Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Что такое НАТО?

Работа из раздела: «Политология»

                               Что такое НАТО?
|Североатлантический договор был     | |                  |
|подписан 4 апреля 1949 г. в штате   | |                  |
|Вашингтон. Тогда был создан альянс  | |                  |
|12-ти независимых государств,       | |                  |
|приверженных обороне друг друга. Еще| |                  |
|четыре европейских государства      | |                  |
|(Греция, Турция, ФРГ, Испания)      | |                  |
|присоединились к договору между 1952| |                  |
|и 1982 годами, а 12 марта 1999 г. в | |                  |
|НАТО вступили Польша, Венгрия и     | |                  |
|Чешская Республика, что довело      | |                  |
|численность стран-членов НАТО до    | |                  |
|19-ти.                              | |                  |


НАТО - это альянс, призваный защищать не только власть той или иной  страны,
но и ценности, на службу которым поставлена эта  власть.  НАТО  защищает  не
государственный  суверенитет  или   чьи-то   геополитические   интересы,   а
определённый тип человеческой культуры и цивилизации.
Без ограждающего щита  НАТО  было  бы  немыслимо  воссоединение  Германии  и
появление  Европейских  сообществ,  со   временем   трансформировавшихся   в
Европейский союз. Альянс НАТО предотвратил возникновение крупного  конфликта
между двумя противостоящими блоками (холодная война), ни разу не  придприняв
агрессивных действий, воплотив в себе и укрепив нерушимые  узы  солидарности
между обоими берегами Атлантики.
Сегодня территория Североатлантического альянса является самой безопасной  и
стабильной  на  нашей  планете.  Кроме  того,   Североатлантический   альянс
сотрудничает с другими международными  организациями,  благодараря  чему  он
наиболее эффективно добивается своих целей.
Альянс НАТО развивает всё более прочные партнёрские отношения практически  с
каждой страной Европы, с помощю которых все государства  могут  внести  свой
вклад в безопасность. За счёт внешней  и  внутренней  адаптации  НАТО  будет
готова обеспечить безопасность во всём Евроатлантическом регионе. Решая  эту
задачу, альянс  создаст  необходимую  основу  для  того,  чтобы  повсеместно
утвердились мир, демократия и экономическое процветание. Такова роль НАТО  в
XXI веке - и НАТО уже не только может, но и готова её выполнять.
      19 стран-членов организации Североатлантического договора (НАТО)
|Бельгия  |Канада   |Дания      |Франция    |
|Германия |Греция   |Исландия   |Италия     |
|Люксембур|Нидерланд|Норвегия   |Португалия |
|г        |ы        |           |           |
|Испания  |Турция   |Соединенное|Соединенные|
|         |         |           |           |
|         |         |Королевство|Штаты      |
|Польша   |Венгрия  |Чешская    |           |
|         |         |Республика |           |

В рамках  НАТО  создана  программа  Партнерство  ради  мира  (ПРМ)  и  Совет
Евроатлантического   партнерства   (СЕАП).   Благодаря   этим    инициативам
государства-члены НАТО открыли новые пути сотрудничества с другими  странами
в рамках альянса, а бывшие враги ныне стали союзниками.

|Основные принципы работы                                                |


Основные принципы работы Североатлантического альянса включают в себя  общие
политические обязательства  и  приверженность  практическому  сотрудничеству
между странами НАТО. Их общая безопасность  неделима.  Поэтому  при  решении
проблем, связанных с угрозой безопасности, отдельным  странам-членам  теперь
не приходится  полагаться  на  собственные  силы  и  экономические  ресурсы.
Однако в НАТО нет такой страны, которая отказалась бы  от  права  выполнения
своих обязательств перед собственным народом, и все  они  по-прежнему  несут
индивидуальную ответственность за свою оборону.
Североатлантический  альянс  позволяет  странам  НАТО  совместными  усилиями
расширить свои возможности в  решении  жизненно  важных  задач  национальной
безопасности. В результате, несмотря на различия в условиях и  относительных
военных потенциалах,  у  них  возникает  чувство  равной  безопасности,  что
способствует укреплению их общей стабильности.

|Принятие совместных решений                                             |


НАТО не является  наднациональной  организацией,  а  альянсом,  созданным  с
целью   предоставить   возможность   международного   сотрудничества   между
независимыми суверенными государствами на договорной основе. Внутри НАТО  не
существует ни одного центрального органа, который  мог  бы  навязывать  свои
взгляды странам-участницам, и ни  одна  из  стран-участниц  не  имеет  права
принуждать остальных членов подчиняться её желанию. Решения принимаются  при
единодушном согласии всех стран-участниц.
Процесс принятия совместных решений достигается путём  консенсуса  и  общего
согласия,  страны-члены  Североатлантического  альянса  считаются  с  точкой
зрения каждой из стран. Практика обмена информацией и ежедневных  совместных
консультаций  даёт  правительствам  возможность  сразу  же  провести   общую
встречу, если этого  требуют  обстоятельства.  По  мере  возможного  сильные
расхождения во  мнениях  сглаживаются,  чтобы  сохранить  общие  интересы  в
области  безопасности,  политическую  солидарность,  а   также   оперативную
сплочённость всего Североатлантического альянса в целом.
Североатлантический совет (САС) является центральным  политическим  органом,
созданным  непосредственно  Статьёй  9  Североатлантического   договора,   в
который входят правительства 19-ти стран  НАТО.  Консультации,  проводящиеся
внутри Совета, дают  возможность  национальным  руководствам  выразить  своё
мнение  о  проблемах,  вызывающих  всеобщее  беспокойство  или  о  вопросах,
требующих принятия совместного  решения.  В  Совете  не  существует  никаких
ограничений в том, что касается выбора  тем  для  обсуждения.  Обычно  Совет
заседает раз в неделю на уровне постоянных  представителей  или  послов,  но
при необходимости Совет может собираться и чаще или быть созван в  абсолютно
любое время. Дважды в год Совет заседает  на  уровне  министров  иностранных
дел,  а  в  случае  необходимости  устраивается  встреча  на   уровне   глав
государств и правительств.



|Расширенная программа Партнёрство ради мира                             |

Программа Партнёрство ради мира (ПРМ)  была  создана  в  январе  1994  года.
Программа ПРМ дает 19-ти  союзникам  по  НАТО  возможность  сотрудничать  со
своими партнерами, не входящими в Североатлантический альянс, в том числе  с
Россией  и  Украиной,   по   многим   направлениям   военной   и   оборонной
деятельности. Практически все органы НАТО прямо  или  косвенно  участвуют  в
работе по программе ПРМ.
Странам  с  самыми  разными  традициями  в  области  безопасности  программа
позволяет выбирать  из  широкого  спектра  совместных  мероприятий  те  виды
сотрудничества, которые отвечают их конкретным национальным потребностям.
Партнёрство ради мира - ключевой фактор в развитии отношений между  альянсом
и  странами-участниками  ПРМ.  Эта  программа   расширяет   и   активизирует
политическое и  военное  сотрудничество  в  Европе,  повышает  стабильность,
уменьшает  угрозы  миру  и  упрочняет  сложившиеся   связи,   развивая   дух
практического сотрудничества и приверженности демократическим принципам.
                   25 государств-участников программы ПРМ
|Албания   |Армения   |Австрия   |Азербайджа|
|          |          |          |н         |
|Беларусия |Болгария  |Эстония   |Финляндия |
|Грузия    |Ирландия  |Казахстан |Кыргызстан|
|Латвия    |Литва     |Молдова   |Румыния   |
|Россия    |Словакия  |Словения  |Швеция    |
|бывшая    |          |          |          |
|Югославска|          |          |          |
|я         |          |          |          |
|Республика|          |          |          |
|Македония |          |          |          |
|Швейцария |Туркменист|Украина   |Узбекистан|
|          |ан        |          |          |


                Сотрудничество по программе ПРМ способствует:
достижению открытости процессов военного планирования и формирования
оборонных бюджетов;
обеспечению демократического контроля над вооружёнными силами;
поддержанию, с учётом конституционных соображений, сил и средств  и  степени
готовности, необходимых для содействия проведению операций  под  эгидой  ООН
и/или с санкции ОБСЕ;
развитию  отношений  военного   сотрудничества   с   НАТО   для   проведения
совместного  планирования,  подготовки  и  учений  с  тем,  чтобы   повысить
способность стран-участниц проводить  миротворческие,  поисково-спасательные
операции и гуманитарные  операции,  а  также  операции  в  других  областях,
достижению  открытости  процессов  военного  планирования   и   формирования
оборонных бюджетов.
Офицеры  государств-партнёров  участвуют   в   работе   группы   координации
партнёрства  (ГКП),  в  городе  Монс,  Бельгия,  которая  проводит   военное
планирование учений по программе ПРМ. У государств-партнёров  также  имеются
бюро по связи в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.
С момента принятия программы ПРМ в 1994  г.,  началось  быстрое  и  успешное
развитие сотрудничества. Программа, в  которой  участвуют  25  стран,  стала
прочным элементом европейской безопасности.

|Военный аспект                                                          |


НАТО является политическим альянсом 19-ти  стран  и,  следовательно,  играет
важнейшую  политическую  роль.  Военный  комитет,  который  является  высшим
военным органом Североатлантического альянса,  заведует  военной  структурой
НАТО, а её политическое руководство  поручено  Североатлантическому  совету,
Комитету планирования обороны и Группе ядерного планирования.
Вооружённые  силы  НАТО  -   это   многонациональный   контингент,   который
сформирован из войск  предоставляемых  государствами  НАТО  на  добровольной
основе. Вооружённые силы НАТО обеспечивают  безопасность  государств-членов,
участвуют в поддержании стабильности, мира и равновесия в Европе, а также  в
кризисном урегулировании и,  наконец,  обеспечивают  оборону  стратегической
зоны альянса, которую охватывает Североатлантический договор.
В настоящее время происходит преобразование структуры военного  командования
НАТО  в  соответствии  с   новой   стратегической   обстановкой.   Структура
подчинённых  командований   будет   преобразована   таким   образом,   чтобы
реорганизовать вооружённые силы НАТО в  соответствии  с  требованиями  новой
стратегической концепции альянса.

|Экономическое сотрудничество                                            |


Основа экономического сотрудничества в рамках  Североатлантического  альянса
обусловлена  Статьёй   2   Североатлантического   договора.   Экономическими
вопросами сотрудничества занимается экономический  комитет  НАТО.  Анализ  и
совместная  оценка  связанного  с  безопасностью   экономического   развития
включает  в  себя  такие  вопросы,  как  сопоставление   военных   расходов,
тенденции развития военной промышленности, наличие ресурсов  для  реализации
планов в области обороны, торговля военной техникой в рамках НАТО,  а  также
экономическое сотрудничество и взаимопомощь стран-членов.
Развивая  экономическое   сотрудничество   в   рамках   Североатлантического
альянса, его страны-члены исходят из того, что  политическое  сотрудничество
и конфликты в экономической области несовместимы. Это привело  к  тому,  что
правительства стран НАТО стали оказывать помощь  менее  процветающим  членам
НАТО посредством  развития  крупномасштабных  программ  помощи,  выполняемых
через другие организации, включая Организацию экономического  сотрудничества
и  развития  (ОЭСР).  Специфические  экономические  проблемы  и  перспективы
развития   этих   стран   по-прежнему    остаются    в    центре    внимания
Североатлантического альянса.

|Совет Евроатлантического партнёрства                                    |

Совет  Евроатлантического  партнёрства  (СЕАП)  был   образован   министрами
иностранных дел стран-членов НАТО после встречи  в  Синтре,  Португалия,  30
мая 1997 года. СЕАП - это совместный механизм, который  обеспечивает  основу
для   проведения   консультаций   по   политическим   вопросам,    проблемам
безопасности  и  сотрудничества  между  НАТО  и  её  партнёрами.  Темы   для
обсуждения диктуются развитием событий в  сферах  политики  и  безопасности:
урегулирование  кризисов;  региональные  вопросы;   вопросы   контроля   над
вооружениями; готовность к черезвычайным ситуациям  и  стихийным  бедствиям;
ядерная  безопасность;  экологические   вопросы,   научное   сотрудничество;
вопросы , относящиеся к операциям по поддержанию мира.
Если  полномочия  Североатлантического  совета  обусловливаются  договорными
отношениями  между  странами-членами  НАТО,  то   Совет   Евроатлантического
партнёрства представляет собой форум для проведения консультаций, диалога  и
развития сотрудничества в области политики и  безопасности.  Заседания  СЕАП
проводятся два раза в год на уровне министров иностранных дел  и  на  уровне
министров обороны, а также ежемесячно на  уровне  послов  в  Брюсселе.  СЕАП
стал важной частью архитектуры европейской безопасности.
Страны-члены Совета Евро-Атлантического Партнёрства
|19        |          |          |          |
|Стран-член|          |          |          |
|ов НАТО   |          |          |          |
|плюс      |          |          |          |
|Албания   |Армения   |Австрия   |Азербайджа|
|          |          |          |н         |
|Беларусия |Болгария  |Эстония   |Финляндия |
|Грузия    |Казахстан |Кыргызстан|Латвия    |
|Литва     |Молдова   |Румыния   |Россия    |
|Словакия  |Словения  |Швеция    |Швейцария |
|бывшая    |          |          |          |
|Югославска|          |          |          |
|я         |          |          |          |
|Республика|          |          |          |
|Македония |          |          |          |
|Таджикиста|Туркменист|Украина   |Узбекистан|
|н         |ан        |          |          |


Государства-участники ОБСЕ, которые могут и готовы принять принципы  и  цели
СЕАП, могут стать её членами путём присоединения к программе ПРМ.

|Политические консультации                                               |


Разработка  и  реализация  политики  альянса  19-ти  независимых  суверенных
государств требует, чтобы правительства всех входящих  в  него  стран  имели
исчерпывающую информацию об общей политике и  намерениях  относительно  друг
друга, а также о  соображениях,  которыми  эти  страны  руководствуются  при
выборе  своего  политического  курса  и  подготовке  своих  планов.  Поэтому
возникает необходимость проведения регулярных консультаций.
Потребность  в  консультациях  не   ограничивается   политическими   темами.
Консультации в рамках Североатлантического альянса отличаются  многообразием
форм.  Простейшая  из  них  представляет  собой  обычный  обмен  мнениями  и
информацией. На следующем уровне консультации приобретают форму сообщений  о
мерах или решениях, затрагивающих интересы союзников.
Консультации могут  проходить  в  форме  уведомлений  о  будущих  мерах  или
решениях правительств,  а  также  в  форме  обсуждения  с  целью  достижения
консенсуса. Высшей формой консультаций является предоставление странам  НАТО
возможности   достижения   взаимоприемлемых   договорённостей   по    поводу
коллективных решений и действий Североатлантического альянса в целом.

|Преодоление кризисов                                                    |


Все   страны   НАТО   являются   полноправными   участниками   политического
сотрудничества  и  имеют  равные   обязательства   по   Североатлантическому
договору. Среди них не последнюю роль играет обязательство, согласно  Статье
5 упомянутого  договора.  Оно  символизирует  неделимость  их  безопасности,
заключающуюся  в  том,  что  нападение  на  одну  или  нескольких   из   них
рассматривается как нападение на всех.
В  периоды  напряжённости  и  кризисов  консультации  между  странами   НАТО
приобретают особое значение. В  подобных  обстоятельствах  быстрое  принятие
решений зависит от  незамедлительного  налаживания  постоянных  консультаций
между правительствами стран-членов НАТО.
Основными форумами НАТО для проведения необходимых интенсивных  консультаций
являются  Североатлантический  совет  и   Комитет   военного   планирования.
Соответствующая  практика  и  процедуры   представляют   собой   мероприятия
Североатлантического альянса по преодолению кризисов. Совместно со  странами
и  главнокомандующими  НАТО  регулярно  проводятся  совместные   учения   по
проверке и разработке методов разрешения  кризисов,  семинары,  брифинги,  а
также учебные курсы.


                             Исторический обзор.
Берлин, 1945 г. На ещё тёплых руинах полуразрушенной Европы, казалось, что
войны не будет никогда. До начала новой конфронтации оставалось 4 года. На
состоявшийся с 4 по 11 февраля ялтинской конференции Черчиль и Рузвельт
отдали Сталину половину Европы, фактически признав его право решать судьбы
народов освобождённых красной армией. Англия и США осознали свою ошибку
лишь тогда, когда Сталин захотел большего и конфронтация стала неизбежна.
Разумеется, политики понимали, что с окончанием Второй мировой войны
основной вопрос “Кто будет управлять миром?” и “Какая система эффективнее?”
не решён и решаться он будет все последующие годы. Выяснилось, что бывшие
союзники совершенно по разному представляют себе принципы организации жизни
в Европе.
26 июня 1945 г. в Сан-Франциско представителями 51-ой страны был подписан
Устав Организация Объединённых Наций. Целью ООН стало поддержание мира и
безопасности, исходя из принципов, которые позже получили название
принципов мирного сосуществования. В отличие от евро-центристской Лиги
Наций (1919-1939 гг.) ООН стала поистине всемирной организацией. В Статье
51 Устава ООН устанавливается неотъемлемое право независимых государств на
индивидуальную и коллективную оборону. Вскоре этот Устав обеспечит правовую
базу для создания будущего Североатлантического альянса.
5 июня 1947 г. Маршал изложил в Гарварде основные направления
экономического плана, призванного “помочь европейцам снова обрести
экономическое здоровье, без которого невозможны ни стабильность, ни мир”. К
началу 1948 г. европейцы откликнулись на содержавшиеся в плане Маршалла
предложения по оказанию широкомасштабной помощи, выдвинув дополняющие их
планы самостоятельного развития и взаимопомощи. От самых истоков
европейской интеграции, сразу после окончания войны, политические деятели и
руководители европейских стран начали продвигать идею оборонно-
политического союза в Западной Европе.
Целый ряд тревожных политических событий в 1947-1949 гг. ещё больше
обострил обстановку. К ним относятся прямые угрозы суверенитету Норвегии,
Греции, Турции и других западноевропейских стран, а также переворот в
Чехословакии. В июне 1948 г. Советский Союз блокировал доступ союзников в
разделённый на оккупационные зоны Берлин, что привело к использованию
союзниками Берлинского воздушного моста для доставки гуманитарных грузов
транспортными самолётами.
Стало очевидно, что призывами к соблюдению Советским Союзом устава ООН и
международных договорённостей, достигнутых в конце войны, не удастся
гарантировать национального суверенитета и независимости демократических
государств, столкнувшихся с угрозой внешней агрессии или внутренней
подрывной деятельности. Введение недемократических форм правления и
подавление активной оппозиции, попрание основных прав человека, гражданских
прав и свобод во многих странах Центральной и Восточной Европы, а также
сохранение и наращивание Советским Союзом своего собственного военного
устройства, вызывали новые опасения со стороны Европейцев.
Подписанием в марте 1948 г. Брюссельского договора пять западноевропейских
стран - Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Соединённое Королевство и Франции
- решительно продемонстрировали своё намерение создать общую систему
обороны и укрепить вои связи таким образом, чтобы иметь возможность
противостоять идеологической и военной угрозе своей безопасности.
Затем последовали переговоры с Соединёнными Штатами и Канадой по вопросу о
создании Североатлантического альянса, основанного на гарантиях
безопасности и взаимных обязательствах между Европой и северной Америкой.
Державы, подписавшие Брюссельский договор, предложили Дании, Исландии,
Италии, Норвегии и Португалии стать участниками этого процесса. Упомянутые
переговоры завершились подписанием 4 апреля 1949 г. Североатлантического
договора, вводящего в действие систему общей безопасности, основанной на
партнёрстве указанных 12 стран. В 1952 г. к указанному договору
присоединились Греция и Турция. Федеративная Республика Германия в 1955 г.
и Испания в 1982 г. вступили в альянс.
Варшавский договор будет создан позднее (в мае 1955 г.). В августе 1949
года СССР, вслед за США, создал и испытал свою ядерную бомбу. Новый 50-тый
мир встретил фактически расколовшись на две части. Два Берлина, две
Германии ГДР и ФРГ - на долгие десятилетия стали символом этого
противостояния.
В конце марта 1953 г. в ряде стран Восточной Европы обозначились признаки
массового недовольства. Прошли забастовки и демонстрации в Чехословакии,
обострилась ситуация в Венгрии. Наиболее серьёзные выступления прошли в
июне 1953 г. в ГДР, где забастовки и демонстрации, вызванные ухудшением
уровня жизни населения, привели страну на грань всеобщей забастовки.
Рабочие выступления были подавлены полицией ГДР.
В июне 1953 г. Советский Союз одобрил нападение Северной Кореи на Южную,
что побудило Североатлантический альянс на адекватное реагирование.
Опасаясь, что Корейская война является прелюдией к советскому нападению на
Западную Германию, лидеры стран-членов НАТО трансформировали альянс в
военную организацию с единой командной структурой и образовали верховное
главнокомандование объединёнными вооружёнными силами (ОВС) в Европе и на
Атлантике.
После принятия ФРГ в НАТО в противовес этому блоку 14 июня 1955 г. была
создана Организация Варшавского Договора (ОВД) как военно-политическое
объединение всех соцстран Восточной Европы, кроме Югославии.
Но Западная Европа не хотела быть заложницей, нейтральной полосой в
противостоянии между СССР и США. Поэтому в октябре 1956 г. Венгрия
поставила СССР в известность о желании выйти из Варшавского договора и
объявить о нейтральной позиции по отношению как к Востоку, так и к Западу.
В ответ на это 31 октября Советский Союз вёл свои танки в Будапешт, ввод
танков явился грубым вмешательством СССР. На улицах разгорелись бои, в ходе
которых погибло много граждан Венгрии. 5 ноября все выступления за
демократические свободы были жёстко подавлены советскими войсками.
Руководство СССР было готово применить вооружённую силу и для наведения
“порядка” в Польше, где в том же году проходили народные волнения. Но здесь
удалось снизить накал страстей мирными средствами.
Особую позицию в “социалистическом лагере” заняла Румыния, которая больше
других стран Восточной Европы испытала потребность в национальном
утверждении. В 1958 г. она добилась вывода советских войск со своей
территории и отказала поддерживать дйствия руководства СССР. Всё это
свидетельствовало о начале раскола “социалистического лагеря”.
В 1959 г. вновь разразился Берлинский кризис. И тогда восточногерманские
войска 12 августа 1961 г. возвели в одну ночь стену вокруг Западного
Берлина и установили контрольно-пропускные пункты на границе. Строительство
стены вызвало ещё большее напряжение, что повлекло за собой массовый исход
людей из советского сектора Берлина. Вскоре у Бранденбургских ворот, у
главных пропускных пунктов, сконцентрировались советские и американские
танки. Советско-американское танковое противостояние закончилось отводом
советских танков от командно-пропускных пунктов.
Развёртывание на Кубе советских наступательных ракет в следующем году стало
событием, которое едва не разожгло глобальную катастрофу. Вывод советских
ракет с Кубы , американских - из Турции и обязательство США не пребегать к
каким-либо действиям против Кубы позволили предотвратить конфликт.
Европу в середине 60-ых захлестнули антивоенные демонстрации. 21 августа
1968 г. Советский Союз ввёл свои танки в Прагу “пражская весна”, это была
агрессивная акция против суверенной страны. В этот день мир вступил в новую
историческую эпоху крушения советской идеологии, эпоху окончательного
заката СССР. Правительства быстро забывают свои ошибки, но у народов долгая
память. В Венгрии и Чехословакии выросло несколько поколений твёрдо
знающих, что от СССР исходит угроза. В 1981 г. Польша избежала
национального унижения быть наказанной за желание свободы, за поиск
собственного мирового пути.
После того, как 1 сентября 1983 г. советские истребители сбили самолёт
“Боинг” южнокорейской авиакомпании с 269 пассажирами на борту, мировое
общественное мнение отвернулось от СССР. Внешняя политика Советского Союза
зашла в тупик.
Ни Америка, ни Европа не ожидали быстрого взрыва коммунистической системы
изнутри. Вместе с остальным миром НАТО оказалась совершенно не готовой к
столь стремительному развитию событий – от свободных выборов в Польше и
открытых границ в Венгрии до разрушения ноября 1989 г. Берлинской стены,
рождение объединённой Германии и последующего окончания “холодной войны”.
Развал социалистической системы в Восточной Европе неизбежно привёл к
прекращению в 1991 г. деятельности Организации Варшавского Договора.
Крах коммунизма позволил союзникам планировать новый мировой порядок. Но
одновременно он открыл дорогу к новым региональным и этническим конфликтам
в расколотом Советском союзе и в Югославии, что в последствии привело к
созданию сил НАТО по выполнению соглашений (ИФОР) и сил стабилизации
(СФОР). Последующие инициативы НАТО, такие как ПРМ и СЕАП, а также
подписание Основополагающего Акта Россия-НАТО и хартии НАТО-Украина говорит
о колоссальной гибкости и способности адаптации альянса к новым условиям.
Альянс пережил потрясения 90-х и продемонстрировал готовность к решению
глобальных проблем нарастающего масштаба в XXI веке.


                            Основные задачи НАТО.
Объединив Соединённые Штаты и Европу, проведя интеграцию участвующих в нём
государств и сдержав все направленные против них угрозы Североатлантический
альянс доказал, что является высокоэффиктивным институтом. НАТО является
самой эффективной оборонной, а в перспективе и миротворческой, структурой в
истории человечества. Феномен НАТО занимает особое место и в истории
союзов, поскольку обеспечивает как военную, так и невоенную безопасность, а
также гарантирует развитие определённой модели государства, человеческой
культуры и общества. Для того, чтобы быть готовым к вызовам XXI века альянс
провёл ряд инициатив направленных на расширение возможностей сил НАТО и
стран-партнёров.
К числу средств, с помощью которых Североатлантический альянс проводит свою
политику в области безопасности, относятся поддержание военного потенциала,
достаточного для предотвращения войны и обеспечения эффективной обороны;
наличие общего потенциала преодоления кризисов, затрагивающих безопасность
его членов и выходящих за рамки Статьи 5 Североатлантического договора, а
также активное содействие диалогу с другими странами и решению проблем
европейской безопасности на основе сотрудничества, включая меры по
достижению дальнейшего прогресса в области контроля над вооружениями и
разоружения.
Для достижения своей главной цели Североатлантический альянс выполняет
следующие основные задачи в области безопасности:
    . Обеспечивает необходимую основу для утверждения в Европе условий
      стабильной безопасности, опираясь при этом на развитие демократических
      институтов и приверженность мирному решению споров. Стремится к
      созданию условий, в которых ни одна страна ни могла бы запугивать или
      принуждать любую другую страну или устанавливать свою гармонию с
      помощью применения силы или угрозы её применения.
    . В соответствии со Статьёй 4 Североатлантического договора служит
      трансатлантическим форумом для проведения союзниками консультаций по
      любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов,
      включая события, способные поставить под угрозу их безопасность.
      Содействует координации усилий союзников в сфере их общих интересов.
    . Обеспечивает сдерживание любой формы агрессии в отношении территории
      любого государства-члена НАТО или защиту от неё.
    . Сохраняет стратегическое равновесие на всём трансатлантическом
      пространстве..
Созданные в рамках НАТО структуры дают возможность странам-членам
координировать свою политику в целях решения вышеуказанных
взаимодополняющих задач. Эти структуры предусматривают постоянные
консультации и сотрудничество в политических, экономических и других
невоенных областях, а также составление объединённых планов общей обороны,
образование инфраструктуры, необходимой для обеспечения действий
вооружённых сил и разработку и организацию объединённых программ подготовки
личного состава, военных учений и миротворческих операций.
Эта деятельность опирается на сложную военную и гражданскую структуру, в
которую входит аппарат, занимающийся административными, бюджетными и
плановыми вопросами, и учреждения, созданных странами-членами
Североатлантического альянса для координации работы в специализированных
областях, например, в налаживании систем связи, способствующих проведению
политических консультаций, а также управлению войсками и службой
материально-технического обеспечения войск.


                        НОВЫЕ КОНТАКТЫ УКРАИНЫ И НАТО

              Генерал Уэсли Кларк нанес прощальный визит в Киев


Контакты высших чинов НАТО и военно-политического руководства Украины в
новом году стали традицией. Две недели назад в Киеве 'плотно работал'
генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон, затем Севастополь
инспектировал ответственный сотрудник НАТО бригадный генерал Гвидо
Пальмиери. А вчера начался официальный двухдневный рабочий визит на Украину
главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Уэсли
Кларка.
Генерал Уэсли Кларк в первый день провел переговоры с министром обороны
Александром Кузьмуком, запланирована его встреча с министром иностранных
дел Борисом Тарасюком. В Киеве в который раз услышали, что приоритетом НАТО
является развитие отношений с Украиной, особенно совершенствование
механизмов обмена информацией, что важным признаком современных вооруженных
сил должна стать оперативная совместимость, что НАТО имеет большой опыт
реформирования армии. Интересен тот факт, что Уэсли Кларк встретился с
будущими офицерами - воспитанниками киевского военного лицея. Многие
называют визит генерала 'прощальным', так как вскоре произойдет смена
главнокомандующего войск НАТО в Европе.
Днем раньше натовский генерал Гвидо Пальмиери в Севастополе заявил
командующему ВМС Украины вице-адмиралу Михаилу Ежелю, что 'альянс
заинтересорван в сотрудничестве с Украиной настолько, насколько готова к
нему сама Украина'. По его мнению, 'сотрудничество надо углублять шаг за
шагом, и такими шагами должны быть, изучение языка общения, единые
стандарты, налаживание связей между командованием, кораблями и
подразделениями'. Михаил Ежель и Гвидо Пальмиери договорились в июне
текущего года провести на Украине военные учения 'Кооперейтив партнер-
2000'.
Многочисленные заявления, сделанные в Киеве высшими чиновниками
Североатлантического альянса, свидетельствуют о том, что, министерство
иностранных дел Украины пытается материализовать идеи усиления западного
вектора внешней политики Киева.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru