Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Дворец-усадьба Останкино

Работа из раздела: «История»

                     Учебно-воспитательный комплекс 1861


                         Мой любимый уголок Москвы -
                         дворец-усадьба 'Останкино'.
                        (реферат по 'Москововедению')


                                                      Ученица: Холодная Анна

                                                                Класс: 11”А”


                               Москва 2001 г.



Содержание

         Содержание    2
         Введение      3
         Исторический очерк 3
         Дворец-Театр  5
         На сцене дворцового театра    8
         Музей   9
         Заключение    11
         Список литературы. 13



Введение

   Среди  прославленных  подмосковных  усадеб  'Останкино'  занимает  особое
место, представляя одну из вершин русской  культуры  XVIII  столетия.  Эпоха
Просвещения призывала дворянство к служению  высоким  целям,  среди  которых
занятия науками и искусствами почитались равными  государственным  и  ратным
доблестям. Это вызвало к  жизни  появление  нового  типа  аристократического
особняка -  своего  рода  'дворца-храма',  'дворца-музея'.  Последовательнее
всего он был разработан в проектах архитектора  И.Старова,  одна  из  лучших
работ которого – 'Таврический  дворец'  -  величалась  'Русским  Пантеоном'.
Высшей точкой развития этого типа дворца стал  другой  'пантеон'  -  'Дворец
Искусств',  задуманный  графом  Н.  П.  Шереметевым  в  центре   Москвы   на
Никольской улице, но воплощенный лишь в Останкине.

   Этот уголок восемнадцатого века я полюбила с детства и посещала сначала с
родителями, а затем самостоятельно. Тихо шумящий лес успокаивает, а  парк  и
дворец,   объединенные   общей   гармоничностью,   доставляют   эстетическое
наслаждение. Несмотря на то, что Останкино находится далеко от  моего  дома,
в транспортном  отношении  оно  легко  доступно  и  хорошо  знакомо.  Именно
поэтому я и взяла эту тему.


      Исторический очерк

   Усадьба  'Останкино'  -  уникальный  по  сохранности   памятник   русской
архитектуры XVIII века, расположенный  в  северной  части  Москвы.  Когда-то
подмосковная, эта усадьба располагается теперь в 20 минутах езды  от  Кремля
и  привлекает  любителей  прекрасного  строгими  формами   классицистической
архитектуры, изысканной красотой  интерьеров  дворца  и  уединенной  тишиной
старинного парка.

    Ансамбль усадьбы складывался на протяжении нескольких  столетий.  Первые
сведения о дворце относятся к середине XVI века.

   Самый старый из ныне сохранившихся на  территории  усадьбы  памятников  –
'Церковь Живоначальной  Троицы'  конца  XVII  века  с  девятиярусным  резным
иконостасом. Два его нижних яруса относятся  ко  времени  постройки  церкви,
остальные - к  концу  XVIII  века.  Пятиглавый  храм  в  стиле  'московского
узорочья' возведен из красного кирпича, отделанного белым  резным  камнем  и
полихромными изразцами.

   'Церковь Живоначальной Троицы' строилась князьями Черкасскими, владевшими
усадьбой с первой четверти XVI по середину XVIII века.  Строительство  храма
с двумя его приделами продолжалось около 14 лет,  начиная  с  1678  года.  В
основном здание было закончено в 1683 году, и тогда же был освящен  северный
Тихвинский придел,  служивший  домовой  церковью;  южный  придел  Александра
Свирского освятили лишь в 1691 году, а центральную  часть  храма  -  в  1692
году. По обычаю тех  лет  внутренняя  отделка  церкви  и  резьба  иконостаса
отдавались в подряд другим мастерам уже  после  окончания  постройки  храма.
Этим  и  объясняются  большие  интервалы  между   концом   строительства   и
освящением церкви. Наибольшего  труда  потребовал  пышный  резной  иконостас
главного храма, поэтому центральная  часть  церкви  была  закончена  позднее
приделов.

   Церковь в Останкине представляет характерный  для  московского  зодчества
того  времени  тип  бесстолпного  храма,  перекрытого  сомкнутым  сводом   и
состоящго  из  трех  частей:  центральной  и  двух  небольших  приделов   по
сторонам. Это, в сущности три церкви:  большая  и  две  малые.  По  основной
форме объемов все три храма одинаковы.  Это  квадратные  призмы,  перекрытые
ступенями пышных “кокошников”, подводящих к пятиглавию над большим храмом  и
одноглавию над меньшими.

   Здание поставлено на высокий цокольный этаж -  подклет,  который  придает
ему при его изысканых пропорциях еще большую стройность и изящество. Так  же
как  и  наружные  крытые  лестницы  с  ползучими  арками  всходов,   подклет
воспроизводит основные  злементы  хором  XVII  века.  Первоначально  подклет
служил складским помещением, а в XIX веке в средней его части была  устроена
зимняя церковь.

   Обширная галерея-паперть с западной стороны служит объединяющим элементом
композиции. Каждая из трех частей имеет свой вход: скромные порталы ведут  в
боковые приделы а более пышные в центральную часть храма.

   Северное крыльцо сообщавшееся ранее с боярскими хоромами  предназначалось
для хозяев усадьбы. Оно перекрыто обычной для московского зодчества  кровлей
на прямой скат. Южное крыльцо, имеющее характерную для  хором  и  деревянных
храмов форму в виде двух всходов с площадкой – рундуком,  в 1878  году  было
перекрыто вместо прежней двухскатной кровли  шатром,  завершаемым  флюгером.
Западное крыло предназначавшееся для духовенства было при  реставрации  1833
и 1878 годов перестроено: над ним возвышается теперь шатровая колокольня.

   Первоначально у  церкви  колокольни  не  было.  На  ее  месте  находилась
небольшая звонница, аналогичная звоннице церкви в селе Тайнинском.  Об  этом
свидетельствует сохранившийся внутри здания старый  каменный  резной  декор,
некогда украшавший всю часть западного  фасада.  Колокольня  была  построена
лишь в 1832 году по проекту крепостного архитектора  Прахаева.  В  то  время
она завершалась  шпилем,  характерным  для  построек,  выполненных  в  стиле
“ампир”. Однако до нас она дошла уже в том виде, какой придал ей  архитектор
Султанов, перестроивший колокольню в 1878 году.

     Переделки,  осуществлявшиеся  в  30-х   годах   ХIХ   века   крепостным
архитектором Прахаевым и в 1877 - 1878 гг. архитектором Султановым, в  целом
не изменили  первоначального  вида  Останкинской  церкви,  и  она  по  праву
считается одним из лучших и типичных памятников московского  зодчества  XVII
века.

    При Черкасских Останкино представляло собой богатую княжескую резиденцию
с красивым храмом, большим барским домом и обширным садом.  Усадьба  была  в
то время  столь  хороша  и  благоустроена,  что  здесь  четыре  раза  подряд
принимали императрицу Елизавету Петровну.

    Существующий ныне Останкинский дворец построен одним из самых богатых  и
знатных людей  своего  времени  графом  Николаем  Петровичем  Шереметевым  в
последнее десятилетие XVIII века. В  род  Шереметевых  Останкино  перешло  в
1743 году в числе приданного за его матерью, урожденной княжной  Черкасской.
Родители  Николая  Петровича  в  качестве  подмосковной  резиденции  избрали
Кусково и  потому  до  конца  XVIII  века  Останкино  имело  преимущественно
хозяйственное значение. Тем не менее, над проектом этого  необычного  дворца
работали известные русские архитекторы  Ф.Кампорези,  В.Бренна  и  И.Старов.
Воплощали  его  крепостные  архитекторы  графа  -  А.Миронов  и   П.Аргунов.
Строительство длилось с 1792 по 1798 гг. Выстроен дворец целиком из  дерева,
но оштукатуренные стены его кажутся каменными.


      Дворец-Театр

   Переломным моментом в истории дворца стало строительство здания театра  -
решение, не имеющее аналогов в истории европейской архитектуры.  'Намерен  в
Останкине я строить театр...' -  объявил  граф  Николай  Петрович  Шереметев
своему управителю 13 февраля 1790 года. Эта  дата  считается  днём  рождения
дворцового театра.

   В  отличие  от  большинства  представителей   просвещенного   российского
дворянства того времени,  склонность  к  модной  тогда  забаве  -  театру  у
Н.П.Шереметева превратилась  из  увлечения  в  дело  всей  его  жизни.  Имея
прекрасно  подготовленную  труппу  с  обширным   репертуаром   и   несколько
театральных  помещений,  Шереметев  задумал  уникальный  для  России  проект
летней увеселительной резиденции.  В  духе  эпохи  Просвещения,  склонной  к
идеям общности культур и единства цивилизации, Останкино должно  было  стать
Пантеоном искусств, дворцом, в котором царит театр.

   Первый  проект  'Вид  на  Сцену  Останкинского   театра',   разработанный
крепостным архитектором А.Ф.Мироновым, был усовершенствован  русским  зодчим
И.  Е.  Старовым,  принимавшим,  наряду  с   Ф.Кампорези,   В.   Бренной   и
П.Аргуновым,  активное  участие  в  проектировании   Останкинского   дворца.
Строительные работы начались в январе 1791 года и к весне Н.П.Шереметев  уже
имел новую сцену. Его главенствующее положение - конкретно,  в  Останкинском
дворце  и,  символически,  в  иерархии   искусств   эпохи   Просвещения,   -
подчеркивается средствами архитектуры. Три  торжественных  портика  главного
корпуса  подняты  на  высокий  рустованный  цоколь.  Центральный  портик   -
шестиколонный, коринфского ордера, увенчан фронтоном, а, главное, -  высоким
видимым издалека бельведером. Стены дворца окрашены в 'цвет  утренней  зари'
- аполлонов цвет. На  этом  фоне  легко  читаются  стройные  белые  колонны,
лепные  барельефы  работы  Ф.Гордеева  и   круглая   скульптура   в   нишах,
объединенные сюжетами танцев и веселья.

   Театральный  зал  в  Останкине  был  спроектирован  по  образцам   лучших
европейских театров XVIII века. Зрительный зал в форме  подковы  обеспечивал
хорошую видимость со всех мест и превосходную акустику.  Небольшой,  уютный,
оформленный в голубых и розовых тонах, он  мог  вместить  до  250  зрителей.
Сцена получила в глубину 22 метра (при ширине 17м) и стала  одной  из  самых
больших в России того времени.  Ее  обслуживали  нижнее  машинное  отделение
(трюм) и верхнее, двухъярусное, частично сохранившее  свое  оборудование  до
наших дней.

   Строительные  работы  продолжались  в  несколько  этапов.  В  результате,
пристроенное  к  деревянному  зданию  театра  фойе  бельэтажа,   симметрично
расположенные 'Итальянский' и 'Египетский' павильоны и галереи составили  П-
образный в плане  ансамбль.  Разновысокие  объемы  оживляют,  но  не  лишают
классицистической строгости его композицию, не нарушенную и  после  разборки
в 1830-е гг. 'Старых хором' и 'Гостиного флигеля'.

   Принципиальная новизна замысла Шереметева заключались не  только  в  том,
что театр занимал во дворце центральное место.  Влияние  идей  театральности
ощущались во всем: в ориентации генеральной оси усадьбы на Кремль, в  выборе
главной  видовой  точки  на  дальнем  берегу  пруда  со  стороны  Москвы,  в
оформлении  парадного  двора,  напоминавшего  сценическое   пространство   в
окружении флигелей-кулис, в постепенном развертывании интерьеров,  сменяющих
друг друга как картины  в  спектакле,  в  выборе  активных  ярких  цветов  и
изобилия зеркал и позолоты в интерьерах  строго  классицистического  на  вид
здания, в соседстве подлинной роскоши с бутафорией, в реальной и  иллюзорной
трансформации  пространства.  Кроме  того,  наполненные  высококачественными
произведениями искусства, образующими галереи живописи, графики,  скульптуры
и  т.п.,  парадные  залы  дворца,  помимо  фойе,  становились   своеобразным
протомузеем.

   К театральному залу из Вестибюля ведут  два  пути.  Левые  сенцы  вводили
гостей в нижнее фойе - фойе партера. Оно  занимало  западное  крыло  дворца,
главную  часть  которого  составлял  'Итальянский   павильон'.   Гармоничное
соединение в планировке  павильона  парадности  и  уединенности  очаровывало
гостей, а обилие мраморной скульптуры на  изысканном  голубовато-зеленоватом
фоне стен напоминало о парке.

    Через Правые сенцы гости поднимались в верхнее фойе. Сменяя  друг  друга
залы  его  образуют  анфиладу  бельэтажа,  в  которой   контрастные   цвета,
чередование  объемов,  игра  света   и   тени,   многочисленные   'кунштюки'
представляют   гостям   'новый   вкус'   хозяина   дворца    -    самобытную
театрализованную версию интерьера классицизма. Заканчивается фойе  Картинной
галереей, яркие образы сюжетной живописи в  которой  предваряли  красочность
театральных постановок.

   Обращение классицистической архитектуры к  античным  формам  и  образному
языку древности,  как  и  всякое  подобное  повторение,  имеет  сценический,
декорационный оттенок, перекликающийся  с  характером  дворца.  Идее  'храма
искусств' соответствует оформление интерьеров дворца в  'новом  вкусе',  как
назвал   Н.   П.   Шереметев   воплощенную    в    Останкине    оригинальную
театрализованную версию классицизма. Она построена на театральных  по  своей
природе  контрастах:  цвета  и   света,   обилия   позолоты,   разнообразных
светильников,  роскоши   предметов   убранства,   применения   бутафории   в
оформлении.   Оригинальной   особенностью   Останкинского    театра    стала
возможность его быстрой трансформации в бальный зал, 'воксал'.

   Парадные залы, ставшие в этом дворце одновременно и театральным  фойе,  и
галереями живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного  искусства,
разнообразием впечатлений готовили к восприятию спектакля.


      На сцене дворцового театра

   Останкинская сцена стала самой большой из имевшихся  у  Н.П.Шереметева  и
позволяла   ставить   современные   оперы   западноевропейских   и   русских
композиторов,  изобиловавшие  массовыми  действиями,   быстрыми   переменами
декораций и разнообразными эффектами.

   Торжественное открытие театра состоялось 22 июля 1795 года.  Представляли
лирическую  драму  'Зельмира  и   Смелон,   или   Взятие   Измаила'.   Автор
стихотворного текста Павел Потемкин, писатель  и  генерал-аншеф,  героически
проявил себя в штурме твердыни. Музыка, к сожалению,  до  нас  не  дошедшая,
принадлежала известному композитору Осипу Козловскому. Большую часть  гостей
составляли участники взятия крепости. Декорации быстро сменяли одна  другую.
Особенно впечатляюще была поставлена сцена штурма Измаила: под грохот  пушек
и сверкание молний стены крепости рушились на глазах у пораженных зрителей.

   На останкинской сцене выступала прославленная  крепостная  труппа  графов
Шереметевых. Роль полковника российского  войска  Смелона  исполнял  ведущий
актер Петр Смагин. Партию красавицы турчанки Зельмиры - Прасковья  Ковалева,
по сцене  Жемчугова,  крепостная  актриса,  лучшая  певица  труппы,  ставшая
впоследствии  графиней  Шереметевой.  В  массовых  действиях  до  семидесяти
актеров  заполняли  сцену.  Постановка  стала  ярким   зрелищем,   подлинным
праздником для ума, зрения и слуха. В восторженном стихотворном  отклике  на
премьеру  неизвестный  автор  благодарил  Н.П.Шереметева,  который,  по  его
словам, 'всю славу россиян умел изобразить' и  'победителей  заставил  слезы
лить'.

   Следующая серия спектаклей  состоялась  в  Останкине  весной  1797  года.
Принимали императора Павла I и.  чуть  позже,  польского  короля  Станислава
Августа  Понятовского.  Гостям  показывали  комическую   оперу   знаменитого
французского  композитора  А.Э.Гретри  'Сомнитские  браки'  с  Жемчуговой  в
главной роли.

   Во время приемов, проходивших в Останкине, после спектакля в том же  зале
давался бал, а затем следовал ужин в 'Египетском павильоне'. Он  выстроен  в
форме атриума и классицистические традиции оформления интерьеров  отразились
в нем наиболее полно. 'Должен  рассказать  тебе  о  доме  графа  Шереметева,
который третьего дня дал  праздник  королю  польскому  и  избранной  публике
человек  в  пятьсот.  Ни  один  немецкий  владетель,  едва  ли  кто-либо  из
курфюрстов имеет что-либо подобное... В нижнем этаже  все  блестит  золотом,
мраморами, статуями, вазами. Можно  бы  подумать,  что  этим  ограничиваются
владения хозяина, но поднимешься в бельэтаж и удивишься при виде нового,  не
менее королевского великолепия. Большой прекрасный  театр.  Труппа,  актеры,
танцовщики, капелла - все принадлежность хозяина', - записал очевидец.

   Высокий профессионализм труппы, насчитывавшей до 200  актеров,  певцов  и
музыкантов, позволял ей успешно соперничать с императорским  театром.  Более
сотни  опер,   комедий,   балетов   составлял   ее   репертуар,   включавший
произведения французских и  итальянских  композиторов  -  Гретри,  Монсиньи,
Паизиелло,  Пиччини,   русские   комические   оперы   Фомина,   Козловского,
Пашкевича.

   Расцвет Останкина был ярок, но краток. В 1801 году в Останкине  состоялся
последний при жизни Н.П.Шереметева праздник в  честь  императора  Александра
I. Вскоре труппа была распущена, а усадьба  надолго  оставлена  владельцами.
Шереметевы, владевшие  Останкиным  до  1917  года,  деятельности  театра  не
возобновляли. Не произошло это и в  1918  году,  когда  Останкинский  дворец
стал музеем. Театр продолжал  безмолвствовать.  Только  в  1988  году  вновь
начались   спектакли:   музей   приступил   к   восстановлению    репертуара
Шереметевского театра.


      Музей

   В Останкине театрализованный мир 'дворца искусств' гармонично сочетался с
образом усадьбы, каждая из  которых  по  правилам  эпохи  моделировала  свой
обособленный, во многом условный, идеальный мир. Отражением этого мира  стал
Останкинский музей.

   Музей обладает разнообразными коллекциями, в которые входят как предметы,
принадлежавшие владельцам Останкина - графам  Шереметевым,  так  и  те,  что
были собраны после 1918 года, когда дворец был национализирован и  превращен
в музей. Особую ценность  представляют  коллекции  тех  предметов  убранства
интерьера, что бытовали в Останкине со времени его создания.  Крупнейшая  из
них - собрание золоченой и наборной мебели XVIII-первой  половины  XIX  века
русского и западноевропейского производства.  Это  разнообразнейших  форм  и
типов курильницы, торшеры, геридоны,  настенные  украшения,  панно,  мебель,
выполненные часто специально для Останкина.

    Значительную часть коллекции составляют работы резчика П.Споля,  изделия
которого отличает богатство фантазии и  тщательность  отделки.  Из  музейных
собраний осветительных приборов конца XVIII века, связанных с  определенными
усадебными интерьерами того времени, Останкинское по полноте и  разнообразию
является единственным в стране. Из первоначального  убранства  дворца  около
двухсот  торшеров,  бра,  подсвечников,  канделябров,  жирандолей,  фонарей,
люстр в основном русской  и  французской  работы  сохранилось  к  настоящему
времени.

   В музее также сложилась интересная коллекция русского портрета  XVIII-XIX
веков,  в  которой  представлены   работы   Ивана   и   Николая   Аргуновых,
Д.Левицкого, редкие полотна малоизвестных художников Горбунова, Парменова  и
др. В коллекции графики и  миниатюры  XVIII-XIX  веков  входят  произведения
лучших российских и иностранных художников.

     Дворцовая  скульптура  представлена  в  большинстве  своем   мраморными
копиями, выполненными в XVIII веке в Италии с античных оригиналов.  В  конце
XVIII века во дворце было выставлено и тридцать подлинных  антиков.  Из  них
до наших дней дошло только пять. Помимо антиков  украшают  интерьеры  работы
западно-европейских скульпторов Кановы, Лемуана, Буазо, Трискорни и  большое
количество разнообразных по  форме  и  размерам  мраморных,  алебастровых  и
бронзовых ваз.

   Хорошо подобранное собрание русского, европейского и восточного  фарфора,
начало которому  было  положено  еще  при  фельдмаршале  Борисе  Шереметеве,
содержит редкие образцы ранних изделий. Это в  первую  очередь  относится  к
изделиям  Мейсенской  мануфактуры.  Интересен  ранний  фарфор   производства
Севрской, Венской мануфактур, английских заводов Дерби,  Веджвуда,  Лонгтон-
холла   и   немецких   заводов   Тюрингии.   Обширную    группу    керамики,
коллекционирование которой началось  еще  князьями  Черкасскими,  составляют
редчайшие изделия японского и китайского фарфора XVI-XVIII веков.

   Коллекция русских и западноевропейских вееров XVII-ХХ  веков  основана  в
1958 году известным коллекционером Ф.Е.Вишневским и с  тех  пор  значительно
расширилась, превратившись в одну из крупнейших  в  стране  и  ценнейших  по
составу. Основную ее часть составляют веера и опахала, созданные  во  второй
половине XVIII века - времени наивысшего расцвета веерного искусства.

   В  музее  хранится  обширная  коллекция  подлинных   чертежей,   обмерных
рисунков, проектов XVIII века, связанных с проектированием и  строительством
дворца в Останкине. Наряду с  усадебным  архивом  и  библиотекой,  часть  из
которой составляют книги Шереметевского  собрания,  эти  материалы  наглядно
демонстрируют  историю  появления  уникального  замысла,  процесс  проектно-
строительных работ,  позволяют  вести  обширные  реставрационные  работы  не
только во дворце, но и в парке.

   Начало Останкинскому парку было  положено  еще  в  середине  XVIII  века.
Окончательно  он  сформировался  на  рубеже  XVIII-XIX  вв.  и  состоял   из
Увеселительного  и  Прибавочного  садов.  Территория  Увеселительного   сада
примыкала к дворцу  и  включала  в  себя  несколько  гармонично  соединенных
элементов ландшафтной архитектуры: регулярную часть с  двумя  восьмилучевыми
аллеями,  партер,  некогда  опоясанный  аллеями  'Берсо',   насыпную   горку
'Парнас', несохранившиеся ныне 'Собственный садик' и кедровую рощу, а  также
несколько участков в модном тогда  'английском',  т.е.  пейзажном  стиле.  В
этом же стиле был спланирован и обширный  'Прибавочный  сад'  с  несколькими
живописными прудами. Немногочисленные парковые строения  до  наших  дней  не
сохранились, но имеющиеся  чертежи  позволяют  восстановить  их  в  процессе
реставрации 'Увеселительного сада'.

   Сегодня музей ведет активную выставочную  работу,  представляя  временные
выставки из своих фондов как во дворце, так и за его пределами: в  последние
годы ведущиеся реставрационные  работы  позволили  открыть  для  посетителей
театр, часть парадных залов и парк.


      Заключение

   Я надеюсь на то, что  ведущаяся  реставрация  вернет  деревянному  дворцу
былую крепость, актеры вновь будут выходить на сцену, и дух театра оживет  в
этих стенах единственного в России и  одного  из  немногих  сохранившихся  в
Европе театрального здания ХVIII века. Ведь, в настоящее время  Останкино  -
единственный в России театр XVIII века, сохранивший сцену,  зрительный  зал,
гримёрные комнаты  и  часть  механизмов  машинного  отделения.  Великолепные
акустические  свойства  этого  театра,  о  которых   специально   заботились
архитекторы и строители, делают его  лучшим  по  акустике  залом  Москвы,  а
окружающие театр парадные залы не имеют себе  равных  в  России  по  степени
сохранности  богатого  резного  декора  и  золоченой  мебели   XVIII   века,
наборного паркета, дошедшего до нас практически  в  первозданном  состоянии.
Бесценные собрания осветительных приборов, скульптуры, мебели,  составляющие
убранство дворца, размещены на своих первоначальных местах. Дворец  почти  в
полной мере сохранил первоначальный вид своеобразно  решенных  интерьеров  в
комплексе с подлинными предметами убранства и редкими по красоте и  качеству
коллекциями (осветительных, живописи, скульптуры, фарфора).



Список литературы.

   1. К. Соловьев. 'Прикладное декоративное искусство 17-18 века'.

   2. М. Ильин, Т. Моисеева. 'Москва и Подмосковье'.

   3. И. Кондратьев. “Седая старина Москвы”

   4. Ю. Александров. “Москва - диалог путеводителей”.

   5. В. Рапопорт и др. 'Кусково, Останкино, Архангельское'


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru