Специфика политических конфликтов
Работа из раздела: «
Право»
МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
РЕФЕРАТ
ПРЕДМЕТ: КОНФЛИКТОЛОГИЯ.
ТЕМА: СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ.
СТУДЕНТКИ 2-ГО КУРСА СОКР. ПРОГРАММЫ
ГРУППА ЮС – 73 з
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: БУКИНА Т. Н.
Москва 2001 г.
ПЛАН
( введение
. объект политического конфликта
. признаки политического конфликта
. типологизация
. функции политического конфликта
. виды политических конфликтов
. причины политических конфликтов. четыре детерминантных узла
. типы политических конфликтов.
. заключение
Из всех сфер общества самой насыщенной различными видами конфликтов
является политическая сфера, в которой развертываются многообразные
властные отношения, представляющие собой отношения господства и подчинения.
В социально-политическом смысле совокупность существующих в обществе
позиций представляет собой процесс и результат альянсов и конфликтов в
борьбе за доминирование в сфере экономики, политики, культуры и т. п.
Существующая в недрах политического поля борьба есть политический конфликт
за установление господства в системе властных отношений, за сохранение или
трансформацию существующих властных структур и системы государственной
власти. При анализе сущности и направленности политического конфликта
необходимо учитывать политического спроса и политического предложения в
каждый данный момент времени и определяемую в зависимости от этого
соотношения позицию в политическом поле партии или профсоюза.
Если представить теоретические положения о сущности и роли
политического конфликта, сформулированные К. Марксом, М. Вебером и др. в
обощенном виде, то следует констатировать, что в социальном пространстве,
которым является общество, всегда существуют взаимодействия людей,
включающие в себя как сотрудничество, так и конкурентность. Наиболее острые
формы конкурентные взаимодействия приобретают в политическом пространстве,
где объектом конфликта становятся отношения доминирования, отношения
господства и подчинения, воплощаемые во властных отношениях и структурах.
Политический конфликт представляет собой проявление и результат
конкурентного взаимодействия двух или более сторон (индивидов, их групп,
общностей, государств), оспаривающих друг у друга распределение и удержание
властных ресурсов, полномочий и благ.
Основным объектом политического конфликта выступает политическая власть
как способ и средство господства одного социального слоя (класса) над
другим. В своей содержательной сущности власть представляет собой
способность и возможность одного индивида (социального слоя или группы)
осуществлять свою волю и, навязывая ее другим, побуждать их выполнять
намеченные цели при помощи различных средств: авторитета, права, насилия,
знания, денег, и т. п. В современном обществе власть представляет собой
институционально оформленную возможность и способность определять,
направлять и контролировать содержание и формы социального поведения
различных социальных групп и общностей, отдельных индивидов. Сама же
возможность одних социальных групп или индивидов оказывать властное влияние
на других вытекает из дифференциации всех людей, сущесивующих в данном
обществе, на две большие группы, одна из которых владеет политической
властью и вследствие этого доминирует над другими людьми и группами, а
последние, будучи лишенными власти, вынуждены подчиняться первым и
выполнять их господствующую волю. Складывающиеся вследствие этого в
обществе отношения власти есть не что иное, как отношения господства и
подчинения. Этим и определяются политические позиции различных социальных
групп в обществе: политически господствующие и подчиненные. Интересы же
людей, принадлежащих к этим группам, не только различны, но и
противоположны: те группы, которые обладают властью, заинтересованы в ее
удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют
к ней доступа, заинтересованы, чтобы изменить существующее положение,
добиться перераспределения власти. Именно поэтому они и вступают в
конкурентные взаимодействия, осознанным воплощением которых выступает
политический конфликт.
Лишенные власти социальные слои и группы отнюдь не сразу осознают свою
политическую ущемленность. Только постепенно, столкнувшись с
несправедливостью, с более или менее замаскированным игнорированием их
коренных интересов со стороны лиц или групп, владеющих властью, индивиды и
группы, не обладающие властью, и потому вынужденные подчиняться другим,
начинают осозновать противоположность своих интересов интересам тех, кто
осуществляет власть в обществе. Но для осуществления власти в обществе
существуют определенные социальные институты: государство и его органы
управления (парламент, правительство и др.), прокуратура, армия, суд и т.
п. А чтобы добиться перераспределения власти, необходимо потеснить
названные институты с занимаемых ими позиций или произвести коренные
изменения в их структуре, содержании и направленности деятельности, а
сделать это очень трудно, поскольку все эти институты опираются не только
на силу права, но и на насилие. Поэтому только концентрированными усилиями
индивидов и групп, занимающих недоминирующее положение в отношениях власти,
в отношениях политического господства и подчинения, можно добиться
перераспределения власти и изменения ее структуры, к чему и направлен
политический конфликт.
Только осознав свои политические интересы, их противоположность
интересам правящей верхушки, а затем сконцентрировав свои усилия и ресурсы,
социальная группа, лишенная власти и вынужденная подчиняться другой,
господствующей группе, получает возможность отобрать власть у последней. Но
чтобы эти усилия носили организованный и целенаправленный характер,
социальная группа, ущемленная существующей системой распределения власти в
обществе, формирует политические движения, организации, партии, нацеленные
на борьбу с властвующей социальной группой. Так возникает активно
действующий субъект в складывающейся политической ситуации.
В зависимости от особенностей конфликтной ситуации, соотношения
конфликтующих политических сил, эффективности или неэффективности выбранной
лидерами соперничающих движений, партий, организаций стратегии и тактики
борьбы, политический конфликт рано или поздно находит свое разрешение. Оно
может быть весьма различным по своим итогам, но три главных формы
разрешения политического конфликта таковы: 1) интеграция с соперником; 2)
кооперация с соперником; 3) подавление соперника.
Для того, чтобы разнообразный по своему содержанию, формам
развертывания борьбы, разрешения мир политических конфликтов предстал в
более или менее упорядоченном виде, необходима его определенная
типологизация, т. е. выделение основных типов политических конфликтов.
Решающую роль в обусловленности содержания, характера, видов и форм
политических конфликтов играет вполне определенный структурный и социально-
политический контекст общественной жизни, в которой они происходят, т. е.
определенный тип общества. Существует несколько различных подходов к
типологизации обществ и, соответственно, к типологизации происходящих в них
политических конфликтов.
Наиболее конструктивным и продуктивным для понимания сущности и
особенностей политических конфликтов представляется такой методологический
подход, который подразделяет существующие разновидности обществ на два
основных типа по критерию их социально-политической сущности: общества
закрытого типа и общества открытого типа. Различие между ними автор данной
концепции, известный английский сооциальный философ К. Поппер усматривал в
том, что в закрытом обществе индивид полностью подчинен вознесенной над ним
социальной –общностью, строго ограничен в своих действиях многочисленными
табу, запретами. В обществах «открытого типа», где утверждаются демократия,
плюрализм мнений, оценок и позиций, политические конфликты приобретают
легитимный, институционализированный характер. Вследствие этого в такой
системе реализуются возможности разрешения конфликтных ситуаций путем
парламентской борьбы, смены правительства и т. п., не доводя их до стадии
социального макроконфликта.
Десятилетний период, прошедший после вступления постсоветских стран на
путь перехода к демократическому «открытому обществу» побуждает сделать
вывод о переходном состоянии общества как особом типе, обладающем
собственной логикой истьорического развития и набором определенных
отличительных особенностей. В этом обществе доминируют черты своеобразной
посттоталитарной конфликтности.
Общество переходного типа – это общество, для которого характерны
нелинейные социально-политические процессы и неопределенность их возможных
результатов. Поскольку в предшествующий, тоталитарный период в таком
обществе отсутствовала реальная практика выявления и разрешения
политических конфликтов, оно не обладает, еще не выработало навыков их
предотвращения, регулирования с помощью определенных правил и процедур. В
результате возникающие в нем конфликты нередко приобретают разрушительный
характер. В переходном обществе резко расширяется зона политических
конфликтов, а сами они часто приобретают нецивилизованный характер. Поэтому
политические конфликты носят чаще разрушительный, а не конструктивный
характер, приобретают не конструктивные, а деструктивные формы и функции.
Все это обусловливает необходимость выявления и интерпретации функций
политических конфликтов.
Политический конфликт, как и любой другой тип конфликтных
взаимодействий, может выполнять как негативные, так и позитивные,
созидательные функции. Одна из негативных функций политического конфликта
заключается в том, что он в процессе своего развертывания и обострения
борьбы за власть способен резко ослабить политическую систему, в которой
сталкиваются между собой конкурирующие политические силы.
Политический конфликт при неблагоприятных для политической системы
внутренних и внешних условиях способен привести не только к ее ослаблению,
но и к разрушению.
Третья негативная функция политического конфликта заключается в том,
что при резком ослаблении институтов власти и углублении социально-
экономического кризиса, усугубляемого противостоянием политических сил, к
власти в данной политической системе может прорваться экстремистская
группировка, способная своими активными действиями повернуть вспять
цивилизационно-культурное развитие страны и ее народа.
Однако в современных конфликтологических теориях все более прочно
утверждается точка зрения, согласно которой политические конфликты носят
действительно разрушительный для общества характер, либо в узких областях,
либо в особо неблагоприятных для его дальнейшего социально-экономического и
культурного развития ситуациях. В основном же, прежде всего в странах,
обладающих гибкой, развитой системой социально-политического
представительства (правовое государство, эффективно действующий парламент,
сформировавшееся гражданское общество), выявление, развитие и
урегулирование конфликтов дает возможность обеспечивать стабильную
устойчивость и динамическое развитие политической системы, ее гибкую
адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Поэтому в
соотношении негативных и позитивных функций современного политического
конфликта превалирующими становятся функции позитивные, конструктивные,
созидательные.
Одна из таких функций проявляется в том, что созревший в недрах
политической системы конфликт сигнализирует обществу, властным структурам о
возникших противоречиях и конфликтном расхождении позиций определенных
индивидов и их групп, стимулирует действия, способные преодолеть возникшие
разногласия в политическом процессе и поставить тем самым сложившуюся
ситуацию под контроль. В результате создаются предпосылки для
управленческого регулирования возникающих в обществе политических
конфликтов.
Наиболее важной конструктивной функцией политического конфликта
является его способность стать катализатором назревших социально-
политических изменений. Еще одна позитивная функция политического конфликта
в том, что его развертывание позволяет более четко определить свои позиции
конкурирующим политическим силам.
Своеобразие современных политических конфликтов приводит к тому, что
существенно изменяется их конфигурация и направленность. Когда преобладали
конфликты классового характера, в которые вовлекались широкие народные
массы, как это было в социальных революциях, где, по словам В. И. Ленина,
«кризис верхов», когда верхи не могли управлять по-старому, сочетался с
«кризисом низов», которые не могли мириться со старыми политическими
порядками и властными структурами, конфликтное противостояние неизбежно
приобретало «вертикальную» направленность: «низы» восставали против
«верхов».
В современных же условиях, когда политические конфликты в большей своей
части индивидуализируются, а массы чаще всего остаются в стороне в роли
безучастных или более-менее заинтересованных наблюдателей, конфликтное
взаимодействие развертывается преимущественно по «горизонтали», где
противостоят друг другу различные ветви власти или различные политические
партии и группировки.
Сказанное о вертикальной и горизонтальной направленности конфликтных
противостояний дает основание для вывода о разделении политических
конфликтов на два основных вида:
- «вертикальный» конфликт между существующей в данной социальной
системе властью и общественно-политическими силами, интересы
которых не только не представлены в структуре властных органов, но
и игнорируются, а в некоторых случаях и подавляются.
- «горизонтальный» конфликт внутри самих властных структур по поводу
объема властных полномочий и их распределения между группировками
властвующей элиты.
Разнообразие содержания и функций политических конфликтов, форм их
проявлений органически связано с многообразием их детерминации. Большинство
конфликтологов в качестве решающей причины политических конфликтов выделяет
группу объективных социальных факторов. К ним относятся, в первую очередь,
реально существующие в обществе отношения господства и подчинения,
распределяющие индивидов и их группы, социальные слои по позициям, одни из
которых содержат власть, дают возможность удерживающим их индивидам и слоям
осуществлять властные полномочия и реализовывать тем самым свои коренные
политические, экономические и иные интересы, а другие, напротив, отделены
от власти, не дают возможности соответствующим индивидам и слоям
реализовать свои интересы в политике, экономике культуре и т. п. Такое
размежевание и противостояние позиций, интересов, потребностей в
осуществлении властных отношений и т. п. чаще всего детерминирует
возникновение политических конфликтов между теми, кто владеет властью и
осуществляет ее господство над другими, и теми, кто лишен власти и поэтому
вынужден подчиняться политическому доминированию других лиц, групп,
организаций, партий и т. п.
Второй детерминантный узел в возникновении политических конфликтов
составляют коренные расхождения политических идеалов и предпочтений,
целостных ориентаций индивидов, их групп и общностей. Подобного рода
конфликты чаще всего возникают в тех странах, где противоборствуют
качественно различные представления о путях реформирования политической
системы общества, его государственного устройства, выдвигаются различные,
порой прямо противоположные точки зрения о путях выхода из кризиса. Причем
острота полититческого конфликта определяется не только масштабами и силой
противоборства конкурирующих политических групп, но и гибкостью,
эластичностью либо напротив, жестокостью, тиранией существующей системы
власти.
Третьим детерминантным узлов, обусловливающим возникновение конфликтных
ситуаций в сфере политики, является совокупность причин, связанных с
процессами идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к
политическим, социальным, этнонациональным, религиозным, субкультурным
общностям, чем обуславливается существенное расхождение в понимании ими
своего места и роли в социальной и политической системе общества. Такого
рода конфликты чаще всего происходят в обществах переходного типа, где
людям приходится осозновать себя гражданами нового государства, где прежняя
общественная, общестрановая идентификация разрушается, а на ее месте
происходит противоречивое становление новых, преимущественно групповых
идентификаций: «мы – армяне», или «мы – бедные», или «мы – православные» и
т. п. Такое раздробление идентификаций приводит к расщеплению прежде
объединявших людей ценностей и интересов на частные, вызывающие расхождение
и противопоставление интересов одной социальной, национальной и т. п.
группы интересам других групп.
Четвертый доминантный узел, стягивающий воедино несколько факторов и
причин возникновения и развития политических конфликтов в обществе,
заключен в самой политической системе современного общества, в свойственной
ей организации государственной власти, где исполнительная власть
конституционными установлениями отделяется от законодательной и судебной
властей. Это по своей сущности один из широко распространенных типов
конфликтов, а именно государственно-правовые конфликты. К этому типу
относятся такие конфликтные разновидности:
- между законодательной и исполнительной властью;
- между государственно-правовой системой и политической оппозицией,
стремящейся эту систему изменить;
- между государством и отдельным политическим институтом;
- между государством и личностью.
Такой тип конфликтов обусловлен тем, что любая политическая система в
современном мире представляет собой достигнутый в результате острой
политической борьбы более или менее устойчивый баланс противоборствующих
политических сил, их интересов, целей, устремлений.
Еще одним широко распростроненным в современных политических системах
типом политического конфликта являются статусно-ролевые конфликты. Присущая
современным обществам социальная стратификация получает одно из самых
существенных своих проявлений в политических статусах, в которых
фиксируется и артикулируются политические позиции определенных социальных
групп, их роль в политической системе. Политический статус социальной
группы или отдельной личности включает в себя: а) место в иерархии
политической власти (властвующая элита, правящие круги, оппозиция,
избиратели и т. п.); б) совокупность и объем статусных политических и
гражданских прав; в) совокупность и объем статусных политических
обязанностей и ответственности: президент страны, премьер-министр, мэр
города, лидер партии, рядовой гражданин и т. п.; г) реальную возможность
тех или иных социальных групп, слоев, личностей участвовать в политической
жизни и влиять на нее.
Политическая роль, представляющая собой динамический аспект статуса, в
решающей степени обусловлена сущностью последнего и реализует его в
совокупности определенных стандартов поведения, ожидаемых другими
индивидами и их группами.
В силу различия политических статусов и ролей существующая в обществе
статусно-ролевая структура всегда потенциально конфликтна, но когда
различия в этих статусах, ролях и ожиданиях определенного качества их
выполнения со стороны общества и общностей достаточно велики, потенциальные
конфликтные ситуации перерастают в реальные политические конфликты.
Статусно-ролевые конфликты в современном обществе весьма разнообразны.
Это могут быть конфликты между политической элитой и массами, между властью
и народом, между фракциями в парламенте, между различными партиями в борьбе
за влияние на массы, между обещаниями политического лидера,
сформулированными им в борьбе за президентство, и уровнем их выполнения,
вызывающем недовольство больших масс населения и т. п.
Нередко с двумя основными типами политических конфликтов, характерных
для «переходных» обществ, к когорым относятся, во-первых, государственно-
правовые конфликты, во-вторых, статусно-ролевые конфликты, сосуществует еще
несколько типов политических конфликтов. Их можно классифицировать по
нескольким основаниям.
1. По областям развертывания существующие в политическом социальном
пространстве конфликты подразделяются на внутри- и
внешнеполитические. Во внутриполитических конфликтах реализуются
конкурентные взаимодействия в борьбе за сохранение, удержание,
упрочнение или ниспровержение власти – борьба между правящей элитой
и оппозицией, между политическими партиями, между законодательной и
исполнительной, между центральной и между властью.
2. По качественным характеристикам противостояний они разделяются на
«конфликты с нулевой суммой» и «конфликты с ненулевой суммой». Те
конфликты, в которых позиции враждующих сторон абсолютно
противоположны и несовместимы, вследствие чего победа одной из них
оборачивается поражением другой, могут характеризоваться в качестве
«конфликтов с нулевой суммой». Примером здесь может служить победа
одного из претендентов на президентских выборах, исключающая
занятие президентской должности другим претендентом. Те же
конфликты, в которых существует хотя бы один способ достижения
взаимного согласия путем компромисса, характеризуются как конфликты
«не с нулевой суммой».
3. По соотнесенности со структурой и организацией системы власти и ее
ревлизации выделяются вертикальные и горизонтальные политические
конфликты. К первому из этих классов относятся конфликты,
возникающие между индивидами и группами, обладающими властью,
политически господствующими, и индивидами и группами, лишенными
доступа к власти, политически подчиненными первым, а также
конфликты между центральными и местными властными структурами. К
горизонтальным относятся конфликты, реализующие конкурентные
взаимодействия между однопорядковыми субъектами и носителями
властных полномочий: между законодательной и исполнительной
структурами власти, между неправящими партиями и т. п.
4. По содержанию и характеру нормативной регуляции или ее отсутствию
политические конфронтации подразделяются на
институционализированные и неинституционализированные конфликты.
Первые из них развертываются в рамках деятельности существующих в
обществе социальных институтов – развитая демократия, правовое
государство, гарантированная конституционными установлениями
свобода собраний, митингов, уличных шествий, деятельность
политических партий, ассоциаций, объединений и т. п. Такие
конфликты воплощают в себе способность индивидов, социальных групп
и слоев в своих политических притязяниях и взаимодействиях с
другими подчиняться действующим в обществе правилам политической
игры. В отличие от них неинституциональные политические конфликты
не вписываются в рамки функционирующих в обществе социальных
институтов, направлены на подрыв, ослабление или ниспровержение
существующей в обществе политической системы, действующих в нем
социальных институтов.
5. По степени открытости и публичности конфликтного взаимодействия
конкурирующих сторон конфликты подразделяются на открытые и скрытые
(латентные). Открытые политические конфликты воплощаются в явных,
внешне фиксируемых формах политического действия – участие в
выборах, политические забастовки и манифестации, акты политического
протеста, объявление импичмента и т. п. В отличие от них латентные
конфликты в сфере политики воплощаются в скрытых от широкой публики
видов политической конфронтации, таких, в частности, как заговор,
подкуп высших должностных лиц, фальсификация результатов выборов,
политический шантаж и т. п.
6. По длительности (темпоральным характеристикам) политические
конфликты подразделяются на кратковременные и долговременные.
Примерами первых из них могут служить отставка правительства или
отставка министра, вызванная протестами общественности в связи с
его взяточничеством или другими неблаговидными поступками. Примером
второго является длящийся несколько десятилетий, то обостряющийся,
то затухающий военно-политический конфликт между Израилем и группой
арабских стран.
7. По формам проявлений конфликтных политических противостояний они
разделяются на а) политическое пикетирование правительственных
зданий или посольств; б) политические митинги и манифестации; в)
политические забастовки с требованиями отставки президента,
правительства и т. п.; г) движение политического протеста; д)
политическое неповиновение; е) политический путч; ж) политический
переворот, завершившийся свержением существовавшей до этого власти;
з) политическая революция – массовое политическое действие,
приведшее к слому прежней государственной машины и коренной
трансформации политической системы; и) политический шантаж, т. е.
угроза разглашения компрометирующих сведений о политических
деталях.
Каждый из типов и видов конфликта, обладая определенными особенностями,
способен сыграть определенную, конструктивную или деструктивную,
разрушительную роль в развертывании политических процессов. Поэтому вожно
знать эти особенности, чтобы правильно ориентироваться в политической
ситуации, как правило, весьма изменчивой, динамичной, и занимать
продуманную политическую позицию.
ЛИТЕРАТУРА
( Е. М. Бабосов «Конфликтология», Минск, 2001
. В. В. Пугачев, А. И. Соловьев «Введение в политологию», Москва,
1995
. А. В. Глухова «Типология политических конфликтов», Воронеж, 1997