Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Формы государственного правления

Работа из раздела: «Государство и право»

                                           ОГЛАВЛЕНИЕ.

I. Введение.

   1. Форма государства(  форма правления , форма государственного
устройства , политический режим ).

II. Форма правления.

    2.1. Монархия
    2.2. Республика

III. Форма государственного устройства.

     3.1. Унитарное
     3.2. Федеративное
     3.3. Конфедеративное

IV. Форма политического режима.

      4.1. Антидемократический
      4.2. Демократический

V. Причины и особенности изменения форм государственного и
     политического режима.

VI. Заключение.

VII. Библиография.

                                             Введение

    Для постижения такого сложного социального института , как государство
в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению
формы государства .
    Для изучения формы государства ,  раскрытие  ее  роли  в  политических
процессах  чрезвычайно важное значение приобретает подход  к  форме  как  к
организации  содержания  .Понятие  “организация”   предполагает   выяснение
своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов  объединения
взаимодействующих элементов целого в системе , а также  внешнего  выражения
этих принципов в деятельности как элементов системы , так и всей системы  в
целом ( по отношению к другим системам).Посредством  такого подхода в общей
теории государства и права открывается возможность не только решения  новых
проблем , но что не менее важно , также  и  возможность  нового  подхода  к
традиционным , “старым “ вопросам науки. Для рассмотрения формы государства
следует обратить внимание на следующие аспекты.
       Во  -  первых  ,  форма  в  связи  с   сущностью   государства   как
общественного явления .В данном аспекте под формой  государства  понимается
специфический способ выражения  сущности,  система  органов  ,  “машина”  ,
посредством которой осуществляется классовое господство в противоположность
неклассовым ,  неполитическим  ,негосударственным  способам  .Существование
государственной власти находит свое  отражение  в  ее  органах  ,  армии  ,
администрации  ,  судьях  и  других  учреждениях   ,   которые   составляют
специфическую и постоянную  форму бытия государства .
   Во-вторых  ,  форма  в  ее  непосредственной  связи  явлением   (   как
обнаружение сущности  проявление ее вовне ).В соотношении  “форма--явление”
выступает внешняя форма государства  , т.е. проявление  вовне  определенной
его организации (устройства)  .  Различают  организацию  верховных  органов
власти ( монархию , республику ) , взаимоотношение органов классовой власти
с населением , территориальную структуру  государственной власти .
В третьих , форма в соотношении форма  -  содержание  выступает  внутренняя
форма государства как  форма  вполне  определенного  ,  данного  классового
содержания.  “Форма-содержание”  государства  зиждется  на  соответствующих
принципах  организации  властвования  ,  в  которых  выражается   специфика
классового  господства  определенного  типа  на  определенных  этапах   его
развития  .   Эти  принципы  неповторимы  ,  они  коренятся  в   социально-
экономической системе . Вместе с ликвидацией экономического и политического
господства исторически определенных классов ликвидируются и соответствующие
принципы организации государственной власти. В  аспекте  “форма-содержание”
выражается также и политический режим как внутренняя  форма  государства  ,
охватывающая  главным  образом  две  стороны  :  механизм   государства   (
внутренняя  структура  власти   ,   связь   элементов   власти   в   данной
государственной  системе)  и  функции  государства   (   методы   и   формы
осуществления функций данной государственной власти).
       “Форма - содержание” индивидуализирует каждое конкретное государство
, которое существует в пространстве и  времени  в  единстве  содержания   и
формы . Внутренняя форма  всегда  содержательна  ,  она  сама  есть  момент
содержания государства и как таковая непосредственно и органически  связана
с  сущностью  государства  в  данном  историческом  этапе  его  развития  .
Внутренняя форма по отношению к внешней  форме  государства  выступает  как
определяющая специфику  ее  содержания  ,  т.е.  играет   роль  взаимосвязи
сущности , содержания и формы государства.
        “Форма-содержание” имеет общее с  чисто  внешней  формой-явлением”:
она изменчива , текуча , соответствует изменяющемуся непрерывно  содержанию
государства. Поэтому  в  рамках  исторических  типов  государства  возможны
вариации  внутренней  формы  сообразно  объективным   условиям   господства
исторически определенных классов. кроме того ,  политический  режим  ,  как
внутренняя форма  государства,  имеет  внешнюю  оболочку  ,  которая  может
рассматриваться в качестве внешней формы .
       Четкого  соотношения  между  типом  и формой  государства  нет  .  С
одной  стороны  в  пределах   государства  одного  и  того  же  типа  могут
встречаться различные формы   организации  и  деятельности  государственной
власти, а с другой стороны государства различного типа могут  обличаться  в
одинаковую  форму  .  Своеобразие  конкретной  формы   государства   любого
исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости  общества
и государственной жизни , задачами и целями , которые  ставит  перед  собой
государство. Другими словами , категория формы государства  непосредственно
зависит от его содержания и определяется  им.
       Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный  уровень
народа , его исторические традиции , характер религиозных  мировоззрений  ,
национальные особенности , природные условия проживания и другие факторы  .
Специфику  формы  государства  определяет  также  характер  взаимоотношений
государства и его органов с негосударственными  организациями   партиями  ,
профсоюзами , общественными  движениями , церковью и другими  организациями
).
       В юридической науке форма государства анализируется по  преимуществу
как внешняя форма сущности , содержания и явления государства . Под  формой
государства понимается обычно его организация, выступающая в единстве формы
правления , формы государственного устройства и политического режима,  т.е.
соответственно основным , узловым моментам этой организации. Таким  образом
можно дать следующее  краткое определение формы государства :
ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает  в  себя
    три   взаимосвязанных   элемента   :   форму   правления    ,    форму
    государственного устройства и форму государственного режима.
       В различных странах государственные формы имеют свои  особенности  ,
характерные признаки , которые по мере общественного  развития  наполняются
новым содержанием , обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии  . Вместе  с
тем форма существующих государств ,  особенно  современных  ,  имеет  общие
признаки  ,  что  позволяет  дать  определение   каждому   элементу   формы
государства.
                                     II. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.
       Форма   правления  представляет  собой  структуру   высших   органов
государственной власти , порядок их образования и распределение компетенции
между ними .
       Форма государственного правления дает возможность уяснить:
 как создаются высшие органы государства и каково их строение;
как строятся  взаимоотношения  между  высшими  и  другими  государственными
органами
как строятся взаимоотношения  между  верховной  государственной  властью  и
населением страны ;
в какой мере организация высших органов государства позволяет  обеспечивать
права и свободы гражданина .
       По   указанным   признакам    формы    государственного    правления
подразделяются на :
 монархические ( единоличные , наследственные )
 республиканские ( коллегиальные , выборные )
                                     2.1. Монархия
       Монархия - это такая форма правления , при которой верховная  власть
единолична и переходит , как правило , по наследству.
       Основными признаками  классической  монархической  формы  управления
являются :
существование единоличного главы государства , пользующегося своей  властью
пожизненно ( царь , король , император , шах ) ;
наследственный порядок преемственности верховной власти ;
представительство государства монарха по своему усмотрению ;
юридическая безответственность монарха .
       Монархия  возникла  в  условиях  рабовладельческого  общества.   При
феодализме  она  стала  основной  формой  государственного  правления  .  В
буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные
черты монархического управления .
       В свою очередь монархия делится на :
абсолютную
ограниченную ( парламентскую )
дуалистическую
теократическую
парламентскую
       Абсолютная монархия - такая форма правления , при которой  верховная
государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу .
       По формуле Петровского воинского устава - “  самовластный  монарх  ,
который никому на свете о своих делах  ответу  дать  не  должен“.  Основным
признаком    абсолютной    монархии    является    отсутствие    каких-либо
государственных   органов   ,   ограничивающих   компетенцию   монарха    .
Возникновение  абсолютизма  связано  с  процессом  зарождения    буржуазных
отношений  и  начинающимся  процессом  разложения   феодализма   и   старых
феодальных сословий . К наиболее существенным  чертам  абсолютной  монархии
относятся  ликвидация  или   полный   упадок   сословных   представительных
учреждений , юридически неограниченная  власть  монарха  ,  наличие  в  его
непосредственном подчинении и распоряжении постоянной  армии  ,  полиции  и
развитого бюрократического аппарата .
       Власть в центре и на  местах  принадлежит  не  крупным  феодалам,  а
чиновникам  ,   которые   могут   назначаться   и   увольняться   монархом.
Государственное  вмешательство  в  частную  жизнь   в   эпоху   абсолютизма
приобретает более цивилизованные формы , получает юридическое   закрепление
, хотя  по - прежнему  имеет  принудительную  направленность  .  В  истории
