Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Отечественная история (Контрольная)

Работа из раздела: «История»
                КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
                          ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ II КУРС
                                  1995/1996
                                  Вариант 2.

                                 I ИСТОЧНИКИ
Задание: 1) определите источники, фрагменты которых приведены ниже; 2)
дайте развернутую характеристику источнику. В чем важность, значимость
этого документа ?

  'Центральным фактом переживаемого нами периода мировой истории является
соперничество Англии и это соперничество неминуемо должно привести к
вооруженной борьбе между ними, исход которой, по всей вероятности, будет
смертелен для побежденной стороны. Слишком уж не совместимы интересы этих
двух государств и одновременное великодержавное их существование рано или
поздно окажется невозможным. Англо-русское сближение ничего реально
полезного для нас до сего времени не принесло.'

  За полгода до начала I мировой войны Николай II получил памятную  записку
с анализом  возможного  развития  и  последствий  общеевропейского  военного
конфликта. Ее автор - член Государственного  совета  П.Н.  Дурново,  министр
внутренних дел в кабинете С.Ю. Витте.
  Анализируя современное ему внутреннее и внешнее положение  России,  автор
дает прогноз о развитии событий в случае союза Англии, России  и  Франции  и
объявления ими войны Германии. Он приходит к выводу о  том,  что  «жизненные
интересы России и Германии нигде не сталкиваются  и  дают  полное  основание
для мирного сожительства этих двух государств». Сближение с Англией  и,  как
следствие этого, война с Германией  для  России  чрезвычайно  не  выгодны  с
любой точки зрения и  грозят  для  нее  страшными  потрясениями.  При  любом
исходе  войны  в  побежденной  стране  разразится  «социальная   революция»,
которая с большой долей вероятности перекинется на страну - победителя.
  П.Н. Дурново точно оценил  ход  событий  ближайших  лет,  и  его  прогноз
полностью оправдался.

  '...4) Еще же и ее важное есть, что в единоличном правлении часто бывает
дел продолжение и остановка за случающимися правителю необходимыми нуждами,
и за недугом и болезнию. А когда в живых не станет его, то и паче
пресекаются дела. Инако в правлении Соборном: не присутствующу единому аще
и первейшему лицу, действуют другие, и дело идет непресекаемым течением.'


|                                           |


  '...Глубоко искренний в своих убеждениях, часто героический и великий в
своей преданности тому делу, в котором он видел миссию, возложенную на него
Провидением, можно сказать, что Николай 1 был Дон-Кихотом самодержавия, Дон-
Кихотом страшным и зловредными потому, что обладал всемогуществом,
позволявшим ему подчинять все своей фантастической и устарелой теории и
попирать ногами самые законные стремления и права своего века. Вот почему
этот человека соединявший с душою великодушной и рыцарской характер редкого
благородства и честности, сердце горячее и нежное и ум возвышенный и
просвещенный, хотя и лишенный широты, вот почему этот человек мог быть для
России в течение своего 30 -летнего царствования тираном и деспотом,
систематически душившим в управляемой им стране всякое проявление
инициативы и жизни.'


|                                           |


                          II. ВОПРОСЫ К ИСТОЧНИКАМ
1. Какие государственные дела, в соответствии с основными государственными
  законами, оставались исключительно в ведении императора ?
- Решение о пересмотре Основных Государственных Законов.
- Утверждение государственных законов.
- Верховное руководство внешними сношениями (объявление войны, мира,
  заключение договоров и др.).
- Верховное руководство вооруженными силами.
- Назначение Председателя Совета Министров и других высших должностных лиц.
- Пожалование титулов, орденов и других государственных отличий.
- Помилование, смягчение наказания, амнистирование.
- Созыв, роспуск и регламентирование работы Государственного Совета и Думы.
10. Чинам какого класса соответствовали (по петровской Табели о рангах)
  должности а) шаутбенахта, б) генерал-аудиторам в) генерала рекетен-
  мейстера ? Объясните чем занимались лица, занимавшие эти должности?
- Шаутбенахт - 4-ый класс - первый адмиральский чин, соответствовавший
  контр-адмиралу, в русских ВМФ был введен с 1699 г. до 40-ых годов XVIII
  в. В походе находился на головном корабле, следил за обстановкой,
  командовал ариергардией (ариергардром) флота. Этот чин был присвоен Петру
  I.
- Генерал-аудитор - 7-ой класс - ведал всей судебной частью армии и являлся
  главным судьей в войсках; его заместителем был генерал-аудитор-лейтенант
- Генерал рекетен-мейстер - 5-ый класс - «правление дел челобитчиковых»,
  принимал и рассматривал жалобы на медленное или несправедливое решение их
  дел в коллегиях, следил за соблюдением сроков рассмотрения дел и
  расследовал случаи пристрастного вынесения приговора.
14. Как в Манифесте от 19 февраля 1861г. законодатель объясняет причины
  отмены крепостного права? Кто явился инициатором реформы ?
  Процесс законотворчества, проходивший в России,  обошел  стороною  «людей
крепостных».«Права помещиков были ...  обширны  и  не  определены  законом»,
вместо которого помещики  руководствовались  «преданием,  обычаем  и  доброй
волей».
  В связи с
    1) «уменьшением простоты нравов»;
    2) «умножением разнообразия отношений»;
    3) «злоупотреблениями со стороны помещиков»
положение крепостных стало очень тяжелым. Поэтому облегчение жизни
крепостных стало насущной потребностью государства.
  Инициатором реформы можно считать Александра II. Всем  ходом  истории  он
был подведен к необходимости проведения реформы. Еще в 1855 г.  в  письме  к
императору  Герцен  призывал  его  дать  землю  крестьянам  и  предотвратить
неизбежные бунты. В речи к  московским  дворянам  император  сказал:  «Лучше
начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дожидаться  того  времени,
когда оно начнет само собой уничтожаться снизу».

                      III. ЗАДАНИЕ ПО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ
Задание: Используя критерии, указанные в таблице, дайте характеристики всем
войнам , которые вела Россия в царствование Екатерины II.
  Ответ приведен в Приложении 1.

                          IV. ЗАДАНИЕ ПО ГЕНЕАЛОГИИ
  Ответ приведен в Приложении 2.

                                  V ВОПРОСЫ
1. В чем Вы видите основной смысл реформы П.А. Столыпина? Какие методы
  использовались для достижения поставленной цели?
  Реформа была обусловлена обострением аграрного вопроса в начале ХХ  века.
В 1906-1907 гг. Были полностью отменены выкупные платежи и с  этого  момента
земля переходила в собственность крестьян. Началом реформ считается  указ  9
ноября  1906  г.,  согласно  которому  крестьяне  могли  покинуть  общину  с
закреплением в личную собственность причитающейся им части общинной земли.
  Указ преследовал решение двух задач:
    1) Создание в деревне крепких крестьянских хозяйств на собственной
       земле. Эти хозяйства служили бы опорой правительства, гарантией
       спокойной социальной обстановки, исключающей новые революционные
       взрывы.
    2) Личная ответственность за собственное имущество и материальное
       положение стимулировало бы развитие сельского хозяйства.
  Также вышел новый закон  о  переселении  крестьян  на  восточные  окраины
империи, целью которого было создание  благоприятных  условий  для  развития
земледелия на неосвоенных территориях и расселение густонаселенных районов.
  Для   поощрения   крестьян,   решившихся   последовать   новым    указам,
правительством было предусмотрено ряд льгот:
     - выделение угодий в хутор или отруб;
     - получение земельных излишков по пониженным ценам 1861г. или
       бесплатно;
     - приобретение земель в рассрочку и предоставление кредитов через
       Крестьянский банк.
  Не надеясь полностью на действие  экономических  факторов,  правительство
принимало меры к  насильственному  разрушению  общин.  Весь  государственный
аппарат  приводился  в   движение   изданием   категоричных   циркуляров   и
проведением репрессий против чиновников,  замедляющих  ход  реформы.  Велась
активная пропаганда целей реформы.
  Крестьянство в основной своей  массе  было  настроено  против  выдела  из
общины.  В  сложившейся  обстановке  для  правительства  единственным  путем
проведения реформы  был  путь  насилия  над  основной  крестьянской  массой.
Конкретные  способы  насилия  были  самые  разнообразные  -  от  запугивания
сельских сходов до составления фиктивных  приговоров,  от  отменны  решетили
сходов   земским   начальником   до   вынесения    постановлений    уездными
землеустроительными  комиссиями  о  выделении  домохозяев,   от   применения
полицейской силы для получения  «согласия»  сходов  до  высылки  противников
выдела.

2. К какому политическому блоку в начале XX века принадлежала партия С.-Р.?
  Каковы основные положения программы партии?
  Из  числа  социалистов-народников  наиболее   радикальной   была   партия
социалистов-революционеров  (ПСР,  эсеры),  принадлежащая  к  блоку   крайне
левых. Эсеры, как и народники предшествовавших  поколений,  считали,  что  в
крестьянской  России  неприменимы  европейские    социалистические   теории;
марксизм отвергался, как чужеродная доктрина,  не  учитывающая  особенностей
страны, в которой ~ 80 % населения проживают в деревне. Многолетним  лидером
ПСР был В.М. Чернов (1873 - 1952). Принятая в 1905 г. программа содержала  и
требования установления политической демократии,  и  чисто  социалистические
идеи.  Эсеры  полагали  необходимой   «трудовую   революцию»   и   допускали
возможность   «временной   революционной   диктатуры».   Программа    эсеров
предусматривала:
- свержение самодержавия и установление демократической республики;
- автономию областей и общин на федеративных началах;
- широкое применение федеративных отношений между отдельными
  национальностями и признание за ними безусловного права на
  самоопределение, а также введение родного языка во все местные и
  общественные государственные учреждения;
- всеобщее избирательное право без различия пола, вероисповедания и
  национальности;
- бесплатное образование;
- отделение церкви от государства и свобода в выборе религиозной
  принадлежности;
- свобода слова, печати, собраний и стачек;
- неприкосновенность личности и жилища, уничтожение постоянной армии и
  замена ее «народной милицией»;
- введение 8-ми часового рабочего дня;
- отмену всех налогов, «посягающих на труд»,но установление прогрессивного
  налога на доходы предпринимателей.
  Центральное место в эсеровской программе занимал аграрный  вопрос.  Эсеры
выступали за отмену частной собственности на землю и за  ее  «социализацию»,
т.е. передачу земли в общенародное достояние.  Земля  передавалась  общинам,
которые  распределяли  ее  в  пользование  по  «трудовой»  (потребительской)
норме,  на  которую  мог  претендовать  любой   гражданин.   В   перспективе
предусматривалось  обобществление  земледельческого  производства   в   виде
различных форм кооперации.
  Тактические средства борьбы эсеров предусматривали пропаганду и агитацию,
проведение  стачек,  бойкота,   вооруженных   демонстраций   -   вплоть   до
вооруженных восстаний и террора (это «крайнее средство борьбы, при этом  оно
не распространялось на особу императора).

3. Кто из Великих князей, родственников имп. Николая II занимался
  историческими исследованиями ? Какие работы или сборники документов
  принадлежат его перу ?
  Великий князь Николай Михайлович (14859  -  28919)  -  двоюродный
дядя Николая II, внук Николая I, биограф Александра I.
  Работы: «Генерал-адъютанты имп. Александра I»; «Дипломатические  сношения
России и Франции по донесениям послов  императоров  Александра  и  Наполеона
1808-1812 гг.»; «Император Александр I. Опыт  исторического  исследования.»;
«Легенда о кончине имп. Александра  I  в  образе  старца  Федора  Кузьмича»;
«Московский некрополь»; «Петербургский некрополь» и другие.

3. Каковы причины дворцового переворота 28 июня 1762 г.?
  Немец по  происхождению  (герцог  Шлезвиг-Голштинский  Карл-Петр-Ульрих),
Петр III с детства усвоил неприязнь к  «нецивилизованной  России».  Он  рано
остановился в своем духовном развитии. И по уму, и  по  способностям,  и  по
своему отношению к государственным делам  Петр  совершенно  не  подходил  на
место императора. Своими недалекими поступками царь  привел  в  недовольство
большую часть  российского  общества.  К  таковым  можно  отнести  переделку
русских войск на прусский лад, ряд  вызывающих  действий  в  сторону  Церкви
(указ 25 июня 1762 г.),  невнимание  к  гвардии  и  положению  крестьянства,
шумная беспорядочная личная жизнь Петра. Одним из самых  оскорбительных  для
России  поступков  Петра  было  заключение  мира  с  Фридрихом  с  передачей
завоеванных территорий  и  совместные  действия  русских  и  прусских  войск
против недавнего союзника России - против Австрии.
  Поэтому императрица  Екатерина,  находившаяся  в  опале  у  мужа  и  видя
антиимператорские настроения общества, стала прислушиваться  к  предложениям
своих друзей о возглавлении заговора.

3. В каких произведениях искусства нашла свое отражение Крымская война 1853-
  1856 гг.?
  Большое  количество  произведений  И.К.  Айвазовского   (1817-1900   гг.)
посвящено отражению событий Крымской войны. Среди них  можно  назвать  такие
полотна, как «Осада Севастополя»; «Взятие Севастополя»; «Адмирал Нахимов  на
бастионе Малахова кургана, где он был  поражен  неприятельской  пулей»;  два
вида битвы «Первас-Бахри»  с  «Владимиром»;  «Вход  «Владимира»  с  «Первас-
Бахри» на буксире в Севастополь»; две картины, изображающих  Синопский  бой.
Крымской войне посвящены и «Севастопольские рассказы» Л.Н.  Толстого  (1828-
1910 гг.).

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru