Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Формирование советской культуры: основные направления

Работа из раздела: «Государство и право»
Cоюз ветеранов органов внутренних войск
                         АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
                              Рязанский филиал



                    Реферат по истории Отечества на тему:
           «Формирование советской культуры: основные направления»



                                                   Выполнил: студент 1 курса
                                                          Государственного и
                                                   Муниципального управления
                                                                Группы УО-22
                                                           Колоницкий Никита


                                                          Проверил: к. и. н.
                                                                 Попова А.Д.



                               г. Рязань 2002

                                 Содержание:
Введение…………………………………………………………….3
1.Развитие образования. …………………………………………5
2.Развитие советской науки. ……………………………………7
3.Формирование советского искусства. ……………………..11
Заключение…………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………….22



                                  Введение.
 Революция коренным образом изменила жизнь российского общества, открывшей
новый этап отечественной истории – советский. По масштабу и глубине
произошедших перемен Октябрь 1917 г. следует поставить в один ряд с
принятием Русью христианства, образованием русского государства и реформами
Петра. Глобальная трансформация культуры стала неотъемлемой частью
изменений в политической и социальной сферах. Резкий слом традиции всегда
имеет как положительные, так и отрицательные последствия. По данной теме
существует две различные точки зрения отраженные в советской и современной
литературе.
 В литературе изданной в советские времена, например у Зезиной[1]  выделено
такое мнение Ленина– «Пролетарская культура, должна явиться закономерным
развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом
капиталистического общества, помещичьего общества»[2]. Главный упор книг
того времени был на то, что социалистическая культура должна выражать
интересы трудящихся и служить «задачам классовой борьбы пролетариата за
социализм»[3]. Политикой жесткого давления, удалением «левацких
мелкобуржуазных взглядов»[4]. Все действия партии рассматриваются, как
необходимой политикой для становления нового государства. Удаление ненужных
элементов должно было способствовать развитию коммунизма в молодом
государстве.
 В современной литературе, например в учебнике Орлова[5] или у
Георгиевой[6] считается, что политика советского государства по отношению к
культуре была неоднозначной, с одной стороны воодушевление масс, духовный
подъем людей, «вдохновленных идеалами коммунизма»[7], а с другой: классовая
борьба, выселения, нарушения прав человека, утечка мозгов (число убитых и
подверженных сталинским репрессиям исчисляется от 70 до 120 миллионов, а
это- половина нации)[8]. Очень интересно разобран этот вопрос в книге
Семенниковой - она делает упор не на эмпирический материал, как многие, а
на собственное осмысливание.



                            Развитие образования
 Сразу после революции партия большевиков и советское правительство берут
под контроль развитие системы образования. В конце 1917–начале 1918 г. были
приняты декреты об отделении церкви от государства и школы от церкви[9].
Руководство народным просвещением декретом ВЦИК и СНК РСФСР было возложено
на Государственную комиссию по просвещению во главе с А. В. Луначарским.
  Главным достижением молодого советского государства явилось создание
системы по-настоящему всеобщего начального образования. В первые
послереволюционные годы издаются декреты об обязательном обучении грамоте.
Несмотря на тяжелое материальное, положение повсеместно создаются школы. В
1923 г. было организовано добровольное общество «Долой неграмотность!»[10].
Развернулось всенародное движение за ликвидацию безграмотности. По переписи
1926 г. число грамотного населения в РСФСР увеличилось в два раза и
составило 51 процент[11].
  Массовыми стали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), школы
крестьянской молодежи (ШКМ) и техникумы. Для облегчения поступления в ВУЗ
рабочих и крестьян при институтах и университетах с 1919 г. создаются
рабочие факультеты («рабфаки»), «подтягивавшие» их знания до необходимого
уровня. Быстро возрастает количество вузов.
 Многие из преподавателей в годы революции были уничтожены или изгнаны из
страны как «буржуазный элемент». Решить проблему призван был Институт
красной профессуры, созданный в 1921 г. в Москве. Тем не менее, качество
преподавания упало.
  Школа стала могучим идеологическим оружием в руках большевистского
государства. Кардинальному изменению подверглись учебные программы, из
которых были исключены закон божий, философия, история. Вместо них были
введены предметы, призванные сформировать марксистское (скорее даже
большевистское) мировоззрение: исторический материализм, экономическая
политика диктатуры пролетариата и пр.
    Важным мероприятием, была реформа правописания, проведенная в 1918 г.
Из алфавита были исключены многие буквы употребление которых
регламентировалось сложными правилами, затруднявшими обучение чтению и
письму. Было также отменено написание «Ъ» в конце слов, оканчивавшихся на
согласные.
 Доля грамотного населения в России неуклонно росла. К 1939 г. количество
грамотных в РСФСР составляло уже 89 процентов[12]. С 1930/31 учебного года
вводилось обязательное начальное образование. Кроме того, была
восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены
предметы, прежде исключенные из программы как «буржуазные» (прежде всего
история, всеобщая и отечественная).



                          Развитие советской науки.
 Советское руководство понимало необходимость сохранения и развития
научного потенциала страны. Видным ученым, предоставлялись условия для
работы. Им прощалось поначалу некоторое политическое вольнодумство, правда,
до известных пределов. Они продолжали исследования, начатые еще до
революции. Один из основоположников русской научной школы физиологов
растений, член-корреспондент РАН, естествоиспытатель-дарвинист К. А.
Тимирязев, автор трудов по фотосинтезу, агрономии, истории науки, был
депутатом Моссовета. Большую роль в развитии сельского хозяйства сыграла
деятельность академика И. В. Мичурина, селекционера, автора более чем 300
сортов плодово-ягодных культур. Продолжали работу отечественные
авиаконструкторы. В 1918 г. был основан Центральный аэрогидродинамический
институт (ЦАГИ)[13]. Создателями его были Н. Е. Жуковский и С. А. Чаплыгин.
  Значительных достижений удалось достичь в физике. Основоположником
современной полупроводниковой физики стал академик А. Ф. Иоффе, по
инициативе которого были открыты Физико-технический институт, Институт
полупроводников АН СССР и др. В 20-е гг. начинал свою исследовательскую
деятельность П. Л. Капица, впоследствии академик, основатель Института
физических проблем АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1978 г.)[14].
  Продолжают работу физиолог И. П. Павлов; теоретик ракетной техники К. Э.
Циолковский; химик, изобретатель синтетического каучука С. В. Лебедев;
изобретатель реактивного двигателя конструктор Ф. А. Цандер; биогеохимик,
автор учения о ноосфере В. И. Вернадский.
  Неоценимый вклад в развитие отечественной науки был сделан братьями
Вавиловыми. Н. И. Вавилов – биолог, основоположник современного учения о
биологических основах селекции, академик, первый президент ВАСХНИЛ
(Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина) и С. И. Вавилов
– физик, основатель научной школы физической оптики, академик, президент АН
СССР.[15]
  Лидирующую роль в развитии отечественной науки по-прежнему играла
Петербургская академия наук, переименованная сначала в Российскую, а затем
в АН СССР (1925 г.) В ее составе организуются новые научно-
исследовательские институты. По всей стране открываются филиалы, а с начала
30-х гг. начинают открываться академии наук в союзных республиках.
  Сложно складывались отношения с властью большевиков ученых, работавших в
области гуманитарных и общественных наук, из-за их неразрывной связи с
идеологией и политикой. Многие из них оказались за границей (историк,
организатор партии кадетов П. Н. Милюков, экономист П. Б. Струве, социолог
и философ, лидер правых эсеров П. А. Сорокин, философ Н. А. Бердяев и
многие, многие другие). Видную роль в отечественной гуманитарной науке
стали играть те ученые, которые еще до революции придерживались
марксистских взглядов. Среди них наиболее заметной является фигура М. И.
Покровского, историка и политического деятеля. Он один из первых применил
теорию К. Маркса для исторического исследования, основателем целой
исторической школы.
 В целом интеллигенция, со временем примирилась со сложившейся ситуацией и
вынуждена была вступить во взаимодействие с новой властью. В начале 20-х
гг. ХХ в., когда в России набирает обороты НЭП, в эмигрантской среде
возникает движение сменовехства, получившее название от литературно-
политического сборника «Смена вех», издававшегося в Париже в 1921–1922 гг.
Идеологи сменовехства (Н. В. Устрялов и др.) призывали перейти от
конфронтации с большевиками к сотрудничеству с ними.[16]
В СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются
новые научно-исследовательские институты: в 1934 г. С. И. Вавилов основал
Физический институт АН, тогда же создан Институт органической химии, в
Москве П. Л. Капица создает Институт физических проблем, в 1937 г. создан
Институт геофизики. Продолжают работу физиолог И. П. Павлов, селекционер И.
В. Мичурин.[17] Результатом работы советских ученых были многочисленные
открытия. Возрождается историческая наука. В 30-е г. работают выдающиеся
советские историки: академик Б. Д. Греков – автор трудов по истории
средневековой России («Киевская Русь», «Крестьяне на Руси с древнейших
времен до XVIII в.» и др.); академик Е. В. Тарле – знаток новой истории
стран Европы и прежде всего Наполеоновской Франции («Рабочий класс во
Франции в эпоху революции», «Наполеон» и др.).
  В то же время тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального
развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук. В
1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому.
Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник
советской генетики академик и президент ВАСХНИЛ Н. И. Вавилов, ученый и
конструктор ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой
Социалистического Труда С. П. Королев и многие другие.
Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. История
партии и революционного движения была искажена: на страницах ученых трудов
и периодических изданий превозносились несуществующие заслуги Вождя. В
стране утверждался культ личности Сталина.



                     Формирование советского искусства.
  Октябрьская революция оказала огромное воздействие и на развитие
искусства. Лидирующей сферой развития литературы в 20-е гг. несомненно,
является поэзия. По форме литературная жизнь во многом осталась прежней.
Как в начале века тон ей задавали литературные кружки, многие из которых
пережили кровавое лихолетье и продолжали действовать в 20-е гг.:
символисты, футуристы, акмеисты и пр. Возникают новые кружки и объединения.
Однако соперничество между ними теперь выходит за пределы художественной
сферы и часто приобретает политическую окраску. Наибольшее значение для
развития литературы имели объединения РАПП, «Перевал», «Серапионовы братья»
и ЛЕФ.[18]
  РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) оформилась на I
Всесоюзной конференции пролетарских писателей в 1925 г. В ее состав входили
писатели (из наиболее известных А. Фадеев и Д. Фурманов) и литературные
критики. Предшественником РАПП был «Пролеткульт»[19] – одна из самых
массовых организаций, основанная в 1917 г. Они третировали как «классовых
врагов» практически всех писателей, не входивших в их организацию. Среди
авторов, которые подвергались нападкам со стороны РАППовцев[20], были не
только А. Ахматова, З. Гиппиус, И. Бунин, но даже такие признанные «певцы
революции», как М. Горький и В. Маяковский. Идейную оппозицию РАПП
составила литературная группа «Перевал».
  Группа «Серапионовы братья», созданна в 1921 г. в петроградском Доме
искусств. В группу входили такие известные писатели, как Вс. Иванов, М.
Зощенко, К. Федин и др.
  ЛЕФ – левый фронт искусств. Позиции членов этой организации (В.
Маяковский, Н. Асеев, С. Эйзенштейн и др.) весьма противоречивы. Сочетая
футуризм с новаторством в духе пролеткульта, они выступали с весьма
фантастической идеей создания некого «производственного» искусства, которое
должно было выполнять в обществе утилитарную функцию обеспечения
благоприятной атмосферы для материального производства. Искусство
рассматривалось как элемент технического строительства, без всякого
подтекста, вымысла психологизма и т. д.[21]
 Большое значение для развития русской литературы ХХ в. сыграло поэтическое
творчество В. Я. Брюсова, Э. Г. Багрицкого, О. Э. Мандельштама, Б. Л.
Пастернака, Д. Бедного, «крестьянских» поэтов, ярчайшим представителем
которых был друг Есенина Н. А. Клюев. Особую страницу в истории
отечественной литературы составляет творчество поэтов и писателей, не
принявших революцию и вынужденных покинуть страну. Среди них такие имена
как М. И. Цветаева, З. Н. Гиппиус, И. А. Бунин, А. Н. Толстой, В. В.
Набоков. Некоторые из них, осознав невозможность для себя жить вдали от
Родины, впоследствии вернулись (Цветаева, Толстой). Модернистские тенденции
в литературе проявились в творчестве Е. И. Замятина, автора фантастического
романа-антиутопии «Мы» (1924 г). Сатирическая литература 20-х гг.
представлена рассказами М. Зощенко; романами соавторов И. Ильфа (И. А.
Файнзильберга) и Е. Петрова (Е. П. Катаева) «Двенадцать стульев» (1928 г.)
и «Золотой теленок» (1931 г.) и др.[22]
 В начале 30-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков
и групп. В 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей был
организован «Союз писателей», в который вынуждены, были вступать все люди,
занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал инструментом
тотального контроля власти над творческим процессом. Не быть членом Союза
было нельзя, т. к. в таком случае писатель лишался возможности публиковать
свои произведения и, более того, мог быть привлечен к уголовной
ответственности за «тунеядство». У истоков этой организации стоял М.
Горький, однако его председательство в ней продолжалось недолго. После его
смерти в 1936 г. председателем стал А. А. Фадеев. Помимо «Союза писателей»
были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз
архитекторов», «Союз композиторов». В советском искусстве наступал период
единообразия.
 В 20-е гг. переживает период расцвета русское изобразительное искусство.
Революционные потрясения, гражданская война, борьба с голодом и разрухой,
которые, казалось бы, должны были снизить активность художественного
творчества, в действительности дали ему новый импульс. Блестящими успехами
ознаменовалось развитие русского авангарда, признанные мастера которого (П.
Н. Филонов, К. С. Малевич) продолжают плодотворно работать и в советское
время.
  Возникают новые творческие объединения. В 1922 г. сложилась самая
массовая организация в советском искусстве 20-х гг. – «Ассоциация
художников революционной России» (АХРР), возникшая на основе Товарищества
Передвижников, «Союза русских художников» и др. Художники АХРР выступали
против лозунга «искусство для искусства», боролись с левыми направлениями в
искусстве и главную задачу свою видели в том чтобы запечатлеть жизнь
революционной России. Основоположником советского пейзажа считают А. А.
Рылова. Широкую известность получила его картина «В голубом просторе» (1918
г.). Мастером пейзажа так же был К. Ф. Юон, живописец, график и театральный
художник.
  Создателем живописной «Ленинианы» был И. И. Бродский («В. И. Ленин в
Смольном» 1930 г.). Творчество Бродского воплощает официальное направление
в советском искусстве. Основоположником советской батальной живописи стал
М. Б. Греков («Тачанка», «Трубачи Первой Конармии» 1934 г.).
  В 1924 г. из числа бывших членов объединений «Голубая роза» и «Мир
искусства» сложилась творческая группа «4 искусства», в которую входили
живописцы, графики, архитекторы и скульпторы. Членом этой группы был
замечательный живописец К. С. Петров-Водкин он использовал обычную в
древнерусских иконах так называемую «обратную» перспективу и смелые
колористические решения («Купание красного коня» 1912 г., «Смерть
комиссара» 1928 г.).
  Большую популярность в качестве орудия идеологической борьбы приобрел
плакат. Лаконичная плакатная графика позволяла вести агитацию в форме,
доступной для понимания даже неграмотному человеку. Замечательным советским
графиком был Д. С. Моор (Орлов). Ему принадлежат поразительные по силе
воздействия плакаты[23]: «Ты записался добровольцем?» 1920 г. и «Помоги»
1921 г. Маяковский показал себя не только гениальным поэтом, но и
талантливым художником. Вместе с другими художниками Маяковский
изготавливал «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства) в
виде графических рисунков, тиражируемых через трафарет, и стихотворного
сатирического текста до народа доносилась самая оперативная информация о
положении на фронтах, велась революционная агитация.[24]
  Большое значение для развития скульптуры сыграл ленинский план
монументальной пропаганды, принятый в 1918 г. В соответствии с этим планом
по всей стране должны были устанавливаться памятники, пропагандирующие
новые революционные ценности. Для работы были привлечены видные скульпторы:
Н. А. Андреев (ставший впоследствии создателем скульптурной ленинианы), А.
Т. Матвеев, В. И. Мухина. Выдающимся советским скульптором был И. Д. Шадр.
В начале 20-х гг. им были созданы образы людей новой советской эпохи:
«Крестьянин», «Сеятель», «Рабочий», «Красноармеец».
  Господствующим стилем в архитектуре 20-х годов стал конструктивизм.
Конструктивисты старались использовать новые технические возможности для
создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных
конструкций. Примером архитектуры советского конструктивизма могут служить
проекты братьев Весниных. Наиболее грандиозный из них – Дворец труда так и
не был воплощен в жизнь, но оказал значительное влияние на развитие
отечественного зодчества.[25]
  К сожалению, также разрушались памятники архитектуры: только в 30-е гг. в
Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, Чудов
монастырь в Кремле, Красные ворота и сотни безвестных городских и сельских
церквушек, многие из которых представляли историческую и художественную
ценность.
 Революция высвободила мощные творческие силы. Сказалось это и на развитии
отечественного театрального искусства. Наряду с актерами старшего поколения
(М. Н. Ермолова, А. М. Южин, А. А. Остужев, В. И. Качалов, О. Л. Книппер-
Чехова), возникает новый революционный театр. Поиски новых форм сценической
выразительности характерны для театра, работавшего под руководством В. Э.
Мейерхольда (ныне театр им. Мейерхольда).[26] На сцене этого театра были
поставлены пьесы В. Маяковского «Мистерия-буфф» (1921 г.), «Клоп» (1929 г.)
и др. Крупный вклад в развитие театра был сделан режиссером 3-й студии МХАТ
Е. Б. Вахтанговым; организатором и руководителем Камерного театра,
реформатором сценического искусства А. Я. Таировым.(9)
  Одним из самых важных и интересных явлений в истории культуры 20-х гг.
было начало развития советского кинематографа. Ленин понял огромные его
возможности воздействия на широкие народные массы: «Важнейшим из искусств
для нас является кино», – писал он. Развивается кинодокументалистика,
ставшая одним из самых эффективных инструментов идеологической борьбы и
агитации наряду с плакатом. Важной вехой в развитии художественного
игрового кино стал фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна (1898 – 1948)
«Броненосец Потемкин» (1925 г.), вошедший в число мировых шедевров.[27]
 Под шквал критики попали символисты, футуристы, импрессионисты, имажинисты
и пр. Их обвиняли в «формалистических вывертах», в том, что их искусство не
нужно советскому народу, что оно враждебно социализму. В число «чуждых»
попали композитор Д. Шостакович, режиссер С. Эйзенштейн, писатели Б.
Пастернак, Ю. Олеша и др. Многие деятели искусства были репрессированы.
  Определяющим стилем в литературе, живописи и других видах искусства стал
так называемый «социалистический реализм». Стиль этот имел с настоящим
реализмом мало общего. Он  стремился выдать за реальность то, что лишь
должно было быть с точки зрения официальной идеологии. Искусству была
навязана функция воспитания общества в строгих рамках коммунистической
морали. Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям Ленина-Сталина,
большевистская принципиальность – вот чем жили герои произведений
официального искусства того времени.
 Тем не менее, в 30-х гг. появляется несколько крупных произведений,
вошедших в историю русской культуры. Шолохов создает  романы «Тихий Дон»,
«Поднятая целина». Творчество Шолохова получило мировое признание: за
писательские заслуги он был удостоен Нобелевской премии.
 В тридцатые годы завершает свой последний роман-эпопею «Жизнь Клима
Самгина» М. Горький. Огромную популярность имело творчество Н. А.
Островского, автора романа «Как закалялась сталь» (1934 г.). Классиком
советского исторического романа стал А. Н. Толстой («Петр I» 1929–1945
гг.). Двадцатые-тридцатые годы время расцвета детской литературы. Несколько
поколений советских людей выросло на книгах К. И. Чуковского, С. Я.
Маршака, А. П. Гайдара, С. В. Михалкова, А. Л. Барто, В. А. Каверина, Л. А.
Кассиля, В. П. Катаева.
   В 1928 г. затравленный советской критикой М. А. Булгаков безо всякой
надежды на публикацию начинает писать свой лучший роман «Мастер и
Маргарита». Работа над романом продолжалась до самой смерти писателя в 1940
г. Произведение это было издано только в 1966 г. В конце 80-х, увидели свет
произведения А. П. Платонова (Климентова) «Чевенгур», «Котлован»,
«Ювенильное море». «В стол» работали поэты А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак.
Трагична судьба Мандельштама (1891–1938). Поэт необыкновенной силы и
большой изобразительной точности, оказался в числе литераторов, которые,
приняв в свое время Октябрьскую революцию, не смогли ужиться в сталинском
обществе. В 1938 г. он был репрессирован.
  В 30-е гг. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться от
остального мира. За «железным занавесом» остались многие русские
литераторы, которые, несмотря не на что продолжают работать. Писателем
первой величины был поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин (1870–1953). Бунин
с самого начала не принял революцию и эмигрировал во Францию (повесть
«Митина любовь», роман «Жизнь Арсеньева», сборник рассказов «Темные
аллеи»). В 1933 г. он был удостоен Нобелевской премии.
  Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б. В.
Иогансона (1933 г. «Допрос коммунистов», «На старом уральском заводе» и
«Выступление В. И. Ленина на 3-м съезде комсомола»). В 30-е года продолжают
работать К. С. Петров-Водкин, П. П. Кончаловский, А. А. Дейнека, серию
прекрасных портретов современников создает М. В. Нестеров, пейзажи Армении
в живописи М. С. Сарьяна.
 Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция
«Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной (1889–1953). Скульптурная
группа была изготовлена В. И. Мухиной для советского павильона на всемирной
выставке в Париже в 1937 г.[28]
 В архитектуре в начале 30-х гг. ведущим продолжает оставаться
конструктивизм, широко использовавшийся для строительства общественных и
жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная
конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в
1930 г. по проекту А. В. Щусева. К концу 30-х гг. функциональная простота
конструктивизма начинает сменяться неоклассикой. В моду входит пышная
лепнина, огромные колонны с капителями, проявляется гигантомания и
склонность к богатству убранства, часто граничившему с безвкусицей. Стиль
этот иногда именуют «сталинским ампиром». Вульгарное порой великолепие
сталинской неоклассики призвано было выразить силу и мощь тоталитарного
государства.
  Быстро развивается кинематограф. Новые возможности окрылись с появлением
звукового кино. В 1938 г. на экраны выходит фильм С. М. Эйзенштейна
«Александр Невский. В кино утверждаются принципы социалистического
реализма. Снимаются фильмы на революционную тематику: «Ленин в Октябре»
(реж. М. И. Ромм), «Человек с ружьем» (реж. С. И. Юткевич), «Юность
Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (реж. Г. М.
Козинцев); комедии: «Веселые ребята», «Волга-Волга» (реж. С. А. Герасимов),
«Свинарка и пастух» (реж. И. А. Пырьев). Огромной популярностью пользовался
фильм Г. Н. и С. Д. Васильевых – «Чапаев» (1934 г.).[29]



                                 Заключение
 Годы советской власти значительно изменили облик России. Произошедшие
изменения нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, нельзя не признать,
что в годы революции и после нее культуре был нанесен большой урон: многие
видные писатели, художники, ученые вынуждены были покинуть страну или
погибли. Все труднее было пробиться к зрителю, читателю, слушателю тем
деятелям культуры, которые не уехали, но так и не смогли найти общего языка
с установившейся властью. Несомненно, существовали и плюсы: огромный рост
грамотных людей, создание различных учебных заведений, более 40 народов
обрели свою письменность, женщина была уравнена во всех правах с мужчиной,
необычайный трудовой энтузиазм.
Но, к сожалению минусов, было гораздо больше и до сих пор русский народ не
может восстановить тот утерянный потенциал.



                              Список литературы
1.Георгиева Т.С. История русской культуры. М.,1998.
2.Главацкий М.Е. Хрестоматия по истории России 1917-1940. М.,1995.
3.Добрынина М.Р. История культуры России. М., 1993.
4.Зезина М.Р. История русской культуры. М.,1990.
5.Колосков А.Г. История Отечества в документах,1917-1993. М.,1994.
6.Орлов А.С. История России. М.,2002.
7.Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 2002.

-----------------------
[1] Зезина М.Р. История русской культуры. М.,1990.
[2] Зезина М.Р. История русской культуры. М.,1990.-С.289.
[3] Там же. С.292.
[4] Там же. С.292.
[5] Орлов А.С. История России. М.,2002.
[6] Георгиева Т.С. История русской культуры. М.,1998.
[7] Орлов А.С. История России. М.,2002. С.294.
[8] Там же. С.389.

[9] Семеникова Л.И.Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск,2000.-
С.399.
[10] Там же. С.398.
[11] Орлов А.С. История России. М.,2002. С.387.
[12] Учебник для 9 классов. М.,1999. С.152.
[13] Учебник для 9 классов. М.,1999. С.153.
[14] Орлов А.С. История России. М.,2002. С.387.

[15] Орлов А.С. История России. М.,2002. С.389.

[16] Зезина М.Р. История русской культуры. М.,1990. С.287.
[17] Учебник для 9 классов. М.,1999. С.153.

[18] Учебник для 9 классов. М.,1999. С.154.
[19] Там же. С.155.
[20] Там же. С.156.
[21] Орлов А.С. История России. М.,2002. С.387.
[22] Учебник для 9 классов. М.,1999. С.154.
[23] Учебник для 9 классов. М.,1999. С.157.
[24] Учебник для 9 классов. М.,1999. С.158.
[25] Добрынина М.Р. История культуры России. М., 1993. С.,290.

[26] Орлов А.С. История России. М.,2002. С.387.

[27] Орлов А.С. История России. М.,2002. С.387.

[28] Колосков А.Г. История Отечества в документах,1917-1993. М.,1994.
С.,254.

[29] Колосков А.Г. История Отечества в документах,1917-1993. М.,1994.
С.,156.



ref.by 2006—2024
contextus@mail.ru