Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Образ женщины в творчестве Г. Климта

Работа из раздела: «Искусство и культура»


                       Творческая работа по спецкурсу:
                  'История мировой художественной культуры'



               На тему: 'Образ женщины в творчестве Г. Климта'
                   студентки 201-р группы Тиуновой Ольги.

                 Образ женщины в творчестве Густава Климта.

                               Ты - женщина, ты - книга между книг,
                               Ты - свернутый, запечатленный свиток;
                               В его строках и дум, и слов избыток,
                               В его листах безумен каждый миг.
                                                                 В.Я. Брюсов
   Климт пишет  на  рубеже  веков.  В  искусстве  того  времени  происходят
значительные   изменения:   появляется   стиль   модерн.   Он   стремительно
завоевывает все виды искусства, в том числе и живопись.
   Изобразительное искусство переломной эпохи ищет не только  новые  формы,
но   и   содержание.   Появляется   новый   взгляд   на   мир,    окружающую
действительность и на  личность.  Своеобразное  преломление  образа  женщины
двадцатого столетия нашло отражение в творчестве Климта.  Художник  пытается
не только изобразить современную женщину, но  и  найти  свой  идеал.  Отсюда
возникает  серия   блистательных   портретов,   образ   'роковой   женщины',
постоянная смена стиля и поиск чего-то нового. Одна из ранних работ  мастера
Любовь(1895). Черты девушки и ее возлюбленного размыты. На  лице  -  экстаз.
Но на втором плане парят зловещие тени - образы смерти, старости, детства  и
сладострастия.  Это   разрушает   кажущуюся   близость   возлюбленных,   что
подчеркивается контрастностью одежды; то  есть  с  самого  начала  ставиться
попытка осознать роль и совместимость женского  и  мужского  начала  в  этом
мире.
   В это время Климт пишет и портреты. Портрет  Сони  Книпс(1898),  который
кажется на первый взгляд шаблонным, на самом деле индивидуален.  С  одной  -
стороны легкость и невинность, которую придают портрету нежно-розовые  тона,
но  с  другой  -  тревожность   и   задумчивость,   которая   чуть   заметно
прослеживается,  открывает  галерею  климтовских  портретов,  которым  будут
присущи эти черты.
   Если Соня Книпс - реальная девушка, то картина Русалки(1899) символична.
Русалки  -  это  обобщенный   образ   'роковой   женщины'.   По   преданиям,
обворожительные русалки ночью заманивали запоздалых путников и  увлекали  их
за собой на дно. Для Климта главное - не точная передача  облика  русалки  -
девушки с рыбьим хвостом - ему важно отразить ее  суть:  он  облекает  ее  в
оболочку зародыша рыбы, оставляя только лицо,  которое  сначала  пугает,  но
постепенно притягивает и засасывает в бездну, в никуда.
   По смыслу и сюжету Русалкам  близка  Золотая  рыбка(1901-02).  По  лицам
девушек скользит сладостная истома; одна из них зловеще улыбается.  Но,  мне
кажется, их роль меняется  -  не  они  выполняют  желания,  а  их  выполняют
одурманенные  и  опьяненные  ими  мужчины.   Зловещая   улыбка   рыжеволосой
обольстительницы подчеркивает разрушительную силу 'рыбок'.
   Тему  'роковой  женщины'  продолжает  картина  Юдифь  и   Олоферн(1901).
Художник дважды использует этот сюжет и трактует его  по-разному.  В  данном
варианте  Юдифь  испытывает  чувственную  удовлетворенность,  держа  в  руке
отрубленную голову Олоферна. Автор этим показывает ту  разрушительную  силу,
которой наделена 'роковая женщина'. В 1909 году Климт пишет  ЮдифьII  ,  где
происходит окончательная трансформация образа. Она  -  губительница  мужчин.
Безжизненный взгляд Юдифь устремлен вдаль. Невозможно понять, ради чего  это
было сделано. Автор показывает, что  от  'роковой  женщины'  исходит  мощная
губительная сила. В ней заключен поток отрицательной энергии, то есть  Юдифь
превращается в Саломею:
                               Иль, может быть, в дыму кадильниц рея
                               И вскрикивая в грохоте тимпана,
                               Из мрака будущего Саломея
                               Кичилась головой Иоканаана.
                                                          Н. Гумилев (Юдифь)

   Если Юдифь I испытывала экстаз от содеянного, то ЮдифьII -  это  ледяная
статуя,  неспособная  на  чувства.  Это  воплощение  всеобщего,   неимеющего
начала, конца и цели, зла.
   От исчадий ада, стихийных  разрушительниц  несколько  отличаются  образы
женщин  с  портретов.  Одним  из  самых  ослепительных  портретов  считается
Портрет Эмилии  Флеге.(1902)  Я  бы  назвала  его  воплощением  климтовского
идеала - уверенная  в  себе,  немного  самовлюбленная,  но  в  то  же  время
очаровательная и милая,  она  потрясает  своей  глубиной.  Орнамент  заднего
плана создает иллюзию парящего шарфика, что придает Эмилии некую легкость  и
неуловимость; но общие тона - от  светло-зеленого  до  темно-синего  создают
ощущение реальности.
   Иным содержанием наполнен Портрет Хермины Галлиа(1903-04).  Несмотря  на
бледный,  немного  размытый  цвет  платья,  этот  портрет  более   реальный,
приглушенный. По лицу скользит усталость и озабоченность. Я думаю,  что  это
отражение авторского настроения - скорби о прошлом и поиске нового.
   Попытка осознания женской сущности отражена на полотне Водяные змеи(1904-
07). Две сплетенные девушки представляют собой единое целое, куда нет  входа
мужчине. Они кружат в бесконечном потоке сознания автора.  Лицо  рыжеволосой
девушки  выражает  спокойствие  и  чувство  гармонии,  нежели  экстаз.   Эта
картина, скорее всего, говорит о состоянии души автора. Он  следует  мудрому
изречению Шиллера (надпись на картине Обнаженная истина(1899)):  'Твои  дела
и твое искусство не могут нравиться всем: делай,  что  считаешь  правильным,
для блага немногих. Нравиться слишком многим - плохо'. Женщины этого  сюжета
-  отражение  скрытого,  бессознательного,  сексуального   желания   мужчины
(фрейдовского Оно). А сплетение женских тел говорит  об  их  загадочности  и
непознанности.
   Вызывающим и  интересным  взглядом,  отражающим  суть  женской  природы,
является картина Три возраста женщины(1905).  Орнамент  картины  с  черными,
заслоняющими его квадратными вставками в верхних углах говорит  о  неполноте
бытия  всей  слабой  половине  человечества.  Девочка  прижимается  к  груди
матери. Их обнаженные тела полны жизни и свежести, они  резко  контрастируют
с образом старухи, с желтым высохшим телом и  отвратительными  изъянами.  Ее
лицо, в отличие от женщины и ребенка, отвернуто от зрителя.  Бесцельность  и
ненужность - это атрибуты старости. Поэтому Климт 'оставляет'  этот  возраст
и старается воспеть красоту цветущей женщины. Он использует  для  этого  всю
гамму золотого цвета.  Портрет  Адели  Блох-Бауэр(1907)  -  это  апогей  его
творчества. Великолепная Адели на золотом фоне  кажется  еще  ослепительнее.
Но  ее  обеспокоенный  взгляд  говорит  о  ее  несвободе  (это  подчеркивает
орнамент на платье в форме глаз). Она - птица в золотой клетке.  Этим  автор
еще раз подчеркивает ограниченность женских возможностей.
   Но если женщина, несмотря на магнетизм, красоту и роковую  страсть,  все
же слаба и не всесильна, а мужчина - игрушка в  ее  руках,  то  почему  этот
хаотичный мир не разрушился? Ответ на вопрос Климт дает  в  самом  известном
творении  -  Поцелуе(1907-08).  Если   раньше   мужчина   отсутствовал   или
представлял   собой   отрицательный   заряд:   нечто    контрастирующее    и
несовместимое с  женским  началом,  то  теперь  автор  показывает  гармонию,
слияние двух противоположностей. Мужчина  и  женщина  слиты  воедино,  между
ними трудно провести грань, хотя орнамент женского одеяния  контрастирует  с
мужским, общий фон подчеркивает их единство. Это не только физическая, но  и
духовная близость двух людей, которые способны противостоять  злу,  порождая
добро, любовь и новую жизнь.
   В это же время художник пытается понять и  осмыслить  поведение  женщины
современной эпохи. Эту проблему затрагивает работа под названием  Женщина  в
шляпе и боа из перьев(1909). Автор сознательно не дает ей  имени,  показывая
тем  самым  обобщенность  черт,  за  которыми  скрываются  намеки  на   всех
современных  женщин  в  целом.  Его  Незнакомка  очаровательна.   Незнакомку
Крамского можно назвать строгой и высокомерной, а климтовскую  -  манящей  и
притягивающей к себе  взоры,  как  магнит.  Она  напоминает  мне  Незнакомку
Блока:
                                   И веют древними поверьями
                                   Ее упругие шелка,
                                   И шляпа с траурными перьями,
                                   И в кольцах узкая рука.
                                                      (А. Блок 'Незнакомка')
   Но, несмотря на загадочность и обворожительность, она  безнравственна  -
душа ее пуста. Автор понимает, что женщины такого  типа  под  очаровательной
внешностью прячут продажность  и  развращенность.  Этой  же  проблеме  автор
отводит внимание в картине Дева(1913), где рассматривает  вместе  с  гибелью
юности и гибель нравственных ценностей. Женщины сплетены в клубок со  спящей
в  центре   девушкой.   Они   испытывают   различные   стадии   сексуального
переживания:  от  возбуждения  до  пресыщения.  В  этом  плане  Дева   резко
отличается от них. Она еще чиста  и  целомудренна,  но  клубок  начинает  ее
засасывать ( об этом говорит орнамент в форме  спирали),  то  есть  художник
показывает, что она станет такой же безликой  и  лишенной  индивидуальности,
как и остальные женщины. И он питает симпатию ни  к  ним,  а  к  женщинам  с
богатым и высоко духовным  внутренним  миром.  Доказательством  этого  может
служить  портрет  Адели  Блох-БауэрII(1912).  Этот  портрет,  в  отличие  от
первого, более теплый. Взгляд Адели рассеянный,  блуждающий;  положение  рук
говорит о ее нерешительности. Она кого-то ищет.  Это  уже  не  ослепительная
женщина - красота ее более реальная, приглушенная. Но Климта она  привлекает
своей внутренней красотой, достоинствами и искренностью переживаний.
   Очень близок по  тематике  этому  портрету  Портрет  баронессы  Элизабет
Бахофен(1914). Живой ясный взгляд  говорит  о  ее  богатстве  и  красочности
личности, что более точно подчеркивает изысканный японский орнамент.
   К поздним портретам Климта относятся Портрет Иоганны  Штауде(1917-18)  и
Портрет Амалии Цукеркандаль(1917-18). Лица женщин отличаются серьезностью  и
озабоченностью.  Это,  несомненно,  отражение  состояния  души  автора.   Он
прекрасно понимал, что женский идеал живет лишь в  его  подсознании,  в  его
внутреннем мире. И каким бы своеобразным и изысканным этот мир  не  был,  он
никогда не сможет воплотиться в реальности. Реальность,  по  Климту,  -  это
хаос, антиценность, которая крушит все мечты и надежды.
   Художник  умирает  внезапно  в  1918  году,  так  и  не  примирившись  с
действительностью. Отсюда трагизм и пессимизм его последних работ.  Об  этом
говорит одна из последних работ (незаконченная) - Адам  и  Ева(1917-18).  На
первый план автор помещает  Еву,  она  'прикрывает'  собой  Адама.  Ее  лицо
задумчиво-искусительное, а его - изнеможденное.  Я  думаю,  что  этим  Климт
показывает,  что  женщине  в  мире  отводится  главенствующая  роль  -   она
порождает и губит, манит и отталкивает. Она - парадокс. Мужчина  оказывается
игрушкой или орудием в ее руках, он осознает это, но не может  противостоять
женскому началу. Но Ева не  всесильна  -  она  слаба,  поэтому  и  поддается
искушению змия, что  приводит  к  разрушению  мира  гармонии.  А  женщина  и
мужчина  обречены  на  вечное  скитание  в   мире   хаоса,   несовершенства,
дисгармонии.

ref.by 2006—2024
contextus@mail.ru