Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Культура Казахстана 19 века

Работа из раздела: «Государство и право»

                                            Введение


           1. Шокан Валиханов.
             2. Искусство и музыкальная культура.
             3. Народный композитор Курмангазы Сагырбай-улы.
Абай Кунанбай-улы.


.



                               ЧОКАН ВАЛИХАНОВ



     Родился Чокан Валиханов в 1835 году  в  крепости  Кусмурун  (Кушмурун).
Имя, данное ему при рождении, было Мухаммед-Канапия,  а  Шокан  (Чокан)  так
ласково называла его мать. Детские годы его прошли в Кушмуруне,  а  затем  в
ауле его предков – Сырымбете. Это были красивые места,  широко  известные  в
степи. Духовные качества будущего учёного складывались с малых лет.  Он  был
любознательным, рано научился писать и рисовать.  Уже  в  начальной  частной
аульной школе в Кушмуруне Шокан  овладел  основами  арабского,  персидского,
средневекового тюркского языков. С юных лет он научился чётко  формулировать
свои мысли, хорошо и образно говорить и писать. На  его  воспитание  оказала
влияние бабушка Айганым, которую он почитал и любил,  как  своих  родителей.
Позже, будучи офицером по особым поручениям, получив известие о  её  смерти,
он прибыл в Сырымбет и проводил свою бабушку в последний путь.
     Шокана с детства привлекала наука. Этому дали  толчок  и  представители
русской интеллигенции. Неоднократно в ауле Шокана были  академик  А.  Шренк,
декабристы С.  Семёнов,  А.  Штейнгель,  Н.  Басаргин,  студенты  Казанского
университета С. Сотников, Н. Костылецкий, Т. Сейфулин.
     Осенью 1847 года 12-летний Шокан в сопровождении отца прибыл в  Омск  и
с  помощью  друзей  отца  был  определён  в  Сибирский   кадетский   корпус,
считавшийся лучшим учебным заведением  в  Сибири.  Здесь  давали  широкие  и
глубокие знания. Большое внимание уделялось географии  Казахстана,  а  также
истории казахского народа. Шокан учился отлично.  Большое  влияние  на  него
оказали его преподаватели Н. Ф. Костылецкий  и  В.  П.  Лободовский.  Уже  в
кадетском корпусе Шокан имел связи с крупным востоковедом Н.  И.  Березиным,
труды которого побудили  его  заняться  изучением   восточных  средневековых
хроник.
   Свободолюбивые идеи  Белинского и Герцена, поэзия  Пушкина  и  Лермонтова
дополнили духовный багаж Шокана. Шокан на память  знал  многие  стихи  своих
любимых  поэтов,  с  удовольствием  читал  произведения  зададно-европейских
писателей,  много  времени  отводил   на   изучение   трудов   востоковедов.
Находившийся в ссылке поэт С.  Ф.  Дуров,  путешественник  и  учёный  П.  П.
Семёнов-Тян-Шанский,  учёный,  друг  Шокана  Г.  Н.  Потанин  отмечали   его
образованность, широкую  эрудицию.  В  1853  году  восемнадцатилетний  Шокан
заканчивает кадетский корпус в офицерском звании корнета.
     Обладая основательными научными  знаниями  и  эрудицией,  владея  рядом
восточных и европейских языков, Шокан  занимается  научными  исследованиями.
Приняв участие в 1855 году в поездке генерала Г. Х.  Гасфорта,  он  совершил
большое  путешествие  по  Центральному  Казахстану,  Тарбагатаю,  Семиречью,
проехав через Семипалатинск, Аягуз, Капал в Заилийском Алатау.
     Во время поездки Шокан собрал важные для науки  сведения,  исторические
предания, литературные памятники. Участвуя в иссык-кульской экспедиции  1850
года, Шокан осуществляет съёмку бассейна  Иссык-Куля,  исследует  историю  и
культуру кыргызского народа,  пишет  ''Дневник  поездки  на  Иссык-Куль''  и
''Записки о киргизах''. Во время экспедиции знакомится с  П.  П.  Семёновым-
Тян- Шанским,  который  советовал  Шокану  совершить  путешествие  по  всему
Западному и Восточному Туркестану. Осенью 1856 года Шокан посещает  Кульджу,
ведёт переговоры с китайскими властями о вопросах улучшения торговых  связей
между двумя странами.
     Путешествие на земли кыргызов принесло Шокану  много  открытий.  Будучи
разносторонним исследователем, Шокан уделяет внимание   и  такому  сочинению
кыргызской народной литературы,  как  эпос  ''Манас''.  Им  записан  большой
отрывок этого огромного эпического цикла.
     В 1858-1859 годах Шокан совершил  свою  знаменитую  поездку  в  Кашгар,
представлявший собой ''белое пятно''  в  европейской  науке,  ознакомился  с
политическим  и  экономическим  устройством  Восточного  Туркестана,  собрал
материалы по истории и этнографии этого региона,  приобрёл  ряд  важных  для
науки коллекций, рукописей, сделал зарисовки.  Его  капитальный  труд  ''  О
состоянии Алтышара…'' давал  анализ  истории,  географии,  социальной  жизни
народов Восточного Туркестана и был высоко оценён в научном мире.
     В годы пребывания в Петербурге (1859-1861) Шокан  Валиханов  не  только
работает в  нескольких  военно-политических  и  научных  учреждениях,  но  и
находится в тесной связи  с  учёными-востоковедами  и  русскими  писателями.
Шокан  поддерживал  связи  с  востоковедами  В.  В.  Григорьевым,   В.   П.,
Васильевым, В.  В.  Вельяминовым-Зерновым,  с  учёным  и  дипломатом  И.  И.
Захаровым,  критиком  Н.  Н.  Страховым,  поэтами  А.  Н.  Майковым,  Я.  П.
Полонским и другими яркими именами русской литературы.
     Среди друзей Шокана был выдающийся писатель  Ф. М. Достоевский.  Дружба
с писателем, начатая в Семипалатинске, была продолжена и в Петербурге.
     В 1865 году в газете ''Русский  инвалид''  публикуется  последний  труд
Шокана Валиханова о восстании дунган в Цинской империи.
     Научное  наследие  великого  казахского  учёного  многообразно.  Работы
''Аблай'', ''Казахское родословие'',  ''Мусульманстве   в  степи'',  ''Следы
шаманства у казахов'', ''О кочёвках казахов''  и  другие  послужили  основой
глубокого  изучения  истории   и   этнографии   казахского   народа.   Своим
творчеством Шокан Валиханов внёс огромный вклад в исследование  целого  ряда
народов Центральной Азии.



ИСКУССТВО И МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА


Живопись и прикладное искусство. Русские художники прогрессивного
направления внесли большой вклад в отображение  жизни и быта казахского
народа.  Будучи в Казахстане в составе различных экспедиций Б. Смирнов, О.
Федченко, П. Кошаров и другие представители изобразительного искусства в
ряде своих произведений отображали жизнь народа. Тема Казахстана и Средней
Азии была особенно значительной в творчестве известного русского художника
В. Верещагина ''Окружающие Лепсинский край горы'' с великолепным
мастерством передаёт красоту казахского края.
     Видный художник Н. Хлудов все свои значительные произведения создал на
казахстанскую тематику. В произведениях художника ''Прогон скота'', ''За
дровами'' казахская степь изображена с большой любовью.
     Прикладное искусство казахского народа имело многовековую традицию
развития. Изделия, выполненные народными мастерами, демонстрировались на
крупных выставках 19 века, в Петропавловске, Кокшетау, Нижнем Новгороде и
других городах. Приёмы и технология изготовления изделий передавались из
поколения в поколение. Великолепными были сырмаки, текеметы – постилочные
войлочные ковры, тускиизы – настенные войлочные ковры и многочисленные
другие войлочные изделия, при изготовлении которых гармонично применялся
казахский орнамент, который богато использовался во всех его основных видах
– зооморфном, растительном и геометрическом видах. Были распространены и
такие виды искусства, как изготовление сёдел и конного серебряными и
костяными накладками, ювелирных изделий и других. Постепенный переход
казахов к осёдлому образу жизни повлиял на развитие ряда направлений
прикладного искусства.
     Искусство изготовления деревянных изделий мастерами-деревщиками
доводилось до высокого уровня. Изготовлялись изделия для скотоводов и
земледельцев. Применяли также богатую инкрустацию, резьбу по кости.
     Искусство вышивки нашло широкое применение при изготовлении женской и
мужской одежды и различного снаряжения. Продолжало уделяться внимание
внутреннему художественному оформлению юрты. В аулах по-прежнему деревянные
изделия казахского ремесла успешно соперничали с изделиями фабричного
производства. Получили распространение изделия из металла.
     Местные ювелиры изготовляли такие изящные вещи, как сакина, сырга,
алка. В казахском ауле мастера ювелиры пользовались заслуженным почётом и
вниманием. Основными потребителями ювелирных изделий были состоятельные
казахские скотоводы, феодальные группы.
     Предметы казахского народного прикладного искусства становились
известными в культурных центрах России и за рубежом. На всемирной выставке
в Париже в 1868 году были выставлены казахские ювелирные изделия,
национальные костюмы. С казахскими музыкальными инструментами
общественность получила возможность ознакомиться на выставке 1872 года в
Москве.

Музыкальное искусство. Во второй половине 19 века жили выдающиеся казахские
композиторы, создавшие не меркнущие классические произведения. В
произведениях талантливых казахских композиторов звучат мотивы народной
освободительной борьбы.
     В развитии казахского музыкального искусства выдающийся след оставили
Курмангазы Сагырбай-улы, Даулеткерей Шыгай-улы, Таттимбет, Биржан-сал
Кожагул-улы, Жаяу Муса Байжан-улы и другие.



КУРМАНГАЗЫ САГЫРБАЙ-УЛЫ


Курмангазы Сагырбай-улы (1818-1819) – гениальный кюйши-композитор, классик
казахской инструментальной музыки. Родился в местечке жидели на территории
Букеевской орды. Выходец из бедной среды, Курмангазы с юных лет проявил
музыкальные дарования. Первым наставником игры на домбре был Ханбазар, а
главным учителем – кюйши Узак. Курмангазы учился и у других народных
талантов, таких как Баламайсан, Байжума, Сокыр Есжан. Став на
профессиональный путь кюйши, Курмангазы создаёт свои произведения, в
которых отразились его переживания за судьбу народа, его решимость и
верность освободительному движению. Вся жизнь великого кюйши прошла в
борьбе за социальную справедливость и против произвола власть имущих.
Преследования не смогли его сломить. По народным рассказам, первый его кюй
''Кишкентай'' был посвящён руководителю народного восстания Исатаю
Тайманову. В его кюях ''Акбай'', ''Адай'' и др. отражены его раздумья, вера
в будущее. В кюе ''Сары арка'' слышатся мотивы несгибаемой воли народа к
свободе, родной земле, безграничной степи.



АБАЙ КУНАНБАЙ-УЛЫ


     Абай Кунанбай-улы (1845-1904) – великий поэт, основоположник казахской
классической письменной литературы, мыслитель и композитор. Абай (Ибрагим)
родился 1845 году в чингизских горах семипалатинской области. Отец Абая –
Кунанбай – был правителем рода Тобакты. Мать – Улжан – нежно любила сына, и
ласковое имя Абай постепенно вытиснило его настоящее имя.
     Первоначально Абай получил образование в ауле у муллы. Состоятельный
Кунанбай отдаёт Абая на учёбу в медресе Ахмета Ризы, где он изучает
восточную литературу. Одновременно Абай посещает и русскую школу. Уже в
медресе были видны его поэтические дарования. Мальчик подрожал восточным
поэтам. Кунанбай, желая привлечь своих сыновей к управлению народом,
забирает Абая, не дав ему закончить образование. Но, замечая многое в
родовых распрях, Абай отходит от управления, считая это напрасной тратой
сил, и не оправдывает в этом надежд отца.
     Вокруг поэта группируется не крупные родоправители и степные
аристократы, а талантливые джигиты, почитающие искусство слова.
Представители русской интеллигенции, с которыми Абай познакомился ещё в
Семипалатинске, оказали большое влияние на мировоззрение поэта. В
формировании его поэтического творчества в демократическом направлении
известно влияние политических ссыльных, представителей русского
освободительного движения Е. П. Михаэлиса, А. Леонтьева и др. Хорошо
понимая необходимость культурного содружества казахских и русских
мыслителей, веря в пользу казахско-русской дружбы трудящихся, Абай призывал
изучать язык и культуру этого великого народа.
     Абай глубоко почитал выдающихся представителей демократической
культуры А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и других поэтов,
писателей и мыслителей.
     Помимо ярчайшей в казахской литературе глубокой поэзии, Абай был и
композитором. Широко известны его песни на переведённые им из ''Евгения
Онегина'' отрывки. Выросшие под влиянием поэзии Абая его ученики Шакарим,
Кокбай, Акылбай, Какитай, Магауия также проявляли глубокий интерес к
европейской и русской культуре, сами создавали поэтические произведения.
     Дети Абая по примеру отца получили образование в русских школах. Сын
Абдрахман закончил Петербургское артиллерийское училище. Царская
администрация не одобряла защиту народных интересов великим казахским
поэтом. Давление губернатора, установившего полицейский надзор за ним,
является тому подтверждением.
     Стихи и песни Абая широко распространились по всей казахской степи.
Патриархально-родрвые группы и завистники предпринимали попытки
противопоставить Абаю его родственников, отравить его взаимоотношения с
близкими людьми и распространению его творчества. Дело доходило до
оскорблений великого поэта. В своей среде Абай не нашёл духовно близких и
столь же крупных, как он, ярких фигур. Предательство людей, которым поэт
верил, их безволие, и бессилие в борьбе со злом тяжело переживались Абаем.
Преждевременная смерть его талантливых сыновей – Абдрахмана в 1985 году и
Магауи в 1904 году – надломили сердце поэта. Он умер спустя 40 дней после
смерти Магауи в том же 1904 году.
     Абай обладал не только ярким поэтическим, но и глубоким философским
мышлением.  Его влекло к логике, психологии, трудам восточных,
западноевропейских и русских философов. Раздумья Абая о жизни воплотились в
замечательный памятник его художественно-философской прозы – ''Гаклию''.
Гений казахского народа оставил немеркнуще художественное наследие, любимое
народом.




ref.by 2006—2024
contextus@mail.ru