такими странами были Россия XVII - XVIII века и Франция до  революции  1789
года.
       Конституционная монархия представляет собой такую форму правления  ,
при которой власть монарха значительно ограничена представительным  органом
.  Обычно  это  ограничение  определяется   конституцией   ,   утверждаемой
парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию .
       Как форма правления , конституционная монархия  возникает  в  период
становления буржуазного  общества  .  Формально  она  не   утратила  своего
значения в ряде стран Европы и Азии и до  настоящего  времени  (  Англия  ,
Дания , Испания , Норвегия , Швеция и др.).
       Конституционная  монархия   характеризуется   следующими   основными
признаками :
    6.  правительство формируется из представителей определенной  партии  (
       или партий ), получивших большинство голосов на выборах в  парламент
       ;
    7.  лидер партии , обладающий  наибольшим  числом  депутатских  мест  ,
       становится главой государства ;
    8.  в законодательной , исполнительной и судебной сферах власть монарха
       фактически отсутствует , она является символической;
    9.   законодательные   акты   принимаются   парламентом   и   формально
       подписываются монархом ;
   10.  правительство согласно конституции несет ответственность не   перед
       монархом , а перед парламентом .
       Примерами такой монархии можно считать - Великобританию,  Бельгию  ,
Данию и др.
       При   дуалистической   монархии    государственная   власть    носит
двойственный характер . Юридически  и  фактически  власть  разделена  между
правительством , формируемым монархом  ,  и  парламентом.  Правительство  в
дуалистических монархиях формируется независимо  от  партийного  состава  в
парламенте  и  не  ответственно  перед  ним.  Монарх  при   этом   выражает
преимущественно интересы феодалов , а парламент  представляет  буржуазию  и
другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской
Германии (1871 - 1918 гг. ) , сейчас в Марокко .
       В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и
религиозное   управление   страной   .   Такие   монархи   носят   название
теократические ( Саудовская Аравия ).
       Такова краткая характеристика основных разновидностей  монархической
формы государственного правления .
                    2. Республика
       Республика - это такая  форма  правления  ,  при  которой  верховная
власть  осуществляется  выборными  органами  ,  избираемыми  населением  на
определенный срок .
       Общими признаками республиканской формы правления являются :
   11.  существование единоличного и коллегиального главы государства ;
   12.   выборность  на  определенный  срок  главы  государства  и   других
       верховных органов государственной власти ;
   13.  осуществление государственной власти не по своему велению  ,  а  по
       поручению народа
   14.   юридическая  ответственность  главы  государства  в    случаях   ,
       предусмотренных законом ;
 обязательность решений верховной государственной влас-
ти.
       Республиканская форма правления в окончательном виде  сформировалась
в  Афинском  государстве  .  По  мере  развития  общественной   жизни   она
видоизменялась  ,  приобретала  новые  черты,    все   больше   наполнялась
демократическим содержанием .
       Насчитывается  несколько  основных  разновидностей  республиканского
правления . В свою очередь они делятся по форме государственного устройства
на :
парламентарные
президентские
       Парламентская   республика   -   разновидность   современной   формы
государственного правления , при которой  верховная  власть  в  организации
государственной жизни принадлежит парламенту .
       В такой республике правительство формируется парламентским путем  из
числа депутатов  ,  принадлежащих  к  тем  партиям  ,  которые  располагают
большинством  голосов  в  парламенте  .  Правительство   несет   коллективу
ответственность перед парламентом в своей деятельности   . Оно остается  до
тех пор у власти , пока в парламенте они обладают большинством .  В  случае
утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо  уходит  в
отставку , либо через главу государства добивается  роспуска  парламента  и
назначения досрочных парламентских выборов .
       Как правило , глава государства в  подобных  республиках  избирается
парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией . Назначение
парламентом  главы  государства  является  главным   видом   парламентского
контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в
современных парламентарных республиках  неодинакова . В Италии , например ,
президент республики  избирается  членами  обеих  палат  на  их  совместном
заседании , но при этом в выборах  участвуют  по  три  депутата  из  каждой
области , избранных областным советом . В федеративных государствах участие
парламента  в  избрании   главы   государства   ,   также   разделяется   с
представителями членов федерации .  Так  в  Германии  президент  избирается
федеральным собранием , состоящим из членов бундестага , и  такого же числа
лиц  ,   выбираемых   ландагами   земель   на   началах   пропорционального
представительства . Выборы главы государства  в  парламентарной  республике
могут осуществляться и на  основе  всеобщего  избирательного  права  ,  что
характерно для Австрии , где президент избирается сроком на шесть лет.
       Глава государства в парламентарной республике обладает  полномочиями
: обнародует законы , издает декреты  ,  назначает  главу  правительства  ,
является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
       Глава правительства  (  премьер  -  министр  ,  председатель  совета
министра , канцлер ) назначается , как правило , президентом. Он  формирует
возглавляемое   им   правительство   ,   которое   осуществляет   верховную
исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед  парламентом  .
Наиболее существенной чертой парламентарной республики является  то  ,  что
любое  правительство  лишь   тогда   правомочно   осуществлять   управление
государством , когда оно пользуется доверием парламента.
       Главной функцией парламента является законодательная деятельность  и
контроль за исполнительной властью . Парламент обладает важными финансовыми
полномочиями ,  поскольку  он  разрабатывает  и  принимает  государственный
бюджет , определяет перспективы  развития социально-экономического развития
страны , решает основные вопросы внешней , в том числе оборонной  политики.
Парламентарная форма республиканского правления  представляет  собой  такую
структуру  высших   органов   государственной   власти,   которая   реально
обеспечивает демократизм общественной жизни,  свободу  личности  ,  создает
справедливые условия  человеческого   общежития  ,  основанные  на  началах
правовой законности .  К  парламентарным  республикам  можно  отнести  ФРГ,
Италию ( по конституции 1947 г. ), Австрию , Швейцарию , Исландию , Индию и
др.
       Президентская республика - одна из разновидностей современной  формы
государственного правления , которая наряду с парламентаризмом соединяет  в
руках президента полномочия главы государства и главы правительства .
       Наиболее характерные черты президентской республики :
   17.   внепарламентский  метод   избрания   президента   и   формирования
       правительства ;
   18.  ответственность  правительства  перед  президентом  ,  а  не  перед
       парламентом ;
   19.  более широкие , чем в парламентарной республике , полномочия  главы
       государства .
       Классической президентской республикой  являются  Соединенные  Штаты
Америки . В соответствии с  конституцией  США  ,  в  основе  которой  лежит
принцип разделения властей , четко определено, что  законодательная  власть
принадлежит парламенту , исполнительная -президенту , судебная - Верховному
суду  .  Президент  США  избирается  населением  страны  путем   косвенного
голосования ( выборов ) - через коллегию выборщиков . Количество выборщиков
должно соответствовать числу представителей каждого штата  в  парламенте  (
конгрессе ) . Правительство формируется победившим на выборах президентом ,
из лиц принадлежащих к его партии .
       Президентская  форма  правления  в  различных  странах  имеет   свои
особенности.  Во  Франции  президент  избирается  всеобщим  голосованием  .
Избранным считается кандидат , получивший абсолютное количество  голосов  .
Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 г.
       Характерным для  всех  президентских  республик  ,  несмотря  на  их
разнообразие , является то , что президент либо совмещает полномочия  главы
государства и главы правительства и участвует в формировании  кабинета  или
совета министров ( Франция , Индия  )  .  Президент  наделяется  и  другими
важными полномочиями : как , правило , он имеет право роспуска парламента ,
является верховным главнокомандующим , объявляет чрезвычайное  положение  ,
утверждает законы путем  их  подписания  ,  нередко  представительствует  в
правительстве , назначает членов Верховного суда .
       В цивилизованных странах президентскую республику  отличает  сильная
исполнительная власть , наравне с которой по  принципу  разделения  властей
нормально функционирует законодательная  и  судебная  власти  .  Эффективно
действующий механизм издержек и противовесов , существующих  в  современных
президентских   республиках   ,   способствует   возможности   гармоничного
функционирования  властей  ,  позволяет  избежать  произвола   со   стороны
исполнительной власти.
       В странах Латинской Америки часто встречаются  “  суперпрезидентские
республики “ . Эта  форма  правления  -  практически  независимая  ,  слабо
контролируемая законодательной и судебной властью . Это особый  конгломерат
традиционной формы с полудиктаторским управлением.
       В современном цивилизованном обществе принципиальных различий  между
формами не существует . Их сближают общие задачи и цели .
                        III. Форма государственного устройства .
       Форма   государственного   устройства   -   это    национальное    и
административно-территориальное строение  государства,  которое  раскрывает
характер взаимоотношений между его составными частями , между  центральными
местными органами государственного управления , власти .В отличии  от  форм
правления  организация   государства   рассматривается   с   точки   зрения
распределения государственной  власти  и  государственного  суверенитета  в
центре и на местах , их разделение между составными частями государства .
       Форма государственного устройства показывает:
из каких частей состоит внутренняя структура государства ;
каково правовое  положение  этих  частей  и  каковы  взаимоотношения   этих
органов ;
как строятся  отношения  между  центральными  и  местными  государственными
органами ;
в  какой  государственной  форме  выражаются  интересы   каждой   нации   ,
проживающей на этой территории .
       По  форме  государственного   устройства   все   государства   можно
подразделить на  три основных группы :
 - унитарное ;
 - федеративное ;
 - конфедеративное .
                            3.1.Унитарное государство
       Унитарное  государство  -   это   единое   цельное   государственное
образование , состоящее из административно-территориальных единиц , которые
подчиняются  центральным  органам  власти  и   признаками   государственной
независимости не обладают.
        Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
9. унитарное устройство предполагает единые , общие для всей  страны высшие
   исполнительные  ,  представительные  и  судебные    органы   ,   которые
   осуществляют верховное руководство  соответствующими органами ;
10. на территории унитарного государства действует одна конституция, единая
   система законодательства , одно гражданство ;
11. составные части унитарного  государства  (  области  ,  департаменты  ,
   округа  ,  провинции  ,  графства  )  государственным  суверенитетом  не
   обладают ;
12. унитарное государство , на территории которого проживают  небольшие  по
   численности   национальности   ,   широко   допускает   национальную   и
   законодательную автономию ;
13.  все  внешние  межгосударственные  отношения  осуществляют  центральные
   органы , которые официально представляют страну на   международной арене
   ;
14. имеет единые вооруженные силы  ,  руководство  которыми  осуществляются
   центральными органами государственной власти .
       Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными
органами   управления   позволяют    говорить    о    централизованных    и
децентрализованных унитарных государствах , но эти различия касаются  узкой
сферы управления .
       К унитарным государствам относятся такие государства , как Франция ,
Турция , Япония , Финляндия .
                                        3.2. Федерация
       Федерация  -  представляет  собой  добровольное  объединение   ранее
самостоятельных государственных образований в одно союзное государство .
       Федеративное государственное устройство неоднородно  .  В  различных
странах оно  имеет  свои  уникальные  особенности  ,  которые  определяются
историческими условиями образования конкретной  федерации  и  прежде  всего
национальным  составом  населения  страны,  своеобразием  быта  и  культуры
народов , входящих в союзное государство.
       Вместе  с  тем  можно  выделить  наиболее  общие  черты  ,   которые
характерны  для большинства федеративных государств:
      1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных  субъектов
    : штатов , кантов , земель , республик и т.д.
    2. В союзном государстве верховная исполнительная ,  законодательная  и
       судебная власть принадлежит федеральным государственным органам .
    2. Субъекты федерации имеют право принятия  собственной  конституции  ,
       имеют свои высшие исполнительные , законодательные и судебные органы
       .
    3. В большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство
       федеральных единиц .
    4. При федеральном  государственном  устройстве  в  парламенте  имеется
       палата , представляющая интересы членов федерации.
    5.  Основную  общегосударственную  внешнеполитическую  деятельность   в
       федерациях осуществляют союзные федеральные органы . Они  официально
       представляют федерацию  в  межгосударственных  отношениях  (  США  ,
       Бразилия , Индия , ФРГ и др. ).
      Федерации строятся по территориальному  и  национальному  признаку  ,
который в значительной мере определяет характер ,  содержание  ,  структуру
государственного устройства .
      Территориальная федерация характеризуется  значительным  ограничением
государственного суверенитета субъектов федерации . Национальные  федерации
характеризуются  более  сложным  государственным  устройством  .   Основное
различие  между  территориальной  и  национальной  федерацией   состоит   в
различной  степени  суверенности  их   субъектов  .  Центральная  власть  в
территориальных федерациях обладает верховенством  по  отношению  к  высшим
государственным  органам  членов  федерации  .   Национальное   государство
ограничивается суверенитетом национальных государственных образований .
                                       3.3. Конфедерация
       Конфедерация - это временный юридический союз суверенных  государств
, созданный для обеспечения общих интересов.
       При конфедеративном  устройстве  государства  -  члены  конфедерации
сохраняют свои суверенные права , как во внутренних  ,  так  и  во  внешних
делах .
       В отличии от федеративного устройства  конфедерация  характеризуется
следующими чертами :
конфедерация не  имеет  своих  общих  законодательных  ,  исполнительных  и
судебных органов , в отличии от федерации ;
конфедеративное устройство не имеет единой армии , единой системы налогов ,
единого государственного бюджета ;
сохраняет гражданство тех государств  ,  которые  находятся  во   временном
союзе ;
государства могут договориться  о  единой  денежной  системе  ,   о  единых
таможенных правилах , о  межгосударственной  кредитной  политике  на  время
существования союза.
       Как правило конфедеративные государства не  долговечны  ,  либо  они
распадаются , либо превращаются в федерацию : Германский союз ( 1815 - 1867
) , Швейцарский союз ( 1815 - 1848 )  и  США  ,  когда  в  1781  году  была
законодательно утверждена конфедерация .
                      1.Формы государственного режима
       Формы государственного  режима  -  представляют  собой  совокупность
способов и методов осуществления власти государством .
       Государственный режим  -  важнейшая  составная  часть  политического
режима , существующего в  обществе  .  Политический  режим  -понятие  более
широкое , поскольку оно включает в себя не только  методы  государственного
властвования , но  и  характерные  способы  деятельности  негосударственных
политических организаций ( партии , движения , клубы , союзы ).
       Государственные    режимы    могут    быть    демократическими     и
антидемократическими ( тоталитарные , авторитарные ,  расистские).  Поэтому
основным критерием классификации государств по  данному  признаку  является
демократизм форм и  методов  осуществления  государственной  власти  .  Для
рабовладельческих государств характерны  и  деспотия  и  демократия  ;  для
феодализма - и неограниченная власть феодала , монарха и народное  собрание
; для современного государства - и тоталитаризм , и правовая демократия .
       Идеальных демократических форм государственного  режима  в  реальной
действительности не существует . В том   или  ином  конкретном  государстве
присутствуют   различные   по   своему   содержанию   методы   официального
властвования . Тем не менее можно выделить наиболее общие черты ,  присущие
той или другой разновидности государственного режима.
                       4.1. Антидемократические режимы
       Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками :
15.  определяет  характер  государственной   власти   -   это   соотношение
  государства и личности ;
16. антидемократический режим характеризуется полным( тотальным ) контролем
  государства  над  всеми  сферами  общественной  жизни  :  экономикой   ,
  политикой  ,  идеологией  ,  социальным  ,  культурным  и   национальным
  строением ;
17.  ему  свойственно  огосударствление  всех  общественных  организаций  (
  профсоюзов , молодежных , спортивных и др. );
18. личность в антидемократическом государстве фактически    лишена  каких-
  либо субъективных прав , хотя формально они могут провозглашаться даже в
  конституциях ;
19.  реально  действует  примат  государства  над  правом  ,  что  является
  следствием произвола , нарушением законности , ликвидации правовых начал
  в общественной жизни ;
20. всеохватывающая милитаризация общественной жизни ;
21.   игнорируют   интересы   государственных   образований   ,    особенно
  национальных меньшинств ;
22. не учитывает особенностей религиозных убеждений населения .
       Антидемократический   режим   может    устанавливаться    как    при
монархической , так и при республиканской форме правления ,однако ,  будучи
отрицанием принципов парламентаризма , он  не согласуется с  парламентарной
монархией и республикой . Приводя к сильной  централизации  государственной
власти , авторитарный режим не соглашается с буржуазным федерализмом.
                                4.2.Демократический режим
       Демократический режим  складывается  в  правовых  государствах.  Они
характеризуются   методами   существования   власти   ,   которые   реально
обеспечивают свободное развитие личности , фактическую защищенность ее прав
,  интересов  .    Конкретно  режим  демократической  власти  выражается  в
следующем :
 режим представляет свободу  личности   в  экономической  сфере  ,  которая
составляет основу  материального благополучия  общества ;
 реальная  гарантированность  прав  и  свобод  граждан  ,  их   возможность
выражать собственное мнение о политике государства , активно участвовать  в
культурных , научных и других общественных организациях ;
 создает эффективную систему  прямого  воздействия  населения    страны  на
характер государственной власти ;
 в демократическом государстве личность защищена от  произвола , беззакония
, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия ;
  власть  в  одинаковой  степени  обеспечивает   интересы   большинства   и
меньшинства ;
 основным  принципом  деятельности  демократического  государства  является
плюрализм ;
 государственный режим базируется на законах , которые отражают объективные
потребности развития личности и общества .
       История знает различные формы  демократических  режимов.  Наибольшее
распространение в настоящее время получил режим парламентской демократии  ,
основанный на передаче власти парламенту . Так  же  существует  либерально-
демократический режим.
    V.Причины и особенности изменения форм государственного и
                                  политического режима
       Политические формы современных  государств  складывались  в  течении
нескольких столетий . Эти формы определялись в конечном счете экономическим
строем общества , его  базисом  .  Большое  влияние  на  форму  государства
оказывают исторические традиции (сохранение  монархии  в  Великобритании  ,
Швеции , Японии и других  странах  ),  условия  образования  государства  (
федеративная форма государства США , Швейцария ) , равно как и  особенности
современного развития данной страны и ее международного положения.
       Разнообразие форм  государства  еще  больше  возросло  в  результате
распада колониальной системы , когда на политической  карте  мира  появился
ряд молодых суверенных государств . Перипетии политической борьбы  приводят
во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.
Понятие исторического типа связывается с установлением законо -
мерной зависимости классовой сущности государства и права от
экономических отношений , которые господствуют в классовом
обществе на определенном этапе его развития .
                                                          Заключение.
                  Рассмотренные  три  стороны  формы  государства  (  форма
    правления , форма государственного устройства , политический  режим  )
    хоть и различны , но все же относятся к одному явлению  ,они  обладают
    единством , органически связаны между собой , взаимообусловлены  в  их
    признаках . В зависимости от конкретно-исторических  условий  развития
    классовая борьба может развертываться  вокруг  той  или  иной  стороны
    формы организации государственной власти . Так , к примеру  ,  истории
    известны случаи напряженной борьбы за республику , против  монархии  ,
    т.е. за изменение формы правления . В послевоенные годы  такая  борьба
    развертывалась в Греции, Бельгии, Испании ,  в  ряде  стран  Арабского
    Востока . В определенных случаях на  первый  план  внутриполитического
    развития может выдвигаться форма государственного устройства .
       Таким образом , взятые в единстве  три  организации  государственной
власти образуют форму государства . В процессе развития государства имеется
диалектическая взаимозависимость всех сторон проявления  его  содержания  и
всех граней  устройства  и  организации  этого  содержания  .  Однако  и  в
различных конкретных условиях главное  значение  для  характеристики  формы
данного государства может переходить от одной  стороны  его  организации  к
другой .
       В ходе исторического развития государства  содержание  его  меняется
быстрее , чем форма , которая , несмотря на ее активную служебную   роль  ,
является более  консервативной  стороной  явления.  Существует  объективное
противоречие между новым содержанием и  старой  формой  государства  .  Это
противоречие решается  в  пользу  в  конечном  счете  в  пользу  содержания
государства : форма претерпевает изменения в соответствии  с  потребностями
нового содержания власти .
       С научной точки зрения невозможно  такое  положение  ,  при  котором
форма  государства  оставалась  бы  неизменной  ,  несмотря  на   изменение
содержания  этого  государства  .  Форма  государства  обслуживает   вполне
определенное содержание и прекращается с ликвидацией данного содержания . В
процессе исторического  развития  государственности  происходит  постоянный
процесс сбрасывания старой формы ,  процесс  ее  постоянного  обновления  ,
диктуемый объективными законами развития политической борьбы в  обществе  и
изменения классового содержания государственной власти.
                                 VII. Библиография
    1 ) Хропанюк В.Н. - “Теория государства и права “ Москва 1993 г.
    2 ) Общая теория права “ Учебник Москва 1993 г.
    3 ) “Государственное право буржуазных и освободившихся стран”
          Учебник Москва 1988 г.
    4 ) “Общая теория права и государства “ Учебник Москва 1994 г.
    5 ) Матузов Н.И. , Малько А.В. “Теория государства и права “
       1997 г.
    6 ) Стрекозов В.Г. , Ю.Д. Казанчеев  “Государственное
       ( конституционное ) право Российской Федерации” 1997 г.
    7 )Теория права и государства .// Под редакцией Венгерова А.Б.
        1993 г.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru