Криминалистика

Преступления в экономической сфере деятельности


     1. Понятие и виды преступности в сфере экономической деятельности.

      Преступления,  совершаемые  в  сфере  экономики,  т.е.  посягающие  на
экономические и имущественные отношения, занимают  высокий  удельный  вес  в
структуре преступности. Достаточно отметить, что ежегодно  в  РФ  осуждается
за преступления против собственности, хозяйственные  преступления,  а  также
преступления в сфере предпринимательства свыше 80% лиц от общего  количества
осужденных.
      УК РФ 1996 г. по сравнению с УК РСФСР  1960  г.  наибольшее  изменение
претерпели нормы, помещенные в главу 22 “Преступления в сфере  экономической
деятельности”,   прежде   содержавшиеся   в    главе    VI,    именовавшейся
“Хозяйственные  преступления”.  Согласно   новому   УК   РФ   из   указанных
преступлений  декриминализированы  15  и  криминализировано  17  деяний.  На
основании  сходства-различия  непосредственных  объектов  посягательств  эти
преступления классифицируются на следующие подгруппы, которые составляют:
      I. Преступления, посягающие на общественные отношения,  обеспечивающие
интересы экономической деятельности в сфере финансов. Эта группа делится  на
подгруппы, которые составляют:
      1) преступления, посягающие на сферу  финансов  в  части  формирования
бюджета от сбора налогов и таможенных платежей;
      2) преступления, посягающие на сферу финансов в части обращения денег,
ценных бумаг, кредитных либо  расчетных  карт,  иных  платежных  документов,
драгоценных металлов, драгоценных камней или жемчуга;
      3) преступления, посягающие на сферу финансов в части кредитования.
      II. Преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие
интересы экономической  деятельности  в  сфере  предпринимательства.  Данная
группа подразделяется на подгруппы, к которым относятся:
      1) преступления, посягающие на общественные отношения,  обеспечивающие
интересы государственной власти, государственной службы и службы  в  органах
местного самоуправления;
      2) преступления, посягающие только на сферу предпринимательства.
      III.   Преступления,    посягающие    на    общественные    отношения,
обеспечивающие интересы экономической  деятельности  в  сфере  распределения
материальных и иных благ. Они дифференцируются на следующие подгруппы:
      1) преступления, посягающие  на  сферу  распределения  и  общественные
отношения собственности;
      2) преступления, посягающие только на сферу распределения.
      IV. Преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие
интересы экономической деятельности в сфере потребления материальных и  иных
благ.
      V. Преступления, посягающие на общественные отношения,  обеспечивающие
интересы внешнеэкономической деятельности.


     2. Криминалистическая характеристика преступности в сфере экономической
        деятельности.

      Преступления,  совершаемые  в  сфере  экономики,        -   одна    из
составных    частей     преступных     деяний,     выделяемых     при     их
криминалистической    классификации.     В     эту     группу     включаются
преступления, подпадающие  при уголовно-правовой квалификации  под  признаки
самых различных статей    УК   (приписки,   должностные   хищения,    выпуск
недоброкачественной продукции и т. д.). Однако сходство по ряду   признаков,
существенных   с   точки   зрения   методики     расследования,    позволяет
рассматривать  все их  множество в  качестве  криминалистически   однородной
группы преступлений. Имеются в  виду следующие   признаки:   1)   субъектами
рассматриваемых    преступлений    являются    работники     управленческих,
производственных, коммерческих  и иных  структур, реализующие  свои  функции
в  сфере  экономики  (прежде  всего  -  это   должностные   и   материально-
ответственные  лица);  2)  преступления   ими   совершаются    в   связи   с
выполнением      своих      профессиональных     функций      в     процессе
производства, хранения,  сбыта,  обеспечения    сохранности    изготовляемой
и   выпускаемой  продукции,  осуществления   контроля   за   ее   качеством,
правильностью финансовых операций, оказания  материальных   и   иных   услуг
населению  и  других видов деятельности; 3)  в   основе  преступлений  лежит
нарушение правил   нормативного  характера,   определяющих   направленность,
регулирующих    порядок    и    условия   осуществления      соответствующей
деятельности,    регламентирующих   права    и  обязанности   ее  участников
(законов, ГОСТа, инструкций,  приказов и т. д.).
      Сказанному  не противоречит то,  что  в  ряде  диспозиций  статей  УК,
применяемых при   их   уголовно-правовой   квалификации,   непосредственного
указания   на нарушение  тех или  иных   правил   не  содержится.   В  таких
случаях  указанное обстоятельство предполагается  в  качестве   необходимого
элемента преступного деяния.   Так,   состав   выпуска   недоброкачественной
продукции   предполагает  нарушение    ГОСТа,    ОСТа,    РТУ    и    других
нормативов,  а  состав загрязнения водоемов и  воздуха,  например  ядовитыми
промышленными стоками и выбросами,       -   нарушение  законов  об   охране
атмосферного воздуха,  природы,  Основ законодательства  о  здравоохранении,
ведомственных нормативных актов и т.  д.
      Учет   всей    совокупности    вышеуказанных    признаков    позволяет
отграничивать данные преступления от сходных с ними по отдельным  признакам,
но  не  входящих  в   рассматриваемую   группу    деяний    (например,    от
преступлений,  совершаемых членами  трудовых  коллективов  в   сфере   быта:
 от  преступлений,  которые совершаются в сфере экономики, но  не в связи  с
выполнением   профессиональных   обязанностей).    Важное    значение    для
выявления  и  раскрытия  экономических преступлений имеет  учет  того,   что
все они сходны   в  основных  принципиальных  чертах   и   с  точки   зрения
механизма  следообразования,  круга  и  характера  носителей  и   источников
информации, необходимой для  установления  истины по уголовным  делам.   Это
сходство  обусловлено в первую  очередь  таким  фактором,  как  закономерная
связь  преступлений   с   профессиональной   деятельностью,  а  также   теми
закономерностями,   которые    лежат   в    ее    основе:   она   возникает,
осуществляется,   изменяется  и   прекращается   на    нормативной   основе.
Данное   обстоятельство     выступает    в     качестве    важнейшей      из
детерминант     этой   деятельности,   предопределяющих   ее   стабильность,
устойчивость, необходимость, повторяемость   всех    основных   ее   сторон.
Функционирование   в    процессе  профессиональной    деятельности    орудий
труда,     средств      производства,   контрольной   аппаратуры,     сырья,
полуфабрикатов,  готовой  продукции, других  предметов,    отражение    этой
деятельности      в       специальных       финансовых,     технологических,
бухгалтерских    и    иных    документах    также    оказывают  существенное
влияние  на  механизм  отражения  преступлений  и   формирование  информации
как о самой деятельности, так и о преступлениях, связанных с ней.
      Не   случайно   поэтому   типичными   носителями   и   источника    ми
информации,  собираемой  при   выявлении   и   расследовании   преступлений,
совершаемых в  сфере экономики,    являются:
      1)    финансовая,    оперативная,     техническая,  технологическая  и
иная    документация   предприятий   организаций,   учреждений,   а    также
предприятий, состоящих  с  ними   в  договорных   отношениях,  документы  их
вышестоящих   организаций,   государственных   и    общественных    органов,
выполняющих контрольно-надзорные функции на  предприятиях,  в  организациях,
учреждениях;
      2) субъекты  всех видов  указанной  деятельности;
      3) различные  материальные объекты, функционирующие в ходе  подготовки
и   осуществления  соответствующего  вида   профессиональной    деятельности
(орудия  труда,  технические   средства,   продукты   деятельности   и    т.
д.),   реализации   ее   результатов,   контроля   качества,   проверки   ее
правильности   и  эффективности.  С  точки  зрения  мотивов   одна     часть
рассматриваемых   преступлений   характеризуется    корыстными  побуждениями
(должностные  хищения,  взяточничество  и   т.   д.),   другая   -  мотивами
иного плана: карьеристскими  соображениями,  нежеланием  переутруждать  себя
излишними, с  точки зрения преступников,   заботами   и   т.   п.  Последняя
группа    преступлений    (преступная    халатность,     нарушение    правил
техники безопасности и т. д.) являет  собой  пример   уголовно  наказуемого,
небрежного,  безответственного,  недобросовестного  поведения  субъектов   в
сфере их трудовой  деятельности.   Преступления   того   и   другого   плана
совершаются  в  сфере производства  (в промышленности,  сельском  хозяйстве,
строительстве и т. д.), а  также в сфере обслуживания   населения.  В   свою
очередь,   в   каждой   из   таких   подсистем    преступлений    (например,
преступлений,  совершаемых   в    сфере  промышленного  производства)  могут
быть выделены их  составные  части,  исходя  из    учета   отдельных   видов
преступлений,   характера  нарушенных   правил  (например,  преступления   в
сфере  экономики,   связанные  с  нарушением  правил  техники  безопасности,
преступления,  связанные  с  нарушением  правил   торговли),   внутривидовой
специфики  профессиональной  деятельности,  своеобразия  предмета,  способов
преступных   посягательств,   характера   и    особенностей,   обусловленных
преступными  действиями  (бездействием),   наступлением   тех    или    иных
вредных  последствий.  Основная  цель  таких  классификаций  -  получение  и
использование  в  научных    и     практических     целях     дополнительных
знаний   о   специфике  соответствующих  подгрупп,  видов  и  разновидностей
преступлений, совершаемых в сфере экономики.

     3. Причины и условия преступности в сфере экономической деятельности.

      Экономическая преступность  все  больше  и  больше  заявляет  о  себе,
становясь  распространенным  и  надежно  скрываемым  источником  обогащения.
Эволюционный процесс смены социально-экономической  формации  в  республике,
осуществляемый  фактически  при   отсутствии   правовой   основы   или   при
значительном запаздывании принятия законодательства,  регулирующего  переход
к  рыночным   отношениям,   вызвал   активизацию   криминального   элемента,
направленную   прежде   всего    на    изыскание    надежных    возможностей
беспрепятственного обогащения.  Этому  способствовал  и  процесс  расслоения
общества по имущественному положению, разделения его на  бедных  и  богатых.
Не последним фактором в появлении  целого  ряда  экономических  преступлений
явилось тяжелое материальное  положение,  в  котором  оказалось  большинство
граждан, отсутствие перспектив его улучшения.  Как  следствие  экономической
неустроенности  стала  формироваться  криминальная  идеология   с   лозунгом
"богатство  любым  путем".  Все  это  не  могло  не   вызвать   многообразия
криминальной   деятельности   определенной   категории   лиц,   использующих
сложившуюся  обстановку  в  своих  целях.   Все   более   квалифицированными
становятся способы уклонения от налогов,  извлечения  незаконных  доходов  в
банковской    системе,    развивается    подпольное     предпринимательство,
базирующееся на незаконной деятельности,  под  прицел  преступного  элемента
все более попадает  природное  богатство  страны,  осваивается  компьютерная
техника в преступных целях и т.д.
      Наконец, участились самые типичные формы  корыстных  посягательств  на
собственность, стимулируемые неэффективной деятельностью  правоохранительных
органов  по  ее   защите.   Резко   увеличилось   количество   и   корыстно-
насильственных преступлений, объект посягательства  которых  расширяется  за
счет жизни и здоровья людей. Такие преступления составляют особую  группу  и
выходят за рамки понятия экономического преступления.
      Современная  экономическая  преступность  в  России  является  отчасти
порождением просчетов управленческого характера при переходе  государства  к
рынку, отчасти недостатками нормативно-правового регулирования  общественных
экономических отношении пореформенного периодам
      2.Управленческие  просчеты  повлияли   на   “вектор”,   направленность
стратегии экономических реформа породили их криминальный характер.  К  числу
наиболее крупных управленческих ошибок можно отнести:
      а)отсутствие четкой концепции экономических реформ;
      б)стремительность  реформирования  собственности   еще   до   создания
необходимых концептуальных, психологических; правовых  и  иных  общественных
предпосылок;
      в)наделение   широкими;   почти   не   контролируемыми    полномочиями
должностных лиц; иных служащих государственного управления при  приватизации
собственности; иных видов экономической “реформаторской” деятельности.
      3.Нормативно-правовые  просчеты  повлияли  на  тактику   экономических
реформ;   они   не   позволили   создать   эффективный   правовой   механизм
реформированиям В России с  большим  опозданием  сформировалась  потребность
отлаженного  правового  механизма  реформ;  только  недавно   приступили   к
разработке целого ряда “рыночных” отраслей права: финансового;  банковского;
страхового;  таможенного;  налогового  и  ряда  других.  В  правовой   сфере
общества продолжают иметь  место  старые  традиции  “фискального  фундамента
реформ”; возлагаются излишние надежды на  уголовную  политику;  уголовное  и
административное  право;  которые  носят  при  реформировании  экономических
отношении  вспомогательную  (охранительную;  превентивную;  карательную);  а
отнюдь не созидательную роль.
      Указанные  и  иные  предпосылки  существенно  влияют   на   состояние;
структуру; динамику современной экономической преступности в России.


     4. Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности.

      В  работе   Генеральной   прокуратуры   РФ   по   координации   усилий
правоохранительных  органов  в  борьбе   с   экономическими   и   служебными
преступлениями можно выделить три основных направления.
      1. Борьба с коррупцией. В прошлом году проведено  несколько  обобщений
следственной  и  судебной  практики   по   уголовным   делам   о   корыстных
злоупотреблениях  должностных  лиц.  Результаты   обобщений   обсуждены   на
расширенной коллегии Генпрокуратуры.
      В соответствии с  решением  координационного  совещания  руководителей
правоохранительных органов  Генеральная  прокуратура  при  активном  участии
МВД, ФСБ, ФСНП и ГТК подготовила проект Федеральной  программы  по  усилению
борьбы  с  коррупцией  на  1996-1997  годы,  которой  недавно  в   несколько
обновленном  виде  повторно  направлен  Президенту  РФ  (экземпляр   проекта
находится в оргкомитете конференции).
      2.  Борьба  с  разбазариванием  бюджетных   средств.   Генпрокуратурой
разработан план по реализации Указа Президента РФ “Об усилении  контроля  за
использование средств федерального бюджета “
      К  числу  наиболее  важных  мероприятий  следует  отнести  направление
указания “Об обеспечении действенности прокурорского надзора за  законностью
использования средств федерального бюджета: выделяемых на  заработную  плату
и социальные выплаты”.
      Следует подчеркнуть, что несмотря на  исключение  из  законодательства
нормы об уголовной ответственности за задержку выплаты заработной  платы,  и
ныне имеются уголовно- правовые средства борьбы  с  этими  нарушениями.  Как
представляется в целом  ряде  случаев  в  рассматриваемых  ситуациях  вполне
применима ст. 201 УК РФ, предусматривающая, в частности, ответственность  за
использование лицом, выполняющим управленческие функции в  коммерческой  или
иной  организации,  своих  полномочий  вопреки   законным   интересам   этой
организации и с целью извлечения выгод и преимуществ  для  себя  или  других
лиц, если это  деяние  повлекло  причинение  существенного  вреда  правам  и
законным интересам граждан.
      3.   Организация   надзора   за   исполнением   законодательства    об
ответственности  за  совершение  хищений   посредством   использования   так
называемых  “финансовых  пирамид”  и  совершенствование  порядка  возмещения
ущерба, причиненного финансовыми структурами значительному числу  российских
граждан.
      Генпрокуратура является ответственной за  исполнение  соответствующего
поручения Президента РФ, работает в тесном взаимодействии с МВД РФ.
      Одной  из  главных  задач  видится  скорейшее   разрешение   множества
уголовных дел данной категории путем применения статьи 26 УПК РСФСР в  новой
редакции.



        Региональные  особенности   преступности   в   сфере   экономической
        деятельности.

В настоящее время традиционно распространена экономическая преступность.
Преступления против собственности составляют 2/3 всех зарегистрированных
преступлений. «Ведущими» внутри данной категории являются посягательства на
личную собственность.
К традиционно высокой по объективным основаниям латентной экономической
преступности в последние годы добавилась искусственная латентность
вследствие того, что частные собственники, в т.ч. коммерческие банки, не
сообщают правоохранительным органам об известных им преступлениях, даже
когда они оказываются потерпевшими от них. Правоохранительные органы
пополняют искусственную латентность, не возбуждая дела о заведомых
преступлениях, а оценивая их как гражданско-правовые деликты или
административные правонарушения. Например, за десять последних лет в 3 раза
снизилось число выявленных лиц, совершивших должностные преступления. В
1995 г. на Алтае зарегистрирован один (!) факт взятничества, в Москве –
337, в 1996 г. по всей России выявлено всего 5453 случая взятничества.
Наказуемость взяткополучателей, являющихся ответственными должностными
лицами, сократилась за десятилетие более чем в 12 раз. За нарушения
налогового законодательства осуждаются несколько сот виновных лиц при том,
что уклонение от уплаты налогов исчисляется многими триллионами рублей.
Мощный процесс криминализации экономики в России продолжается и в первую
очередь в таких ее отраслей, как бюджетно-финансовая, топливно-
энергетическая, сырьевая, внешне-экономическая.
Одной из составляющей структуры российской преступности является
организованная преступность. Только в 1996 г. раскрыто 26.4 тыс.
преступлений, совершенными организованными группами. Более всего их в
контрабанде,  незаконных сделках с валютными ценностями и т.д.
Применительно к территориальному распределению преступности по субъектам РФ
отмечены значительные перепады ее уровня. Например, к регионам с
относительно низкой криминальностью в 1996 г. относилась Москва, Московская
обл, Башкортостан и др. (коэффициент преступности на 100 тыс. населения с
14 лет – от 1209). К регионам с высоким коэффициентом преступности
относились Еврейская автономная обл., Тува и Сахалинская обл. (коэффициент
3826) и др. Тува более двух десятков последних лет стабильно относится к
регионам с наиболее высоким уровнем преступности.
Литература.
Криминология. Учебник. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. М. 1995 г.
Криминология. Учебник. Долгова А.Н. М. 1997 г.
Шнайдер Г.И. Криминология. М. 1994 г.
Войтенко С.Г. Криминология. Особенная часть. Тезисы лекций. М. 1999 г.
Криминология. Учебник. Н.Ф. Кузнецова, Г.Н. Миньковский. М. 1998 г.



смотреть на рефераты похожие на "Преступления в экономической сфере деятельности"