Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля

Работа из раздела: «Литература»

«Серебреный век ».
              Анализ стихотворения Ахматовой « Родная  земля».

Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра «любовного дневника»,
жанра, в котором она не знала соперников и который она оставила, может
быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли
и судьбе поэта, о религии, о ремесле, отечестве. Появляется острое ощущение
истории. Ахматова написала о А.С. Пушкине: «Он не замыкается от мира, а
идет к миру». Это была и ее дорога – к миру, к ощущению общности с ним.
Раздумья о судьбе поэта приводят к раздумьям о судьбе России, мира.
В эпиграф стихотворения Анны Андреевны Ахматовой «Родная земля» вынесены
две финальные строчки стихотворения, сочиненного самой Ахматовой в
послереволюционные годы. А начинается оно так:
«Не с теми я, кто бросил землю
На растерзания врагам».
А.А. Ахматова не пожелала тогда примкнуть к числу эмигрантов, хотя многие
из ее друзей оказались за границей. Решение остаться в советской России не
было ни компромиссом с советским народом, ни согласием с выбранным ею
курсом. Дело в другом. Ахматова чувствовала, что только разделив судьбу с
собственным народом, она сможет сохраниться как личность и как поэт. И это
предчувствие оказалось вещим. В тридцатые – шестидесятые годы ее
поэтический голос приобрел неожиданную силу и мощь. Вобрав в себя всю боль
своего времени, ее стихи возвысились над ним и стали выражением
общечеловеческих страданий. Стихотворение «Родная земля» подводит
своеобразный итог отношению поэта к своей родине. Само название имеет
двойной смысл. «Земля» - это и страна с населяющими ее людьми и со своей
историей, и просто почва, по которой ходят люди. Ахматова как бы возвращает
значению утраченное единство. Это позволяет ей ввести в стихотворение
замечательные образы: «грязь на калошах», «хруст на зубах», - получающие
метафорическую нагрузку. В отношении Анны Ахматовой к родной земле нет ни
грани сентиментальности. Первое четверостишие построено на отрицании тех
действий, которые принято связывать с проявлением патриотизма:
«В заветных ладанах не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем …».
Эти действия кажутся ей недостойными: в них нет трезвого, мужественного
взгляда на Россию. Анна Ахматова не воспринимает свою страны как
«обетованный рай» - слишком многое в отечественной истории свидетельствует
о трагических сторонах русской жизни. Но нет здесь и обиды за те действия,
которые родная земля «приносит живущим на ней». Есть гордая покорность той
доле, которую она нам представляет. В этой покорности, однако, нет никакого
вызова. Более того, в ней нет и осознанного выбора. И в этом – слабость
патриотизма Ахматовой. Любовь к России не является для нее итогом
пройденного духовного пути, как это было у Лермонтова или Блока; эта любовь
дана ей изначально. Ее патриотическое чувство впитано с материнским молоком
и поэтому не может быть подвергнуто никаким рационалистическим коррективам.
Связь с родной землей ощущается даже не на духовном, а на физическом
уровне: земля представляет собой неотъемлемую часть нашей личности, потому
что всем нам предначертано телесно слиться с нею – после смерти:
«Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею».
В стихотворении выделяются три раздела, что подчеркнуто и графически.
Первые восемь строк построены, как цепь параллельных отрицательных
конструкций. Концы фраз совпадают с концами строк, что создает мерную
«настойчивую» информацию, которая подчеркнута ритмикой пятистопного ямба.
После этого следует четверостишие, написанное трехстопным анапестом. Смена
размеров на протяжении одного стихотворения – явление достаточно редкое в
поэзии. В данном случае этот ритмический перебой служит для
противопоставления потоку отрицаний, заявления о том, как же все-таки
воспринимается коллективным лирическим героем родная земля. Заявление это
носит достаточно сниженный характер, что усиливается анафорическим
повтором:
«Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах …».
И, наконец, в финале трехстопный анапест сменяется четырехстопным. Такой
перебой метра придает двум последним строкам широты поэтического дыхания,
которые находят опору в бесконечной глубине заключенного в них смысла.
Поэзия Анны Андреевны Ахматовой «питалась - даже в первоначальных стихах –
чувством родины, болью о родине, и эта тема звучала в ее поэзии все громче
… О чем бы она ни писала в последние годы, всегда в ее стихах ощущалась
упорная дума об исторических судьбах страны, с которой она связана всеми
корнями своего существа». (К. Чуковский)



Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Июль 1922
Петербург

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru