Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран

Работа из раздела: «Государство и право»

38 Реставрация Стюартов. Корпус Акт. Смерть Кромвеля в 1658 г. изменила ход
событий. На некоторое время власть перешла в руки его сына — Ричарда
Кромвеля, не пользовавшегося ни авторитетом, ни влиянием в обществе. В 1659
г. остаток Долгого парламента объявил себя учредительной властью и возвел в
1660 г. на престол Карла II (1630-1685) - сына казненного короля. В
Бредской декларации новый король пообещал сохранить за дворянами и
буржуазией их революционные завоевания и не преследовать тех, кто в годы
революции боролся против короля. Но данные обещания были нарушены.
Восстановление монархии сопровождалось возрождением старых порядков. В эти
годы в Англии возникают две политические партии. Одна из них — тори —
объединяла приверженцев короля, сторонников усиления его власти. Вторая
партия — виги — представляла интересы буржуазии и среднего дворянства,
оппозиционно настроенных по отношению к короне. Длительное время в
парламенте Англии господствовали представители тори. Виги, находясь в
оппозиции и подвергаясь преследованиям, пытались провести через парламент
закон о гарантиях неприкосновенности граждан. Это удалось им сделать лишь в
1679 г., когда виги имели большинство в парламенте
Хабеас Корпус Акт.  Хабеас корпус акт,  или  “Акт  для  лучшего  обеспечения
свободы подданных и для предупреждения заточений за морем”.  В  соответствии
с этим законом любой арестованный  мог  лично  либо  через  родственников  и
знакомых обратиться в один из  высших  судов  Англии  с  требованием  выдать
приказ о Хабеас корпус. Согласно этому приказу,  лицо,  в  ведении  которого
находился  арестованный,  под  страхом  уплаты  крупного  штрафа  в   пользу
потерпевшего, а в случае повторного неповиновения — увольнения от  должности
должно было в суточный  срок  доставить  арестованного  в  суд  с  указанием
причины ареста. Суд,  рассмотрев  основания  ареста,  выносил  решение  либо
отпустить под залог арестованного до суда, либо оставить под  арестом,  либо
освободить полностью. Лицо, освобожденное  на  основании  приказа  о  Хабеас
корпус, не могло быть арестовано вторично по тому же поводу.  Штрафу  в  500
фунтов стерлингов подвергался и судья, отказавшийся выдать приказ  о  Хабеас
корпус. Процедура освобождения до суда под денежный залог  была  известна  в
Англии  и  ранее.  Однако  впервые  устанавливалась   ответственность   лиц,
виновных в неисполнении предусмотренных в Акте  предписаний.  Действия  Акта
не распространялись на  лиц,  арестованных  за  государственную  измену  или
тяжкое уголовное преступление, а  также  лиц,  арестованных  по  гражданским
делам. Парламент сохранил за  собой  право  в  случае  народных  волнений  и
военных действий приостанавливать Хабеас корпус акт. Позднее Акт стал  одним
из важнейших  конституционных  документов  Англии.  Хабеас  корпус  акт  был
утвержден Карлом II при условии,  что  виги  не  будут  противиться  занятию
престола  Яковом  II.  Это   был   первый   конституционный   компромисс   в
послереволюционной Англии, история которой развивалась  под  влиянием  таких
компромиссов.


40 Эволюция Изи. права Англии
Избират. реформы 18в а Англии. Реформа 1832 г. Крупные  промышленные  города
получили  право   парламентского   представительства.   Таким   образом,   в
результате  реформы  мандаты  были   перераспределены.   Закон   о   реформе
предоставил избирательное право мужчинам, достигшим 21  года.  В  результате
реформы  право  голоса  получили  земельные  арендаторы,  число  избирателей
увеличилось до 652 тыс.  Однако  рабочие  и  мелкая  буржуазия,  так  упорно
боровшиеся за избирательные права, не  получили  их.  Парламентская  реформа
1832 г. обеспечила представительство в  парламенте  промышленной  буржуазии.
Эта реформа явилась результатом компромисса землевладельческой  аристократии
и промышленной буржуазии. Реформа  1832  г.  была  значительным  событием  в
жизни  Англии.  Она  рвала  с  феодальными  традициями  представительства  и
способствовала превращению  палаты  общин  в  буржуазный  парламент.  Важным
следствием  реформы  1832  г.  стало  преобразование  политических   партий.
Реформа 1832 г. дала  толчок  преобразованию  центрального  государственного
аппарата.   Но   она   не   удовл   трудящихся    Великобритании.    Реформа
1867(избирательная). Новый закон  значительно  изменил  избирательное  право
жителей городов. В графствах право голоса получили  землевладельцы,  имеющие
не менее 5  фунтов  стерлингов  годового  дохода,  а  также  наниматели  или
владельцы  помещений  с  доходностью  не  ниже  12  фунтов   стерлингов.   В
результате реформы 1867 г. общее число избирателей  увеличилось  больше  чем
на миллион. Однако 2/3 мужского населения Англии — основная  масса  рабочих,
не говоря о женщинах, — по-прежнему были лишены избирательных прав.  Реформа
1867   г.   подвела   итог   тридцатилетнего   пути   развития   английского
конституционализма,  который  вел  к  росту  реальной  политической   власти
промышленного капитала. В 1884—1885 гг. была проведена третья  избирательная
реформа, призванная исправить недостатки первых  двух  реформ,  в  частности
устранить пестроту избирательных цензов. Законом 1884 г. имущественный  ценз
в  городах  был  отменен,  а  в  графствах  право  голоса  получили   мелкие
арендаторы на условиях, предъявляемых городским жителям реформой 1867  г.  В
результате этой реформы число  избирателей  было  увеличено  вдвое.  Реформа
1884—1885 гг. не устранила  многих  существенных  недостатков  избирательной
системы:  сохранялась  диспропорция  между  числом  избирателей   и   числом
мандатов; лица, занимавшие в  нескольких  округах  помещения,  дающие  право
голоса, получали несколько голосов, тогда как значительная  часть  населения
не имела избирательных прав.

