Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Татарстан в период перестройки

Работа из раздела: «Государство и право»
       Татарстан в период перестройки. Попытки первых реформ.
       Период 1985-1991гг.  вошел  в  отечественную  историю  под  названием
«перестройка». Этот этап может быть сравнен с наиболее  крутыми  переходными
эпохами. Перестройка 1985-1991 годов,  которая  замышлялась  как  обновление
социализма, придание  ему  демократического,  гуманного  облика,  обернулась
сменой общественно-политического строя, распадом СССР.
       К середине 80-х годов экономика страны столкнулась с рядом  серьезных
трудностей. Все явственнее становилось  стратегическое  отставание  СССР  от
индустриально развитых государств. К этому времени он по  уровню  социально-
экономического развития занимал 23 место в мире.
       С апреля 1985  года  начался  первый  этап  реформ.  Основная  задача
виделась в том,  чтобы  преодолеть  снижение  темпов  экономического  роста,
отставание отечественного  машиностроения  и  в  короткий  срок  вывести  на
мировой уровень советскую экономику, которая должна была приобрести  большую
социальную направленность. В целом упор делался  на  традиционные  командно-
административные   методы,   частично   уже    апробированные    в    период
кратковременного правления Ю.В.Андропова.
       В соответствии с изменившемся экономическим курсом в  республике  был
разработан ряд целевых комплексных программ, в  том  числе  «Интенсификация-
90»,  «Качество»,  «Труд».  Они   предусматривали   ускоренное   техническое
перевооружение  многих  отраслей   материального   производства,   внедрение
современных  технологий,  гибких   производственных   систем,   рациональное
использование   имевшегося   производственного,   научного    и    трудового
потенциала.
       Одной из последних попыток решения стоявших  перед  экономикой  задач
административными методами было введение госприемки. Госприемка вводилась  с
1  января  1987  года,  чему  предшествовал   эксперимент,   проведенный   в
предыдущем году на 19 предприятиях страны. Эта новая служба,  состоявшая  из
независимых от руководства предприятий-контроллеров, должна была  обеспечить
улучшение качества продукции. В действительности же  реальные  экономические
рычаги  оставались  в  руках  министерств,  и  госприемка   лишь   усложнила
бюрократическо-управленческую структуру.  Коллективы  предприятий  Татарской
республики одними из первых обратились с требованием отменить госприемку.  В
1990 г. она и была отменена.
       Подключению к экономическим преобразованиям  «человеческого  фактора»
призван был способствовать Закон о  трудовых  коллективах.  Он  наделял  эти
коллективы правом выбора руководящих  работников,  регулирования  заработной
платы и определения цены выпускаемой продукции.
       Реформы первого этапа не прошли бесследно. Так,  в  1986  году  объем
промышленного  производства  в  целом  по  республике  увеличился   на   4,3
процента, производительность труда возросла на 4,1 процента, превысив в  1,4
раза плановые наметки. В машиностроении темп роста составил 8,3 процента.
       Но  главные  экономические  проблемы  не  находили  разрешения.  Были
сорваны  планы  1986  года  по  автоматизации  производственных   процессов,
внедрению  прогрессивной  технологии.  Практически   никаких   изменений   в
использовании оборудования, повышении его сменности не произошло  на  многих
предприятиях  машиностроения.  Каждое  четвертое  предприятие  не  выполнило
планов реализации с учетом договорных  обязательств,  каждое  девятое  –  по
росту производительности труда, каждое десятое – по  снижению  себестоимости
продукции.  Из-за  несоответствия  требованиям  ГОСТов  были  лишены   Знака
качества 46 изделий.
       Со второй половины  1987  года  начался  переход  к  введению  нового
хозяйственного механизма. С 1 января 1988 года вступил в силу Закон  СССР  о
государственном предприятии. Предприятия переводились на  самоокупаемость  и
самофинансирование.   Одним   из   устоев   их   деятельности    становилось
самоуправление с использованием таких форм производственной демократии,  как
советы трудовых коллективов, выборные начала в управлении и т. д.
       В республике во второй половине 1987 года 35 предприятий, на  которые
приходилось 40% объемов промышленного  производства,  работали  на  условиях
полного хозрасчета и самофинансирования. Каждое третье из них  не  выполняло
план. Не произошло коренных изменений в деле  ускорения  научно-технического
прогресса.     Срывалась     республиканская     программа      модернизации
машиностроительных предприятий.
       Значительно снизились темпы роста объемов промышленного производства,
его технического обновления, производительности труда, качество продукции  в
1989 году. Потери от брака в республике составили 30  миллионов  рублей.  По
причине  ослабления  трудовой  дисциплины,  роста  прогулов,  простоев  было
недодано промышленной  продукции  на  218  миллионов  рублей.  С  43  до  57
увеличилось за год число предприятий, не выполнивших договоры.
       Демократизация экономики и тем самым ускорению ее роста  должно  было
способствовать  создание  на  предприятиях  советов  трудовых   коллективов,
использование выборных начал. В середине 80-х около 7,5  тыс.  руководителей
были избраны на конкурсной основе. Но  часто  к  руководству  приходили,  не
способные осуществить реальные преобразования на  производстве,  склонные  к
демократическому стилю управления.
       Не получил широкого распространения в промышленности арендный подряд,
призванный ослабить командно-административные методы управления. В  основном
он обрел прописку на небольших предприятиях республики. К  концу  1990  года
на аренде работало 67 предприятий, производивших лишь 6%  от  общего  объема
промышленной продукции.
       Демократизация  экономики  неразрывно  связывалась  с  использованием
кооперативных форм деятельности. Ко второй половине 1987 года  в  республике
было создано 132 кооператива, в      которых трудилось всего  1500  человек.
Быстро развивалось кооперативное производство на КамАЗе, где  к  концу  1988
года существовало около 200 кооперативов. Не случайно  в  1989  году  именно
здесь журналом «Коммунист»  был  организован  «круглый  стол»  по  проблемам
кооперации, куда  съехались  кооператоры  со  всех  концов  страны.  Большой
авторитет   снискала   организация   кооператоров   Набережных   Челнов    –
Межрегиональная  кооперативная  федерация.  При  ней  работал  кооперативный
банк, был организован фонд им. Н.И.Бухарина.
       Ход экономических  реформ  сопровождался  усугублением  положения  на
товарном и продовольственном рынке. И хотя в республике с 1985 по  1988  год
объем производства ходовых товаров возрос,  ощущалось  их  острая  нехватка.
Финансовое состояние предприятий, находившихся  в  системе  административно-
распределительной экономике, почти  не  определялось  спросом.  Производство
товаров   народного   потребления   для   них    являлось    просто-напросто
дополнительной обузой. Вот почему предприятия становились  на  путь  выпуска
простейших  изделий,  не  требовавших   высокой   технологии.   Так,   КамАЗ
изготавливал  тиски-струбцины,  адресные  папки,   вертолетчики   предлагали
подставку для обуви.
       Некоторые наиболее крупные предприятия, воспользовавшись возможностью
установления прямых экономических контактов с зарубежными фирмами,  пытались
решить проблему дефицита весьма  своеобразным  путем.  Так,  в  вертолетном,
авиационном объединениях, на КамАЗе валютный фонд тратился  на  приобретение
импортного  ширпотреба.  Различные  формы  его  распределения   в   трудовых
коллективах служили и целям стимулирования труда. Вместе с тем  руководители
предприятий нередко использовали валютную выручку  за  экспортную  продукцию
для приобретения дорогостоящих престижных автомобилей, роскошной мебели.
       Республика, в ведении которой находилось лишь 2% расположенных на  ее
территории предприятий, не имела возможности для проведения  самостоятельной
социально-экономической политики.  Структура  ее  народного  хозяйства  была
больше сориентирована на общесоюзный  рынок,  что  не  позволяло  эффективно
воздействовать на сбалансированность внутреннего  потребительского  рынка  и
денежного обращения. Вместе с тем среди 70 областей и  автономных  республик
РФ ТАССР по объему промышленной продукции занимала второе  место,  сельского
хозяйства – восьмое.
       Однако реальный уровень ее социального развития был совершенно  иным.
Из основных продуктов питания только хлебопродуктов  и  картофеля  население
республики потребляло больше, чем в среднем по стране, но гораздо  меньше  –
мяса, молока, овощей.
       Руководители республики, депутаты,  представители  общественности  на
различных уровнях, в  средствах  массовой  информации  в  самом  конце  80-х
начали ставить вопрос о необходимости ее экономической самостоятельности.  В
декабре 1989  года  Верховный  Совет  ТАССР  одобрил  Основные  положения  о
переходе республики на само финансирование и самоуправление.
       Республика одной и первых в РФ перешла на эти принципы, приступила  к
разработке регионального хозрасчета.



       Б.Ф.Султанбеков, Л.А.Харисова, А.Г.Галямова, «История  Татарстана  ХХ
век» IV часть.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru