Шпора на экзамен в 2002 году
Работа из раздела: «
Литература»
(1-7) Автор и его герой в произведениях А.И.Солженицына 'Матренин двор'
Еще каких-то двадцать лет назад имя Александра Исаевича Солженицына
запрещено было произносить, а сегодня мы восхищаемся его глубоко
философскими произведениями, в которых раскрывается мастерство в
изображении характеров, умение наблюдать за людьми и понимать их. И
особенно ярко раскрывается это в произведении 'Матренин двор'. Рассказ
'Матренин двор', написанный в 1959 году, по признанию автора 'полностью
автобиографичен и достоверен '. В нем воспроизведены события, происшедшие в
одном из районов 'нутряной' России и относящееся ко времени возвращения
писателя из ссылки в 1956 году. В основу произведения положена встреча
автора - повествователя с простой русской женщиной. Лирическое
повествование о жизни и смерти этой пожилой крестьянки пронизано авторским
пониманием правды и красоты. В центре рассказа Александра Исаевича - судьба
деревенской женщины, проработавшей всю жизнь в колхозе не за деньги, а за
'палочки '. В нем - обычная послевоенная жизнь русского села. Но Солженицын
находит изюминку отношений власти и человека, нравственно - духовной жизни
народа, борьбы за выживание.
Рассказ начинается с того, что рассказчик, в роли которого выступает сам
автор, Игнатич, возвращается в Россию из пыльных, степей Казахстана, после
десятилетнего изгнания. Он знаёт, что здесь его никто не ждет, но хочет
вернуться 'просто в Россию'. Автор - рассказчик удивлен тем, что все
изменилось за эти долгие годы. С большими житейскими трудностями
сталкивается Игнатич, но любовь к Родине дает ему силы. И вот, наконец, он
поселяется в доме Матрены Васильевны - одинокой женщины, потерявшей мужа на
фронте, похоронившей шестерых детей. Скудным убранством и единственным
украшением её избы были горшки и кадки с фикусами, тусклое зеркало и два
ярких плаката. Но в размеренных, колоритных зарисовках постепенно
предстает перед читателем образ не только одинокой, обездоленной женщины,
но и редкого человека с безмерно доброй душой. Несмотря на невзгоды,
Матрена не утратила способности откликаться на чужую нужду. Ни одна пахота
в деревне не обходилась без неё. Вместе с другими женщинами впрягалась она
в соху и тащила её на себе. Ни одной родственнице, близкой или дальней, не
могла Матрена отказать в помощи, оставляя свои неотложные дела. Ничего, в
сущности, не имея, эта женщина умеет отдавать. Однако платы за её добро
нет. Для единственной козы Матрена не может собрать сена: ' ... у полотна -
не коси', 'в лесу косить нету', '... в колхозе мне не велят '. А как
бесконечно долго и упорно преодолевала эта женщина неблизкий путь до
сельсовета, хлопоча о пенсии. Но ещё острее была проблема с топливом: 'Не
давали торфу жителям, а только везли начальству, да кто при начальстве'.
Вот и приходилось бедным деревенским женщинам собираться по несколько
человек для смелости и носить торф тайком в мешках. И эта страшная
действительность пугает читателя, настораживает: 'Неужели Матрена
Васильевна всегда так жила: воровала торф, впрягалась в соху, обивала
пороги в сельсовете?' Во второй части рассказа мы узнаем о молодости
героини. Уже в юности судьба круто обошлась с Матреной: не дождалась она
своего любимого, Фаддея. пропавшего на войне без вести, а смерть матери
Фаддея, сватовство его младшего брата как бы предрешили её судьбу. И она
решилась войти в дом, где уже навсегда поселилась ее душа. Как бы ища
оправдание, Матрена говорит: 'Мать у них умерла... Рук у них не хватало'.
Но жестокая жизнь возвращает Фаддея, который произнес то, что будет эхом
звучать в сердце героини всю жизнь: ' ... если б то не брат мой родной - я
бы вас порубил обоих'. Вот такой была одна - единственная любовь Матрены
Васильевны. Но был еще тот день, когда все показали свое отношение к этой
праведной женщины. Возвращение Фаддея напомнило Матрене о прекрасном
прошлом. Сколько лет ее сердце грело вспыхнувшее однажды и не погасшее
чувство! А Фаддей потерял чувство любви к Матрене, ничто не дрогнуло в нем
при виде мертвой. Сразу после похорон он заботится только о разделе ее
имущества и не успокаивается до тех пор, пока не перевозит к себе домой на
санках доставшиеся ему сарай и забот. А золовка как о ней отзывается: '...
и нечистоплотная бережная; ... и глупая помогала чужим бесплатно...'. На
самом деле, это не глупость, а благое дело. Разве многие могли бы помочь
чужим людям 'бесплатно'? А она могла, так как Матрена 'не похожая на
других', 'незаурядная', 'особенная'. Но точнее всех выразился сам писатель:
' Всем мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник,
без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша
...'.