61 Реформы парлам. в Англии. Избират. реформы. Реформа 1911 г. В  результате
борьбы либералов с палатой лордов появился Акт о парламенте 1911г.  Согласно
этому  Акту,   нефинансовый   билль,   прошедший   палату   общин   в   трех
последовательных сессиях и всякий раз отвергавшийся  палатой  лордов,  после
третьего раза направлялся на королевское утверждение, минуя  палату  лордов,
при условии, что между вторым чтением в первой сессии и последним чтением  в
третьей сессии прошло не менее двух лет. Реформу 1911  г.  нельзя  объяснить
лишь борьбой  партий.  Ее  проведению  способствовало  и  усиление  кабинета
министров, и изменение социального состава палаты лордов.  В  1911  г.  было
также введено вознаграждение членам палаты общин. В  1949  г.  лейбористским
правительством была проведена новая реформа  парламента,  касающаяся  палаты
лордов. Закон 1949 г. об изменении акта о парламенте 1911г., сокративший  до
одного года срок возможного вето  палаты  лордов  в  отношении  нефинансовых
биллей, имел целью ограничить ее власть. Но эта цель не была достигнута,  и,
например, в 1956 г. лорды провалили законопроект об отмене  смертной  казни.
Попытка  консерваторов  в  1958  г.  расширить  полномочия   палаты   лордов
потерпела неудачу. Избирательные реформы. 1918—1919  гг.  после  мир  войны.
Согласно этому  закону,  право  голоса  получили  все  лица  мужского  пола,
достигшие 21 года и удовлетворяющие требованиям ценза оседлости (6  месяцев)
либо владеющие помещением для деловых занятий. Женщины имели  право  голоса,
если достигали возраста 30 лет и владели недвижимостью с годовым доходом  не
менее  пяти  фунтов  стерлингов  либо  состояли  в  супружестве   с   лицом,
удовлетворяющим  последнему  условию.  Новый  избирательный   закон   вводил
всеобщее  мужское  и  частичное  женское   избирательное   право.   Накануне
парламентских выборов 1929 г. консервативное правительство  осуществило  еще
одну реформу избирательного права, предоставив женщинам равные  с  мужчинами
избирательные  права.  Новый  этап  в  демократизации  избирательного  права
отмечен после второй мировой войны. Акт о  народном  представительстве  1948
г., принятый лейбористским правительством, внес  изменение  в  распределение
избирательных округов и, что более  важно,  отменил  двойной  вотум.  Отныне
никто не мог голосовать более  чем  в  одном  округе.  Наконец,  в  1969  г.
лейбористское  правительство  приняло  Акт  о  народном   представительстве,
которым возрастной ценз был снижен с 21 года до 18 лет.

43  Билль  о  правах  1791  г.  Законодатели  понимали,   что   большинство
американцев хотят видеть в конституции  1787г.  прежде  всего  гарантию  от
любых посягательств государственных властей на их права и свободы. Из этого
исходил и Д. Мэдисон, он внес решающий вклад в  подготовку  конституционных
поправок, ставших известными как Билль о правах. Его  содержание  составило
первые 10 поправок к конституции. Принципиальной  идеей,  положенной  в  их
основу, являлось  признание  недопустимости  принятия  каких-либо  законов,
нарушающих  свободы  граждан:  свободы  вероисповедания,  свободы  слова  и
прессы, мирных собраний (ст. 1). Право иметь и носить  оружие  (ст.  2).  В
мирное время запрещался постой солдат  в  частных  домах  без  согласия  их
владельцев (ст. 3). Признавалось недопустимым задержание  лиц,  обыски  без
обоснованных разрешений (ст. 4). Никто не мог быть  привлечен  к  уголовной
ответственности иначе, как по решению суда присяжных.  Никто  не  мог  быть
подвергнут повторному наказанию (ст. 5). Право на адвоката (ст. 6).  Запрет
жестокие наказания  (ст.  8).  В  сочетаниями  с  этими  положениями  конст
приобрела большую прогрессивную направленность.



60  Новый  курс  Рузвельта.  В  30-е  годы  кризис.   В   США   промышленное
производство понизилось  до  56%,  национальный  доход  сократился  на  48%,
обанкротилось  40%  банков,  что  лишило  миллионы  рядовых  американцев  их
скромных сбережений. Около 17 млн. человек  потеряли  работу.  Президент  Г.
Гувера  в  надежде  фактически  ничего   существенного   не   предпринимало.
Обстановка обострялась- голодные походы, демонстрации. В таких  условиях  на
очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано  Рузвельт  —
кандидат от демократической партии. Новый президент выступил  с  развернутой
программой  по  выходу  из  кризиса-  “Новый  курс”.  Чтобы  стабилизировать
денежную  систему,  был  запрещен  вывоз  золота   за   границу,   проведена
девальвация доллара, укрупнена банковская система, в  результате  крупнейшие
банки получили из казны значительные кредиты. В  соответствии  с  законом  о
восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. вся  промышленность
была разделена на 17  групп.  В  целях  уменьшения  безработицы  принимаются
экстраординарные меры.  Безработных  направляли  в  создаваемые  специальные
организации (“трудовые  лагеря”),  занимавшиеся  строительством  и  ремонтом
дорог, мостов, аэродромов  и  т.д.  Проведение  “Нового  курса”  потребовало
мобилизации значительных денежных  ресурсов,  которые  оказались  (это  было
важнейшим фактором успеха) в распоряжении  правительства  Рузвельта.  В  это
время  наметился  важный  сдвиг   в   развитии   трудового   и   социального
законодательства.  Дела,  связанные  с  отношениями   между   работником   и
работодателем, рассматривались судами, не  учитывая  фактическое  социально-
экономическое неравенство сторон в  договоре.  Законом  Норриса  —  Лагардия
(1932 г.) несколько сужалось право судов издавать  так  называемые  судебные
предписания  по  поводу   трудовых   конфликтов,   что   фактически   давало
возможность судам по своему усмотрению срывать любую забастовку. Этот  закон
запрещал   предпринимателю   заставлять   рабочих   подписывать   контракты,
обязывающие их не вступать в профсоюз. В 1935 г. был принят  закон  Вагнера,
впервые в общефедеральном масштабе легализовалась  деятельность  профсоюзов.
В 1935 г. был принят закон о  социальном  обеспечении,  явившийся  первым  в
истории США  общефедеральным  нормативным  актом  такого  рода.  Создавалось
Управление по социальному страхованию (пенсии гражданам). В 1938  г.  закон,
фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени. В итоге  “Новый
курс”,  являвшийся  прямым  массированным  вторжением  государства  в  сферу
социально-экономических  отношений  и   включавший   значительные   элементы
регулирования, способствовал смягчению проявлений кризиса.

49 Конституция Германии 1871 г. Согласно  новой  германской  конституции,  в
состав новообразованной  империи  вошли  22  монархии  и  несколько  вольных
городов.    Конституция    наделила    эти    государства     незначительной
самостоятельностью, постепенно сокращавшейся. Главой  империи  был  прусский
король. По конституции, Союзному совету вручалась законодательная  власть  —
наряду и вместе с рейхстагом - и  значительная  исполнительная  власть  (ст.
6). Бундесрат располагал своим аппаратом —  комиссиями,  специализированными
по различным областям общественной и государственной  жизни.  Самое  важное-
что бундесрату помимо нижней  палаты  и  даже  наперекор  ей  (ст.  7)  было
предоставлено право издания  указов,  имевших  ту  же  силу,  что  и  закон.
Пруссия  осуществляла  свою  власть  через  верхнюю  палату   империи.   Для
отклонения законопроекта  об  изменении  конституции  требовалось  всего  14
голосов,  Пруссия  была  представлена  в  верхней  палате  первоначально  17
депутатами,  затем  22.  Конституция  отводила  рейхстагу  важное  место   в
законодательном процессе, но фактическая власть рейхстага была  сравнительно
небольшой. Разделение властей на законодательную и исполнительную так  и  не
было создано вплоть до Веймарской конституции 1919г. Статья  20  конституции
декретировала введение всеобщего мужского избирательного права.
  В  рез-те  поражения  революции  в   Пруссии   был   установлен   “мнимый
конституционализм”.  В январе 1850  подданные  Пруссии  получили  от  короля
жалованную конституцию. Она провозгласила ряд прав и свобод  для  подданных.
В то же время в законе предусматривалось  использования  ВС  для  подавления
беспорядков.   Конституция  гарантировала   гражданам   право   образовывать
общества,  но  в  то  же  время  было  право  правительства  ограничить  или
запретить политические союзы.  К. закрепила   всеобщую  воинскую  повинность
(которая была и  до  этого).  За  королем  сохранились  огромные  полномочия
(глава  исполнительной  власти,  главнокомандующий,  созывал   и   распускал
парламент,  заключал   войну   и   мир,   контролировал   министров,   право
законодательной   инициативы,   издавал    и    отменял    любые    законы).
Законодательная власть - король и 2-х палатный  лантдаг.  Верхняя  -  палата
господ  (назначались  королем  пожизненно).  Нижняя  -  избирались  по   3-х
куриальной системе  (крупные  налогоплательщики,  средние  и  все  остальные
после 30 лет).  Роль ландтага ограничивалась обсуждением бюджета и  проектов
нек-рых законов. Т.е. ландтаг был законосовещательным  органом  при  короле.
Конституция  Пруссии  отражала  интересы  крупной  буржуазии.  С  некоторыми
поправками эта конституция действовала до 1919 года.


50 Нояб рев. в Герман. Веймарс. конст. Крупные неудачи на фронтах  весной  и
осенью  1918  г.  создали  в  Германии  революционную  ситуацию.   Революция
началась  восстанием  военных  моряков  в  Киле  в  начале  ноября  1918  г.
Крупнейшие  города  Германии  —   Гамбург,   Лейпциг,   Мюнхен,   Бремен   —
присоединились к восставшим. 9 ноября 1918 г. революция победила в  Берлине.
Кайзер (император)  Вильгельм  бежал  в  Голландию.  Германской  империи  не
стало. В  создавшейся  обстановке  имперское  правительство  сочло  передать
власть  социал-демократам,  потому  что  эта  партия  исключала   из   своей
программы   социалистическую   революцию,   поставив   целью    постепенное,
реформистское продвижение к социальному государству  всеобщего  благополучия
и социальной защищенности. Но  при  этом  социал-демократы  не  остановились
перед  кровавыми  расправами  с  революционным   народом:   была   разогнана
берлинская демонстрация 15 января 1919 г. и  подавлена  Баварская  советская
республика в Мюнхене (март 1919 г.). Веймарская конституция 1919г.  Коалиция
трех партий — социал-демократической,  демократической  и  партии  центра  —
составила  правительство  Германии   во   главе   с   социал-демократом   Ф.
Шейдеманом, которое положительно решило  вопрос  о  подписании  Версальского
мирного  договора,  утвердило  бюджет  и  самое  главное  —  приняло   новую
конституцию Германии, названную Веймарской. Ее авторство принадлежит  юристу
либерального толка Гуго Прейсу, министру внутренних дел.   Конституция  1919
г. превратила Германию в буржуазную  парламентскую  республику  во  главе  с
президентом. Высшим законодательным органом-  рейхстаг.  Вся  Германия  была
поделена на 35 избирательных округов.   Парламент  состоял  из  двух  палат:
рейхстага (нижняя палата) и рейхсрата (верхняя палата).  Особенное  внимание
Веймарская конституция уделяла президенту  республики.  Президент  избирался
всеобщим  голосованием  (ст.  41).  Его  власть  во   многом   походила   на
монархическую. Особые полномочия давала президенту  ст.  48:  она  разрешала
введение чрезвычайного положения в любой момент,  который  президент  сочтет
“опасным  для  существующего   порядка”.   Конституция   постановляла,   что
“чиновники назначаются пожизненно”, если они служат безупречно.  Конституция
объявляла  частную   собственность   социальной   обязанностью   и   поэтому
обеспеченной должной защитой.

45 Деклар прав и  свобод  принята  Уч  собр  в  1789г  26  августа.  Задача-
выразить истины для всех времен и народов. Но все же  не  удалось  примирить
народные  массы  с  новым   правительством.   Образцом   была   Американская
декларация  о  независимости.  Она  сформулированы  в   духе   обще-национал
манифеста, торжественно провозглашающего право свободных людей,  свергнувших
господство абсолютизма. В декл устонав принципы  демокр  гос-пр  строя.  Она
подчеркивала   пр   на   собственность.   Она   произвела   впечатление   на
современников в др странах.

44 Велик Фр рев. Учредитнль собр. Декларац пр и  свобод.  Коренной  причиной
рев явилось  достигшее  мах  остроты  противоречие  между  производительными
силами  и   господствовавшими   в   стране   феодальными   производственными
отношениями.   Не   была   довольна   своим   положением   основная    часть
промышленников, купцов, торговцев(больш налоги). Торговле  мешало  множество
внутренних таможен. В 1788г Фр  поразил  эк  кризис.  Вследствие  очередного
неурожая крестьяне и городская беднота большей части  страны  оказались  под
угрозой голода. Свертывалось пр-во и  многие  тысячи  горожан  остались  без
работы. Начались крестьянские  волнения  вскоре  и  в  городах.  Но  солдаты
отказывались выступать против народа. Правительство вынуждено было  идти  на
уступки. Оно объявило о созыве Ген штатов. Они должны были  помочь  монархии
преодолеть финанс трудности, одобрив введение нов налогов. В мае  1789-  ген
штаты. Правящие круги  потребовали  голосования-  каждое  сословие  имеет  1
голос. А 3-е  сословие  хотело-  принятие  большинством  голосов.  На  отказ
правительства принять новый порядок голосования  депутаты  3-го  сословия  в
июне 1789 объявили себя национальным собранием, спустя месяц-  Учредительным
собранием, те выступая от  имени  Фр  народа,  они  заявили  о  своем  праве
отменять старые и приним нов законы. От короля и знати собрание спас  народ-
он поднялся  в  Париже  на  вооруженное  восстание.  14  июля-  день  взятия
Бастилии и день рождение новой Франции.

46 Констит. законодат Бонапарта. К лету 1794 г.  основные  задачи  революции
были  решены.  Положение  Франции  окрепло,  и  с  этого  времени  отношение
буржуазии к якобинскому правлению меняется. От якобинцев начало  отходить  и
крестьянство.  Крестьяне  все   решительнее   выражают   свое   недовольство
политикой   твердых   цен.   Политический   террор   вызывал   все   большее
недовольство. 27 июля 1794 г.  в  ходе  вооруженного  выступления  в  Париже
якобинская республика пала.  Конституция  1795  г.  Стремясь  укрепить  свое
политическое  положение,   термидорианцы   реорганизовали   государственного
аппарата.  С  этой  целью  термидорианский  Конвент  вырабатывает,  а  затем
добивается утверждения новой конституции 1795г. Она открывалась  “Декларация
прав и обязанностей человека и гражданина”. Законодатели  исключили  из  нее
все революционные положения Декларации  якобинцев.  Более  не  говорилось  о
праве народа на восстание, о свободе собраний, печати, о равном  праве  всех
быть избранными  на  государственные  должности.  Основным  принципом  было:
представительное   правление   и   разделение   властей.   Высшим    органом
законодательной власти объявлялся Законодательный корпус, состоящий из  двух
палат: верхней — Совета старейшин и нижней —  Совета  пятисот.  Консульство.
Выступая против народа, свое политическое спасение правящие круги  видели  в
создании режима военной  диктатуры.  Наибольшую  поддержку  получил  генерал
Наполеон Бонапарт. В 1799 г он  с  помощью  войск  разогнал  Законодательный
корпус и упразднил Директорию. Управление страной было передано в руки  трех
консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, его пост  занял
Бонапарт. Конституция 1799 г. юридически закрепляла новый  режим.  Основными
чертами   вводимого   ею   государственного   строя    были:    верховенство
правительства и  представительство  по  плебисциту.  Органы  законодательной
власти:  Государственный   совет,   Трибунат,   Законодательный   корпус   и
Охранительный  сенат.  Админ  деление  страны  на  департаменты,  дистрикты,
коммуны. Процесс централизации и  бюрократизации  государственного  аппарата
достиг своего логического завершения.  Провозглашение  империи.  В  1802  г.
Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с  правом  назначения  преемника.
Его   власть,   еще   прикрытая   республиканским    декорумом,    принимала
монархический характер. Вскоре (1804) Бонапарт был провозглашен  императором
французов. С этого времени не только исполнительная,  но  и  законодательная
власть сосредоточилась в его руках (и отчасти Сената).

63 Четвертая республ. во франц. Конст 1848. С первых дней  оккупации  страны
французские патриоты вели борьбу с  немецкими  захватчиками.  Генерал  Голль
основал движение “Свободная Франция” имевшее  целью  объединить  французские
силы для борьбы  за  освобождение  Франции.  Голль  был  признан  английским
правительством как “глава всех  свободных  французов”.  Летом  1943  г.  был
создан единый Французский комитет национального освобождения. Летом 1944  г.
англо-американские войска высадились во Франции. К  концу  1944  г.  Франция
была в основном освобождена.  В  августе  1945  г.  временное  правительство
Франции утвердило положения, согласно  которым  одновременно  с  проведением
выборов в Учредительное собрание, призванное  составить  новую  конституцию,
должен  был  состояться  референдум.  Конституция  1946   г.   В   преамбуле
конституции  торжественно  подтверждались  права  и   свободы   человека   и
гражданина, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина  1789  г.
Провозглашались: равные права всех граждан вне зависимости  от  пола;  право
политического убежища для лиц, борющихся за свободу; обязанность работать  и
право  на  получение  должности  вне  зависимости  от  происхождения  и  тд;
Конституция предусматривала  учреждение  парламентской  республики  из  двух
палат: Национального собрания и Совета  республики.   Высшим  представителем
государственной   власти   конституция   объявила   президента   республики.
Конституция 1946 г. сохранила основные традиции французских  республиканских
конституций XIX в./ Начало 5-ой республ создание конст 1958г.


26  Англосакс.  и  континент  системы  права.   Первую   группу   составляют
континентальные правовые системы, возникшие в Европе и  воспринятые  другими
государствами. Эти правовые  системы  развивались  в  XIX  в.  под  влиянием
французского права, в XX в. на их развитии сказалось  германское  право.  Их
характеризует  деление  права  на  частное  и   публичное.   Континентальные
правовые системы четко разграничивают право материальное  и  процессуальное.
Основным источником пр- закон. Особенностью континентальных правовых  систем
является  широкое  распространение  кодификации  как  материального,  так  и
процессуального права. Англосаксонские правовые системы базируются на  общем
праве Англии, возникшем на рубеже XI и  XII  вв.  Эти  правовые  системы  не
знают деления права на  частное  и  публичное.  В  них  отсутствует  строгое
разграничение  материального  и  процессуального  права.  В  англосаксонских
системах структурно не выделены отрасли права, известные  в  континентальной
Европе. Не знают  они  и  кодификации.  Основным  источником  права  в  этих
странах является  судебный  прецедент.  В  англосаксонских  странах  понятия
право и закон не совпадают. Значительную роль в качестве источников права  в
этих странах играют обычаи и  конституционные  соглашения.  Англосаксонскому
праву  свойственны  особая  терминология,  наличие   ряда   институтов,   не
встречающихся в других странах.


51 Франц. гражд. кодекс 1804. Он был принят первым и  вошел  в  историю  под
названием Кодекса Наполеона. Проект был составлен в сжатые  сроки  (4  мес).
Проект кодекса встретил серьезную оппозицию. Это объяснялось  тем,  что  ряд
положений  кодекса  содержал  значительные  отступления  от   революционного
законодательства. Первый титул “О праве  и  законах  вообще”  был  отклонен.
Опасаясь, что подобная  судьба  постигнет  и  другие  титулы,  правительство
забрало свой проект на доработку. В результате  рассмотрение  проекта  пошло
быстро, и все титулы  кодекса  в  виде  отдельных  законов  были  приняты  и
утверждены. Закон 21 марта  1804  г.  объединил  все  36  титулов  в  состав
единого Гражданского кодекса французов. В 1807 г.  он  был  назван  Кодексом
Наполеона. Кодекс сыграл огромную роль в упрочении буржуазных  отношений  во
Франции. Он стал  образцом  для  создания  гражданских  кодексов  в  Италии,
Бельгии, Голландии, Польше, Швейцарии и  других  странах.  Кодекс  Наполеона
воплощает и развивает гражданско-правовые принципы: юридического  равенства,
законности, единства  права,  свободы.  Разработчики  Кодекса  опирались  на
юридическую доктрину, активно использовали  революционное  законодательство,
сохранили некоторые положения французского обычного  права  и,  конечно,  не
забыли римское право. Кодекс состоит из вводного титула и  трех  книг.  1-ая
книга посвящена лицам. 2-ая  содержит  правила  об  имуществах  и  различных
видоизменениях  собственности.  В  3-ей  говорится  о   различных   способах
приобретения собственности.
В области семейного права кодекс  признавал  господство  мужа  над  женой  и
сильную отцовскую власть. Только  брак,  оформленный  гражданскими  властями
порождал права и обязанности супругов,  детей  и  т.д.  Жена  не  могла  без
согласия  мужа  распоряжаться  имуществом,  выступать  в   суде,   т.е.   ее
имущественные права были ограниченны.  Ребенок,  родившийся  вне  брака,  не
имел права отыскивать своего отца. Статьям кодекса написаны кратко и емко  и
выражали передовые по тому времени принципы и нормы права.
ПРИНЦИПЫ,  УТВЕРЖДЕННЫЕ  КОДЕКСОМ  НАПОЛЕОНА  В   ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОМ   ПРАВЕ.
Незыблемость договора,  его  обязательная  сила  для  обеих  сторон.  В  нем
фиксируется правило, по которому договор  имел силу  закона  для  участников
соглашения или  сделки.  Должник  отвечал  перед  кредиторами  только  своим
имуществом,  его  нельзя  было  упрятать  в  долговую   тюрьму,    как   это
практиковалось в некоторых странах.



52 ГГУ. В конце XIX в. группа континентальных  правовых  систем  пополнилась
еще  одной  крупной  кодификацией  —   Германским   гражданским   уложением.
Гражданский кодекс 1896 г. стал первой в истории Германии  единой  для  всей
страны кодификацией гражданского права. Новое уложение вступило  в  законную
силу 1 января 1900г. Германское гражданское уложение в значительной  степени
базируется на римском праве и в то же время содержит  положения  германского
права, а также выработанные  юристами  на  рубеже  XVIII  и  XIX  вв.  новые
правила, способствующие развитию  буржуазных  отношений.  Уложение  содержит
общ  часть  (1-ая  книга)  и   еще   4   книги:   вторая   книга   посвящена
обязательственным отношениям, третья — вещному праву, четвертая —  семейному
праву и пятая —  наследственному.  Уложение  —  первый  гражданский  кодекс,
содержащий многочисленные положения о праве собственности на движимые  вещи.
Германское гражданское  уложение  называет  целый  ряд  вещных  прав:  право
собственности, владение. Уложение признает собственника  земельного  участка
также и собственником недр и воздушного  пространства  над  участком.  Среди
других  вещных  прав,  называемых  Уложением,  следует  отметить   владение.
/Обязательственное прав/.  Для  Уложения  в  отличие  от  других  буржуазных
кодексов  характерно  построение  общих  понятий,  касающихся  обязательств.
Дается довольно  полное  определение  обязательства.   Договоры  традиционно
являются наиболее распространенным способом возникновения  обязательственных
правоотношений.  Договорные  отношения  по  Уложению  строятся  на  принципе
свободы договора. Особенностью Уложения является  существование  абстрактных
обязательств.  Предмет  договора  —  это   само   обещание,   облеченное   в
письменную. Абстрактный характер состоит в  том,  что  основание  заключения
такого  договора  и  выдачи  обязательства  значения  не  имеет.   Появление
абстрактных обязательств явилось уступкой законодателя крупной буржуазии.  В
качестве основания возникновения обязательств Уложение признает деликты.

2 Возникновение Индию 1ми жителями Др. И. были  дравиды.   Период  с  сер.II
тыс. до н.э. до I тыс. до  н.э,  отмечен  образованием  кл.  общ-ва  и  гос.
Военный вождь племени все более возвышался  над  племенами.  Занятие  высших
должностей в гос. админ. было привилегией  знати. бол  значение - цар  жрец.
 дружина стала  пост  войском.  Народ  облагался  налог.  Т.О  возник.  гос.
образования, в форме монарх. или респ. Во II в. до н.э. Индия  расп  на  отд
гос. образований. Общ строй  И.  С  развитием  общ.  и  имущ.  связано  появ
сословий - варн. варны станов все более  замкнутыми.  Наследственно  закрепл
профессия; поклон одним богам. Запрещался переход из одной варны  в  другую.
Сел община.  В  общины  объед  знач  часть  населения  -  своб  земледельцы.
Рабство. Раб труд не играл значит. роли в  эк  Др  И.  Особенность:  наличие
гос. зак-ва, кот огранич произвол хозяина по отнош к  рабам.  (  рабы  могли
иметь семьи, собст, пр на наслед, Царь назнач чиновн, явл главой  фискальной
адм-ии, верх судьей, ком армией. Совет царских сановников  приобрел  функции
пол совета + сущ. тайный совет, (особо доверен лица)


9 Возникн гос-ва в Др. Риме .История Др. Рима восходит к VII в. до  н.э.1Рим
цар периода 2 Рим периода республ 3Рим импер,  кот.  распадается  на  период
принципата и домината. Царский период С легкой руки  америк.  истор  Моргана
общ-во, подобное древнерим - наз. военной демокр. К тому времени  :  племена
овлад.  плужным  землед,  скотоводством,  метлич   орудиями   рим     община
неоднородна по своей соц. структуре, выдел.  арист - патриции. Из  их  среды
выходят военнач, гор. магистраты. Постепенно  арист  обзавод  рабами.  Главы
родов сост совет старейшин или сенат , кот постепенно станов  гл  правит.  1
Сенат имел право предварит обсуждения дел,  кот  вносились  на  решение  нар
собр.2Ведал многими тек делами по управл в Риме. Гл римской общины был РЕКС-
царь. Это была выборная должность, подотчетная народу. на терр Рима  жили  и
не - граждане - клиенты и плебеи. Они пост на работу к рим знати . получ  на
определ ус-ях земельные наделы. Важным этапом в становлении Р  гос-ти  стала
реформа Сервия Туллия. 1.плебеи введены в состав общ 2.все  граждане  раздел
по 6 имущ признакам), насел дел на 193 центурии. 3. террит города раздел  на
4 округа. Реформа Сервия -  Тулия  -  важная  уступка  плебеям,  но  она  не
уровняла их с патрициями, особенно в  том,  что  кас  земли.  Но  в  след  2
столетиях плебеи добились удовлетвор многих своих требований.

11. Римское государство периода республики.
Временные границы данного периода - с конца 4 века до  н.  э.  до  начала  1
века до н. э.   Римская  государственность  опиралась  на  развитую  систему
институтов  власти  и  управления,  закрепленных  в  праве  и   политических
традициях.  Смыслом  организации  власти  в  этот  период   римляне   видели
обеспечение гражданских прав и  гарантию  особых,  привилегированных  свобод
полноправного жителя полиса. Главную опасность гражданской  свободе  римляне
усматривали в  единоличной  исполнительной  власти.  Только  народ  в  целом
обладает верховной властью,  поручая  отдельные  части  этой  власти  разным
учреждениям  и  лицам.  Этот  принцип  стал  основой  классической   Римской
республики.
Народные  собрания:  1.  куриатные  собрания.  Они  постепенно  теряли  свое
значение. Их  задача-  делегирование  власти  избранным  другими  собраниями
магистратам. 2. центуриатные комиции. Это был основной вид  народовластия  в
Риме, поскольку  охватывал  большинство  полноправного  населения,  а  также
обладал существенными полномочиями. Центуриатные  комиции  имели  полномочия
троякого рода. 1) в них проходили выборы  важнейших  магистратов,  консулов,
преторов,  цензоров,  -  а  также  назначение  диктатора.  2).  В   комициях
проходило  утверждение  законов,  предлагаемых  магистратом.  3).   Комициям
принадлежала судебная  власть.  Решение  комиций  отмене  не  подлежало.  3.
трибутные комиции. В них принимали  участие  все  граждане-собственники.  Им
принадлежала,   судебная   власть   по   обжалованиям,   выборы   плебейских
магистратур, законодательство. Центральным учреждением Рима  был  Сенат.  Он
возник при римских царях в качестве строго консультативного органа.  Переход
к республике усилил  влияние  Сената.  Сенаторов  назначали:  вначале  цари,
потом  консулы.  В  Сенат  могли  входить  только  главы  родов.  В   период
республики   Сенат   стал   главным   правительственным   органом.    Сенату
принадлежало общее финансовое  управление;  он  выделял  деньги  на  ведение
войны, определял характер поступлений в казну. Сенат обеспечивал  соблюдение
безопасности  и  добрых  нравов  в  городе.  Сенат  вел  дипломатические   и
международные отношения Рима. Заседания Сената могли  проходить  только  под
председательством консула, претора или диктатора.  Исполнительная  власть  в
республике - в руках магистратов. Они  были  также  представителями  народа.
Все магистраты  избирались  народными  собраниями.  Исполнение  обязанностей
было безотчетным. Они имели  право  задержать  неподчиняющегося  гражданина,
предать его суду, наложить штраф, арестовать какую-либо вещь,  принадлежащую
гражданину.   Во   главе   магистратур   -   консулы.   Консулы   руководили
деятельностью Сената. Консулы руководили расходом  казны.  Они  имели  право
издавать указы (эдикты) по вопросам управления и  толкования  права.  Вторым
по важности должностным  институтом  была  претура.  Изначально  претор  был
младшим помощником консула и осуществлял те же функции. В  дальнейшем  в  их
руках - уголовную и гражданскую юрисдикцию. Им же  принадлежала  полицейская
власть в городе. Для осуществления  главных  своих  полномочий,  претор  мог
издавать эдикты,  а  также  прибегать  к  специальным  правовым  запретам  –
интердиктам. Особняком стояли цензоры. Их деятельность  была  специфической,
но  влияние  было  неимоверным.  Главным  делом  цензоров  было  составление
списков населения по классам. Решения цензоров не  подлежали  обжалованию  и
суду. Цензоры участвовали  в  финансовом  управлении.  Завершали  когорту  –
квесторы.  В  их  руках  -  заведование  государственной   казной,   ведение
расходных и  приходных  книг,  прием  и  выдача  денег.  Также  они  были  и
хранителями государственных документов. В критических условиях,  по  решению
Сената,  на  место  всех  обычных  магистратур  мог  быть  избран  диктатор,
обладающий исключительными полномочиями. Его избирали на 6 месяцев, но  срок
мог быть продлен. Ему передавалась вся полнота управления,  в  том  числе  и
военная власть, и право международных сношений, уголовной  юстиции  и  любых
изменений  законов.  Диктатору  вручались  особым  постановлением  верховные
должностные полномочия, на  которые  никто,  никакой  орган,  не  мог  иметь
возражений.



8 Др. Спарта
Спартанское государство возникло в IX веке до н. э. в результате  завоевания
обширной территории Леконики, где проживали  архейские  племена,  дорийцами.
Установление  общественных  порядков   и   государственного   строя   Спарты
связывается с именем Ликурга. Общественный строй Спарты  сохранял  пережитки
первобытнообщинного строя и был  построен  на  военной  организации.  Законы
Спарты были  направлены  на  недопущения  образования  резкой  имущественной
дифференциации среди “спартанцев”. Было  три  слоя  населения:  спартиатами,
периеками и илотами.  Спартиаты  пользовались  политическими  правами,  были
обеспечены  земельными  наделами.  Пэриеки  могли  иметь  собственность,   в
отношениях обладали правоспособностью, были ограничены лишь  в  политических
правах. Илоты  же  имели  статус  государственных  рабов,  они  не  обладали
правоспособностью,  но  могли  иметь  право  собственности  на  свои  орудия
производства и свое хозяйство, 50 %  доходов  они  обязаны  были  уплачивать
спартиатам.  Илоты  представляли  собой  побежденные  племена.  Спарта  была
примером рабовладельческой аристократии.  Основным  органом  в  Спарте  была
герусия – совет старейшин,  возглавлявший  все  государственное  управление.
Герусия состояла из 28 виднейших представителей спартиатов,  и  двух  царей.
Состоящие в данном органе лица именовались геронтами. Геронтов  избирали  из
наиболее  известных  граждан,  достигших  60-ти  лет,  пожизненно   народным
собранием,   которому   они   были   бесподконтрольны.   Герусия    готовила
внешнеполитические решения и руководила деятельностью должностных  лиц.  Она
обсуждала  предварительно  дела,  которые  должны  были  рассматриваться   в
народном собрании.  Герусия  располагала  неограниченной  компетенцией,  она
заседала ежедневно и руководила всеми делами. Она же была судебным  органом.
Судебной  власти  герусии  подлежали  даже  цари.  Сама  герусия   считалась
неответственной за свои решения. Народное собрание (апелла) решающую роль  в
политической жизни страны не играло. Созывалось  оно  от  случая  к  случаю.
Участвовали в собрании все спартиаты, достигшие 30 лет, прошедшие  указанное
законом  воспитание  и  сохранившие  свои  наделы.  Собрание   было   только
пассивным  властным  органом.  К  ведению  народного   собрания   относилось
избрание должностных лиц, принятие решения в случае  возникновения  спора  о
престолонаследии, кому из царей  идти  в  поход  в  случае  войны.  Народное
собрание участвовало в законодательстве, решало вопросы  войны  и  мира.  Во
главе  государства  стояли  два  царя,  которые  выполняли  функцию  военных
вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную  власть.  С  течением
времени важнейшим институтом управления стала коллегия эфоров. Они  занимали
исключительное положение в государстве. Их было пятеро. Первый из них  эфор-
эпоним – председательствовал в  общих  собраниях  апеллы  и  герусии;  Эфоры
составляли единую коллегию и выносили решения по большинству голосов.  В  их
руках целиком находились внешние сношения,  внутреннее  управление  страной.
Они осуществляли строгий надзор за  нравами  и  за  соблюдением  дисциплины,
контролировали деятельность всех должностных лиц  и  ежегодно  проверяли  их
отчеты. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. Одной  из  функций
эфоров был контроль за деятельностью царей с целью не допустить усиления  их
власти. Эфоры имели  право  привлекать   царей   к  суду  герусии.  В  своей
деятельности эфоры давали отчет только  своим  преемникам.  Бесконтрольность
эфоров,  невозможность  привлечения  к  судебной  ответственности   породила
злоупотребление ими своей властью.



17. Возникновение Салической правды
“Варварскими  правдами”  называют  раннефеодальные  юридические  кодификации
германских  народов.  Наиболее  известна  Салическая  правда.  Временем   ее
возникновения принято считать конец V столетия - момент  расселения  франков
на завоеванных землях. Юридические обычаи,  в  Салической  правде,  касаются
главным образом жизни и быта обыкновенной франкской  деревни.  Нераспаханные
пустоши, леса и  выгоны  принадлежат  всем  сообща.  Аллод  и  собственность
Длинные  ряды  заборов,  окружающих  пахотные  наделы,  -  это  уже   новое.
“Огороженное место” неприкосновенно,   пока  не  убран  хлеб.  Только  после
сбора урожая будет снята изгородь и скоту будет позволено  пастись  повсюду.
Но  огороженная  земля  не  была  частной   собственностью.   Ограждено   от
посягательств частное хозяйство крестьянина.  Судебные  штрафы,  назначенные
за кражу  вещей,  разработаны  так  тщательно,  что,  кажется,  не  остается
ничего, что ускользнуло бы от внимания. Особое внимание в Салической  правде
уделяется Аллоду. Аллод - свободно отчуждаемая  земельная  собственность.  С
развитием феодальных отношений большая часть мелких аллодов  превратилась  в
зависимые крестьянские держания, аллоды крупных  и  средних  землевладельцев
- в бенефиции и феоды. В Салической  правде  статьи  об  аллоде  касаются  в
основном его наследования. Земля переходила только  к  сыну.  Брак.  Древние
обычаи германцев допускали установление брака покупкой  жены,  а  еще  более
древние не исключали похищения. Через  покупку  муж  приобретал  власть  над
женой.  После его смерти  эта  власть  переходила  к  свекру.  В  Салической
правде место выкупной платы заняли вещи или деньги,   которые  муж  приносил
жене в качестве награды за невинность. Они оставались в семье.  Жена  должна
была явиться в дом мужа, принося приданное. Разводы были запрещены  по  мере
усвоения христианства.
Убийство. Благодаря новой эпохе в системе наказаний  на смену кровной  мести
приходит штраф. Этот  переход  происходил  непросто.   Вначале  нескрываемое
презрение.  Принимать  деньги  за  кровь  ближнего   считалось   несмываемым
позором. Убийство свободного франка искупалось уплатой 200 солидов.  На  эти
деньги можно приобрести 100 быков Салическая правда  назначает  неодинаковые
наказания за убийство свободного мужчины,  свободной  женщины  и  свободного
мальчика. В двух последних случаях  плата  повышается  в  три  раза.  Короли
стали добиваться повышенной защиты  для  себя  и  своих  слуг.  За  убийство
римлянин или полусвободный, - намного меньшая плата.  Убийство  раба  влечет
за собой  лишь  возмещение  его  рыночной  стоимости.  Там,  где  знатный  и
богатый откупался, крестьянин платил головой.
Судебный процесс. Старинные обычаи многих народов требовали, чтобы  судебное
дело возбуждалось не иначе  как  по  заявлению  потерпевшей  стороны.  Такой
процесс получил название обвинительного. Изменников вешали, трусов топили  в
болоте и  забрасывали  хворостом.  Никакого  предварительного  расследования
конечно не было. Судья должен  был  ограничиться  доказательствами,  которые
представляли  стороны.  При  этом  он  знал,  что  не  может  полагаться  на
достоверность  свидетельских  показаний.   Когда   не   удавалось   добиться
признания судьи апеллировали к богу.


18 Франция в 13в. Людовик 9.// В конце периода феод.  раздр.  намет  тенд  к
усилению корол. власти, которая полу-чила поддержку горожан.  города  станов
центрами ремесла и торговли. В соц. отнош. гор население  не  было  однород:
богатые купцы-ростовщики, состоят. собст-в. мастерских,  рядовые  ремесл.  и
гор беднота. Все горож были против. внутренних феод. войн. Развитию  ремесел
и торговли мешали границы многочисл. владений, на которых  устанавл.  различ
провозные пошл. Города были опутаны  поборами и повин в пользу  феодалов.  В
ходе напряж противоборства, ряду городов удалось добиться от своих  сеньоров
гор самоупр. Власть в коммуне получил городской патрициат. Права  городского
самоупр реглам - хартиями, фиксир городские  вольности.  Финансовые  и  иные
повинности городов были строго определены, поводов для злоупотр  со  стороны
сеньоров стало меньше. Коммуны добивались права иметь  свою  вооруж  силу  -
городское ополчение. Горожане видели в сильной корол власти решающий  фактор
преод феод раздр. Короли также были заинтер в  городах,  которые  давали  им
деньги. Союз монархии и городов достиг вершины,  стимулируя  усиление  корол
власти. Одним из первых проявлений этого усиления явилась отмена  выборности
короля. В этот период были приняты важные меры, имеющие целью ослабить  феод
раздробленность. Среди них особое знач имели реформы Людовика  IX.  Судебная
реформа. В корол домене была запрещ частная  война.  Соперники  должны  были
обращ в корол суд. Для претворения в жизнь этого реш почти  во  все  области
страны были направ корол судьи. В итоге их значение возросло настолько,  что
к ним обращ не только сеньоры,  но  и  все  свободные.  Вскоре  рассмот  дел
“высшей юстиции” стало исключит компет корол  судей.  Из  Корол  курии  была
выделена особая судебная  палата  -  Парижский  парламент.  Это  учреждение,
состояло из профес юристов.  Финансовая  реформа.  В  королевском  домене  в
качестве  расчетной  единицы  была  введена  корол  золотая  монета.  Вскоре
благодаря своему высокому качеству  она  стала  самой  авторитет  монетой  в
стране и вытес местные деньги. Из Кор курии выделилось еще  одно  учреждение
- Счетная палата. Ведя учет поступлений суд пошлин, она  впервые  в  истории
корол получила реальную возмож способств увеличению доходов короны.

19. Cословн-предст. во Франц. ген штаты.
Сословия. В это  время  все  население  страны  делилось  на  три  сословия:
1)духовенство, 2) дворянство, 3)остальные. Первые  два  считались  привилег.
Осн черты гос строя. Важные сдвиги в соци-эк отнош обусловили сущ изменен  в
гос, с  заверш  периода  феод  раздроб  гос  приняло  форму  сословно-предст
монархии.  Сильная корол власть сочет с  представительством  от  сословий  -
Ген штатами (органом,  разрешающим  введение  новых  налогов).  Органы  гос.
власти. Корол  власть.  Процесс  оформления  сосл-пред  монархии  начался  с
усилением корол власти, неразрывно связ с преодол феод  раздроб.  Это  стало
возможным в силу ряда причин: 1) укреп соц-эк основы союза  корол  власти  и
городов, благодаря росту промыш и торговли города смогли оказывать  монархии
помощь.2) вокруг корол власти сплотились основные группы среднего и  мелкого
дворянства. В  условиях  подъема  антифеод  движения  крест  дворяне  видели
единст оплот сохранения своего  привилегир  полож  в  сильной  корол  армии.
Монархия могла также дать им  новые  источн  дохода,  предоставив  службу  в
армии и гос аппарате. 3) сильная корол власть была нужна для борьбы  с  внеш
врагом. В этот период Франция подверг иностр нашествиям. Генеральные  штаты.
Многие могущ вассалы  хотя  и  покорились  королю,  но  при  удобном  случае
пытались восстан утрач независ. Объед страны могло  быть  успешно  завершено
лишь в обновлен гос-право форме,  выступ  за  единое  гос.  Короли  получили
возмож обращаться за поддержкой к  сословиям,  минуя  правителей  крупнейших
сеньорий.  Были  впервые  введены  постоянные  общегос  налоги.   Регулярные
денежные поступ позволили  правит  сформ  профес,  наемную  армию,  а  также
централиз аппарат управ. Первые собрания сословного  представ  -  штаты  (от
фран. stat - “сословие”) возникли в  отдельных  провинциях  еще  в  XIII  в.
Штаты рассмат различные вопросы, главным из которых  было  утверж  единоврем
денежных  сборов.  В  1302  г.  впервые  было  созвано  общефранц   собрание
сословий. Его стали называть Ген штатами в отличие  от  штатов  в  отдельных
провинц. Последующ десятилетия превратили Ген штаты  в  важнейш  орган  гос.
Все вопросы рассмат раздельно по палатам,  где  решение  выносилось  простым
больш голосов. Решение утвержд всеми палатами, причем  каждая  палата  имела
только один голос. Ген штаты созывались по усмотр  короля.  Короли  обращ  к
ним довольно часто. Духов и двор от  налогов  были  освобож  и  лишь  давали
согласие на  обложение  “третьего  сословия”.  Но  были  моменты,  когда  “3
сословие” могло добиться больших прав, чем право  утверж  новых  налогов.  В
1357 г., когда страна переж 1 из  наиболее  глубоких  полити  кризисов   был
издан ордонанс (указ)- Великий мартовский ордонанс 1357 г. В соот  этим  док
сессии Ген штатов должны были провод два раза в год. Для их созыва  не  треб
предвар санкции короля. Ген штаты не только имели исключ право  на  введение
новых налогов, но и контрол расходы правит. Лишь с их  согласия  можно  было
заключить  мир  и  объявить  войну.  Великий  март  ордонанс  был   вершиной
временного роста  правомочий  Ген  штатов.  Добившись  от  них  согласия  на
введение пост налогов, правит сделало все, чтобы ордонанс не  был  претворен
в жизнь. И это ему удалось.


20 Право феод. европы. Развитие феод отнош привело  к  тому,  что  источники
права, действовавшие в VI-IX вв., в частности  варварские  правды,  потеряли
свою силу. Реш роль перешла к обычному праву и притом местному.  Во  Франции
эти обычаи носили название кутюмов.  Кутюмы,  действ  в  различ  местностях,
имели общую основу, обуслов сходством феод отнош и  влиянием  прежде  действ
источников  права.  Но  они  очень  различ  в  отдельных  полож  и  деталях.
Количество кутюмов исчислялось сотнями. Наряду с общими кутюмами, примен  на
терр провинций, сущест местные обычаи отдельных районов,  городов,  поселков
и даже частей некоторых городов.В отношении выраж и излож юрид норм  Франция
делилась на две части. Юг назывался страной писаного права, север Франции  -
страной обычного права. Так как южные  провинции  входили  прежде  в  состав
Римской империи, на юге Франции продол дейст римское право, за  котор  призн
значение общего обычая. Сохран писаного права  на  юге  Франции  объяснялось
также сущест там более развитых эк отнош.  Римское  право  выступало  в  кач
объед фактора. Наряду с ним в  качестве  дополн  источника  дейст  множество
местных  кутюмов.  Во  Франции  наиболее  известными   кодификациями   были:
“Большой сборник обычаев Нормандии”, “Большой сборник  обычаев  Франции”.  С
началом полит объед Франции и с  укреп  корол  власти  ощущается  неудовлетв
правовых источников и делается попытка их упорядоч. Во второй половине XV  и
в  XVI  в.  появилось  большое  колич  офиц  сборников  кутюмов.  Наибольшей
известностью пользовались кутюмы  Парижа.  Сборники  имели  огранич  местное
применение. С ростом и развитием  городов  появились  собственно  гор  суды.
Следует указать еще на канонич право. В первую очередь оно  регулир  вопросы
организации и  деят  катол  церкви.  Канон  право  было  одним  из  факторов
внесения единства в разнообр обычаи отдельн местностей. Несмотря  на  усилия
корол власти во Франции преодолеть множ  источников  права,  каждая  область
сохраняла собственные кутюмы. Для Франции это было  большим  недостатком.  В
то же время некоторые обстоят способ установлен общности права. В  их  числе
- усиление влияния римского права. Придавалось особое знач  регулир  договор
отнош.  Закрепленное  в  сборниках  кутюмов   феод   право,   не   содержало
предпосылок для регулир  договор права. В то же время эти предпос  заключало
в себе  римское  право.  Оно  давало  готовые  формулы  для  юрид  выражения
производ отнош. Это бола важнейшая причина рецепции римс. права.


23 Источники права феод Германии. Развитие феод отнош привело  к  тому,  что
источники права, действовавшие в VI-IX вв., в частности  варварские  правды,
потеряли свою силу. Реш роль перешла к обычному праву и притом местному.
Герм право характ. образов многочисл прав укладов, относ к определ терр  или
кругу лиц. Споры вассалов решались в ленном суде  феодала  по  нормам  обычн
ленного права. Крепостные судились по  местному  дворовому  праву.  Населен.
жило по  партикулярным  правам.  Суд  процесс  средних  веков,  и  без  того
громоздкий и медленный, осложнялся отсут писаных источников  права.  Начиная
с XIII в. делаются  попытки  изложения  обычаев  в  виде  сборников,  состав
юристами-практиками. В  Герм  партикулярн  право  запис  в  Правовые  книги.
(Саксонское зерцало)


16 Гос-во у салических франков.
Аллод как форма зем собст имел наиб распр в  раннее  средневек.  Собственник
земли самостоят осущ все права на нее, не неся за  землю  службы,  не  платя
повин. Земля свободно переходила от отца к сыну по  наследству.  В  условиях
развитого феод основными и наиболее распр правами на землю были  держания  -
феод завис права, приобр от какого-нибудь вышест владел. Держания были  своб
и несвоб, благородные и неблаг.  Первые  держ  имели  форму  бенефиция,  под
которым поним имущество,  находящееся  лишь  в  польз  владельца.  Бенефиций
давался на условиях несения службы, не перед  по  наследству  и  со  смертью
бенефициария возвращ собств. Наиболее распр видами зем  держании  становятся
феоды (лены). Феод - благородное держ земли на основе ленных  отнош.  Феодал
уступал часть своих земель лицу, станов его вассалом и  приним  на  себя  по
феодальному договору обязанность верности и оказания  опред  услуг  сеньору.
При уступке земли по феод договору вассал,  однако,  не  был  полным  собств
земли, а сеньор не вовсе лишался прав на нее. Если вассал  умирал,  не  имея
наслед, то феод возвращ к сеньору. Все эти права  принад  сеньору  как  госп
земель,  из  которых  был  выделен  феод.  Вассалы  имели  в  отнош   феодов
полномочия владения и польз ими. Вассалу принад все доходы феода,  при  этом
он не был обязан делиться с сеньором  урожаем  или  вносить  ему  какие-либо
период платежи. Вассал не мог ни продать, ни  передать  его  своему  вассалу
без согласия сеньора. Иначе сеньор мог отобрать его без  какого-либо  возмещ
покупат. С XIII в. стала допускаться полная передача феода. Во Франции  этот
вид держания носил название цензивы. Никаких личных феод связей при  цензиве
не устанав, не было ни обязан к воен  службе,  ни  верн  господину.  Зато  с
крест прич разнообр и весьма обременит платежи.



14. Вещное право
Вещь –это часть живой  или  неживой  природы,  отделимая  от  других  частей
природы  или  изолированная  физически  и  пространственно.   Классификация:
Телесные и бестелесные; Манципируемые и неманципируемые (самые  ценные  вещи
– земля, рабы, кр. рог. скот). Одна из мер  защиты  –  манципация  –  способ
заключения сделки; наход. в обороте  и  изъятые  из  оборота  (воздух,  гос.
имущество, священное имущество); движимые (земля и постройки) и  недвижимые;
индивидуально определенные (един. в своем  роде)  и  с  родовыми  признаками
(можно взвесить, измерить, посчитать); Потребляемые и непотребляемые  (внаем
только непотребляемые, а взаймы потребляемые); делимые и неделимые;  простые
(из  единого  материала  –  рабы)  и  сложные   (образованные   из   самост.
предметов). Сложные передаются целиком; главные  (вещи)  и  побочные  (части
вещи,  принадлежности,  плоды).  Части  не  имеют  самостоятельного   сущ-я.
Принадлежности связаны с вещью не физически, а экономически.
Способы  приобретения:  Первоначальное  (до  сих  пор  не  было  владельца);
Произвольное  (манципация,  традиция,  уступка  права);   Особые   (захват);
Переработка (из других материалов).

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru