войск, армии,
       флотилии, соединения, гарнизона;

                    Иные специализированные прокуратуры:
     - природоохранные;
     - транспортные;
     - по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах;
     -  по  надзору  за   исполнением   законов   в   исправительно-трудовых
       учреждениях;
     - иные специализированные прокуратуры.

      В систему  органов  прокуратуры  входят  также  научно-образовательные
      учреждения (НИИ  проблем  укрепления  законности  и  правопорядка  при
      прокуратуре РФ; институты повышения  квалификации  руководящих  кадров
      Генпрокуратуры  РФ  и  др.)  и  редакции  печатных   изданий   органов
      прокуратуры («Законность»)
      Создание и деятельность  на  территории  РФ  органов  прокуратуры,  не
входящих в единую систему органов  прокуратуры  –  не  допускается  (п.2,п.3
ст.11 ФЗ «О прокуратуре»).


                             Генпрокуратура РФ.


                       Структура и порядок образования

      Генпрокуратура – высшее звено органов прокуратуры РФ, в ней образуется
      Коллегия, в составе генпрокурора (председатель), его  первого  зама  и
      заместителей   (по   должности),   других   прокурорских   работников,
      назначаемых  генпрокурором. Коллегия  является  совещательным  органом
      (на  ней  вырабатываются  решения  по  наиболее  актуальным   вопросам
      организации  деятельности  органов  прокуратуры).  Заседание  Коллегии
      проводится не реже 1 раза в 2 месяца, а решения реализуются  приказами
      и указаниями генпрокурора.
      Структуру Генпрокуратуры РФ составляют:
   1. Главное управление;
   2. Управление;
   3. Отделы (на правах управлений, в составе управлений).
      В этих подразделениях работают старшие прокуроры и прокуроры,  старшие
      прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты,  старшие  следователи
      по особо важным делам  и  следователи  по  особо  важным  делам  и  их
      помощники.
      В состав прокуратуры входят:
   1. Главное следственное управление Генпрокуратуры  (ГСУ)  (управление  по
      надзору за следствием, дознанием и  оперативно-розыскной  деятельности
      (ОРД) в ОВД, управление  по  надзору  за  расследованием  преступлений
      органами прокуратуры);
   2. Управление криминального(?) обеспечения;
   3. Управление кадров;
   4. Управление по надзору за исполнением налогового законодательства;
   5. Управление по надзору законностью судебных постановлений по  уголовным
      делам;
   6.  Управление  по  надзору  за  законностью  судебных  постановлений  по
      гражданским делам;
   7. Международно-правовое управление;
   8. Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;
   9. Отдел реабилитации жертв политических репрессий;
      и др. В состав Генпрокуратуры на правах подразделений  входит  Главная
военная прокуратура (ГВП).
      В  состав  Генпрокуратуры  входят  ряд  подразделений  обеспечивающего
      характера:
   1) Управление по рассмотрению писем и приему граждан;
   2) Секретариат;
   3) Управление делами;
   4) Центр информации и общественных связей;
   5) Финансово-хозяйственное управление и другие.
      В  Генпрокуратуре   создан   информационно-аналитический   центр   для
обобщения  и   анализа   информации   по   вопросам   деятельности   органов
прокуратуры.
  10.  Для  аттестации  прокурорско-следственных  и  других   работников   в
      Генпрокуратуре
      образуется  Высшая  Аттестационная  Комиссия  (ВАК)  и  Аттестационная
Комиссия (АК). ВАК возглавляет генпрокурор,  а  АК  –  начальник  управления
кадров.
      При Генпрокуратуре действует научно-консультативный  совет  (НКС)  для
рассмотрения вопросов, связанных  с  организацией  и  деятельностью  органов
прокуратуры (целью деятельности  НКС  является  научное  содействие  органам
прокуратуры  в   выполнении   задач,   возложенных   на   них   законом   «О
прокуратуре»).


                        Генпрокурор и его полномочия

      Генпрокурор – высшее должностное лицо прокуратуры  РФ,  осуществляющее
общее  руководство  Генпрокуратурой  РФ.  Назначается  и  освобождается   от
должности  Советом  Федерации   Федерального   Собрания   по   представлению
Президента. Срок полномочий – 5 лет.
      Генпрокурор ежегодно  представляет  палатам  Федерального  собрания  и
Президенту  доклад  о  состоянии  законности  и  правопорядка  в  РФ   и   о
проделанной работе по её укреплению.
      Полномочия (стю17 закона «О прокуратуре»)
     1) Руководит системой прокуратуры;
     2) Издает обязательные для исполнения всеми  работниками  прокуратуры,
        приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции;
     3) Устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и
        учреждений прокуратуры;
     4)  Устанавливает  штаты  и  структуру   Генпрокуратуры   в   пределах
        выделенной штатной численности и фонда оплаты труда;
     5) Несет ответственность за выполнение  задач  возложенных  на  органы
        прокуратуры;
     6) Назначает  на  должность  и  освобождает  от  должности  директоров
        (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры
        и их замов.
      Генпрокурор  имеет  первого  зама  и  заместителей,   назначаемых   на
должность  и  освобождаемых  от  неё  Советом  Федерации  по   представлению
Генпрокурора.
      Распределение обязанностей между замами осуществляется прокурором.


           Организация прокурорского надзора в федеральных округах

      Обеспечение прокурорского надзора в округах приказом Генпрокурора от 5
июня 2000 №98 «Об образований управлений  Генпрокуратуры  РФ  в  федеральных
округах» возложено на образованные управления Генпрокуратуры в  Центральном,
Северо-западном,   Приволжском,   Уральском,   Сибирском,    Дальневосточном
федеральных округах. В Южном федеральном округе данные функции возложены  на
главное  управление  по  надзору  за  исполнением  законов   о   федеральной
безопасности и межнациональных отношениям на Северном Кавказе.


           Функции управлений Генпрокуратуры в федеральных округах

           1.  Координация  деятельности  всех  правоохранительных  органов,
              находящихся  в  пределах  федерального  округа  по  борьбе   с
              преступностью.
           2.  Надзор  за   исполнением   законов   федеральными   органами,
              находящимися  в   пределах   федерального   округа,   органами
              контроля, их должностными лицами.
           3. Надзор за соблюдением прав  и  свобод  человека  и  гражданина
              федеральными органами, органами  контроля  и  их  должностными
              лицами.
           4. Надзор за исполнением законов федеральными органами в округах,
              осуществляющих   предварительное   следствие,    дознание    и
              оперативно розыскную деятельность,  а  также  управлениями  по
              борьбе    с    оргпреступностью,    региональными     отделами
              следственного комитета при МВД.
           5. Расследование уголовных дел о  наиболее  опасных,  общественно
              значимых преступлениях.
      Управления Генпрокуратуры в федеральных округах возглавляют начальники
управлений, которые являются старшими помощниками Генпрокурора.

                             Прокуратуры S-в РФ
      Прокуроры  S-в  РФ  назначаются  на  должность   сроком   на   5   лет
Генпрокурором  по  согласованию  с  органами  гос.  власти  S-в   Федерации,
освобождаются им от должности без согласования с органами гос. власти S-та.



                                  Структура

      В пределах S-в РФ образуются:
     - Коллегии в составе прокурора S-та РФ (председатель), его первого зама
       и  заместителей  по  должности  и  других  прокурорских   работников,
       назначаемых прокурором S-та РФ;
     - В пределах S-в образуются управления и отделы (на правах  управлений,
       в структуре управлений);
     - В пределах S-в РФ  устанавливается  должности  старших  помощников  и
       помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров  управлений  и
       отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов,
       следователей  по  особо  важным  делам,  старших  следователей  и  их
       помощников.


          Полномочия прокуроров S-в РФ (ст.16 ФЗ «О прокуратуре»):

     1) Руководят деятельностью прокуратур городов и районов;
     2) Издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения
        подчиненными работниками;
     3) Представляют Генпрокурору для назначения на должности прокуроров  и
        прокурорских работников

                        Прокуратуры районов (городов)
      Основное звено органов прокуратуры.
      Прокуратуры районов (городов) возглавляют  соответствующие  прокуроры,
которые  назначаются  на  должность  на  5  лет  и  освобождаются   от   нее
Генпрокурором.
      В указанных прокуратурах устанавливается должности первых заместителей
и  заместителей  прокуроров,  начальников  отделов,  старших  помощников   и
помощников  прокуроров,  старших  прокуроров-криминалистов   и   прокуроров-
криминалистов, старших следователей и следователей (в  прокуратурах  городов
– следователей по особо важным делам) и их помощников.
      Прокуратуры административных округов г.  Москвы  по  своему  правовому
статусу приравниваются к прокурорам городов с районным делением.
      Прокуроры городов с районным делением осуществляют надзор:
     1) за исполнением законов городскими органами местного самоуправления;
     2) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
     3)  за  исполнением  законов  городскими   органами   предварительного
        следствия, дознания и ОРД;
     4) за исполнением законов администрацией мест содержания  под  стражей
        подозреваемых и обвиняемых, находящихся в ведении городских органов
        внутренних дел.

             Компетенция прокуроров городов с районным делением:
     1)   уголовное   преследование   в   соответствии   с    полномочиями,
        установленными в УПК;
     2) производят расследование по наиболее сложным условным делам;
     3) участвуют в  рассмотрении  судами  дел  по  направленным  городской
        прокуратурой заявлениям и искам;
     4)  вносят  представление  на  судебное  постановления  по  делам,   в
        рассмотрении которых принимали участие;
     5) разрешают жалобы, заявления и иные обращения;
     6) координируют деятельность городских правоохранительных органов.



             Обязанности прокуроров городов с районным делением:

     1) изучают и распространяют положительный опыт подчиненных прокуратур;
     2)  принимают  меры  повышению  квалификации  прокурорско-следственных
        работников;
     3) вносят предложения вышестоящим прокурорам об улучшении  организации
        работы и совершенствования прокурорской практики.

           Специализированные органы прокуратуры и их компетенция.
      Особенности организации деятельности органов военной прокуратуры:
                      Главная военная прокуратура (ГВП)
      Возглавляется главным военным прокурором – заместителем  генпрокурора.
Назначается   и   освобождается   Советом   Федерации    по    представлению
генпрокурора.
      Структуру ГВП составляют:
            - управление;
            - отделы;
            - канцелярия;
            - приемная;
      В управлениях и отделах:
            - старшие военные прокуроры и военные прокуроры;
            - старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты;
            - старшие следователи и следователи по особо важным делам.
      Компетенция военных прокуратур:
      -осуществляет надзор:
           1) за исполнением законов и  других  НПА  органами  управления  и
              военного управления военной части и подразделений ВС;
           2)  за  исполнением  законов  при  производстве  предварительного
              следствия, дознания и осуществления ОРД по уголовным  делам  о
              преступлениях совершенных военнослужащими, а также гражданами,
              проходящими военные сборы и лицами  гражданского  персонала  в
              ВС.
           3) За исполнением должностными лицами пограничных  войск  ФСБ  РФ
              законов, а также соблюдением прав граждан в ИВС,  подвергнутых
              административному задержанию на основании положений закона  РФ
              «О государственной границе».


                       Полномочия военных прокуроров:

                         (ст.47 ФЗ «О прокуратуре»)
          1. Участвуют в заседаниях коллегий,  военных  советах,  служебных
             совещаниях, органов военного управления;
          2. Назначают вневедомственные ревизии и проверки;
          3.  По  предъявлении   служебного   удостоверения   имеют   право
             беспрепятственного  входить   на  территорию  и  в   помещения
             военных частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов,
             независимо от установленного в них режима, иметь доступ  к  их
             документами материалам.

      Военные  прокуроры  осуществляют  надзор  при   котором   осуществляют
следующие полномочия:
                1) проверяют законность содержания под стражей  осужденных,
                   арестованных    и    задержанных    военнослужащих    на
                   гауптвахтах, в дисциплинарных частях;
                2)  вправе  требовать  обеспечение  охраны,  содержания   и
                   конвоирования   лиц,   находящихся   на   войсковых    и
                   гарнизонных гауптвахтах.


           Специализированные природоохранные прокуратуры

      Создаются,  когда  территориальные  прокуратуры  не  в  состоянии   по
объективным причинам обеспечит выполнение всех  возложенных  на  прокуратуру
функций в сфере экологии в полном объеме.
      Осуществляет надзор:
     1) за исполнением законов, направленных на защиту О.С.;
     2) за экологическими правами граждан, органами исполнительной  власти,
        местного самоуправления и т.д., а также  за  соответствием  законам
        издаваемых ими НПА;
     3) осуществляют уголовное  преследование  по  делам  об  экологических
        преступлениях.
      Созданы и действуют  на  правах  областных  (Волжская  природоохранная
прокуратура  и  др.).  В  Волжскую  природоохранную  прокуратуру  входят  15
межрайонных прокуратур, которые осуществляют надзор за  исполнением  законов
на территории всего Волжского бассейна.


           Специализированная транспортная прокуратура

      Транспортные прокуратуры осуществляют свои полномочия по вопросам:
     1) исполнение законов о безопасности движения;
     2) соблюдение прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями,
        организациями  железнодорожного,  морского  и  речного  транспорта,
        независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности;
     3)  расследуют  дела  о  преступлениях,  совершенных  на  транспортных
        объектах,  а  также  о   преступлениях   по   службе,   совершенных
        работниками указанных предприятий.


           Специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов
           при исполнении уголовных наказаний

      Созданы  в  целях  усиления  влияния  на  состояние   законности   при
исполнении  уголовного  наказания  в  виде  лишения  свободы  и   иных   мер
принудительного характера, назначаемых судом.
      Осуществляют надзор:
            1) за соблюдением законов в исправительных учреждениях уголовно-
               исполнительной системы (УИС);
            2) за администрацией этих учреждений;
            3) за специальными подразделениями по  обеспечению  безопасности
               объектов УИС;
      Прокуроры  наделены  полномочиями  по  производству   предварительного
расследования   преступлений    совершенных    лицами,    содержащимися    в
исправительно-трудовых учреждениях УИС,  а  также  преступлений  по  службе,
совершенные работниками этих учреждений.


                        Надзор за исполнением законов



                Сущность и задачи общего надзора прокуратуры

      Надзор  за  исполнением  законов  (общий  надзор  –  О.Н.)  –  отрасль
прокурорского  надзора,  связанная  с  обеспечением   законности   в   сфере
госуправления и местного самоуправления,  законодательной  деятельности  S-в
РФ,  органов  управления  негосударственными   структурами   (его   сущность
раскрывается в ст.21 ФЗ «О прокуратуре»).
                  Задачи прокуроров при осуществлении О.Н.:
     1) выявления нарушений законов;
     2) установление причин и условий, способствующих нарушениям закона;
     3) принятие мер к устранению нарушений закона;
     4) принятие мер по предупреждению нарушений закона;
     5) установление лиц, допустивших нарушение закона.
                                Предмет О.Н.:
     1) соблюдение Конституции РФ;
     2) исполнение  законов,  действующих  на  территории  РФ  федеральными
        министерствами,    службами,    иными     федеральными     органами
        исполнительной  власти,  представительными   (законодательными)   и
        исполнительными органами гос.  власти  S-в  РФ,  органами  местного
        самоуправления   (муниципалитет,   управы),    органами    военного
        управления (Минобороны и его  подразделениями),  органами  контроля
        (напр.: Контрольно-ревизионное управление в системе Минфина (КРУ)),
        их должностными  лицами,  органами  управления  (совет  директоров,
        управления и др.) и руководителями  коммерческих  и  некоммерческих
        организаций, граждан(?).


                    объекты общего прокурорского надзора
     3) соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами
        и лицами.


                                Пределы О.Н.
      Согласно   ст.21   закона   «О   прокуратуре»,   прокурор   полномочен
осуществлять надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов.

                 Полномочия прокурора по осуществлению О.Н.:
     1) полномочия по выявлению нарушений закона;
     2)   полномочия   по   устранению    и    предупреждению    выявленных
        правонарушений.
      К 1 группе  полномочий  относятся  требования  (самые  основные)  (ч.1
ст.22):
           1)  от  руководителей  и  должностных   лиц   объектов   надзора
              представления  необходимых  документов,  материалов  и   иных
              сведений;
           2) выделение специалистов для выяснения возникших вопросов;
           3) вызывать должностных лиц для объяснения по  поводу  нарушения
              закона  и др.
      Ко 2 группе относятся:
      1) требования привлечения лиц, нарушивших  закон  к  ответственности,
         установленной законом;
      2) по основаниям, установленным законом,  возбуждать  уголовное  дело
         или производство об административном правонарушении;
      3) опротестовывать противоречащие законам правовые акты№
      4) предостерегать о недопустимости нарушения закона;
      5) и др.
      Требования  прокурора,  вытекающие   из   его   полномочий,   подлежат
безусловному исполнению в установленный срок (в случае невыполнения,  в  том
числе и в сфере  О.Н.,  наступает  предусмотренная  законом  ответственность
(ст.6 ФЗ «О прокуратуре»))


            Средства реагирования на выявленные нарушения закона

      Такими средствами являются:
     1) протест;
     2) постановление;
     3)   представление;                        ст.ст.23-25,25(1)   ФЗ   «О
        прокуратуре»
     4) предостережение;

     1) Протест
      Применяются в тех случаях,  когда  в  процессе  осуществления  надзора
выявляются приказы, распоряжения, постановления и иные акты,  полностью  или
частично не соответствуют Конституции и иным законам.
      Содержание протеста заключается в требовании прокурора  полностью  или
частично  отменить   противоречащие   закону   акты,   приведение   акта   в
соответствие с  действующим  законодательством,  обращенное  к  должностному
лицу  или  органу,  его  принявшему,  либо   к   вышестоящему   органу   или
должностному лицу, компетентному отменить акт.
      Правом принесения протеста наделены прокурор и его заместитель (их  2:
по надзору за милицией и за расследованием  внутри  прокуратуры)  (помощники
прокурора,  прокуроры  отделов  могут   осуществлять   подготовку   проектов
протеста, но вносить их от своего имени  они  не  в  праве).  В  необходимых
случаях прокурор, реализуя данное полномочие, может обратиться в  суд  общей
юрисдикции   или   в   арбитражный   суд,   с   требованием   о    признании
несоответствующих  закону  актов  недействительными  (исключениями  является
ограничения  права  прокурора  на  обращение  в  суд  общей   юрисдикции   с
требованием о признании закона S-та РФ недействительным – абз.3, п.3,  ст.22
закона «О прокуратуре» признан несоответствующим Конституции РФ).
      Протест приносится в письменном виде, подлежит рассмотрению не позднее
чем в 10 дневный срок с момента  его  поступления,  а  в  случае  принесения
протеста на решение законодательного органа  S-та  РФ  или  органа  местного
самоуправления – на ближайшем заседании.
      О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается в  письменной
форме  незамедлительно,  в  том  случае  если  протест   не   рассмотрен   в
установленный  законом  срок,  либо,  по  мнению  прокурора,   необоснованно
отклонен, он вправе обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд  с
заявлением о признании правового акта недействительным.
   2) Постановление
      Разновидностью постановления прокурора является  постановление  о  ВУД
или производства об административном правонарушении;
      Решение о ВУД оформляется мотивированным  постановлением,  материалами
уголовного дела, возбужденного  прокурором,  направляются  для  производства
расследования  в  органы   дознания   или   предварительного   следствия   с
соблюдением признака  подследственности,  либо  принимается  к  производству
прокурором.
      Решение  о  возбуждении  дела   об   административном   правонарушении
приносится  прокурором  при  наличии   данных,   указывающих   на   признаки
административного проступка  и  оформляется  мотивированным  постановлением,
которое направляется для исполнения  органу,  компетентному  принимать  меры
административной ответственности.
   3) Представление
      Означает право и обязанность  прокурора  (его  заместителя)  требовать
устранения выявленных в процессе осуществления надзора  фактов  неисполнения
или ненадлежащего исполнения требований закона  объектами  надзора,  которые
причинили или создали угрозу интересам личности, общества  или  государства,
обращенное  к  органам  и  должностным   лицам,   обладающими   правомочиями
устранить выявленное нарушение закона.
      Представление  имеет  письменную  форму  и  должно   быть   юридически
обоснованным, подлежит безотлагательному рассмотрению, в течение  месяца  со
дня  внесения  представления  должны  быть  приняты   конкретные   меры   по
устранению допущенных нарушений  законов  (о  принятых  мерах  в  письменных
форме сообщается прокурору)
   4) Предостережение
      Предостережение о недопустимости нарушения законов  применяется  когда
прокурор в процессе общего надзора получает сведения о том, что  должностные
лица объектов надзора готовятся совершить  противоправное  деяние.  В  целях
предупреждения таких  деяний  прокурор  в  тексте  предостережения  сообщает
указанным лицам об имеющейся у него информации и о том, что  при  совершении
деяний они могут быть привлечены к ответственности в  установленном  законом
порядке.
      Применение предостережений исключительная компетенция прокурора и  его
заместителя,  основанием  для  него  является   достоверная   информация   о
готовящихся противоправных деяниях.
      Применению   предостережения    должна    в    обязательным    порядке
предшествовать  проверка  сведений  о  готовящихся  противоправных   деяниях
конкретными  должностными  лицами  с   истребованием   от   них   письменных
объяснений.
      Предостережение  оформляется  в   письменной   форме   и   объявляется
должностному лицу под расписку непосредственно в прокуратуре.


          Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

      Сущность, цель, задачи надзора за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина.
      Выделение  данного  направления  прокурорского   надзора   обусловлено
положением Конституции (ст.2)  о  том  что  человек,  его  права  и  свободы
являются высшей ценностью.
      Цель  данного  надзора  заключается,  в  том  чтобы  добиться   такого
состояния, при котором:
          1) права и свободы действительно  соблюдались  всеми  органами  и
             должностными лицами;
          2) гражданин был убежден в  том,  что  его  права  находятся  под
             защитой и в  случае  их  нарушения  он  вправе  обратиться  за
             защитой к компетентным гос. органам (их должностным  лицам)  у
             которых есть обязанность по охране  и  защите  прав  и  свобод
             человека и гражданина.
                                   Задачи:
          1) обязательные вмешательство прокурора  в  связи  с  поступившей
             информацией о нарушении права свобод личности;
          2) защита закрепленных в Конституции прав  и  свобод  человека  и
             гражданина;
          3) защита личных и общественных интересов;
          4) реагирование на факты ущемления прав и свобод граждан и др.


                                   Предмет

                         (Ст.26 ФЗ «О прокуратуре»)
      Составляют соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными
министерствами,  службами  и  иными  федеральными  органами   исполнительной
власти,  законодательными  и  исполнительными  органами  S-та  РФ,  органами
местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а  также
органами  управления  и   руководителями   коммерческих   и   некоммерческих
организаций.
      В сферу данного надзора входит:
     1) соблюдение права и свобод граждан РФ;
     2) граждан РФ, имеющих гражданство иностранного  государства  (двойное
        гражданство);
     3)  иностранных  граждан  и  лиц  без  гражданства,   находящихся   на
        территории РФ.

                                   Объекты

      Такие же как и в общем надзоре.


                               Пределы надзора

      Определяются по тем же правилам, что и пределы надзора за  исполнением
законов. (ст.26 ФЗ «О прокуратуре»).

    Полномочия прокурора по выявлению нарушений прав и свобод человека и
                                 гражданина
      Прокурор:
          1) рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о
             нарушении прав и свобод человека и гражданина;
          2) разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
          3) принимает меры по предупреждению  пресечению  нарушений  права
             свобод и человека и гражданина;
          4)  принимает  меры  по  привлечению   к   ответственности   лиц,
             нарушивших закон;
          5) принимает меры по возмещению причинению ущерба;
          6) вызывает должностных лиц и граждан для  объяснения  по  поводу
             нарушений законов и осуществляет иные полномочия;
          7) и др. (см. статью)



                            Средства реагирования
      Для устранения нарушений прав и свобод граждан, их  причин  и  условий
восстановления, прокурор вправе  использовать  все  предусмотренные  законом
средства  прямого  реагирования  (протест,   представление,   постановление,
предостережение)

    Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознания
                         и предварительное следствие
      Прокурорский  надзор  за  ОРД  это  вид  деятельности,  осуществляемый
уполномоченными работниками прокуратуры в пределах компетенции,  посредством
использования  ими  определенных  законом   методов   проверки   и   средств
расследования в целях обеспечения выполнения на территории РФ законов  всеми
оперативно-розыскными   органами    (оперативные    подразделения    органов
внутренних дел, органов госнаркоконтроля, см закон «об  оперативно-розыскной
деятельности» в части «S-ты ОРД»).

                                   Задачи

     1) охрана прав и защита прав и свобод личности;
     2) обеспечение верховенства закона при выполнении оперативно-розыскных
        мероприятий;
     3) обеспечение мер по раскрытию преступлению и привлечение виновных  к
        ответственности;
     4)  предупреждение  и  пресечение  нарушений   со   стороны   органов,
        осуществляющих ОРД.

                                   Предмет

                       (ст.29 закона «О прокуратуре»)
   1)  соблюдение  прав  и  свобод  человека  и  гражданина  при  проведении
      оперативно-розыскных мероприятий;
     2) соблюдение установленного порядка  выполнения  оперативно-розыскных
        мероприятий;
     3) законность решений, принимаемых органами, осуществляющих ОРД.
      Указанные управления(?) детализируются в нормах  оперативно-розыскного
законодательства.
      В связи с этим, в предмет прокурорского надзора также входит  принятие
решений:
          1) о заведении и прекращении конкретных  дел  оперативного  учета
             (ст.10 закона «об оперативно-розыскной деятельности»)
          2) о проведении  и  прекращении  конкретных  оперативно-розыскных
             мероприятий  (ст.8,ст.15   закона   «об   оперативно-розыскной
             деятельности»)
          3) предоставление результатов ОРД  органу  дознания,  следователю
             или в суд (ст.11)
          4)  о  рассекречивании  сведений,   полученных   при   проведении
             оперативно-розыскных мероприятий (ст.11)
          5) правовая защита лиц оперативно-розыскных  органов  и  лиц,  их
             сочувствующим  (ст.  12(?)  закона  «об   оперативно-розыскной
             деятельности»).
      Перечень объектов данного надзора закреплен в  ч.3  ст.13  закона  «об
оперативно-розыскной  деятельности»  является  исчерпывающим  и  может  быть
изменен или дополнен только законом.

                               Пределы надзора

      Определяется    содержанием    закона     «об     оперативно-розыскной
деятельности», приказами и указаниями (указами?) генпрокурора РФ.
      В предмет прокурорского надзора не входят:
     1) сведения об организации, тактике, методах и  средств  осуществления
        ОРД;
     2) проверка  законности  решения  судьи  по  результатам  рассмотрения
        материалов,  об  ограничении  конституционных  прав   граждан   при
        проведении оперативно-розыскных мероприятий – ст.9 закона «об  ОРД»
        (к числу  таких  мероприятий  относятся:  прослушивание  телефонных
        переговоров, контроль  почтовых  отправлений,  телеграфных  и  иных
        сообщений, снятие информации с технических каналов связи, негласное
        обследование жилища)
     3) сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы,  о
        штатных негласных сотрудниках органов осуществляющих ОРД, а также о
        лицах, оказывающих  содействие  этим  органам  на  конфиденциальной
        основе   представляются   соответствующим   прокурором   только   с
        письменного согласия перечисленных  лиц,  за  исключением  случаев,
        требующих их привлечение к уголовной ответственности.


                   Предела полномочий органов прокуратуры

          1) прокуратура не должна вмешиваться  в  оперативно-хозяйственную
             деятельность поднадзорных органов;
          2) исполнению  подлежат  только  законные  требования  прокурора,
             вытекающие из его полномочий по надзору за ОРД;
          3)  прокурор  не  вправе  лично  проводить   оперативно-розыскные
             мероприятия или участвовать в их подготовке;
          4) прокурор не вправе вмешиваться  в  принятие  решений,  имеющих
             оперативно-технические характер (последовательность проведения
             оперативно-розыскных  мероприятий,  применение  тех  или  иных
             оперативно-технических средств, определять круг участников ОРМ
             и т.п.);
          5)    оперативно-служебные     документы     об     осуществлении
             контрразведывательной  деятельности  могут  быть   истребованы
             только  в  порядке  надзора  по  поступившим   в   прокуратуру
             материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим
             о нарушении органами  ФСБ  и  службы  военной  разведки  (СВР)
             законодательства;
          6) в органах СВР прокурор вправе изучать  только  те  оперативно-
             служебные документы, которые заведены в связи  с  обеспечением
             собственной безопасности;
          7)  надзор  за  исполнением  законов  ФСБ  и  СВР  не  входит   в
             компетенцию районных (городских) прокуратур;
          8) осуществляя прокурорский надзор,  уполномоченный  прокурор  не
             подменяет  руководителя  органа,   оперативные   подразделения
             которого вправе осуществлять ОРД.


      Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами,
                             осуществляющими ОРД

      Полномочия  прокурора  носят  властно-распорядительный  (императивный)
характер.
      Полномочия прокурора осуществляющего данный надзор:
          1)  вправе  проводить  проверки   исполнения   законов   органами
             осуществляющими ОРД;
          2) вправе  знакомится  с  документами,  содержащими  сведения  об
             основаниях,   порядке    и    решениях    оперативно-розыскных
             мероприятий;
          3)  требовать   письменные   объяснения   от   должностных   лиц,
             осуществляющих ОРД, если они допустили нарушение закона;
          4) давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам
             комплекса оперативно-розыскных мероприятий, либо требовать  их
             прекращения;
          5)  опротестовывать  противоречащие  закону  приказы  и  указания
             руководителей органов, осуществляющих ОРД;
          6) вправе вносить представления об устранении  нарушений  закона,
             допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД;
          7) про проведении  проверок  прокурор  знакомится  с  материалами
             секретного  делопроизводства;   прокуроры   вправе   требовать
             предоставления  подлинных   оперативно-служебных   документов,
             однако руководитель  оперативно-розыскного  органа  вправе  не
             предоставлять   прокурору   оперативно-служебные    документы,
             относящиеся к той части  деятельности,  которая  не  входит  в
             предмет прокурорского надзора;
          8) одним  из  полномочий  являются  также  указания  прокурора  о
             проведении оперативно-розыскных мероприятий  (п.11  ч.2  ст.37
             УПК), которые являются обязательными для  органов  дознания  и
             даются в письменной форме.


                      Организация прокурорского надзора

      S-ты  по  осуществлению  данного   прокурорского   надзора   именуются
уполномоченные прокуроры.
      Уполномоченный прокурор – прокурор, компетентный  осуществлять  надзор
за исполнением законов органами осуществляемыми ОРД, имеющий  для  работы  с
документами допуск, оформленный надлежащим образом:
          1)  прокуроры  S-в  РФ,  приравненные  к  ним  военные  и  другие
             специализированные прокуратуры;
          2) прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные
             и иные специализированные прокуратуры;
          3) в Генпрокуратуре – замы генпрокурора, главный военный прокурор
             и его  заместители,  начальники  управлений  и  отделов  и  их
             заместителями, старшие прокуроры и прокуроры.
      Для осуществления надзора в сфере ОРД прокуроры  должны  иметь  допуск
      для работы с документами, оформленный  в  соответствии  с  положениями
      инструкции  «о  порядке  допуска  должностных  лиц  и  граждан  РФ   к
      государственной тайне» утвержденной постановлением Правительства РФ от
      28 октября 95 года, №1050.



         Сущность и задачи надзора за исполнением законов органами,
            осуществляющими дознание и предварительное следствие

      Сущность надзора заключается в  организации  непрерывного  надзора  за
законностью производства дознания и предварительного следствия.
      Задачи надзора заключаются в том, чтобы:
     1) преступление не осталось нераскрытым;
     2) никто не подвергался незаконному и  необоснованному  привлечению  к
        уголовной ответственности;
     3) соблюдалась установленная  законом  процессуальная  форма  (порядок
        ВУД,  расследования  уголовных  дел,  сроки  расследования,   права
        участников уголовного судопроизводства);
     4) выявлялись причины  совершения  преступлений  и  способствующие  им
        условия, принимались меры к их устранению и др.


                               Предмет надзора

      Предметом является законность деятельности  органов  расследования  на
всех  этапах  уголовно-процессуальной  деятельности  с  момента  поступления
заявления, сообщения о деянии, имеющим признаки преступления  и  регистрации
его до принятия прокурором окончательного решения.
      Предмет надзора (ст.29 закона «О прокуратуре»):
     1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
     2)  установленного  порядка  разрешения  заявлений   и   сообщений   о
        преступлениях;
     3) проведение расследований;
     4)   законность   решений,    принимаемых    органами    дознания    и
        предварительного следствия.


                            Полномочия прокурора

          (закон «О прокуратуре» и УПК: ст.ст.37,144,146,148 и др.)
-прокурор вправе возбуждать уголовное  дело  и  поручать  его  расследование
дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору или принимать его к  своему
производству;
- давать согласие дознавателю, следователю на ВУД;
- давать  согласие  дознавателю,  следователю  на  возбуждение  перед  судом
ходатайства об избрании,  отмене  или  изменении  меры  пресечения,  либо  о
производстве  иного  процессуального  действия,   которые   допускаются   на
основании судебного решения;
- вправе изымать любое уголовное  дело  у  органа  дознания  передавать  его
следователю;
- продлевать срок предварительного срок предварительного расследования;
- поручать органу  дознания  производство  следственных  действий,  а  также
давать ему указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий;
- рассматривать жалобы на действия (без  действия)  и  решения  должностного
лица органа дознания (ст. 124 УПК);
- выносить постановления и  давать  письменные  указания  и  др.  Письменные
указания прокурора органу дознания дознавателю, следователю, в связи  с  ВУД
и  их  расследованием,  данные  в  порядке  установленном  законом  является
обязательными. Обжалование полученных  указаний  вышестоящему  прокурору  не
приостанавливает их исполнение, за исключением  случаев,  когда  следователь
предоставляет уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным  изложением
своих возражений, в случае  несогласия  со  следственными(?)  решениями  или
указаниями прокурора:
   1) о привлечении лица в качестве обвиняемого;
   2) о квалификации преступления;
   3) об объеме обвинения;
   4)  об  избрании  меры  пресечения,  либо  отмене  или   изменении   меры
      пресечения, избранной следователями  в  отношении  подозреваемого  или
      обвиняемого;
   5) об отказе в даче согласия на возбуждение перед  судом  ходатайства  об
      избрании  меры  пресечения  или   производстве   иных   процессуальных
      действий, осуществляемых по судебному решению;
   6) о направлении уголовного дела в суд или его прекращении;
   7) об отводе  следователя  ил  отстранении  его  от  дальнейшего  ведения
      следствия;
   8) о передаче уголовного дела другому следователю.



      Надзор за исполнением законов администрации органов и учреждений,
  исполняющих наказания и назначаемые судом меры процессуального характера,
  принимаемые администрациями мест содержания задержанных и заключенных под
                                   стражу

                    Задачи, предмет и направление надзора


                                   Задачи:

           1)  соблюдение  установленных   законодательством   РФ   прав   и
              обязанностей лиц, заключенных под стражу,  осужденных  и  лиц,
              подвергнутым мерам принудительного характера в порядке условий
              их содержания;
           2)  выявление  и   устранение   фактов   унижения   человеческого
              достоинства, произвола и жестокого обращения  к  вышеуказанным
              лицам;
           3) выявление и устранение  фактов  необоснованного  водворения  в
              штрафные помещения;
           4) обеспечение гуманных условий содержания и ряд других задач;

          Правовая основа деятельности прокуроров в данном надзоре


   1) Всеобщая декларация прав человека 1948г.;
   2) Европейская конвенция о защите прав человека и основных  свобод  от  4
      ноября 1950г.;
   3) ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых  в  совершении
      преступлений» от 21 июня 1995;
   4) ФЗ «О прокуратуре» (ст.ст.32-34);
   5) УПК РФ;
   6) УИК РФ (ст.ст.10-16)

                                  Предмет:

   1) законность нахождения лиц в местах содержания задержанных,
      предварительного заключения под стражу, исправительно-трудовых  и иных
      органах и учреждениях и исполняющих наказания и меры принудительного
      характера, назначенные судом;
   2) соблюдение установленных законодательным РФ прав и обязанностей
      задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых
      мерам принудительного характера в порядке условий их содержания
   3) законность исполнения наказания не связанного с лишением свободы.

                                Направление:

   1) исполнение законов в местах содержания задержанных (ИВС);
   2) исполнение законов в местах предварительного заключения (СИЗО органов
      внутренних дел и органов ФСБ);
   3) исполнение законов при исполнении наказаний и иных мер принудительного
      характера, назначаемых судом (надзор за исполнением наказаний, не
      связанных с лишением свободы)


                            Полномочия прокурора

                        (ст.ст.34 ФЗ «О прокуратуре»)
Прокурор вправе:
   1) в любое время посещать поднадзорные органы и учреждения;
   2) опрашивать задержанных, заключенных  под  стражу,  осужденных  и  лиц,
      подвергнутым мерам принудительного характера;
   3) знакомится с документами,  на  основании  которых  вышеуказанные  лица
      содержаться в этих учреждениях;
   4) требовать от  администраций  создания  условий,  обеспечивающих  права
      вышеуказанных лиц;
   5) требовать объяснений от должностных лиц;
   6) выносить протесты и представления;
   7)  возбуждать  уголовные  дела  и   производство   об   административных
      правонарушениях;
   8) отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в  нарушение  закона  на
      вышеуказанных лиц, немедленно освобождать их своим  постановлением  из
      карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
      Осуществляя данный вид надзора, прокурор  должен  регулярно  проверять
законность  досрочного  освобождения  от  отбывания   наказания,   а   также
установление административного надзора за  лицами,  освобожденными  из  мест
лишения свободы.

 Сущность, задачи и правовая основа надзора за исполнением законов судебными
                                 приставами

                                  Сущность:

      Заключается в том, чтобы служба судебных приставов (ССП)  осуществляла
свою деятельность в соответствии с требованиями закона,  соблюдала  права  и
свободы физических и юридических лиц и  принимала  решения,  соответствующие
закону.

                                   Задачи:

     1) законность и исполнение судебных актов и актов других органов в РФ;
     2) соблюдение  требований  законодательства  в  деятельности  судебных
        приставов;
     3)  соблюдение  установленных  законодательством  РФ  прав  и   свобод
        физических и юридических лиц при исполнении судебных решений;
     4) соответствие законам решений судебных приставов.

                              Правовая основа:

   1) ФЗ «О прокуратуре РФ» (п.2 абз.5,ст.1);
   2) ФЗ «О судебных приставах»;
   3) ФЗ «Об исполнительном производстве»;
   4) Приказы и указания генпрокурора.

                     Предмет, объекты и пределы надзора


                                  Предмет:

   1) надзор за исполнением законов судебными приставами;
   2) надзор за соблюдением прав  и  свобод  физических  и  юридических  лиц
      судебными приставами;
   3) надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами.

                                 Объектами:

   1) Главный судебный пристав;
   2) Департамент судебных приставов Минюста;
   3) Служба судебных приставов (ССП) управления военных судов Минюста;
   4) ССП органов юстиции S-в РФ;
   5) Районные, межрайонные или соответствующие им, согласно административно-
      территориальному делению S-в РФ, подразделения судебных приставов.
   Данный перечень является исчерпывающим.

                                  Пределы:

См.ст.1 «О прокуратуре»

                            Полномочия прокурора:

   1) лично, либо поручать вышестоящим  ССП  проводить  проверки  исполнения
      законов судебными приставами соответствующих подразделений;
   2)  проверять  законность  применения  физической  силы,  спец.   средств
      судебными   приставами,    обеспечивающими    установленный    порядок
      деятельности судов;
   3) проверять соблюдение требований  учета  судебных  решений,  подлежащих
      принудительному исполнению;
   4)  проверять   соблюдение   установленных   законом   сроков   вынесения
      постановления о возбуждении исполнительного  производства  (3  суток),
      направления копий постановления  заинтересованным  лицам  (взыскателю,
      должнику) и в суд; совершения исполнительных действий (2 месяца);
   5) проверять соблюдение требований  закона  «О  недопустимости  ущемления
      прав граждан и организаций в своей деятельности»;
   6) рассматривать жалобы на действия (бездействия) судебных приставов;
   7) истребовать для ознакомления материалы  исполнительного  производства,
      если заявлена претензия к  их  содержанию,  а  также  иные  материалы,
      подтверждающие   законность   и   обоснованность   действий   судебных
      приставов.

            Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами

     Общая характеристика участия прокурора в рассмотрении уголовных дел
                                   судами

      Участие прокурора в  рассмотрении  уголовных  дел  является  одной  из
функций  органов  прокуратуры  (ч.3  ст.1  закона  «О  прокуратуре»)  и   не
рассматривается законодательством как осуществление надзора.

                                   Задачи:

   1)  вынесение  законного  и   обоснованного   приговора,   постановления,
      определения по каждому уголовному делу;
   2) гарантирование прав и законных интересов участников разбирательства;
   3)  своевременное  исполнение  приговоров,  определений,   постановлений,
      выносимых судом в соответствии с требованиями закона;
   4) и ряд других.

                              Прокурор вправе:

                      (ст.35,36 закона «О прокуратуре»)
   1) участвовать в рассмотрении уголовных дел судами;
   2) выступать в качестве гос. обвинителя в суде;
   3) подавать уголовный иск в защиту материальных интересов физических  или
      юридических лиц в уголовном судопроизводстве;
   4) вступать в дело в любой стадии судопроизводства,  если  этого  требует
      защита прав  граждан  и  охраняемых  законом  интересов  общества  или
      государства;
   5) внести кассационное представление в вышестоящий суд на  не  вступившее
      или вступившее в законную силу  определение,  постановление,  приговор
      суда;
   6) генпрокурор имеет право  участвовать  в  заседаниях  Верховного  Суда,
      обратиться с представлением в Пленум ВС о даче  судам  разъяснений  по
      вопросам судебной практики по уголовным делам.

            Формы участия прокурора в рассмотрении уголовных дел

                    (ст.ст.35-39 закона «О прокуратуре»)
   1) поддержание гос. обвинения и участия  в  качестве  гос.  обвинителя  в
      разбирательстве дела судом I инстанции;
   2) принесение  представления  на  приговоры,  определения,  постановления
      судей, не вступивших в законную силу;
   3) участие  в  рассмотрении  уголовных  дел  в  стадиях  кассационного  и
      надзорного производства, а так  же  при  возобновлении  дел  по  вновь
      открывшимся обстоятельствам;
   4) участие в суде при разрешении судом вопросов, связанных с  исполнением
      приговора;
   5) дача заключений по возникающим в суде вопросам.

          Участие прокурора в стадии назначения судебного заседания

   1) Прокурор может обратиться с ходатайством о проведении предварительного
      слушания;
   2) Если предварительные слушания назначаются, то прокурор должен  принять
      в них участие;
   3) Прокурор может отказаться от обвинения на предварительном  слушании  в
      виду того, что доказательства по делу  не  подтверждают  предъявленное
      обвинение  (этот  вопрос  гос.   обвинитель   должен   согласовать   с
      прокурором,   который   утверждал   обвинительное    заключение    или
      обвинительный акт – п.16 приказа  Генпрокурора  РФ  от13  ноября  2000
      года,  №141  «Об  усилении  прокурорского   надзора   за   соблюдением
      конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве»)
   4) Прокурор может изменить обвинение в сторону  его  смягчения,  а  также
      переквалифицировать  деяние  в   соответствии   со   статьей   закона,
      предусматривающей более мягкое наказание;
   5) На решение судьи, принятое в стадии назначении судебного  рассмотрения
      прокурор вправе принести представление в кассационном порядке.

      Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом I инстанции

      Согласно ст246 УПК прокурор,  поддерживая  обвинение,  руководствуется
требованиями  закона  и  своими  внутренними  убеждениями,  основанными   на
рассмотрении всех обстоятельств дела.
      УПК устанавливает обязательное  участие  гос.  обвинителя  (ст.246)  в
судебном разбирательстве дел публичного и частно-публичного обвинения.

                              Гос. обвинитель:

   1) обеспечивает соблюдение прав  и законных интересов лиц, вовлеченных  в
      сферу судопроизводства;
   2)   способствует   всестороннему   исследованию   обстоятельств    дела,
      объективному его разрешению;
   3) основывает свою позицию на результатах  исследования  доказательств  в
      судебном заседании и т.д.

      В судебном заседании прокурор излагает суду свое мнение по существу
обвинения, а также по другим вопросам возникающим в ходе судебного
разбирательства, высказывает суду предложение о применении уголовного
закона и назначении подсудимому наказания.
      Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовного дела
завершается выступлением в судебных прениях с обвинительной речью или
обоснованным отказом от обвинения.


        Полномочия прокурора в стадиях апелляционного и кассационного
                                производства


                            Апелляционная стадия:

      Рассматриваются представления прокурора на не  вступившие  в  законную
силу приговоры и постановления, вынесенные мировыми судьями.
      Производство в суде апелляционной инстанции по правилам производства в
суде I инстанции.
      Предмет и  пределы  судебного  разбирательства  ограничен  той  частью
приговора мирового судьи, и в отношении тех осужденных,  которые  указаны  в
представлении.
      Если дело рассматривается в связи  с  принесением  представлением,  то
первым в судебные прениях выступает прокурор.
      Вынесенные судом апелляционной инстанции решения могут быть обжалованы
в вышестоящий суд в кассационном порядке в соответствии с общими  правилами,
установленными УПК, в том числе и самим прокурором.



          Полномочия прокурора в стадии кассационного производства

      Прокурор в пределах своей компетенции может принести в вышестоящий суд
кассационное представление.
      В кассационном порядке  вносятся  представления  на  приговоры  любого
суда.
      Прокурор может принести кассационное представление в течении 10  суток
со  дня  провозглашения  приговора  и  приносится  в  суд,   рассматривающий
уголовное дело или непосредственно в кассационную инстанцию.
                     Основания принесения представления:
           1)  несоответствие  выводов   суда,   изложенных   в   приговоре
              фактическим обстоятельствам дела;
           2) нарушение уголовно-процессуального законодательства;
           3) неправильное применение уголовного закона;
           4) несправедливость приговора.
      Участие прокурора в судебном заседании кассационной инстанции является
обязательным.
      В случае несогласия с решением кассационной инстанции  прокурор  может
подать  ходатайство  в  порядке   надзора,   которое   именуется   надзорным
представлением (прокурор или  его  заместитель  не  зависимо  от  участия  в
судебном разбирательстве вправе, в пределах своей  компетенции,  истребовать
из суда любое дело по которому приговор, определение  или  постановление  не
вступили в законную силу и принести надзорное  представление,  если  сочтут,
что они незаконны или необоснованны)
      Надзорное представление рассматривается судом  надзорной  инстанции  в
течение 30 суток со дня его поступления.
      Изучив  надзорное  представление,  судья  выносит  одно  из  следующих
постановлений:
     1) об отказе в удовлетворении надзорного представления;
     2)  о  возбуждении  надзорного  производства  и  передаче   надзорного
        представления на рассмотрение суда  надзорной  инстанции  вместе  с
        уголовным делом, если оно было истребовано.
      Далее  в  порядке  надзора  рассматриваются  с  обязательным  участием
прокурора.  Прокурор,   участвую   в   заседании,   поддерживает   надзорное
представление. В результате рассмотрения дела представление прокурора  может
быть удовлетворено или отклонено.
      Прокурор принимает участие и в стадии возобновлении дела в виду  вновь
открывшихся   обстоятельств.    При    наличии    предусмотренных    законом
обстоятельств прокурор:
           1) своим постановлением  возбуждает  производство  в  виду  вновь
              открывшихся обстоятельств, проводит соответствующую  проверку,
              истребует копию приговора и справку суда о  вступлении  его  в
              законную силу;
           2)  производит  расследование   этих   обстоятельств   или   дает
              соответствующее поручение следователю;
           3)   если   расследованием   вновь   открывшихся    обстоятельств
              установлены обстоятельства для  возобновления  дела,  прокурор
              направляет  дело   с   материалами   расследования   и   своим
              заключением в соответствующий суд (непосредственно  или  через
              вышестоящего прокурора),  а  при  отсутствии  таких  оснований
              прекращает   возбужденное   им    производство    (вопрос    о
              возобновлении дела рассматривается  на  судебном  заседании  с
              участием прокурора по правилам  рассмотрения  представления  в
              порядке надзора)

        Участие прокурора в рассмотрении дел судами общей юрисдикции


           Сущность, цели, задачи правовая основа данного участия:

      В соответствии с ч.3 ст35 закона  «О  прокуратуре»  и  ст.45  ГПК  при
осуществлении гражданского судопроизводства  прокурор  вправе  обратиться  в
суд с иском или вступить в любой стадии процесса, если  это  требует  защита
прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

               Цели участие прокурора в гражданском процессе:

            - защита прав, свобод и охраняемых интересов граждан;
            - интересов РФ;
            - S-в РФ;
            - муниципальных образований.

                                   Задачи:

            -    предупреждение    нарушения    норм    материального    или
              процессуального прав;
            -  вынесение  по   каждому   гражданскому   делу   законного   и
              обоснованного решения, определения или постановления;
            - обеспечение прав и законных интересов участников  гражданского
              судопроизводства;
            - своевременное исполнение решений, определений и постановлений,
              выносимых     судом     при     осуществлении     гражданского
              судопроизводства.

                          Правовая основа участия:

   1) закон « О прокуратуре» (ст.35-39)
   2) ГПК РФ;
   3) Приказ Генпрокурора  РФ  от  5  января  1997  года,  №1,  «об  участии
      прокурора в гражданском судопроизводстве»
   4) И др.

   Направление участия прокурора при рассмотрении гражданских дел в судах
                              общей юрисдикции:

   1) подача исков;
   2) дача заключений по возникающим вопросам;
   3) внесение представлений на решения, определения и  постановления  судов
      (судей) не вступивших в законную силу и вступившие в законную силу;
   4) участие в  рассмотрении  гражданских  дел  в  стадиях  апелляционного,
      кассационного производства, а также при  возобновлении  дел  по  вновь
      открывшимся обстоятельствам;
   5) участие при  рассмотрении  судом  вопросов,  связанных  с  исполнением
      судебного решения по гражданским делам.

      Обязательное участие прокурора при рассмотрении гражданских дел в
                           судах общей юрисдикции:

   1) п.3(?) ст.45 ГПК
   2)  о лишении, восстановлении, ограничении родительских прав (ст.70,72,73
      СК)
   3) ч.3 ст.278 ГПК;
   4) ч.2 ст.252 ГПК;
   5) ч.3 ст.260 ГПК;
   6) ст.273 ГПК;
   7) ч.1 ст.284 ГПК;
   8) ст.288 ГПК;
   9) ст. 304 ГПК;
  10) об обжаловании действий  медицинских  работников,  иных  специалистов,
      работников соц. Обеспечения и образования, ущемляющих права и законные
      интересы граждан при оказании им психиатрической помощи;
  11) о выселении граждан без предоставлении жилого помещения;
  12) об освобождении имущества от ареста;
  13) возбужденных по заявлениям и искам прокуроров;
  14) по которым суд признал участие прокурора необходимым;
  15) участие,  в  которых  прокурора  требует  охрана  государственных  или
      общественных  интересов  или  прав  и  охраняемых  законом   интересов
      граждан;
  16) рассматриваемых по I инстанции Верховным Судом.

                 Полномочия прокурора в гражданском процессе

Ст.35 ГПК

             Предъявление прокурором иска в суд общей юрисдикции

Обращение в суд с заявлением (иском) в защиту охраняемых  законом  интересов
других лиц, предусмотрено ч.4 ст.27 закона «О прокуратуре».
   1) когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или  иным  причинам
      не может лично отстаивать в суде свои права и свободы;
   2) когда нарушены права и свободы значительного числа граждан;
   3) в силу иных обстоятельств, нарушение приобрело общественное значение.



      В этих случаях прокурор  предъявляет  и  поддерживает  в  суде  иск  в
интересах пострадавших.
      Прокурор вправе предъявить иск по любой категории дел, за  исключением
дел о расторжении брака.

                  Требования к исковому заявлению прокурора

                                (Ст.131 ГПК)
      Исковое  заявление  подается  в  письменной  форме  в  соответствии  с
требованиями ГПК (ст.131)
      Основания отвода прокурора – ст.18 ГПК (?).
      В исковом заявлении прокурор делает ссылку на конкретный  закон,  иной
НПА, в тех случаях, когда конкретно нарушены  интересы  лиц,  участвующих  в
деле, а также указывает какое конкретно право нарушено.

          Процессуальное положение прокурора в гражданском процессе

   1) прокурор обладает процессуальными правами и обязанностями истца;
   2) исковое заявление прокурора не облагается госпошлиной (ч.1 ст.89 ГПК)
   3) прокурору не может быть предъявлен встречный иск и он не может
      заключит мировое соглашение;
   4) решение суда распространяется на лицо, в интересах которого заявлен
      иск;
   5) участие прокурора в суде I инстанции (ст.189,190 ГПК)

         Участие прокурора в апелляционном, кассационном и надзорном
                                производстве.

      На  решение  мирового  судьи  прокурор  может  принести  апелляционное
представление. Может быть подано в течении 10 дней со дня  принятия  мировым
судьей решения в окончательной форме.
      На решение всех судов в РФ, принятые на I  инстанции,  за  исключением
решений мировых судей, прокурор может  принести  кассационное  представление
(в течении 10 дней после вынесения судом решения)

                            Надзорная инстанция:

Производство  в  надзорной   инстанции   является   исключительной   стадией
гражданского судопроизводства.


При рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет:
            - законность и обоснованность решения нижестоящих судов;
            - правильность применения  и  толкования  норм  материального  и
              процессуального права судами I и кассационной инстанции.



    В пределах доводов и представлений и по имеющимся в деле материалам.
      Участие прокурора в  рассмотрении  дела  в  порядке  надзора  является
обязательным.


           Участие прокурора в стадии исполнительного производства

      Ст.441 ГПК
      И участие прокурора по вновь открывшимся обстоятельствам.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru