Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И НАЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ИРЛАНДИИ

Работа из раздела: «История»

  РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И НАЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ИРЛАНДИИ.

       Острейший социально-политический кризис в Северной  Ирландии  до  сих
пор продолжает приковывать внимание мировой общественности.  В  чем  же  его
причины? Ответ кроется в  многовековой  истории  борьбы  ирландского  народа
против англичан, в коварной политике лондонских правящих кругов по  принципу
«разделяй и властвуй»,  в  расколе  страны  в  1921  г.,  в   сложившейся  в
результате этого  запутанной  внутриполитической  и  социально-экономической
обстановке в провинции, являющейся ныне средоточием  жгучих  противоречий  –
экономических,   политических,    классовых,    социальных,    национальных,
культурных, религиозных.
      Особенностью истории  Ирландии  является  весьма  тесное  переплетение
религиозных  противоречий  с   политическими   и   этническими   процессами.
Национальное  развитие  страны  несет  на   себе   отпечаток   колониального
прошлого, когда политика английских властей приобрела  религиозную  окраску,
а церковь стала играть активную роль в системе управления.
       Можно выделить несколько периодов, характеризующих роль  религиозного
фактора в политической и общественной жизни Ирландии.
       На стадии разложения первобытнообщинного строя ирландцы, как и другие
народы, обожествляли  силы  природы,  звезды,  леса,  долины,  реки,  ручьи.
Почитался также сонм полубогов, так называемых  сидов,  напоминавших  добрых
фей. По представлениям древних ирландцев, сиды активно вмешивались  в  жизнь
людей,  участвовали  в  сражениях,  вступали  в  любовные  связи  с  людьми,
различными способами помогали им. Верили  ирландцы  и  во  множество  духов,
воплощавшихся в различные существа, в зароки, запреты и  заклинания,  сны  и
разные приметы. Важную роль в общественной жизни языческой  Ирландии  играли
жрецы – маги и прорицатели, которые, как  и  у  кельтов  Галлии,  назывались
друидами.  Они  были  хранителями  и  толкователями  религиозных  и  родовых
обычаев и учителями юношества.
        В  процессе  разложения  первобытнообщинного  строя  и   складывания
феодальных отношений все большую популярность среди знати стало  приобретать
христианство.  Немаловажное  значение  в  распространении  христианства   на
острове  имела  миссионерская  деятельность  Патрика  (373   –   463   гг.),
объявленного впоследствии католической церковью святым. В 432 – 1152  гг.  в
стране  существовала  независимая   «кельтская   церковь»,   которая   имела
своеобразные  черты, отличающие ее от традиционных для католицизма  порядков
и обычаев. Ее организация была приспособлена к клановому строю,  и  духовные
должности стали  монополией  определенных  семей.  Епархия  епископа  обычно
совпадала с территорией клана, а сам он избирался из людей угодных  вождю  и
связанных родовыми узами с членами кланов. Целибат  (безбрачие  духовенства)
не соблюдался, приходские священники жили  в  кланах  и  больше  подчинялись
местным обычаем, чем порядкам католической иерархии. Епископы не  обращались
в Рим для утверждения в должности, причитающиеся папе  платежи  за  духовные
бенефиции  собирались  нерегулярно.  Вожди   часто   присваивали   церковное
имущество  и  доходы,  а  также  облагали  духовенство  обычными  для  мирян
поборами. Монастырские общины в Ирландии  сами  избирали  себе  аббатов,  не
соблюдая устав  Бенедикта  Нурсийского,  регулировавший  жизнь  католических
монастырей в средневековой  Европе.  В  1152-1531  гг.  «кельтскую  церковь»
заменил  католицизм  феодального  типа,  выступавший  союзником   английской
экспансии. В  конце  11-го  века  в  Западной  Европе  значительно  возросло
влияние  папства.  Ирландская  церковь   стала   одним   из   объектов   его
теократической политики, проводимой под знаком «очищения и единства».  Синод
в Келлсе в 1152 г. признал главенство папы над ирландской  церковью,  осудил
браки среди духовенства  и  конкубинат  (внебрачное  сожительство),  объявил
десятину обязательным для всех церковным побором,  подтвердил  независимость
католического духовенства от поборов и юрисдикции светских властей и  создал
четыре архиепископства –Арма, Дублин, Кашел и Туам, оставив  старшинство  за
архиепископством  Арма.  Однако,  несмотря  на   это,   низшее   духовенство
придерживалось старых церковных порядков.
      Через три года после синода в Келлсе в Рим  прибыл  посол  английского
короля  Генриха II Плантагенета с просьбой разрешить  завоевать  Ирландию  и
завершить подчинение ирландской церкви.
      Первое  вторжение  английских  колонизаторов  на  территорию  Ирландии
произошло в 1169  году.  Особенно  активизировалось  завоевание  после  1485
года. Когда Генрих VIII, порвав с Римом в 1534 г. стал  главой  англиканской
церкви, и в Англии установилась государственная вера – протестантизм  захват
Ирландии  начал  сопровождаться  насильственным  насаждением  протестантской
веры,  а  также  массовой  конфискацией  земель  у   ирландцев-католиков   и
заселением их протестантами.
      В  XVIII  веке  в  руках  католического  населения  Северной  Ирландии
осталась только одна седьмая часть земли.
      В соответствии с принятыми законодательными актами, католики  лишались
права голоса и возможности  быть  избранными  в  парламент  и  муниципальные
органы, получить профессию, занимать должности в армии, флоте,  продвигаться
по службе, носить оружие. Они не могли открывать школу или  учиться  в  ней,
им было запрещено даже исполнять  народные  песни  и  танцы.  Католики  были
лишены возможности издания и продажи книг,  газет,  облагались  специальными
налогами.
      Таким образом, с самого начала захвата Ирландии  в  основу  проводимой
английскими  колонизаторами  политики  был  положен  принцип   «разделяй   и
властвуй» по религиозному, национальному и  классовому  признакам.  Принятые
законы, направленные против католического населения Ирландии, лишали его  не
только политических, но и элементарных человеческих  прав,  усиливая  раскол
на  религиозной  почве.  Привилегии   получал   лишь   тот,   кто   принимал
протестантское  вероисповедание.  Несмотря  на  это,  ирландские   крестьяне
остались приверженцами католической церкви, католиками были и многие  англо-
ирландские  лорды,  ирландские  вожди.  Так  в  Ирландии  после   реформации
появились две церкви: одна – чужеземная, официальная, другая -  преследуемая
английскими властями, но признаваемая большинством жителей острова.
      Период 1782-1916  гг.  характеризовался  приспособлением  католической
церкви,  осуществлявшей  контроль  в  сфере  духовной   жизни    большинства
населения,   к   колониальным    порядкам.    Протестантизм,    удерживавший
значительные политические позиции, продолжал играть роль  опоры  британского
господства.
      В 1916-1972 гг. католицизм на юге и протестантизм на севере  благодаря
усилиям буржуазно-националистических  кругов  получили  статус  официальных,
привилегированных религий, закрепляя  тем  самым  искусственное  расчленение
Ирландии. Наметившееся в 60 –начале 70-х годов  XX  в.  признаки  ослабления
религиозных барьеров не  получили  своего  развития  в  условиях  обострения
кризиса в Северной Ирландии.
      В  1966  году  представители   ирландских   профсоюзов   совместно   с
лейбористами Северной Ирландии во время встречи с  министрами  юнионистского
правительства  предложили  совместный  меморандум  «Права  граждан  Северной
Ирландии», к котором  были  разработаны  основные  требования,  связанные  с
проведением избирательной реформы, включением  представителей  католического
меньшинства в назначаемые правительством органы,  устранением  дискриминации
на религиозной или политической основе в вопросах занятости,  жилища  и  др.
Встреча  с  представителями  правительственного   кабинета   показала,   что
юнионистское правительство не намерено считаться с растущим  движением  масс
в  стране,  с  требованиями,  выдвинутыми   авторитетными   и   влиятельными
организациями.  В  1969  году  правительством  было   принято   решение   об
использовании войск против демонстрантов в Северной Ирландии, где в  течение
трех дней продолжались сватки борцов за гражданские права  с  полицией.  Это
решение знаменовало собой     новый этап в развитии политического кризиса  в
Северной Ирландии. В 1971 году в стране был введен закон об  интернировании,
в соответствии с которым органы власти могут не только  осуществлять  аресты
без суда и следствия, но и заключать арестованных в  тюрьмы  или  ссылать  в
концлагеря без  конкретных  обвинений.  В  результате  значительно  возросло
число арестованных. От террора и насилия в первую очередь пострадал  рабочий
класс. 90% убитых в  Северной  Ирландии  являлись  представителями  рабочего
класса. Основная масса задержанных также рабочие.
      Общественная жизнь Северной Ирландии до сих пор  продолжает  сохранять
конфессиональную оболочку. Способствующая  этому  политика  администрации  и
протестантских юнионистских партий подвергается резкой  критике  со  стороны
прогрессивных организаций и  свободомыслящих  общественных  деятелей.  Успех
борьбы за гражданские права, за  социальный  прогресс  для  всего  населения
Северной Ирландии в значительной  степени  зависит  от  того,  как  скоро  и
насколько   эффективно   они   сумеют   разрушить   искусственно   созданный
религиозный барьер.



                          Ремизов Дмитрий Сергеевич


                           10а класс, школа №392.



                             РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР

                            В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

                           И НАЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

                                  ИРЛАНДИИ.



                               Санкт-Петербург
                                    2000

                       Список используемой литературы:



1. Религии мира. История и современность. Москва 1990 г.
2. И. Д. Бирюков. Ольстер. Кризис британской империалистической политики.
Москва 1985 г.
3. В. М. Татаринцев. Северная Ирландия: напряженность сохраняется. Москва
1972.
4. И. А. Крывелев. История религий. Москва 1988.
5. Н. П. Грибин. Трагедия Ольстера. Москва 1980.
6. И. Г. Рыбалкина. Истоки Северо-Ирландского кризиса. Москва 1981.
7. О. Л. Шахназаров. Ирландия: нерешенные проблемы. Москва 1986.
8. История Ирландии. Москва 1980.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru