Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Культура средневековой Европы

Работа из раздела: «История»
                               Тема:
                Культура средневековой Европы.



                        Древнерусская литература: семь веков.
       Русская  литература  насчитывает  почти  тысячелетнюю  историю.  Это
   одна из Старейших литератур Европы.  Её   начальный,   или   древ-нейший,
   период  длился  более   семи   столетий,  с  11   по  17   век,  и   имел
   специфические    черты,    присущие     средневековью,      выражавшиеся,
   прежде всего, в мировоззренческой основе литературы  и  её  рукопис-  ном
   характере.
       Литература на Руси появилась во второй половине  10  века  с   расп-
   ространением христианства и славянской письменности.   Христианст-  во  –
   письменная     религия.    Возникновение    и    развитие    письменности
   обусловлено  потребностью  в   изложении   и   распространении    христи-
   анского  вероучения. С  одной   стороны,   переводная   литература   дала
   толчок развитию оригинальной древнерусской литературы,  с  другой  -   её
   возникновение было в   значительной   степени   подготовлено   высо-  ким
   уровнем    развития   устного    народно   –   поэтического    словесного
   творчества – сказок, былин, песен и т. д. Но в  отличие   от   фольклора,
   литература формировалась иным  типом  мышления,  на  иной  эстети- ческой
    основе. Фольклор – результат  творчества  широких   народных  масс.  Его
   среда обетования была гораздо  шире   среды   обетования   ли-  тературы.
   Литература – продукт деятельности не  всей,  а   только   обра-  зованной
   части общества.
       Как  область  умственной  деятельности,   средневековая   литература
   тесным   образом   была   связана   с   философско  –  мировоззренческими
   представлениями  писателей,  выражая  их  прямо   или   отражая   опосре-
   дованно.  Для  древнерусской  литературы  эта  связь   была   тем   более
   сильна, что в средневековый период  художественный   метод   отраже-  ния
   бытия, присущий литературе, не существовал обособленно  от   на-  учно  –
   познавательного  метода  по   причине   синкретизма    средневеко-   вого
   личностного  и  общественного    сознания.    В    результате    развитие
   литературы  было  тесным  образом   связано   с   развитием   философско-
   мировоззренческой мысли Древней Руси.  При  периодизации  литера- турного
   процесса необходимо  не только исходить  из  смены  и  взаимо-  отношений
   исторических  событий  и   эпох,   но   и   учитывать   процесс  развития
   мировоззрения в Древней Руси, не забывая о теснейшей  свя- зи  этих  двух
   процессов.  В  этой  связи   необходимо   рассмотреть   фило-  софско   –
   мировоззренческие представления Древней Руси  10  –  17   вв.,  отражение
   взглядов в литературе и влияние их на развитие литератур-  ного  процесса
   средневековья.
       Миры видимый и невидимый в  сознании  книжно – образованных людей 10
   – 13 вв., к которым относились и  писатели,   составляют   сот-  ворённую
   Богом Вселенную. В центре неё находится сам  Творец.  От- туда взирает он
   на сотворённый мир и правит им. Его взор на мир – из  центра  мироздания,
   из глубины иконы, отразили иконописцы в   обрат-  ной  перспективе  икон.
   Человек, стоящий перед  иконой  и  общающийся  через  неё  с  Богом,  был
   последним в ряду творений. В момент молитвы он составляет  с  ней  целое,
   как бы «замыкает» икону. Благодаря обрат-  ной  перспективе  на  человека
   обращён идущий из глубины иконы  взг- ляд Создателя.
       «Что есть  человек,  что  ты  знаешь  о  нём?» -  этими  словами  из
   Псалтыри начинает свои рассуждения  о  человеке,   о   смысле   жизни   в
   «Поучении»  детям   киевский   князь   Владимир   Мономах    (1053-1125).
   Проблема человека в древнерусской  литературе,  на   всём   её   семисот-
   летнем   протяжении,  остаётся  центральной.  И  весь   путь   её   можно
   обозначить как путь, начинающийся в 11  в.  с  постижения   мироздания  и
   определения места человека в нём,  до  постижения   в   16  –  17   веках
   самого человека, попытки покрытия его внутреннего мира  и  характе-  ра.;
   от духовности к душевности.
       В 11 веке человек  представлялся  как  малый  мир,   «микрокосмос»,-
   подобие  большого  мира,  «макрокосмоса»,  Вселенной.    «Сотворил    Бог
   человека,  как  бы  некий  второй  мир:  малый – в  великом»,  -  говорит
   Иоанн Дамаскин.
       Как и весь окружающий  его  мир,   человек  –  божественное   творе-
   ние. И в значении своём они почти  равнозначны.  Наблюдая   окружаю-  щий
   мир, человек убеждался в величии  Творца.  А  человек –  подобие  Творца,
   вершина его творения, и  тем  он  возвышается  над  сотворён- ным видимым
   миром.
       Мир устроен волею Бога, и его движение изначально  предопреде- лено.
   Отсюда – провиденциализм в истории: события  жизни  не   взаи-  мосвязаны
   между собой, каждое из них  происходит  повелением  свы- ше. Такой взгляд
   на историю отразился   в   крупнейшем   историческом  сочинении  Киевской
   Руси – «Повести  временных  лет» -  первом   оте-  чественном  летописном
   своде, составленном  около1113  года   монома-  хом  Киево  –  Печерского
   монастыря Нестором.
       В основу «Повести» легли русские  летописные  своды  11  в.  и   ви-
   зантийские хроники, тексты Священного писания  и  народные  преда- ния  и
   легенды, рассказы очевидцев и  личные  впечатления  составите- лей.
       «Повесть» включила в себя  разнообразные   литературные   жанры:  от
   кратких  погодных  записей,  повестей,  поучений,  притч,   преданий   до
   легендарно – библейских сказаний и княжеских житий.
       Следует отметить, что историческая  тематика  занимает   в   древне-
   русской литературе доминирующее место. Уже в одном из первых  до-  шедших
   до   нас   историософском   сочинении   русского   митрополита   Илариона
   «Слове о Законе и Благодати»,  написанном  между   1037  и  1051  годами,
   сделана удачная  попытка  осознать  историческое  место  Древней  Руси  в
   контексте мировой христианской истории. В  «Повести  временных  лет»  эта
   тема получила своё дальнейшее развитие.
       Литература Киевской Руси в 1238 – 1240  гг.   была   богата   самыми
   разнообразными по темам и жанрам произведениями.  Период  11 –  13  веков
   очень плодовит  в  жанрообразовательном   плане.   Древняя   Русь  быстро
   усвоила жанровую  систему,  привнесённую  переводной,   преж-  де  всего,
   церковной литературой, и стала формировать свою  собствен-  ную.  Конечно
   же,  жанры   церковной    литературы   занимали    в    древне-   русской
   письменности   этого   периода    ведущее   место,   однако   заметно   и
   значительное развитие жанров мирской литературы.
       В мирской литературе на протяжении многих  столетий  доминиро-  вала
   историческая тематика, а   среди   жанров  –  историческая   повесть,  во
   многих   своих    разновидностях:    воинской    повести,    историческом
   сказании, повести о княжеских преступлениях и других.  Некоторые  из  них
   входили в состав летописей, как изумительная  по  мастерству  опи-  сания
   «Повесть  об  ослеплении  Василька   Теребовльского»,   помещён-  ная   в
   «Повесть  временных   лет»   под   1099   годом.    Некоторые    бытовали
   самостоятельно: «Слово о полку Игореве», «Повесть  о  разорении  Ря- зани
   Батыем» - и позднее включались в сборники или своды.
       «Слово о полку Игореве» - самая крупная  жемчужина  древнерус-  ской
   словесности.   Окружающие   его   произведения   только    оттеняют   его
   достоинство.  «Слово»  Даниила   Заточника   впервые   поставило проблему
   интеллектуального  служения  князю,  превосходства  ума   над  физической
   силой.
       К середине 13  века   уже   сложилась   определённая   иерархическая
   система жанров  в  Древней  Руси.  В  церковной  литературе  высшую   ие-
   рархическую   ступень   занимали   Евангелия,   затем   следовали   книги
   апостолов, Апокалипсис,  жития  святых.  В  светской   литературе   доми-
   нировал  жанр  летописей,  затем  шли  княжеские   жизнеописания,   исто-
   рические повести, слова, послания и так далее.
       Во второй половине 13 века начинался  новый  этап  в  истории  древ-
   нерусской литературы. Начался он  переходным  периодом,  длившимся  почти
   столетие. В его продолжение  в   уже   устоявшейся   мировоззрен-  ческой
   системе появляются представления, которые  вышли  за  рамки этой  системы
   и, в конечном итоге, её  значительно   изменили.   Символ,  как  средство
   раскрытия  смысла,  обретения   истины,   уступил   место    ре-   алиям.
   Накапливаемый   практический   опыт   дал   толчок    познаватель-   ному
   мышлению. Развитие самостоятельного мышления привело к из-  менению     в
   14  –  16   столетиях   мировоззренческой   системы.   Общий  взгляд   на
   мироздание,  всеобщую  историю,  сменился   в   этот   период  конкретным
   взглядом на русскую  историю,  её   отдельные   события   и  остановился,
   наконец, на человеке.
       Смена мировоззренческих взглядов сказалась в творчестве писате-  лей
   и изографоф. Происходящие перемены особенно заметны в иконе.
       Постепенно, к  концу  16  века,   обратную   перспективу   вытесняет
   привычная для нас  линейная  перспектива.   Изограф   взглянул   на   мир
   глазами обыкновенного человека. В результате значительных  измене- ний  в
   мировоззрении, в  центре   внимания   литературы   оказался   чело-  век.
   Возник интерес к личности, к поступкам,  чувствам и мыслям   че-  ловека,
   отразившийся в исторической  литературе   и   возникновении   в  15  веке
   оригинальных бытовых  повестей.  В  произведениях   появилась  личностная
   оценка  писателя   происходящих   событий.   Наряду   с   офици-   альной
   государственной точкой зрения,  в  литературе  стал  проявляться  частный
   взгляд на историю и личности.
       Конечно, 16 век нельзя сравнивать  ещё  с  19  веком,  с   расцветом
   глубоко психологической русской прозы, но  всё  же   к   концу  16   века
   наметился существенный поворот  во взглядах  на  человека.  Причина  этих
   перемен – в  возросшем  интересе  к   знаниям.   В  14  –  16   столетиях
   переводится  разнообразная  средневековая  научная  литература,    разви-
   ваются ремёсла,  прикладные  знания.  Появился  значительный   интерес  к
   своему историческому прошлому. Появляется осознание неповтори- мости эпох
   и событий, ценности человеческой личности.
       Интерес к личности привёл к  усилению  и  обогащению  личностно-  го
   начала в литературе. Стали выражаться различные  мнения  по  по- воду тех
   или иных явлений русской жизни, всё более  отчётливо   стали  проявляться
   особенности индивидуального стиля писателя.
       Не  случайно  в  этот  период  появляются  первые   профессиональные
   писатели, которые  наряду  со  своей   основной   деятельностью   профес-
   сионально занимались и литературой. Так,  Киприан  был   митрополи-  том,
   Епифаний Премудрый – монахом, оба были авторами житий.
       Расширение    кругозора,    стремление    пополнить   географические
   знания способствовали появлению произведений о путешествиях.
       Конец 15 века и век 16 – это  расцвет  публицистики   в   древнерус-
   ской  литературе.  Впервые  появляется  вымысел  в  исторических   произ-
   ведениях.
       17 век внёс свои  значительные  коррективы  в  средневековые   пред-
   ставления Древней Руси, и сказываются они,  прежде   всего,   в   секуля-
   ризации  мировоззрения:  отделении  религиозного  начала  от    мирского.
   Появляются  новые  виды   литературы  –  драматургия   и    силлабическое
   стихотворство.
       Одна из важнейших  заслуг  17  века  в  развитии  литературы  –  от-
   крытие  характера. У  персонажей  лучших  светских  повестей 17 века  уже
   показано  сложное  переплетение  добрых   и   плохих   черт,    возникает
   представление   о  характере  и   его   формировании   под   воздействием
   обстоятельств и  влиянием  других   персонажей,   количество   которых  в
   повести  значительно  расширяется.  Повести  заняли  ведущее   место    в
   литературе 17 века.
       Литература подошла к новому периоду в своей истории.

                                   Средневековая живопись.
       Живопись – важное   средство   художественного   отражения   и   ис-
   толкования действительности, воздействия на мысли и чувства  зрите-  лей,
   обладает  существенным  социальным  содержанием   и    разнообраз-   ными
   идеологическими функциями.
       Развитие западноевропейской  живописи  тесно  связано с  научны-  ми
   открытиями и общим  расширением  кругозора.   Великие   географи-  ческие
   открытия, переворот  в  мировоззрении  людей,  связанный  с   сис-  темой
   Коперника, обогатили  сознание  людей. В  Голландии,  началь- ный  период
   развития натюрморта нашёл своё отражение в  творчестве Бальтазара ван дер
    Аста,  картины   которого   демонстрируют   радость   нового  постижения
   красоты природы. В  композициях  замечательных живописцев  Питера   Класа
   (1597 или 1598 – 1661)  и  Виллема  Класа  Хеды (ок. 1594  –  ок.  1680),
   изображённые  в  картинах   предметы   объе-  диняются,  важным  фактором
   становится  свет, падающий  на  предме- ты.
       Ощущение  вещественности   предметов,   их   жизненного    естества,
   умение извлекать из сочетаний  предметов   действенные,  характеризу-  ют
   творчество  замечательного  мастера  Франсуа  Рейкхалса,   оказавше-   го
   значительное влияние на двух  крупнейших  мастеров  голландской  живописи
   Абрахама ван  Бейерена  и  Виллема  Калфа.  Абрахам  ван  Бей-  ерен  был
   художником   страстного   кипучего   темперамента,   ищущим,  стремящимся
   передать в искусстве свою напряжённую жизнь.
       Крупнейшим мастером натюрморта является   фламандский   живо-  писец
   Франс Снейдерс (1579–1657). В  зрелый  период  своего  творчест-  ва   он
   создаёт  монументальные  декоративные  полотна,   в   которых  изображает
   груды битой дичи,  фруктов,  овощей,  цветов.  Мощь, изо-  билие природы,
   яркая, жизнеутверждающая сила  материи  прославля-  ются   Снейдерсом   в
   его многочисленных, огромных по  размеру  ком- позициях,  предназначенных
    для   украшения   дворцов   фламандских вельмож.
       Изображения отдельных  предметов,  несущие  в  себе   как   символи-
   ческое, так и чисто декоративное значение, мы видим во многих порт- ретах
   кисти  таких  итальянских  художников,  как  Венето,  Морони,  Лот-   то,
   Бронзино.
       Ростки испанского натюрморта можно найти  в  творчестве  Фран- сиско
   Сурбарана (1598 –1664). Его картина  «Детство  Богоматери»,  где    образ
   юной   Марии  трактован  столь  живо  и  лирично,    даёт    нам    яркое
   представление о том, как   испанский   художник   не   только   виртуозно
   передаёт фактуру и форму вещей, но и каждую из них  наделяет  боль-   шим
   духовным смыслом.
       К числу наиболее ярких  представителей  немецкого  искусства  17  в.
   принадлежит Георг Флегель, художник,  предметы  в  картинах   которо-  го
   обладают свойством вступать в непосредственный контакт  со  зри- телем.
       Говоря   о  живописи,  нельзя  не  упомянуть   Леонардо   да   Винчи
   (1452 –1519) -  итальянского  живописца,  скульптора,  архитектора,  учё-
   инженера. Сочетая  разработку   новых  средств  художественного  языка  с
   теоретическими обобщениями,  он  создал  образ  человека,  отвечаю-   щий
   гуманистическим   идеалам   Высокого   Возрождения.   Гуманисти-   ческий
   идеал  женской  красоты  воплощён  в  портрете  Моны   Лизы (Джоконда).
       Микеланджело  Буонарротти (1475 – 1564)  – итальянский скульп-  тор,
   живописец, архитектор,  поэт . Он  с наибольшей  силой  выразил   глубоко
   человечные,  полные  героического  пафоса идеалы Высокого  Возрождения, а
   так же трагические ощущения кризиса  гуманистичес-  кого миропонимания  в
   период  Позднего  Возрождения.   Монументаль-   ность,   пластичность   и
   драматизм образов, преклонение  перед  челове- ческой красотой  появились
   уже в ранних произведениях.
       К Великим  живописцам  средневековья  так   же   относятся   Рафаэль
   Санти  и  Рембрандт Харменс ван  Рейн.   Рафаэль   Санти   (1483  –1520)-
   итальянский  живописец  и  архитектор  –  с   классической   ясностью   и
   возвышенной  одухотворённостью  воплотил   жизнеутверждающие   иде-   алы
   Возрождения. Его  ранние  произведения проникнуты изяществом   и   мягким
   лиризмом.  Земное   бытие   человека,  гармонию   духовных  и  физических
   сил прославил в  росписях   комнат   Ватикана,   достигнув   безупречного
   чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства   фигур  и
   величественных архитектурных фонов. В портретах  создал   идеальный   тип
   человека   Возрождения.   Проектировал   собор   святого   Петра,  строил
   капеллу Киджи церкви Санта – Мария дель По- поло в  Риме.
       Рембрандт Харменс ван Рейн  (1606 – 69) –  голландский  живопи- сец,
   рисовальщик,   офортист.    Его    новаторское    искусство    отличается
   демократизмом  и   жизненностью   образов.  Сочетая   глубину    психоло-
   гической  характеристики   с   исключительным    мастерством    живописи,
   основанной на эффектах светотени, писал портреты, в т. ч.   групповые   и
   мифологические сцены. К 1660-м  годам  относятся  наиболее  слож- ные  по
   психологической структуре  религиозные  и  исторические   ком-   позиции.
   Широкая,     свободная       живопись       Рембрандта        приобретает
   пространственную глубину, светотень выступает как  средство  раскры-  тия
   психологических коллизий.

       Важнейший вклад в  развитие   средневековой   культуры   внёс   анг-
   лийский драматург и поэт Уильям  Шекспир  (1564 – 1616) – крупней-    ший
   гуманист эпохи Позднего Возрождения. В  творчестве   Шекспира  отразились
   социальные  противоречия,   предшествовавшие   Английс-   кой   революции
   17  века.  Ранние   пьесы   проникнуты   жизнеутверж-   дающим   началом:
   «Укрощение  строптивой», «Сон  в  летнюю ночь»,  «Ромео  и  Джульетта»  и
   т. д.  В  исторических   хрониках  запечатлён  кризис феодальной системы.
   Шекспировский канон включает  37  драм.   Глубокий   лиризм  и  поэтичная
   образность присущи как поэмам и «Со- нетам»,  так  и  драмам  (написанным
    преимущественно  белым  стих-  хом), отличающимся проникновенным знанием
   характеров и страстей. Масштаб событий  у Шекспира делает  личные   драмы
   героев   явлени-   ями   государственного   и   общественного   значения.
   Изображение харак- теров  во  всей  их  многогранности   и   движении   –
   важнейший  вклад Шекспира в развитие  человеческой культуры.
       Николай Коперник (1473 – 1543) – польский астроном,   совершив-  ший
   переворот  в  естествознании,  отказавшись от  принятого   в   тече-  ние
   многих  веков учении о центральном положении   Земли,  объяснив   видимые
   движения небесных светил вращением планеты вокруг оси  и  обращением   её
   вокруг Солнца.
       Галилео Галилей (1564 – 1642) – итальянский  учёный,  один  из   ос-
   нователей точного естествознания  –  всю  свою   жизнь   боролся   против
   схоластики, считая основой   познания   опыт.   Заложил   основы   совре-
   менной  механики,  построил  первый  телескоп.  Активно   защищал   гели-
   оцентрическую систему  мира  Коперника,  за  что  был   подвергнут   суду
   инквизиции.
       Надо сказать, что в средние  века   большинство   учёных   подверга-
   лось гонениям со  стороны   инквизиции  –  судебно  –  полицейского   уч-
   реждения для борьбы с ересями. Учёный, который опровергал  учения церкви,
    считался  еретиком  и  обычно   приговаривался   к   сожжению.  Примером
   тому может служить судьба итальянского  философа – пан-  теиста  и  поэта
   Джордано Бруно (1548 – 1600), выдвинувшего  концеп- цию о бесконечности и
   беслисленном множестве миров Вселенной.
       Работы Исаака Ньютона  (1643  –  1727)  –  английского   математика,
   механика,  астронома  и  физика  –  надолго   определили   пути  развития
   физики и математики. Значительная часть классической механики  на-  долго
   сохранилась в виде, созданном  Ньютоном.  Закон  всемирного  тя-  готения
   постепенно  осознавался  как   единый   принцип,    позволяющий   строить
   совершенную теорию движения небесных тел.  Созданный  им   матемачический
   анализ открыл новую эпоху в математике.

       Трудно представить, какой  была  бы  современная  жизнь  без  гениев
   средневековья, людей, которые  не  смотря   на   протесты   церкви,  про-
   возглашали свет  Высокой  культуры.  Об  этих  людях,  известных  нам  со
   школьной скамьи, можно написать очень много.



      Используемая литература: А. Н. Ужанков «Хрестоматия по древнерусской
литературе»
                                                                Анатолий
Томилин «Рассказы об электричестве»
                                                                «Советский
Энциклопедический словарь»
                                                                 М.
Шахнович  «Тайны Прометея»

«Энциклопедический словарь математика»
                                                                 Журнал
«Огонёк» 1987 года.
-----------------------
[pic]



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru