Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Соловецкие юнги

Работа из раздела: «История»

                          Соловецкие юнги. Часть 1.

                        Владимир Константинович Зуев.

                                    [pic]



                                   1глава.

                        Обстановка на фронтах Великой Отечественной войны  в
43 – м оставалась напряженной. Немецко –  фашистские  захватчики  продолжали
топтать нашу землю, кровопролитные бои за ее каждый клочок не ослабевали.
                          Владимир   Константинович,   печатник   Добрянской
типографии, хотел добровольно  идти  на  фронт.  Писал  в  районный  комитет
комсомола и райвоенкомат. Отказывали. Ему тогда шел только семнадцатый  год,
но в связи с тяжелой обстановкой на фронте  народной  комиссариат  Военно  –
Морского флота в мае 1942 года издал приказ о создании  школы  юнг  ВМФ.  По
здоровью  подошел.  Но  опять  вышла  заминка.  Не  было  совершеннолетия  и
разрешения родителей.
                        Материнское  сердце   чувствовало,   что   сына   не
удержать. Дороги Марии Михайловне были и интересы Родины.
   -     Благословляю, – попросту сказала она, - иди на  битву  с  проклятым
   врагом.


                                                              И тут  вручила
   Володе  тетрадный  лист,  окропленный  непрошеными  слезами,   со   своим
   письменным согласием. И вот с этого  момента  начались  фронтовые  дороги
   Владимира Константиновича Зуева.


… Пермь - 2, архангельская пристань Соломбово. Пароход  «Заря» взял курс  по
Белому морю  на Соловецкие острова, что у  самого  Полярного  круга.  Володе
Зуеву пришлось легче. Он попал по второму набору. Именно  тяжелые  испытания
достались на долю самых первых  юнг.  В  условиях  крайнего  Севера  они  на
первых парах  жили  в  палатках,  ручными  пилами  и  топорами  валили  лес,
корчевали пни,  кирками  долбили  землю  и  лопатами  выкапывали  ее,  чтобы
соорудить землянки, учебные корпуса, столовую, клуб. И в то же время  каждый
старался овладеть морской специальностью.
                        -Но трудности не обошли и нас -, вспоминал  Владимир
Константинович, – В условиях бомбежки приходилось улучшать жилище и  бытовые
помещения. Нередко и без того короткий сон прерывала  тревога, а  с  раннего
утра начиналась снова боевая учеба.
                         Владимир  Константинович  вместе  со   сверстниками
хотел скорее на фронт. И уже  через  один  год,  досрочно,  получил  морскую
специальность рулевого сигнальщика.


                                  2 глава.



 Судьба бросала Володю с Белого моря на Азовское, а затем  на  Черное  море.
Катер, на котором он служил, был предназначен для уничтожения мин,  которыми
«начинили» фашисты морские просторы.
                       Рулевому – сигнальщику в  составе  второй  Керченской
бригады траления довелось очищать фарватеры у Севастополя, избороздить на
тральщике Азовское море и Керченский пролив. Он, как и другие его  товарищи,
вылавливал смерть из воды.
                            Маленькие,  но  сплоченные  экипажи  тральщиков,
почти  в  каждом,  из  которых   были   юнги,   мастерски   выполняли   своё
малозаметное, но важное дело – пробивали фарватеры в минных полях.
                       Володя быстро познакомился с экипажем, хорошо  усвоил
устройство катера, оборудование боевого  поста,  рулевое  хозяйство,  изучил
компас, научился различать вехи и буи, вести  катер  по  компасу.  Во  время
боевых  походов  он  был  особенно  старателен,   серьезен   и   подчеркнуто
официален. Громко повторял команды, выполнял их с похвальным усердием.  А  в
глазах – гордость: «Войны и мы юнги – настоящие моряки! Вот и  мы  воюем,  а
не только носим красивую форму!» Навсегда моряку запомнились первые   взрывы
мин в тралах, поднимающие вверх  огромные  фонтаны  воды,   камни  и  грязь,
летящие в небо.



                                   3глава.

                               Первое задание.



                   Как – то катеру нужно было  точно  проникнуть  на  минное
поле, поставленное противником. Оно было  таким  плотным,  что  там  и  днем
тралили с большим риском.
                   Вся  надежда  была  на  знание  и   сметку   рулевого   –
сигнальщика. Экипаж катера, не смыкая глаз, нес бессменную вахту  всю  ночь.
Юнга  сосредоточенно  всматривался  в  ночной   мрак,   чтобы   своевременно
обнаружить всплывающую мину и  дать  сигнал.  На  неоднократное  предложение
командира – спуститься в кубрик отдохнуть, Володя отвечал: «Я  делаю  только
то дело, которое определенно боевой  инструкцией,  ни  больше,  ни  меньше».
Командир тральщика оставался, доволен службой  прикамского  юнги  и  не  раз
ставил его в пример всей команде. И  для  экипажа  не  было  неожиданностью,
когда сам командир бригады траления капитан 2- го ранга Катунцевский  вручил
молодому моряку  медаль  Ушакова.  В  то  время   подобную  награду  удалось
заслужить еще немногим.

                                  4 глава.

               Отгремели победные самолеты,  а  юнга  был  юнгой  до  самого
пятидесятого  года,  продолжал  службу  на   флоте.   Лишь   после   полного
разминирования морских просторов,  вернулся  в  родную  Добрянку.  До  войны
Владимир Константинович успел  поработать  печатником  в  типографии.  А  на
флоте Володя полюбил технику и без труда освоился в  коллективе,  тогдашнего
металлургического завода. После ликвидации предприятия перешел  в  ремонтно-
механический.  Был  газоэлектросварщиком.  Заслужил  много   благодарностей,
премий, почетных грамот. Вместе с почетными грамотами бывший  военный  моряк
бережет серебряный слиток медали, напоминающий ему о боевом детстве.



                                  Часть 2.

                         Лагунов Михаил Георгиевич.


                                    [pic]


Отец Михаила рабочий, прошел гражданскую войну, большевиком был.  Воевал  он
на бронепоезде «Архангельск», на архангельском направлении. Потом  с  белыми
поляками, на киевском и полтавском направлениях. Пока не было  электричества
в Добрянке, работал литейщиком, а когда поставили машину  «Динамо»  и  стали
свет проводить, пошел работать электриком.  Профессию  электрика  освоил  на
бронепоезде. Мать домохозяйка. Когда Михаил пошел в школу в 1936  году,  его
отец умер. Они остались вчетвером, он, два брата и  мать.  Старший  брат  за
отца. Но в 42-м году брата забрали на  фронт.  И  пришлось  Михаилу  бросить
школу и идти работать киномехаником  в  кинотеатре.  Однажды  его  встретила
пионервожатая из школы, где он учился, и предложила ему поехать на  флот.  У
Лагунова тогда была мечта стать летчиком. И поэтому сначала  не  соглашался,
но  когда  понял,  что  Россия  нуждается  в  моряках,  согласился.  Написал
заявление и отдал в военкомат.
            Прошло два месяца,  про  это  дело  он  уже  забыл.  Как-то  раз
собрался сено косить,  выпросил  велосипед  и  поехал  на  сенокос.  Там  он
встретил почтальона, который принес ему  повестку.  Михаил   тут  же  вскрыл
письмо, где  было написано: «Срочно явиться в военкомат».



                 Лагунов  приехал  военкомат.   Там   ему   объяснили,   что
необходимы добровольцы. Он, как  это  всегда  делается,  прошел  медицинскую
комиссию. После чего его отправили в Пермь на  воинский  пересыльный  пункт.
Как только прибыл, снова комиссия. По здоровью Миша подошел, а по росту не
проходит, нужно иметь рост 1,5 м., он всего на два сантиметра  не  дорос  до
принятой  нормы. Но ему повезло, приметил  его  старшина  и  взял  под  свою
ответственность.  Погрузили  мальчишек  в  вагоны  «теплушки».  Как   только
приехали  в  Архангельск,  снова  медкомиссия.  Погода  в  то  время  стояла
суровая, ветер с Ледовитого океана. Некоторые сразу  струсили,  не  захотели
дальше ехать.
              После Архангельска их  отправили  на  Соловецкие  острова.  Во
время этого путешествия с ними произошло опасное событие. « Ночью  транспорт
«Вятка» вышел в Белое море. Пассажиры, включая Михаила, всю ночь  не  спали,
находились на верхней палубе. Внизу транспорта опасно было  находиться,  так
как в случае попадании торпеды никто не уцелеет. Утром подошли  к  Соловкам.
Как  только  они  стали  выгружаться,  из-  под  воды  «выскочила»  немецкая
подводная лодка и запустила торпеду. В эту опасную минуту Лагунов  находился
на берегу и  видел  как  маленькое  судно  «почтовое  сообщение  и  связи  с
берегом», пожертвовав собой,  спасло  их  транспорт.  После  этого  ужасного
происшествия, юнги впервые увидели, какая страшная бывает война,  о  которой
они так много слышали. Оправившись от инцидента, они пошли вглубь острова  к
Соловецкому монастырю. Всю ночь шли, устали. Дорога вся разбита. Как  только
они  подошли  к  землянкам,  командир  скомандовал  отбой.  На  другой  день
началось строительство. Часть юнг рубят лес,  другие  копают  котлованы  для
следующих землянок, так как в одной тесно. Ставят  печки,  благоустраиваются
к зиме. Все сделали до снега. Затем началась учеба. Первая неделя,  строевая
подготовка. Потом обучали стрелять.  Бросали  настоящие  гранаты.  Юнги,  не
смотря на свой возраст, обороняли остров  от  фашистов.  Фронт  находился  в
шестидесяти километров. Немецкие  самолёты,  летя  бомбить  Архангельск,  не
забывали бомбить и Соловки. С подводных лодок высаживались  диверсанты,  для
уничтожения школы  юнг.  Но  все  же,  не  смотря  на  трудности,  старались
учиться. Учились по двенадцать часов в сутки, восемь часов занятий и  четыре
часа самоподготовки. Чем скорее закончат,  тем  быстрее  на  фронт  попадут.
Программа рассчитана на один год, а управились раньше. После чего  расписали
по флотам. Лагунов попал на дунайскую флотилию.
                 Как другие юнги, Михаил объездил почти всю  Россию.  Был  в
Москве,  в  Севастополе,  в  Одессе,  в  Измаиле,  в  Белграде,  наконец,  в
Будапеште. В Будапеште он попал на бронекатер.
              Сами   рассказы   Лагунова   впечатляют    самоотверженностью,
героизмом, подвигом наших моряков. Они не жалели  своих  сил  и  жизней  для
защиты нашей Родины.


В Добрянке, после флота Миша работал электриком. Сейчас  он  на  заслуженном
отдыхе, встречается с молодёжью, участник Советов ветеранов. Часто  приходит
к памятнику Соловецких юнг, расположенному на берегу добрянского залива.


                                 Заключение.



                   На  овеянном  легендами  Большом  Соловецком  острове  на
плечи подростков Зуеву, Лагунову и другим добрянским юнгам выпали далеко  не
ребячьи испытания. В условиях сурового севера,  живя  в  палатках,  умываясь
снегом и ледяной водой, питаясь под открытым небом, ребята строили  кубрики-
землянки, столовую, клуб и другие помещения, необходимые для учебы и  жизни.
Наши  ребята  обороняли  Соловецкий  архипелаг.  Несмотря  на   колоссальные
трудности, никто не хныкал, не  просил  скидок  на  молодость.  У  мальчишек
ковались характеры моряков, настоящих войнов.
                     А кто знает, если бы не  война,  гоняли  эти  мальчишки
футбольный мяч по пыльным улицам добрянского заводского поселка и  не  стали
бы  героями  и  не  проявили  бы  свою  смекалку  и   умение   ответственно,
добросовестно выполнять свою работу. Как и другие юнги, они помогли  одолеть
врага на воде.




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru