Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Краткие лекции и шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран

Работа из раздела: «Право»

КПЗС  как  учебная  дисциплина  –  это  систематизированный  курс  обучения,
особенностью которого является комплексный характер: базируется на  изучении
конституций разных стран. Анализу подвергаются не правовые системы в  целом,
а только одна отрасль – конституционное право.

Основные цели учебной дисциплины:
1) расширение юридического, политического кругозора,
2) повышение уровня правовой культуры,
3) выработка навыков анализа нормативно-правовых актов
4) самостоятельная ориентация в конституционных процессах за рубежом

КПЗС как наука – система знаний о теориях конституций зарубежных стран
Функции:
 - учебно-познавательная,
 -  возможность  прогнозировать  политические   процессы   (прогностическая
   функция),
 - рекомендательная (возможность перенимания опыта)

Методы:
1. Общенаучные:
 a. диалектический (все процессы  изучаются  во  взаимосвязи  и  постоянном
    развитии,
2. Частнонаучные:
 a. метод сравнительно-правового анализа,
 b. конкретно-исторические методы,
 c. социологический,
 d. системного анализа.
КП как отрасль – система правовых норм, регулирующих  положение  человека  в
обществе и государстве, основы общественного  строя,  основы  организации  и
деятельности системы государственных  органов  и  органов  самоуправления  и
управления.

Характерные черты КП как ведущей отрасли:
 - закрепляет политические отношения,
 - принципы, предписания и правила, действие  которых  общеобязательно  для
   всех
 - единственная отрасль, где основным источником выступает  основной  закон
   государства, т.е. конституция
 - имеет особый  предмет  регулирования,  в  частности  –  отношения  между
   человеком, обществом, государством,  а  также  положения  относящиеся  к
   устройству государства.

Преобладающий метод конституционно- правового регулирования –  императивный,
предполагающий четкий вариант поведения.

КП использует  диспозитивный  метод  регулирования  в  большей  степени  при
регламентации правового положения человека

Субъекты КП:
Физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с  двойным
гражданством,  беженцы,  вынужденные  переселенцы,   избиратели,   депутаты,
другие лица с особой правоспособностью),
Общественные образования (государство  в  целом,  отдельные  государственные
органы (парламент, суды, …), территориальные единицы,  политические  партии,
высшие должностные лица государства).

Объекты конституционных отношений:
 - социально-экономические и социально-политические ценности,
 - основы личных благ и свобод,
 - отношения собственности,
 - национальные и расовые отношения.

Особенности конституционно-правовых норм:
1) отсутствует санкция,
2) действуют непосредственно,
3) делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие

по функциям: регулятивные (их больше) и охранительные.

Источники – формы выражения норм права:
 - конституция (основной),
 - конституционные законы (поправки к конституции США),
 - органические законы, регулирующие деятельность государственных органов,
 -  обычные  законы  государства,  если  они  содержат  конст-прав.   нормы
   (например, закон о гражданстве),
 -  нормативно-правовые   акты   исполнительных   органов   власти   (указы
   президента),
 - регламенты парламентов - нормы, определяющие порядок деятельности  палат
   парламента, а также их внутреннюю структуру
 - решения  органов  местного  самоуправления  –  только  в  случае,  когда
   регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением  публичной
   власти (местные уставы …),
 - судебные прецеденты (США, Великобритания, Индия),
 - конституционно-правовые акты органов конституционного надзора,
 -  конституционные  обычаи  –  нигде  юридически  не   зафиксированы,   но
   регулируют важнейшие вопросы государственной жизни,
 - труды ученых юристов,
 - общепризнанные принципы и нормы  международного  права  и  международные
   договоры,
 - религиозные источники (Иран, ОАЭ),
 - внутригосударственные  договоры,  если  они  регулируют  конституционные
   проблемы (например, между федерацией и землей в Германии).



Конституция как основной источник КПЗС

Конституция  –  это   документ,   обладающий   высшей   юридической   силой,
регламентирующий  наиболее  важные  общественные  отношения,  принимаемый  и
изменяемый в особом порядке.

Юридические свойства конституции:
1) обладает высшей юридической силой,
2) является базой текущего законодательства,
3) имеет прямое действие,
4) имеет особый порядок принятия и внесения поправок.

Функции конституции:
 -  учредительная  (подтверждает  существующий  общественный  порядок   или
   создает условия для развития новых общественных отношений),
 -  организаторская  (закрепляет  определенные  правила,   которым   должно
   подчиняться общество),
 - внешнеполитическая (формирует  направление  внешней  политики  и  служит
   информацией о том, что творится в обществе для внешнего мира),
 - идеологическая (закладывает основы мировоззрения  - например, идея  прав
   и свобод),
 - юридическая  (основа  всего  правопорядка  в  обществе,  непосредственно
   порождает права и обязанности и служит фундаментом для всех  нормативно-
   правовых актов.



Понятие и формы конституций


Термин  конституция  употребляется  в   юридическом   смысле   как   система
юридических норм.
Фактическая  конституция  –  те  реальные  отношения,  которые  сложились  в
обществе.
Если  юридическая  и  фактическая  конституции  не  совпадают  –   фиктивная
конституция.
Конституция  употребляется  в  материальном  смысле  как  вся   совокупность
нормативно-правовых актов, регламентирующих конституционные отношения.
Чаще термин употребляемся в формальном значении  (закон  высшей  юридической
силы).

Общие черты конституций зарубежных стран:
1) провозглашают народный и государственный суверенитет,
2) провозглашают охрану частной собственности,
3) закрепляют принцип разделения властей,
4) закрепляют формы правления либо прямым указанием,  либо  форма  правления
  подразумевается,
5) закрепляют формы политико-территориального  устройства,  централизма  или
  федерализма,
6) закрепляют основы прав граждан и подданных,
7) определяется организация высших органов государственной  власти  и  основ
  судопроизводства.

В зависимости от формы Конституции бывают:
1.  Кодифицированная  Конституция  –  единый  писанный  конституционный  акт
  (Конституция Франции 1958г., Основной Закон Германии 1949г.),
2.  Некодифицированная  Конституция  –  совокупность   нескольких   писанных
  конституционных актов  (Швеция  –  3  акта:  форма  правления  1974г.,  о
  престолонаследии  1810г.,  о  свободе  печати  1974г.;  в   Финляндии   –
  аналогичная система актов, в Израиле – 8 основных законов),
3. Смешанная  Конституция  –  имеет  несистематизированный,  комбинированный
  характер,  состоит  из  писанной  и  неписаной  частей   (Великобритания:
  писанная – статусное право, т.е. акт о парламенте, с  1215г.  –  «Великая
  Хартия Вольностей»,  неписаная  –  судебные  прецеденты,  конституционный
  обычай, труды ученых-юристов; Конституция Новой Зеландии),
4. Неписаная – полное  отсутствие  документов  (Конституция  Румынии  в  1-е
  месяцы после декабрьского восстания 1989г.).

Каждая Конституция имеет структуру:
- преамбула – отражаются приоритеты государства, цели и задачи,
- основные положения – права и свободы человека  и  гражданина,  устройство
  государства,
- заключительные и переходные положения – порядок пересмотра Конституции  и
  порядок ее вступления в действие.

Классификация Конституций (порядок принятия и изменения):
1. По времени принятия:
- старые (действуют до сих пор: Конституции  США  1787г.,  Бельгии  1831г.,
  Швейцарии 1874г.),
- новые  («второй  волны»,  «нового  поколения»:  Германии  1949г.,  Греции
  1952г.,  Франции  1958г.)  –  акцент  на  права  и  свободы  человека   и
  гражданина, ставится проблематика  международных  отношений,  усиливается
  роль государства в экономической сфере, закрепляется тенденция укрепления
  исполнительной власти, закрепляется конституционный надзор.
2. По способу принятия:
- принятые представительными учреждениями (США),
- принятые избирательным корпусом,
- дарованные (Бельгии 1831г., Кувейт),
3. По способу изменения:
- жесткие – изменение осуществляется следующим образом:
    а) регламентация права инициативы (кто может поставить  вопрос:  обычно
    глава гос-ва или парламент),
    б) одобрение поправки квалифицированным большинством парламента (2/3),
    в) окончательное одобрение на референдуме или главой государства  (США,
    Италия, Япония),
- гибкие – менее сложный порядок (Великобритания, Основной закон ФРГ),
-  гибко-жесткие  –  двойной  порядок  внесения  поправок  (Франция,  Индии
  1950г.).
4. По сроку действия:
- временные – на определенный период (Таиланд 1959г.),
- постоянные – без ограничения срока действия.


Общая характеристика и субъекты Конституционного надзора.

Конституционный надзор – за  соблюдением  Конституции,  гарантии  исполнения
Конституции.

Виды конституционного надзора:
1) Американская  модель:  решение  конституционно-правовых  вопросов  всегда
  происходит в форме рассмотрения судом высшей инстанции конкретного  спора
  по праву (США, Индия). Сторонники этой модели считают,  что  политическое
  давление на суд минимально.
2) Специальная конституционная юрисдикция  –  заключается  в  рационализации
  процедуры исследования обстоятельств дела и принятия  решения  (Германия,
  Франция:  2  органа  конституционного  надзора:   конституционный   совет
  рассматривает вопросы о несоответствии Конституции  актов  Парламента,  а
  Госсовет – несоответствие Конституции актов исполнительной власти),
    существует ряд вопросов,  решение  которых  отнесено  к  исключительной
    юрисдикции Конституционного суда:
       а) споры между высшими органами государства по поводу их компетенции,
       б) споры между органами и субъектами федерации,
       в) признание конституционных законов, принятых парламентом,
       г) проверка конституционности референдума,
       д) окончательное решение вопросов, связанных с проверкой  результатов
       выборов в высшие органы государства,
       е) отстранение от должности высших  должностных  лиц  государства  за
       нарушение Конституции,
       ж) установление антиконституционного характера политических партий.


Формы контроля за конституционностью законов:
1.  превентивный,  предварительный  контроль  (осуществляется  до  принятия
   законов – позволяет выяснить спорные конституционные вопросы  на  ранней
   стадии  законодательного  регулирования,  что   не   вредит   авторитету
   законодателя,   но   затягивает   и   усложняет    процедуру    принятия
   законодательных актов),
2. регрессивный (?), последующий контроль  (только  по  высшим  нормативным
   актам  и  законам,  а  более  низкие  акты  рассматривают   суды   общей
   юрисдикции).


Субъекты конституционного надзора

1. высшие государственные органы и должностные лица,
2. территориальные единицы,
3. суды,
4. частные лица по конкретным спорам.

Принципы конституционного надзора:
1. независимость судей,
2. законность,
3. рациональная организация Конституционного суда

Конституция действенна в том случае, если надзор реален, эффективен.


Формы современных зарубежных государств.

Формы правления  –  порядок  организации  и  взаимодействия  высших  органов
государственной власти, их взаимодействие между собой и с населением.

1. Монархия – имеется глава  государства,  власть  которого  передается  по
   наследству.
  o абсолютная: власть монарха ничем не ограничена, Конституция отсутствует
    (Султанат Оман); но  по  сути,  независимо  от  наличия  конституций  и
    парламентов к абсолютной монархии можно  отнести  Кувейт,  ОАЭ:  монарх
    может приостановить действие конституции.
  o парламентарная – глава государства – монарх, но его  законодательные  и
    исполнительные  полномочия  ограничены,  он  является  символом  нации,
    правительство  фактически  формируется  парламентом,  юридическая  сила
    актов монарха появляется только после визирования акта  соответствующим
    министром, монарх не имеет права вето по отношению к  правительственным
    актам (данная форма – в большинстве монархий:  Япония,  Великобритания,
    Бельгия, Дания).
2. Республика  –  выборность  высших  органов  государственной  власти,  их
   ответственность перед населением.
  o президентская (США):
    а) президент избирается не парламентским способом,
    б) Президент формирует Правительство,
    Правительство подотчетно только Президенту,
    Президент не имеет права роспуска нижней палаты парламента,
  o парламентарная (Германия, Индия):
    а) Президент избирается парламентским путем,
    б) Парламент участвует в формировании Правительства,
    в) Правительство несет политическую ответственность перед парламентом,
    г) Президент может распускать нижнюю палату парламента,
  o смешанная – на примере Франции:
    а) Президент избирается всенародно и формирует Правительство,
    б) парламент, в  частности,  нижняя  палата,  может  принять  резолюцию
    порицаний,  что  может  привести  к  роспуску  правительства,  отставке
    правительства,
    в) Президент может распускать нижнюю палату парламента.

Форма государственного  устройства  –  территориальная  организация  власти,
порядок взаимоотношений между государством и  его  частями,  а  также  между
центральными и местными органами власти.

1. Унитарные государства – единые государства, с  единой  системой  органов
   власти и единым законодательством.
 - простые унитарные (Польша, Румыния)
 - сложные унитарные –  отдельным  территориальным  единицам  предоставлено
   право формировать органы гос. власти и принимать законы (Великобритания,
   Франция),
2. Федерации –  помимо  федеральных  органов  гос.  власти  и  федерального
   законодательства  существуют  органы  гос.  власти  и   законодательство
   субъектов федерации (США, Германия, Индия)
 - договорные федерации – образуются в результате союза (США, Швейцария),
 - конституционные федерации (Германия, Индия),
 - симметричные – все субъекты равноправны,
 - асимметричные – некоторым субъектам дано больше прав,
 - централизованные – сильная концентрация власти в центре (Индия),
 - децентрализованные – все вопросы каждый штат решает отдельно (США),
   База деления федераций –  по  территориальному  (США)  или  национальному
   (Индия) признаку.

Политические режимы – совокупность способов, приемов, методов  осуществления
государственной власти.

1. демократия (США, Франция, Германия, Великобритания):
 - власть исходит от народа, либо народ участвует  в  формировании  органов
   гос. власти (Великобритания),
 - реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина,
 - многопартийная система,
 - политический плюрализм,
 -  при  осуществлении  гос.  власти  преобладает  метод  убеждения,  а  не
   принуждения.
2. Антидемократический режим: тоталитарный (Китай), авторитарный  (Марокко,
   Иордания).
 - отсутствует многопартийная система,
 - не обеспечиваются права и свободы человека и гражданина,
 - отсутствует принцип разделения властей,
 - доминируют насильственные методы,
 - все сферы жизни под контролем государства,
3.  Либерально-политический  режим  –  характерен  для  стран  19  века,  в
   настоящее время – Индия, Филиппины.
   Высокая  степень  политической   свободы,   но   вследствие   культурной
   отсталости большинства общества реально пользоваться демократическими  и
   политическими институтами могут сравнительно немногие; государство часто
   прибегает к принудительным формам воздействия.

По Франции – см. отдельный лист


Сравнительная таблица конституций

|Госуда|Конституция      |Конституционн|Форма     |Форма   |Политическ|Судебная   |
|рство |                 |ый контроль  |правления |территор|ий режим  |система    |
|      |                 |             |          |иального|          |           |
|      |                 |             |          |устройст|          |           |
|      |                 |             |          |ва      |          |           |
|США   |1787г.           | Верховный   |Президентс|федераци|демократия|«американск|
|      |писаная, состоит |Суд США и    |кая       |я 50    |          |ий тип»:   |
|      |из 7 (?) статей +|верховные    |          |штатов  |          |отличается |
|      |27 поправок,     |суды штатов  |          |        |          |централизов|
|      |прилагаемых к    |             |          |        |          |анностью,  |
|      |тексту           |             |          |        |          |возглавляет|
|      |Конституции.     |             |          |        |          |Верховный  |
|      |«Жесткая».       |             |          |        |          |Суд США,   |
|      |                 |             |          |        |          |различают  |
|      |                 |             |          |        |          |федеральную|
|      |                 |             |          |        |          |судебную   |
|      |                 |             |          |        |          |систему и  |
|      |                 |             |          |        |          |судебную   |
|      |                 |             |          |        |          |систему    |
|      |                 |             |          |        |          |штатов     |
|Велико|нет писаной      |Такого       |Парламентс|Сложное |демократич|англо-саксо|
|британ|конституции.     |института    |кая       |унитарно|еский,    |нская      |
|ия    |Источниками      |нет.         |монархия. |е       |строгого  |(американск|
|      |являются:        |Была         |Руководящу|государс|разделения|ая),       |
|      |- акты           |сформулирован|ю роль    |тво.    |властей   |единство   |
|      |парламента,      |а концепция  |играет    |        |нет       |судебной   |
|      |- великая хартия |верховенства |парламент.|        |          |системы    |
|      |вольностей       |парламента.  |          |        |          |           |
|      |1215г.,          |             |          |        |          |           |
|      |- судебные       |             |          |        |          |           |
|      |прецеденты,      |             |          |        |          |           |
|      |- конституционные|             |          |        |          |           |
|      |обычаи,          |             |          |        |          |           |
|      |- доктрины ученых|             |          |        |          |           |
|      |юристов.         |             |          |        |          |           |
|      |«Гибкая»         |             |          |        |          |           |
|Франци|Конституция      |осуществляетс|смешанная |Сложное |Демократич|Романо-герм|
|я     |1958г.           |я            |республика|унитарно|еский     |анская     |
|      |Писаная.         |Конституционн|(полупрези|е       |          |(децентрали|
|      |«Жесткая», не    |ым советом   |дентская).|государс|          |зованная)  |
|      |содержит главы о |(рассматривае|          |тво     |          |           |
|      |правах и свободах|т на предмет |Доминирующ|        |          |           |
|      |– ссылается на   |соответствия |ее        |        |          |           |
|      |Декларацию прав и|Конституции  |положение |        |          |           |
|      |свобод гражданина|акты органов |занимает  |        |          |           |
|      |1789г. и         |законодательн|исполнител|        |          |           |
|      |преамбулу        |ой власти,   |ьная      |        |          |           |
|      |Конституции      |состоит из 9 |власть    |        |          |           |
|      |1946г.           |человек, по 3|          |        |          |           |
|      |                 |чел. в каждой|          |        |          |           |
|      |                 |из палат).   |          |        |          |           |
|      |                 |Госсовет     |          |        |          |           |
|      |                 |рассматривает|          |        |          |           |
|      |                 |акты         |          |        |          |           |
|      |                 |исполнительно|          |        |          |           |
|      |                 |й власти.    |          |        |          |           |
|Герман|1949г., писаная. |Федеральный  |парламента|федераци|демократич|романо-герм|
|ия    |«Жесткая»        |конституционн|рная      |я 16    |еский     |анская,    |
|      |                 |ый суд       |республика|земель  |          |децентрализ|
|      |                 |Германии и   |          |        |          |ованная, 5 |
|      |                 |конституционн|          |        |          |независимых|
|      |                 |ые суды      |          |        |          |ветвей     |
|      |                 |земель       |          |        |          |           |
|Китай |1982г., писаная. |Спец. органа |народная  |унитарно|тоталитарн|Социалистич|
|      |«Жесткая».       |нет, но его  |республика|е       |ый режим, |еская.     |
|      |Придерживается   |функцию      |с         |государс|нет       |Судебная   |
|      |концепции        |выполняет    |демократич|тво с   |разделения|система    |
|      |социальных прав и|постоянный   |еской     |национал|властей,  |подчинена  |
|      |свобод, отвергает|комитет ВСНП |диктатурой|ьно-терр|руководяща|органам    |
|      |естественные     |             |народа    |иториаль|я роль    |гос.власти |
|      |права.           |             |          |ными    |коммунисти|и властям  |
|      |                 |             |          |автономи|ческой    |на местах. |
|      |                 |             |          |ями     |партии    |           |



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru