Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Работа Н.А. Бердяева Смысл истории

Работа из раздела: «История»

                                МИНИСТЕРСТВО
                      ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                          Кафедра Всеобщей истории



                                   Реферат
                              по историографии
                 Тема: Работа Н.А. Бердяева 'Смысл истории'



                                   Выполнил:  студент  881  гр.  IV   курса
                                   Исторического факультета
                                   Фамилия: Бурмасов
                                   Имя: Игорь
                                   Отчество: Андреевич

                                 Сургут 2002
      Бердяев Николай Александрович (1874-1948  гг.)  -  дворянин,  философ,
участник революционного  студенческого  движения.  Выступал  против  реакции
царского правительства, и  политики  военного  коммунизма  большевиков.  Был
выслан из России в 1922. В 1924 перебрался  в  Париж  и  обосновался  в  его
пригороде - Кламаре. Всего его перу принадлежит более  500  книг  и  статей.
Дружеские   узы   в   разное   время   связывали   его   с   С.Н.Булгаковым,
Д.С.Мережковским, Е.Н.Трубецким,  В.Ф.Эрном,  П.А.Флоренским,  О.Шпенглером,
М.Шелером.  Ж.Маритеном,  Э.Жильсоном,  Э.Мунье,   Г.Марселем,   Р.Ролланом,
А.Жидом. Помогал французскому Сопротивлению  во  время  войны.  В  1946  ему
возвращено гражданство СССР, но на родину он не вернулся.  Взгляды  Бердяева
сформировались под влиянием трудов Гераклита,  Оригена,  Григория  Нисского,
Я.Беме, Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.
      Н.А. Бердяева обычно причисляют к русским религиозным философам,  или,
что  еще  удивительнее,  к  православным  экзистенциалистам.  Основная  идея
Бердяева  состоит  в  том,  что  свобода  не  детерминирована   бытием,   не
определяется даже Богом, но имеет примат над ними  и  открывает  возможность
творчества нового, еще не бывшего в мире. Таким образом,  Бердяев  относится
к  объективным идеалистам. А что касается православия, то вряд ли его  можно
назвать именно православным философом, - его взгляды - это взгляды  еретика.
Он сам  называл  себя  'верующий  вольнодумец'.  Религия  веками  занималась
теодицеей   (оправданием   Бога),   а   Бердяев   занимался    антроподицеей
(оправданием человека).
      Его работа - 'Смысл истории' была написана в 1918 году, но вышла  лишь
во времена его жизни в Париже. Во времена двух последних  русских  революций
он находился в Москве. Как и в первую русскую революцию, Бердяев не верил  в
русскую интеллигенцию и ее способность что-либо  успешно  преобразовать.  Он
видел переустройство России лишь на национальной культурной  основе,  потому
всячески  порицал  марксистов,  а  времена  революционного  народничества  и
террора вовсе называл мракобесием. В его работах отчетливо  звучит  мысль  о
том,  что  мировые  войны  и  революции,  потрясшие  человечество,  показали
тщетность  и  бессмысленность  всех  попыток   насильственного   социального
переустройства,  -  'как  ни   перекраивай   человеческий   муравейник,   он
муравейником  и  останется'.  К  русским  революциям  он  относился   крайне
отрицательно, и говорил, что они превратили Россию в бездыханный труп,  убив
все  русское.  Из  этого  можно  сделать  вывод,  что  Бердяев  -  сторонник
консерватизма и аристократии. К либерализму, демократии, социализму  Бердяев
относился равно отрицательно. Социализм, по его мнению, это не  освобождение
труда, а освобождение от труда.
      Большинство аристократов в революцию кричали,  что  большевики  -  это
немецкие евреи, засланные для разрушения России. Бердяев,  в  своих  трудах,
не склонен к ярому антисемитизму, а даже наоборот: он  говорит  о  том,  что
без  евреев  не  было  бы  христианства,  и  далее:  ненависть  к  евреям  -
нехристианское чувство. Но реально, все же, он  был  очень  близок  к  тому,
чтобы 'повесить' все беды России на евреев. Ведь он считал, что социализм  и
марксизм, которые так сильно ненавидел, имеют корни в еврействе и  иудаизме.
Из этого можно заключить, что его взгляды несколько эклектичны.
      Ничего оригинального в историософских построениях Н.А.  Бердяева  нет.
Все основные идеи  содержались  еще  в  труде  Аврелия  Августина  'О  граде
божьем' (413-427). Труд епископа  Ж.  Б.  Боссюэ  'Рассуждение  о  всемирной
истории' (1681), в котором излагалась в основном та же концепция, был  явным
анахронизмом, но когда же подобного рода взгляды пропагандируются  в  начале
XX в., то их совершенно невозможно принять всерьез. А  когда  единомышленник
Н.А. Бердяева С.Н., -  Булгаков  в  своем  труде  'Свет  невечерний'  (1917)
выводит экономику из первородного греха, то нормальному человеку  становится
как-то не по себе.
      История по Бердяеву  -  свершение,  имеющее  внутренний  смысл,  некая
мистерия, имеющая свое начало и конец.  Первопричиной  истории  и  ее  целью
является Христос. Движение истории по Бердяеву -  спиралевидное,  цикличное.
И это движение повторяется без конца.
      Бердяев различал 'историческое' и 'историзм': 'историзм'  относится  к
исторической науке, имеющей дело с  эмпирическим,  или  феноменальным  миром
исторических  событий,  совершающихся  в  разорванном  времени  одно   после
другого, вытесняющих это другое; 'историческое' - сфера  философии  истории.
В нем раскрывается ноуменальная сущность бытия и  духовная  сущность  самого
человека.
      В философии истории философ раскрыл механизм обездушивания культуры  и
ее перехода в цивилизацию. Б. отверг нормативную этику и противопоставил  ей
этику  творчества,  в  которой  корень  зла  усматривается  в   объективации
результатов творчества.
      Проблема исторического неразрывно  связана  с  вопросом  о  природе  и
специфики времени, о соотношении времени  и  вечности,  потому  что  история
есть процесс во времени,  укорененном  в  вечности.  Бердяев  соглашается  с
Кантом, относящим время  к  формам  чувственного  созерцания  феноменального
мира, ноуменальный же мир - царство вечности, законы  которой  не  поддаются
человеческому восприятию. Но он решительно расходится с ним  в  истолковании
связи между временем и вечностью. В частности,  он  различает  три  времени:
время космическое, историческое и экзистенциальное, или  'метаисторическое'.
Время космическое равномерно и имеет метрическое  измерение.  В  нем  каждое
событие неповторимо. Время экзистенциальное не измеряется метрически,  здесь
нет различия между прошлым и  будущим,  концом  и  началом,  но  совершается
вечная мистерия духа. История происходит в своем  историческом  времени.  Но
она не начинается и не кончается в нем. По Бердяеву, нет ничего  важней  для
исторического познания, как установление должного  отношения  к  прошлому  и
будущему,  необходимо  преодолеть  тот  культ  будущего,  во  имя   которого
различные теории прогресса приносят  в  жертву  настоящее,  а  разрыв  между
вечным и временным  -  препятствие  на  пути  создания  подлинной  философии
истории. Философия истории - пророчество о  будущем  и  прошлом,  и  никакой
другой философии истории, кроме профетической, быть не может.  Профетической
является не только  философия  истории  Библии  и  Августина,  но  философия
истории Гегеля, Сен-Симона, Конта, Маркса.
      Человек есть существо историческое. История же использует  человека  в
качестве материала для нечеловеческих целей. И в  этом  смысле  вся  история
делалась  и  делается  как  преступление.   Она   развивается   по   законам
античеловеческой морали. В ней господствуют эгоизм,  борьба  классов,  войны
между государствами, насилие всякого рода.
      В абсолютной свободе, совершенно иррациональной  -  разгадка  трагедии
мировой  истории.  Свобода  есть  метафизическая  основа  истории,   которая
рассматривается Бердяевым как  драма,  или  мистерия  свободы  в  отношениях
между  Богом  и  человеком.  Свобода  придает   напряжение,   драматизм   их
отношениям. В результате человеческая судьба есть не  только  земная,  но  и
небесная, не только историческая, но  и  метафизическая  судьба,  не  только
человеческая драма, но и драма Божественная.
      С  этих  позиций  Бердяев  проводит  последовательную  критику  теории
прогресса, с ее верой в светлое будущее человечества: 'в истории нет  прямой
линии  совершающегося  прогресса  добра,  прогресса  совершенства,  в   силу
которого грядущее поколение стоит выше поколения предшествующего; в  истории
нет и прогресса счастья человеческого - есть лишь трагическое все большее  и
большее раскрытие внутренних начал бытия,  раскрытие  самых  противоположных
начал, как светлых, так темных, как божественных,  так  и  дьявольских,  как
начал добра, так и начал зла. В раскрытии этих противоречий  и  в  выявлении
их  и  заключается   величайший   внутренний   смысл   исторической   судьбы
человечества. Проблема отношения человека и истории, по Бердяеву,  разрешима
только на почве эсхатологии, т.е.  философии  истории  как  учения  о  конце
земной истории и ее завершении в вечности, в Царстве Божием. Но  наступление
его не придет само собой или милостью Божией. Оно “уготовляется  человеком”,
зависит от его творческих усилий, - в этом он очень близок протестантизму.
      Смысл истории, у Бердяева, в ее аннулировании, ее снятии; в  том,  что
человек   устремлен,   как   стрела,   к    будущему,    где    мертвенность
объективированного бытия будет побеждена, где будет торжествовать  полностью
творческий дух, где он  будет  играть,  где  он  будет  расцветать.  Поэтому
эсхатология, для Бердяева, не была чем-то устрашающим.  Он  говорил  о  том,
что человек должен приближать конец мира, что человек  должен  стремиться  к
этому моменту преображения бытия.
      По Бердяеву, христианство - исторично, оно есть откровение Божие, и по
своей природе динамично,  это  стремительная  сила  истории,  в  отличие  от
культуры античности, которая статична. Христианство в  своей  природе  имеет
юдаистическое и эллинское начала. Эллинское начало дало красоту и  эстетику,
а иудаизм - динамичность. Именно христианство раскрывает  свободу  творящего
субъекта. Восточные культуры и религии, - культуры Индии и Китая, веданта  в
том числе, свободу творящего субъекта якобы  раскрыть  не  могут.  Возникает
вопрос: какой критерий Бердяев положил в основу  своей  оценки?  Может  быть
отношения человека с Богом? Если так, то конечно, для него, религии Индии  и
Китая - ересь, язычество. Но что же тогда делать с тем фактом, что  к  концу
20 века восточные  религии  стали  именно  освобождать  людей  в  творческом
плане? Почему все больше  творческой  элиты  становятся  адептами  восточных
культов?
Но в начале века в России этого явления не было, как не было его и на
Западе. Потенциал восточных культов еще не был задействован в мировой
культуре, потому Бердяев склонен был так утверждать.
      Бердяев также говорил, что  христианство  избавило  человека  древнего
мира от ужасов, испытанных в действии демонов природы.  Оно  дало  понимание
природы  -  как  мертвого,  дьявольского.  И  дало  возможность  позитивного
понимания, естествознания, техники.
В язычестве,  пишет  он,  невозможно  было  бы  построить  железные  дороги,
телеграфы - это нарушило бы покой демонов.
      Но в главе о вхождении машины в жизнь человека он говорит, что  машина
порабощает.  То  есть,  сначала  он  рассматривает  прогресс,   как   сугубо
положительное, затем - как сугубо отрицательное. Мне  же  в  этом  отношении
показалось странным то, почему Бердяев не задался вопросом: 'Зачем  древнему
человеку тратить свои силы на все это?'
У древних людей были  совсем  другие  приоритеты.  Они  жили  в  гармонии  с
природой. А эта ценность стала на первое место только в конце  20  столетия,
когда начались экологические бедствия. Бердяеву  эти  бедствия  не  знакомы,
так как он жил в то время, когда машины еще только начинали входить в  жизнь
человека. Жизнь было еще не столь механизирована и  автоматизирована.  Кроме
того, Бердяев отрицательно относится к природе и язычеству потому,  что  для
него - это олицетворения дьявольских сил. Он не  может  признать  того,  что
истинно  русской  религией   является   то   самое   славянское   язычество,
составляющее фундамент православного здания в России. Он не  может  признать
этого, и потому  говорит,  что  христианство  по  характеру  -  натуральная,
природная религия. Для Бердяева чувство связи с природой - наивное  чувство,
как и для большинства религиозных людей начала века.
      В конце века люди изменят свои взгляды под напором  'железного  века',
натиска машин. Бердяев не может признать того, что христианство,  породившее
машины, позитивизм, не может обуздать 'своих детей', и может  привести  лишь
к  окончательной   гибели   Земли.   Следовательно   тенденция,   выделенная
Бердяевым, в корне не верна. А это проистекает из того, что  Бердяев  жил  в
другое время, и не мог знать то, к чему окончательно  приведет  христианская
мораль человечество.
      Касаясь Ренессанса, Бердяев говорит, что данное явления стало
возможным в силу того, что на протяжении средневековья человек
концентрировал свои силы, будучи монахом или рыцарем. Именно это сбережение
сил и дало расцвет культуры Ренессанса.
      В этом  отношении  Бердяев  'открыл  новый  закон':  закон  сохранения
творческой  силы.  По  его  утверждению,   творческие   силы,   видите   ли,
накапливаются и со смертью человека продолжают свое существование. То  есть,
творческие силы не зависят от существования конкретного человека? Если  нет,
тогда каким образом они  могли  накапливаться  и  где?  Что:  в  те  далекие
времена науке был известен способ сохранения творческих сил вне  физического
тела  человека?  Мне  кажется,  что  господин  Бердяев  и  здесь   несколько
перестарался. Он  своими  высказываниями  принижает  значение  гениальности.
Видимо, он никогда не задавался вопросом: 'А почему  не  все  люди  обладают
творческими  силами  (если  творческие  силы,  по  его  мнению,  остаются  в
обществе даже после смерти гения)?'  Люди  могут  повторить  творение  гения
несколько  раз,  но  что-то  более   прекрасное   (не   обладая   творческим
потенциалом) они создать не в силах. Значит и тут Бердяев в корне  не  прав,
выделяя причину Ренессанса.
      Оценивая  явление  Ренессанса,  Бердяев  говорит,  что  оно  было   не
христианским, а антихристианским. Переход от средневековья к новому  времени
- переход от Божьего  к  человеческому.  Но  в  Италии  не  было  разрыва  с
католицизмом! На что Бердяев отвечает тем, что в Италии  были  сглажены  все
противоречия с  католицизмом,  так  как  итальянская  народность  отличалась
культом, эстетикой, в отличие от германцев, у которых  ренессанс  вылился  в
революцию. Для Бердяева
Ренессанс - возрождение  языческих  начал.  Это  возрождение  не  удалось  и
достичь успеха не могло, так как это возрождение языческое.
      По Бердяеву, гуманизм - закваска  новой  истории.  Гуманизм   отрицает
подобие человека - Богу. Потому он губителен. Он понижает ранг  человека.  В
новое время существовали гуманистические монархии. 'Государство - это  я'  -
принцип гуманистической монархии, аристократизма.  Гуманизм  демократии  был
ответом ответ на  гуманизм  аристократии.  Мне  кажется,  что  Бердяев  этим
выразил стержень идеологии своего класса, - ведь он дворянин, аристократ.
Конец гуманизма Бердяев видит в двух вариантах: 1) Ницшианском,
-индивидуалистический конец 2)Марксистском: коллективистический конец.
      'Ренессанс и гуманизм по своей природе  аристократичны.  А  демократия
лишь губит их' - вот истина для всех аристократов, включая Бердяева.  Именно
классовые  рамки  ограничивают  сознание  данного  философа.  'В  демократии
человек   чувствует   себя   глубоко   одиноким,   покинутым,   оставленным.
Самоутверждение человека ведет к  самоистреблению  человека.  Возрождение  -
это достояние народов юга, Реформация - достояние народов севера' -  в  этом
проявился географический детерминизм,  свойственный  большинству  мыслителей
начала века.
      Для Бердяева свобода - это свобода человека перед богом. Реформация же
уничтожила  эту  свободу.  Это,  для  Бердяева,  еще  один  аргумент  против
революции.
      Гуманизм,  по  Бердяеву,  несет  в  себе   революцию.   Он   неизбежно
вырождается в революцию. Революция не могла осуществить прав человека и  его
свободы.  Она  потерпела  неудачу.  Преследуя  цель  лишить   демократов   и
социалистов основы их идеологии (основных свобод), Бердяев  говорит  о  том,
что права человека, забывающие права Бога, истребляют себя и не  освобождают
человека. А социализм это лишь реакция на неудавшуюся революцию.  Социализм,
по Бердяеву, есть извращенное теократическое учение. Далее, он говорит,  что
в Великую Французскую  Революцию  действовало  начало  человеческой  свободы
против воли Провидения, против божественной воли. А реакция на  революцию  -
есть действие Необходимости.  Наполеон,  по  Бердяеву,  и  был  оружием  той
Необходимости.  'Контрреволюция   и   диктатура   -   это   кара   за   ложь
гуманистической свободы' - так об этом писал Бердяев.
      Итак, подходя к завершению, поставим вопрос:  а  что  же  Бердяев  сам
предлагал для исправления создавшегося при нем положения вещей?  Читаем:  'В
эпоху Ренессанса человек растратил все силы,  и перестал ощущать себя,  свою
особость. Для возврата сил необходим возврат к средневековому  аскетизму'  -
Каково?
      Бердяев опоздал со своими призывами вернуться  к  'светлому'  прошлому
как минимум на двадцать лет. Это философия  конца  века  девятнадцатого,  но
никак не двадцатого. Именно в 20  веке  потерпели  крушение  все  надежды  и
чаянья  идеологов  'возвращения':  идеи  Ницше  умерли  в  фашизме,  а  идеи
социалистов - в коммунизме. Идеи были разными, но конец у них  один.  Фашизм
и социализм, коммунизм - их зачатки содержатся в демократии, и  используются
ею в качестве регулятивов, но не как стержень  жизни  государства.  Так  что
высказываясь насчет смерти  гуманизма,  Бердяев  проявил  классовый  эгоизм.
Гуманизм для  аристократов,  таких  как  он,  навсегда  умер.  Гуманизм  для
остальных - только зарождался. Он так и не смог смириться  с  тем,  что  его
потенции перестали совпадать с требованиями времени.
      В проанализированной мной работе, Бердяев предстает пред нами
человеком весьма недовольным тем, что творилось в его время, жаждущим
возврата. Он похож в своих измышлениях на попа-эмигранта, которому в России
хорошо жилось, пока не пришли социалисты. Запад ему тоже пришелся не по
нраву, и вот, 'сидя у разбитого корыта' он проклинает современный мир и
зовет всех с собой обратно, в средневековье, 'тянет в свое болото'.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru