Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Почему позицию Аввакума можно назвать изоляционистской и национально-консервативной?

Работа из раздела: «Государство и право»


                                Эссе на тему
   «Почему позицию Аввакума можно назвать изоляционистской и национально-
                              консервативной?»

  Реформы,  проведенные  Патриархом  Никоном,  носили  достаточно  умеренный
характер; они лишь в  некоторой  мере  пытались  приблизить  духовную  жизнь
России к духовной жизни Европы. Однако Большой  московский  церковный  собор
1666-1667 гг. признал, что необходимо разделить светскую  и  духовную  сферы
деятельности, отделить церковь от государства. Это не означало  только,  что
Россия сближается с Европой. Россия  становилась  на  путь  так  называемого
«обмирщения»,  она двигалась таким образом к светскому  обществу.  Благодаря
этой  реформе  утверждались  светские  формы  жизни,   общество   постепенно
изменялось, государственная жизнь освобождалась от регламентации церкви.
  С другой стороны, основной целью церковной реформы было  именно  сближение
с Европой, где  политическая  и  социально-экономическая  деятельность  была
освобождена  от  религии.   Благодаря   особой   консервативности,   русское
православие находилось в изоляции от католичества, протестантства,  а  также
от европейского православия. Естественно, это  не  могло  не  отражаться  на
внешней политике России.  Церковная реформа стала главным  средством  выхода
из этой изоляции.
  Церковную реформу можно отнести  к  числу  важных  переломных  моментов  в
истории России. Вероятно, если бы не  эти  преобразования  в  такой  сложной
сфере  жизни  как  духовная  и,  как  результат,  сближение  с  Европой,  то
невозможны были бы реформы Петра I, не было бы почвы для них.
    Поэтому   позицию   противника   реформы    Аввакума    можно    назвать
изоляционистской и консервативной.

   Аввакум  описывает  в  своем   сочинении   «Житие   Аввакума»   знамения,
свидетельствующие   о   «божием   гневе».   Для    него    (и    сторонников
старообрядчества)  реформы  были  «ересью»,  потому  что  сближали   русскую
церковь  с  греческой,  а  это  для  традиционного   православия   выглядело
нарушением основы церковного закона, «святой  церкви»:  ведь  всех,  кто  не
принадлежал русской православной церкви,  считали  еретиками.  Истоки  таких
взглядов лежали в консервативности православия. В Стоглавом соборе  1551  г.
утверждались верность древности, незыблемость старых обрядов,  невозможность
каких-либо   изменений.   Аввакум   был   типичным   человеком   Московского
государства XVII века, с его любовью к обрядам и обычаям,  которые  казались
ему условием спасения и  в  этой  жизни,  и  в  будущей;  он  был  узколобым
фанатиком.  Поэтому  церковная  реформа  была  воспринята   им   более   чем
враждебно.
  Аввакум,  собственно,  олицетворял  то  старое   православие,  которое  не
принимало никаких изменений и было полностью  изолированно  от  Европы.  Эти
черты и отразились на его позиции.

ref.by 2006—2024
contextus@mail.ru