Первые европейские университеты и наука
Работа из раздела: «
Культурология»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Воронежский государственный технический университет
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
по культурологии на тему:
'Первые европейские университеты и наука'
выполнил студент группы
АП-981
Кузнецов Максим Сергеевич
приняла д.ф.н., профессор
Курочкина Лидия Яковлевна
ВОРОНЕЖ 1999
Интеллектуалы в средние века
В XII веке появляются города. Вместе с их расцветом, связанным с
развитием торговли, промышленности (скажем скромнее - ремесел), появляются
интеллектуалы, как одни из мастеров, которые водворились в них под влиянием
разделения труда. Ранее действительной специализации людей отвечало разве
что подразделение специальных классов: те, кто молится, - клирики; те, кто
защищает, - дворяне; те, кто работает, - крестьяне. Обрабатывающий землю
серв был одновременно и ремесленником. Благородный воин был в одно и то же
время собственником, судьей, управляющим. Клирики - прежде всего монахи -
нередко исполняли сразу все эти обязанности. Духовная работа была лишь
одной из сфер их деятельности. Она не была самоцелью, но подчинялась общему
порядку их жизни, отданной богу. Живя в монастырях, они могли по случаю
становиться преподавателями, учеными, писателями. Но это было чем-то
преходящим, вторичным для личности монаха. Даже те из них, в ком
угадывались интеллектуалы грядущих столетий, еще не были таковыми.
Прекрасные манускрипты эпохи были предметами роскоши. Время,
уходившее на переписку, на совершенство письма, на украшение их со всем
возможным великолепием для дворца, для нескольких светских церковных
магнатов, говорит о минимальной скорости оборота книг в те времена. Более
того, эти книги создаются не для того, чтобы их читали. Они осядут в
сокровищницах церквей или богатых частных лиц. Это, прежде всего
экономические, а не духовные ценности.
Монахи, трудолюбиво их переписывающие в scriptoria своих монастырей,
лишь в малой степени интересуются их содержанием. Для них важнее
потраченные усилия, время, усталость от переписки. В соответствии с
тогдашним пристрастием к установленным оценкам добрых дел и прегрешений,
позаимствованным из судопроизводства варваров церковью раннего
средневековья, монахи измеряли числом страниц, строк, букв выкупленные годы
пребывания в чистилище либо, наоборот, сетовали на то, что пропущенная по
недосмотру буква увеличит им срок этого пребывания.
Совершать нечто новое, стать новыми людьми - так восприняли себя
интеллектуалы XII века. Из их уст, из-под их пера для обозначения
современных им авторов часто выходит слово moderni. Они были новыми,
современными и умели ими быть. Но такими новыми, которые не оспаривали
древних, напротив, они подражали им, питались ими, взгромождались им на
плечи. 'От тьмы невежества к свету науки не поднимешься, коли не перечтешь
с живейшей любовью труды Древних', - пишет Пьер де Блуа. - 'Пусть лают
собаки, пусть свиньи хрюкают! От сего не стану меньшим сторонником Древних.
От них все мои помыслы, заря каждого дня найдет меня за их изучением'.
Школы XII столетия
Школы при монастырях, естественно, были, прежде всего 'внутренними' и
предназначались главным образом для молодых монахов и тех, кто готовит себя
к монашеской жизни, хотя некоторые монастыри имели также 'внешние' школы. В
XI веке некоторые монастырские школы, например школа в Беке, привлекала
учеников из разных мест. Кафедральные школы также были клерикальными, то
есть занимались обучением клириков, принадлежавших к религиозным орденам. В
XII веке некоторые из этих школ были знаменитыми центрами учености -
например, Шартрская и Парижская.
Исследования в области права и медицины сначала сосредотачивались в
Италии. В некоторых итальянских городах, например в Павии, существовали
городские школы права, но в XII веке всех их затмила Школа в Болонье. Здесь
в первой половине века выступал Ирнерий с лекциями и комментариями к
кодексу Юстиниана. И именно здесь камальдолийский монах Грациан создал
кодекс канонического права, который облегчил обучение квалифицированных
правоведов и юристов для нужд Церкви. Если говорить о медицинских
исследованиях, то первый важный центр находился в Салерно. В XI веке монах
Константин из Монте-Кассино перевел с арабского языка на латинский
некоторые трактаты Гиппократа и Галена, и именно в Салерно зародилось и
получило развитие профессиональное обучение врачей, основанное на греко-
арабской медицине. Впоследствии выдающуюся роль стали играть другие
медицинские центры, такие, как Монпелье во Франции. Но в конце XI века
главным центром медицинских исследований был Салерно.
В первой половине XII века процветала школа в Оксфорде, где Роберт
Пуллен, впоследствии кардинал, читал лекции по теологии; потом он
перебрался в Париж. Правовед Вакарий Ломбардский, который в середине века
приехал в Йорк, впоследствии преподавал в Оксфорде. Что касается Парижа, то
на протяжении XII века парижские школы постепенно выдвигались на передний
план и уже привлекали учителей и учеников из других городов.
Болонья, Париж и Оксфорд стали впоследствии знаменитыми
университетами.
XIII век: университеты
Мы видели, что в XII веке существовали школы, привлекавшие студентов
не только из близлежащих местностей или из той страны, где располагалась
школа, но и из-за границы. Кроме того, в школах часто преподавали люди
разных национальностей. Такого рода центры образованности были известны в
средние века как stadium generale. Некоторые из этих школ, организованных
на более или менее интернациональной основе, приходили в упадок и
прекращали свое существование. Другие стали университетами. Термин
'университет' (universitas) поначалу означал совокупность профессоров и
студентов, учащих и учащихся в определенном центре. Исходное употребление
этого термина, следовательно, не соответствовало его современному смыслу.
Мог быть 'университет' преподавателей, или 'университет' студентов, или же
тех и других, объединенных в сообщество. С течением времени, однако,
некоторые центры учености, имевшие факультеты теологии, права или медицины,
стали университетами в другом смысле: они имели хартии, уставы и
устоявшиеся формы управления, а их профессора имели право учить
повсеместно. Например, профессора права в Болонье присягали в том, что не
оставят университета ради более удобных или лучше оплачиваемых постов.
Однако это местное ограничение не распространялось на общее право.
Если говорить о старейших средневековых университетах, то дарование
грамоты папской, императорской или королевской властью не всегда означало,
конечно, что здесь раньше не было учреждения, которое с полным на то правом
можно было назвать университетом. И в таких случаях, безусловно, трудно
установить точную дату основания университета. Парижский университет вырос
из кафедральной школы собора Парижской Богоматери, и хотя датой его
основания часто называют 1215 год, когда его уставы были утверждены папским
легатом Робертом де Курконом, ясно, эти уставы существовали и прежде.
Университет Оксфорда обрел своего канцлера, видимо, в 1214 году,
университет Кембриджа - несколько позднее. Говорят, что университет
Кембриджа образовался в результате исхода студентов из Оксфорда в 1209
году. Однако не исключено, что здесь и прежде существовала школа или школы.
Процветающая медицинская школа в Монпелье стала университетом в начале XIII
века, тогда как университет в Тулузе был учрежден папской властью в 1220
году. В Испании в 1220 году властью короля был основан университет в
Саламанке.
В таких университетах, как Парижский и Оксфордский, сложилась система
коллегий, контролируемых докторами или преподавателями. К югу от Альп, а
именно в правовом университете в Болонье, мы видим другую ситуацию. В
Болонье был ректор из студентов и осуществлялся студенческий контроль.
Отчасти это объясняется, видимо, тем, что назначение и оплата
преподавателей оказались в руках городских властей, тогда как большинство
членов студенческого сообщества прибыло не из города и было заинтересовано
в защите своих прав против муниципалитета.
В XIII веке Парижский университет, несомненно, занимал передовые
позиции в области теологии и спекулятивной философии. Важным событием в
жизни этого университета (да и других университетов) было устроение учебных
заведений, создаваемых новыми монашескими орденами. Орден проповедников,
широко известный как доминиканский (по имени его основателя св. Доминика),
проявил вполне понятный интерес к изучению теологии. Но св. Франциск
Ассизский с его приверженностью буквальному следованию Христу и апостолам
по поту бедности даже не помышлял, чтобы его последователи владели учебными
заведениями и библиотеками и преподавали в университетах. Однако,
превращение первоначальной общины последователей, или собратьев, этого
святого в организованное сообщество, членами которого были священники,
естественно, сделала необходимой заботу об учебе. Кроме того, Святейший
Престол быстро оценил потенциальные возможности новых пылких нищенствующих
орденов. В частности, Григорий IX, который в бытность свою кардиналом
заботился о развитии образованности среди францисканцев, делал все
возможное, чтобы внедрить доминиканцев и францисканцев в жизнь Парижского
университета и укрепить там их позиции. В 1227 году доминиканцы
обосновались в Парижском университете, а в 1229 году получили здесь кафедру
теологии. В том же году францисканцы, обосновавшиеся в Париже несколько
позднее доминиканцев, также получили кафедру, а их первым профессором был
англичанин Александр из Гельса. Оба ордена быстро учредили studia generale
и в других университетах - таких, как Оксфордский. Вскоре их примеру
последовали другие монашеские ордена.
Проникновение монашеских орденов в Парижский университет происходило
не без серьезного противодействия со стороны секулярного духовенства.
Термином 'секулярное духовенство' обозначаются представители духовенства,
не принадлежащие к монашескому ордену. Чуть позже середины века был основан
коллеж Сорбонна (по имени Роберта де Сорбонна), целью которого было
теологическое образование для секулярного духовенства. С точки зрения
орденов это противодействие, несомненно, являлось выражением предрассудка и
желания защитить свои узаконенные имущественные права. С точки же зрения их
оппонентов, монахи претендовали на неоправданные льготы и привилегии.
Противодействие монашеским орденам длилось довольно долго, переходя иногда
в нападки на саму монашескую жизнь. (В этом контексте термин 'монашеская
(religious) жизнь' означает не религию, а принадлежность к монашескому
ордену). Но доминиканцы и францисканцы пользовались поддержкой Святейшего
Престола, и хотя противодействие, с которым они столкнулись, было сильным,
оно все же было преодолено. Знаменитые философы XIII века в подавляющем
большинстве были членами монашеских орденов.
Учебный курс был рассчитан на долгий срок. Однако в те дни в
университет приходили гораздо более молодые студенты, чем сегодня. Так, в
XIII веке в Париже студенты сначала 6 лет учились на факультете искусств. В
этот период студент мог стать 'бакалавром' и помогать на второстепенных
ролях в обучении других. Но он не мог начать учительствовать, пока ему не
исполнится 20 лет. Содержание учебного курса составляли 'свободные
искусства'; литература практически не изучалась, зато большое внимание
уделялось грамматике. Логика представляла собой, конечно, главным образом
логику Аристотеля, хотя изучалось также и 'Введение' Порфирия.
Курс теологии преподавался сперва в течение 8 лет, однако, имел
тенденцию удлиняться. После завершения курса на факультете искусств и
нескольких лет преподавания студент посвящал 4 года изучению Библии и 2 -
изучению 'Сентенций' Петра Ломбардского. После этого он мог стать
бакалавром и в течение двух лет читать лекции по Библии, а в течение одного
года - по 'Сентенциям'. Степень магистра или доктора он получал еще через 4-
5 лет.
Некоторые студенты, конечно, выдерживали столь долгую учебу в надежде
на продвижение по церковной лестнице. Однако сам учебный курс был явно
ориентирован на преподавание, на выпуск учителей или профессоров. И
поскольку обучение 'искусствам' подготавливало к изучению более высоких
наук и теологии, которая считалась царицей всех наук, то получение степени
магистра или доктора теологии, дающее право на преподавание, естественно,
рассматривалось как вершина академической карьеры. Отсюда легко понять,
почему самые выдающиеся мыслители средневековья были теологами.
Основной формой обучения была лекция, которая первоначально
заключалась в чтении текста, сопровождавшегося глоссами, разъяснениями и
замечаниями, но постепенно становилась более свободной и тщательно
продуманной. Кроме того, заметной чертой университетской жизни были
диспуты. По форме обсуждение 'спорных вопросов' было таково: сначала
формулировалась проблема, потом излагались и обосновывались различные или
противоположные друг другу мнения и студент давал ответ, а затем следовало
решение профессора. Несколько раз в год устраивались более свободные
обсуждения, открытые для преподавателей, студентов и гостей, и тогда могли
обсуждаться какие угодно вопросы. Они-то и были известны как questiones
quodlibetales (диспут).
Университетские корпорации
XII столетие - это век университетов, поскольку он является веком
корпораций. В каждом городе, где имеется какое-либо ремесло, объединяющее
значительное число занятых им, ремесленники организуются для защиты своих
интересов и для установления монополии на прибыль. Это относится и к
университетам XIII века.
Истоки университетских корпораций зачастую столь же темны, как и у
всех прочих ремесленных цехов. В городах, где они сформировались,
университеты являли немалую силу числом и качеством своих членов, вызывая
беспокойство других сил. Они достигли своей автономии в борьбе то с
церковью, то со светскими властями.
Теперь нам следует бросить взгляд на те особенности университетской
корпорации, которые объясняют ее двусмысленное положение в обществе,
приводившее к периодическим кризисам ее структуры.
Прежде всего, это церковная корпорация. Даже далеко не все ее члены
приняли сан, даже если в ее рядах становилось все больше чистейших мирян,
все преподаватели были клириками, на которых распространялась юрисдикция
церкви, даже более того - Рима. Появившись из движения, носившего светский
характер, они принадлежат церкви - даже там, где они пытаются найти
институциональный выход из нее.
Корпорация, цели которой являлись локальными и которая широко
пользуется национальным или местным подъемом (Парижский университет
неотделим от роста могущества Капетингов, Оксфорд связан с усилением
английской монархии, Болонья пользуется жизненностью итальянских коммун),
оказывается в тоже самое время интернациональной: ее члены, преподаватели и
студенты, прибывают из всех стран; она интернациональна и по способу
деятельности, ибо наука не знает границ, и по своим горизонтам, поскольку
санкционирует право преподавать повсюду, чем и пользуются выпускники
крупных университетов. В отличие от других корпораций, у нее нет монополии
на местном рынке. Ее пространство весь христианский мир.
Тем самым она выходит за те городские стены, в которых родилась. Даже
более того, она вступает в конфликты - иногда жестокие - с горожанами, как
в экономическом плане, так и в юридическом или политическом.
Поэтому она обречена на службу разным классам и социальным группам. И
для всех них она оказывается предательницей. Для церкви, для государства,
для города она способна сделаться 'троянским конем'. Она не помещается ни в
какие классы.
'Город Париж', - пишет в конце века доминиканец Фома Ирландский, -
'подобно Афинам разделен на 3 части: первая из них состоит из торговцев,
ремесленников и простонародья, ее называют большим городом; к другой
принадлежат благородные, тут находятся королевский двор и кафедральный
собор, ее именуют Сите; третью часть составляют студенты и коллегии, она
называется университетом'.
Организация университетской корпорации
Типичной можно считать университетскую корпорацию в Париже. На
протяжении XIII века происходило становление как административной, так и
профессиональной ее организации. Она состояла из четырех факультетов:
Свободные искусства, Декреты или Каноническое право, - папа Ганорий III
запретил факультету преподавать гражданское право в 1219 году, - Медицина и
Теология. Они образуют соответствующие корпорации внутри университета.
Высшие 3 факультета - Права, Медицины и Теологии - управляются
титулованными мэтрами, или регентами, во главе с деканом. Факультет
Искусств, значительно более многолюдный, подразделяется на нации.
Преподаватели и студенты входят в группы, образуемые согласно месту
рождения. В Париже имелось 4 таких нации - французская, никардийская,
нормандская и английская. Во главе каждой нации стоял куратор, избираемый
регентами. Четыре прокуратора были помощниками ректора, возглавлявшего
факультет Искусств.
Тем не менее, в университете имелись общие для всех факультетов службы. Но
они были сравнимо слабыми, поскольку факультеты не имели большого числа
общих для всех них проблем. У них не было ни общих зданий, ни общих для
всей корпорации земель, исключая площадку для игр за пределами городских
стен. Представители всех факультетов и наций собирались в церквях и
монастырях, где они были гостями.
Наконец, по ходу века появляется глава всего университета: им становился
ректор факультета Искусств. Он распоряжался финансами университета и
председательствовал на генеральной ассамблее. Этого положения он добивается
в итоге длительной борьбы между белым и черным духовенством. Но его власть
все же остается ограниченной временными рамками. Он не только
переизбирается, но и функции свои он исполняет лишь на протяжении
триместра.
С немалым числом вариаций сходную структуру мы находим в других
университетах. В Оксфорде вообще не было единого ректора. Главой
университета был канцлер, избираемый своими коллегами. В 1274 году тут
исчезает система наций. Это объясняется региональным характером набора.
Теперь уже нет северян (включая шотландцев) и южан (включая галлов и
ирландцев), составлявших основные группы.
В Болонье самым оригинальным было то, что профессора не составляли части
университета. Университетская корпорация включала в себя только студентов.
Мэтры образовали коллегию докторов. В Болонье было несколько университетов,
но над всеми возвышались два юридических университета: гражданского и
канонического права. Их влияние росло на протяжении всего века, поскольку
эти два организма практически слились друг с другом. Чаще всего их
возглавлял один и тот же ректор. Как и в Париже, он выдвигался от наций,
система которых в Болонье была довольно сложной и весьма жизненной.
Могущество университетской корпорации опиралось на 3 главных привилегии:
автономную юрисдикцию (в рамках церкви - при наличии местных ограничений,
но с правом обратиться к папе), право на забастовку и уход, монополию на
присвоение университетских степеней.
Организация учебы
Университетские статуты регулировали также организацию учебы. Они
определяли ее длительность, программы курса, условия проведения экзаменов.
Сведения относительно возраста студентов и длительности учебы, к сожалению,
не точны и зачастую противоречивы. Они менялись в зависимости от места и
времени, а разбросанные то тут, то там намеки показывают, что практика
нередко отходила от теории.
В каком возрасте, и с каким интеллектуальным багажом поступали в
университет? Конечно, очень молодыми, но как раз здесь мы сталкиваемся с
проблемой: являлись ли грамматические школы частью университета,
предшествовало ли обучение письму поступлению в университет или же оно было
одной важнейших функций? С уверенностью можно сказать, что средние века
слабо различали уровни образования, а средневековые университеты не были
учреждениями одного лишь высшего образования. Отчасти там практиковалось
наше начальное и среднее образование (либо они находились под
университетским контролем). Система коллегий способствовала этой путанице,
поскольку учиться в них могли с 8 лет.
Можно сказать, что в целом базовое университетское образование, а именно
изучение свободных искусств, длилось 6 лет, и получали его где-то между 14
и 20 годами. Затем происходило обучение медицине и праву - где-то между 20
и 25 годами. Первые статуты медицинского факультета предписывали 6 лет
учебы для достижения степени лиценциата ил доктора медицины после того, как
становились магистрами искусств. Богословие требовало большего времени, ему
учились примерно 15-16 лет.
Программы
Поскольку учеба в основном сводилась к комментированию текстов, то статуты
указывают на труды, которые включались в университетскую программу. На
факультете свободных искусств преобладают логика и диалектика, по крайней
мере, в Париже, где комментировался почти весь Аристотель, тогда как в
Болонье он представлен лишь в отрывках, зато программы уделяют большое
внимание риторике, в том числе работам Цицерона, а также математическим и
астрономическим наукам, включая Эвклида и Птоломея. Для изучавших право
основным учебником был Декрет Грациана.
Экзамены
Наконец, регламентации подлежали экзамены на получение степени. Тут у
каждого университета также имелись свои обычаи, которые изменялись со
временем. Возьмем в качестве примера два типичных curriculum - юриста из
Болоньи и парижского артиста.
Новоиспеченный болонский доктор получал свою степень в 2 этапа: собственно
экзамен (examen или examen privatum) и публичный экзамен (conventus,
conventus publucus, doctoratus), представлявших собой скорее церемонию
вступления в должностью
Незадолго до личного экзамена consiliarius нации, к которой принадлежал
кандидат, представлял его ректору. Кандидат клятвенно заверял последнего,
что исполнил все, что требуется уставами, и не пытался подкупить своих
экзаменаторов. В предшествующую экзамену неделю один из мэтров представлял
его архидиакону, ручался за его способность выдержать проверку. Утром в
день экзамена кандидат, прослушав мессу Св. Духа, представал перед
коллегией докторов, один из которых давал ему 2 отрывка для
комментирования. Он удалялся к себе, чтобы подготовить комментарий, который
зачитывался вечером в общественном месте (чаще всего в соборе) перед жюри
из докторов, в присутствии архидиакона, который, однако, не имел права
вмешиваться. Вслед за комментарием он отвечал на вопросы докторов, которые
затем удалялись для голосования. Решение принималось большинством голосов,
архидиакон сообщал о результате.
Сдав этот экзамен, кандидат становился лиценциатом, но еще не получал
докторского звания и права на преподавание: для этого требовалось пройти
публичный экзамен. С помпой его сопровождали в собор, где он произносил
речь и зачитывал тезисы о каком-нибудь из правовых положений, а затем
защищал их от нападавших на него студентов. Тем самым он впервые играл роль
мэтра на университетском диспуте. После этого архидиакон торжественно
вручал ему лицензию, дающую право преподавать и соответствующие знаки
отличия: кафедру, раскрытую книгу, золотое кольцо, судейскую шапочку или
берет.
От юного парижского артиста требовалось получение предварительной степени.
Трудно утверждать с полной уверенностью, но вероятнее всего она была итогом
первого экзамена: determinatio, в результате которого студент становился
бакалавром. Determinatio предшествовали еще два экзамена. Сначала кандидат
должен был выдержать дискуссию с мэтром во время responsiones. Дебаты
происходили в декабре перед постом (во время которого происходил экзамен).
Если кандидат успешно проходил эту проверку, то его допускали к examen
determinatium или buccalariandorum, где он должен был доказать, что
удовлетворяет требование статутов, и продемонстрировать знания включенных в
программу авторов, отвечая на вопросы жюри мэтров. Вслед за этим следовало
determinatio: во время поста он читал ряд курсов, чтобы показать свою
способность к университетской карьере.
Вторым этапом был собственно экзамен, который давал лицензию и степень
доктора. Он также подразделялся на несколько этапов. Самый важный из них
заключался в серии комментариев и ответы на вопросы перед жюри из четырех
мэтров под председательством канцлера. Несколькими днями позже канцлер
торжественно вручал кандидату лицензию во время церемонии, включавшей в
себя лекцию (collatio), которую он должен был прочесть, но она была чистой
формальностью. Примерно через полгода кандидат действительно становился
доктором во время inceptio, соответствующего болонскому conventus.
Накануне этого дня он принмал участие в торжественной дискуссии, получившей
название вечерни. В день inceptio он произносил перед факультетом
инаугурационную речь, после чего ему вруались знаки отличия, соответсвубщие
его степени.
Вместо заключения
На протяжении всей человеческой жизни происходило становление и развитие
всего того, что человек сам создавал для своих нужд, что облегчало, а
может и развивало в нем некоторые качества. Это касается и предметов быта,
орудий труда, учреждений муниципального и образовательного характера.
Университеты также прошли свой специфический путь развития и становления.
Начав как база для теологического образования, они превратились в
крупнейшие центры учености и подготовки высококвалифицированных кадров для
нужд государства, промышленности и армии. Только благодаря
высококвалифицированным кадрам возможны качественные изменения во
всехотраслях человеческой деятельности. Сегодня университет - это
собственный мир со своей жизнью, со своими проблемами. Вуниверситетах
всегда формировалось мнение на общественую жизнь, с которым приходилось и
приходится считатся руководителям стран. История помнит примеры
студенческих демонстраций, имевших различное влияние.
В настоящее время университетская жизнь в разных странах идет по-
разному: процветающие университеты в Англии, Франции и США контрастируют на
фоне только становящихся в развивающих государствах. В нашей стране
проблемы высшего (университетского) образования налицо. Проблема платного
образования как ни как остро волнует молодое поколение нашей страны.
Список литературы
Жак Ле Гофф 'Интеллектуалы в средние века'
Коплстон Фредерик Чарльз 'История средневековой
'философии'
3. Энциклопедия.
Содержание
Интеллектуалы в средние века 2
Школы XII столетия 3
3. XIII век: университеты 4
4. Университетские корпорации 8
5. Организация учебы 11
6. Программы 11
7. Экзамены 12
8. Вместо заключения 14
8. Список литературы 15