Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Абай Кунанбаев (1845-1904)

Работа из раздела: «Литература»

                       «Министерство  образование  РК»



                                  на тему:
                              «Абай  Кунанбаев»
                             «Джамбул  Джабаев»



                                                    Выполнил: Русанов.И.А.
                                                    Проверил: Аскарова.М.К.



                                «Ак-Су 2001г»

     Огромную  роль в просвещении своего народа сыграл основоположник
письменной казахской литературы поэт
Абай Кунанбаев (1845-1904). Сын богатого и деспотично-
го феодала Кунанбая, Абай порвал со своим отцом, многи-
ми обычаями предков, оспаривал установления корана,что-
бы  обратиться к подлинным источникам света и знания.
Он хотел навсегда избавить родину от нищеты духа ,стре-
мился к тому, чтобы его соотечественники приобщились
к достижениям мировой культуры. И Абай многое для это-
го сделал. Его лирические и философские стихи глубоко
содержательны, художественно совершенны, связаны с
народной поэзией. Немало новых форм стиха введено им
в казахскую литературу. Серьёзно и строго относился Абай
к творческой работе поэта. Он писал:
        Стих-это вождь средь слов, ценнейший их отбор,
        Талантливый поэт слагает речь в узор…
Абай был знаком с деятелями русского освободительного
движения, учениками Чернышевского, сосланными в Си-
бирь, и высоко ценил передовую русскую культуру. «Пом-
ни ,- писал он ,- что главное – научиться русской науке .
Наука, знание…искусство – всё это у русских. Для того что-
бы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать
русский язык и русскую культуру. Русские видят мир.Если
ты будешь знать их язык , то на мир откроются и твои гла-
за.» Таков был завет Абая.
  В разоблачительных сатирах Абая Кунанбаева ясно разли-
чимы идеи революционных демократов, слышатся отзвуки
социальной борьбы, гневные ноты протеста. Всё это вызы-
вало открытое недовольство богатого байства и  привело к
тому, что поэт был отдан под надзор русской полиции как
политически неблагонадёжный.
   В романе лауреата Ленинской премии Мухтара Ауэзова
«Абай» есть несколько особенно примечательных эпизодов.
В одном из них рассказывается о том, как пылкое письмо
пушкинской Татьяны вызвало у Абая желание переложить
его на казахский язык. Рассказано, как бережно и долго   поэт искал нужные
слова, как исполнил перед слушателями
вдохновлённые Пушкиным, только что рождённые стихи,
как сама собою сложилась мелодия, как её подхватили юные  ученики поэта – и
смятённые чувства влюблённой
русской девушки стали песней, которая долго звучала на
казахских праздниках и соревнованиях акынов. В других
эпизодах, там, где Абай выступает как защитник угнетён-
ных от произвола и как учитель поэтической молодёжи,
образы лермонтовского бунтаря Вадима и «народных зас-
тупников» Некрасова помогают казахскому просветителю
определить истинное назначение поэта.
    Вслед за русскими поэтическими собратьями Абай учил
молодёжь видеть в трагедии ограбленных бедняков, в при-
теснении слабого сильным и бедного богатым общую при-
чину- несправедливость существовавшего тогда социально-
го устройства – и вместе с народом искать дорогу к свободе.
                   Джамбул Джабаев.(1846-1945)
     Народный  казахский  певец-акын  Джамбул  пел   свои
песни, аккомпанируя  на  народном  инструменте - домбре.
Эти песни слышали во всех уголках Советского Союза.
      Знаменитый  акын  родился  в  Жетысу  (Семиречье)  у
подножья  горы Джамбул, по имени которой он и был наз-ван Джамбулом.  Отец
будущего  народного   поэта    был
бедным скотоводом-кочевником.
      Вырос Джамбул в юрте. Вместе с семьёй он переезжал
С кочёвья на кочёвье. Его дядя, брат отца, был  известным
домбристом  (домбра - народный  струнный   инструмент).
Джамбул очень любил  слушать  его  песни  и  двенадцать
Лет от роду научился играть на домбре. «Когда инструмент попал  мне   в
руки,  я   забыл   о   шалостях,  -  вспоминает
Джамбул, -мне казалось, что звенит не домбра, а моё моло-
дое сердце». Это решило судьбу певца Казахстана.


     Природа одарила его сильным голосом. В четырнадцать лет  Джамбул
решил  жить  самостоятельно.   Во      время
«уразы» (магометанского поста) он ходил по юртам  и  пел
«жарапазан» (обрядовую песню).
     Когда Джамбулу исполнилось пятнадцать лет, он поехал в аул к
знаменитому акыну  Суюнбаю,  который,  выступав
песню Джамбула, сказал: «У  тебя  есть  способность  быть
акыном. Ты обладаешь хорошим голосом.  Слова,  которые
ты поёшь, выбраны очень удачно».
     Джамбул  стал  учеником  Суюнбая.  Акын,  выезжая   в
аулы,  брал  с  собой  ученика.  Сперва  Джамбул исполнял песни,  сложенные
 учителем,  затем  он  стал  петь  и  свои
собственные. Он готовился к состязаниям с акынами.   Для
этого он изучал историю своей родины, сказания казахского
героического эпоса, песни раздольной степи.
     И  песнь  его  становилась  всё  сердечнее,  всё  сильнее
воздействовала на людей. «Когда я пел о народе, я пел и о себе. Когда же я
пел о себе, я одновременно пел о народе».
Постепенно ширились слава Джамбула.
      Песня в степи - большая сила. Песни  Джамбула  летели
по степям, как ветер. Местные казахские богачи боялись его
песен.
      «Так прожил я до 55 лет, - рассказывает  Джамбул. -…В
55 лет я стал сутул, как старый  беркут, глаза - померкли,  а голос
ослаб.  Вместо  домбры  у  меня  в  руках  появилась
палка. Вместо широкой степи - узкая постель».
       Семидесятилетний Джамбул увидел зарю новой жизни.
Он услышал имя Ленин и стал  свидетелем  победоносного
шествия Красной Армии.
       Преображалась его родная степь.  И  вот   престарелый
певец, который, казалось, уже завершал свой творческий  и
жизненный путь, пробудился к новой жизни:«Почувствовав
прилив свежих сил, взял я  в  руки  домбру. Вернулась  моя
молодость, и я запел». Эта возвращённая революцией  твор-
ческая  молодость  певца-акына  нашла  своё  выражение  в
многочисленных  ярких  песнях  и  поэмах,   посвящённых
новой жизни в обновлённой казахской степи.
       Во   всех  твоих  произведениях,   больших   и   малых,
 Джамбул остаётся верен традициям поэзии Востока-цвети-
стой и пёстрой, как убранство и быт народов Азии, богатой
сравнениями и метафорами, изобилующей мудрыми изрече-
ниями.
       Явления истории и культуры других народов Джамбул
умеет делать глубоко своими, национальными. Так,Пушкин у него  становится
«акыном»,  Калинин - «аксакалом»  (т.е.
«белобородым» - самым старшим), Горький  тоже  прибли-
жен к степям, к Казахстану: «В степном озаренном лучами
краю о солнечном Горьком я песню пою».
      В дни войны Джамбул слагает песни о борьбе советских
Людей  и  фашизмом.  Стихи  Джамбула,  посланные  им  в
Осажденный   гитлеровцами   Ленинград   ( «Ленинградцы, дети мои»), были
поддержкой для героических защитнеков
города.
       Когда нависла угроза над Сталинградом, акын пел своё
«Письмо сталинградцам». В великой битве на бнрнгу волге смертью героя погиб
сын поэта Алгадай. Ему Джамбул посвятил песнь «На смерть сына», призывающую
отомстить
за него захватчикам.
      Джамбул Джабаев умер в июне 1945 г., не дожив  всего
нескольких месяцев до своего столетия.




ref.by 2006—2024
contextus@mail.ru