Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

От безвозмездной помощи СССР двум йеменским государствам к равноправному сотрудничеству России и единого Йемена

Работа из раздела: «Государство и право»

            От безвозмездной  помощи  СССР  двум  йеменским  государствам  к
равноправному сотрудничеству России и единого Йемена.  ( Абдулсамад  Абдулла
Ахмед,  соискатель  ученой  степени  кандидата  исторических  наук,  кафедра
теории и истории международных отношений С-ПбГУ)

      Отношения России  и  Йемена  в  сфере  экономики  вплоть  до  1990  г.
оценивались с точки зрения объема кредитов, помощи и товаров,  которые  СССР
представлял двум йеменским государствам – Йеменской  Арабской  Республике  и
Народной Демократической Республике Йемен.  Поскольку  обратный  процесс  не
имел  места,  можно  утверждать,  что  отношения   в  этой  области   носили
односторонний характер. Однако,  период,  последовавший  за  развалом  СССР,
поставил   экономику   России   перед   лицом    многочисленных    кризисов,
спровоцированных  советским  наследием,  что  ослабило  ее   настолько,  что
задолженность по  зарплате  и  внешний  долг  оценивался  в  150  миллиардов
долларов, а доходы гражданина постсоветской России не покрывали  и  половины
его самых насущных потребностей. В 1992 г. показатель инфляции оценивался  в
2000%, а курс национальной валюты по отношению к  доллару  обрушился  с  180
рублей за доллар в 1992 г. до примерно 5400 рублей за доллар к 1996 г[1].
      Все это превратило Россию из страны – кредитора в страну  –  должника,
из государства, которое когда-то оказывало  безвозмездную  помощь,  выдавало
ссуды и кредиты, в государство, которое теперь  само  нуждалось  в  подобной
помощи.
       В  этот  же  период  произошло  объединение  ЙАР  и  НДРЙ  в   единое
государство. Внутриполитическое  положение  объединенного  Йемена  в  первые
годы его существования было крайне тяжелым.   Сумма  этих  факторов  сделала
невозможным для йеменской и российской стороны выполнение  даже  минимальных
объемов торговых соглашений, подписанных  еще во время  существования  СССР.
Так случилось с соглашением, подписанным в Сане в феврале 1991  г.,  которое
касалось     вопроса     учреждения     постоянного      советско-йеменского
правительственного   комитета   по   торгово-экономическому,   техническому,
научному и культурному сотрудничеству, который вплоть до настоящего  момента
не провел ни одного заседания.
      Важнейшие же контакты Йемена и России в сфере экономики в период  90-х
годов XX в., можно свести к следующему:
      В 1992 г. состоялось подписание технического и финансового  соглашения
между   Главным   учреждением   портов   Йемена   и   российской   компанией
«Техноэкспорт», целью которого было строительство пристани длиной  450  м  в
йеменском  морском  порту  Салиф  и  углубление  порта  до  46   футов   для
обслуживания судов водоизмещением в 50 тысяч  тонн.  Общая  стоимость  этого
контракта составляла 38 миллионов долларов. Работы начались в 1993 г.
      В ноябре 1997 г. в Парижском клубе кредиторов 80  %  йеменского  долга
России,  который  составлял  6,7  миллиардов  долларов,  были   списаны.   К
оставшимся 20% были  применены  Неапольские  условия,  которые  предписывали
аннулирование двух третей от этих 20% и постепенную выплату последней  трети
в течение длительного срока. Это событие получило широкий  резонанс.  Многие
экономисты и чиновники в Йемене  и  России  рассматривали  произошедшее  как
устранение препятствия, которое мешало развитию отношений Йемена  и  России.
Наконец, некоторые российские источники говорили, что  проблема  остаточного
йеменского долга была полностью  разрешена  путем  погашения  его  во  время
осуществления в Йемене проектов приватизации[2].
      В настоящий момент имеется ряд показателей, свидетельствующих  о  том,
что  Йемен  и  Россия   стремятся   развивать   двусторонние   экономические
отношения. В Йемене сейчас существуют четыре  филиала  российских  компаний,
три  из  них  –  филиалы  государственных  компаний,  и  один   представляет
акционерную компанию. В нефтяной сфере их задачи лежат в рамках  подрядов  и
строительства, а в сфере разведки и исследований они осуществляют  различные
подряды и капиталовложения.
      В  Йемене   сейчас  работают  18  торговых  представителей  российских
компаний  и  промышленных   предприятий,   цель   деятельности   которых   –
распространение и сбыт ряда российских товаров:  промышленное  оборудование,
средства передвижения, лекарства и медикаменты,  домашние  электроприборы  и
др.
       Совсем  недавно  Йемен  представил  России  семь  проектов   торговых
соглашений,  нацеленных  на  активизацию   экономических   отношений   между
странами.  В  настоящий  момент  они  изучаются  ответственными  органами  и
готовятся к подписанию. Таким образом, Йемен надеется,  что  эти  соглашения
откроют российским компаниям доступ  к  йеменскому  рынку,  а,  особенно,  к
сотрудничеству в таких областях,  как  нефтяная  и  газовая  промышленность,
электроэнергетика, сельское хозяйство и  ирригация.  Россия  также  выражает
свое желание и готовность развивать эти связи. Президент Общества Российско-
йеменской дружбы заявил, что он  ознакомился  с  представленными  проектами,
которые будут осуществляться в свободной экономической зоне  Йемена,  и  что
он уже особо отметил два проекта – проект строительства рыболовецкого  порта
и рыбоперерабатывающих предприятий, а также совместное  проведение  геолого-
разведочных работ в районе одного из  нефтяных  залежей.  Кроме  того,  было
заключено соглашение об отправке  научно-исследовательского  судна  с  целью
поиска мест скопления рыбы.[3]
      Становится очевидным, что в  ближайшее  время  мы  станем  свидетелями
заметного развития российско-йеменских  экономических  отношений.  К  такому
выводу нас подталкивают целевая установка России  на  распространение  своих
капиталов за рубеж и желание Йемена привлечь  в  свою  экономику  как  можно
больше государств и предприятий
             Как  сообщил  бывший  премьер-министр  РФ  Михаил  Касьянов  на
встрече с йеменским президентом в декабре 2002 г., Россия и Йемен  заключили
соглашение  о  взаимной  защите  капиталовложений.  По   словам   Касьянова,
Правительство  России  готово  поддержать  усилия  российских  компаний   по
осуществлению проектов в Йеменской Республике. В настоящее время  российские
компании развивают  экономическое  сотрудничество  с  йеменскими  фирмами  в
энергетической  сфере,  строительном  комплексе,  а   также   в   проведении
ирригационных   мероприятий,   строительстве   и    эксплуатации    портовых
сооружений. Президент Йемена Али Абдулла Салех в свою очередь   сказал,  что
его  республика  заинтересована  в  привлечении  российских   инвесторов   и
отметил, что в Йемене действует лояльное законодательство, которое  позволит
обеспечить защиту инвестиций российских компаний,  поступающих  в  экономику
республики[4].
            Не  менее  пристального  внимания  заслуживают  отношения  между
Йеменом и Россией в военной сфере. Начиная с 1990 г., их можно разделить  на
два этапа: этап  практически  полного  прекращения  этих  отношений  и  этап
восстановления и ускоренного развития связей в этой области.
            Первый этап охватывает период с 1990 по  1997  г.  В  это  время
отношения  между  Российской  Федерацией   и   Йеменом   переживали   период
охлаждения, а иногда даже вовсе прерывались. Причиной  этого  были  события,
происходившие в Йемене и  России: Йемен не мог в  этот  период  оплатить  ни
одну сделку вследствие крушения экономики,  в  то  время  как  задолженность
Йемена России, оцениваемая в 80 % от общей  суммы  долга  в  6,7  миллиардов
долларов,  не  давала  России  права   заключать  со  страной  контракты  на
поставку вооружений. Все это происходило в  тени  удушающего  экономического
кризиса  в  России,  который  стал  причиной  остановки  нескольких  военных
заводов.  В   этот   период   можно   говорить   о   предельном   сокращении
сотрудничества  в  военной  сфере,  которое  на  тот  момент  ограничивалось
приездом в Йемен время от времени русских специалистов, которые должны  были
осуществлять  ремонт  ранее  поставленной  техники  и   обучение   йеменских
военных.
            Второй этап начался в 1998 г. и продолжается по настоящее время.
С начала 1998 г. происходят первые шаги на пути к сближению Москвы и Саны  в
рассматриваемой области. Первой ласточкой этого процесса был приезд в  Йемен
26 марта 1998 г. российской делегации, возглавляемой генерал-майором  В.  А.
Пахомовым, заместителем российского министра по внешнеэкономическим  связям.
Стороны обсудили перспективы военно-технического  сотрудничества.  Президент
Йеменской Республики встретился с членами делегации.  Очевидно,  этот  визит
проложил путь к урегулированию  по ликвидации задолженности,  большую  часть
которой составляли долги за поставки военной техники.  За  этим  последовало
подписание 25 сентября 1999  г.  в  Москве  соглашения  по  реструктуризации
йеменской задолженности, чему предшествовал приезд в столицу Йемена г.  Сана
военной делегации от Министерства Обороны Российской Федерации  во  главе  с
Начальником Генерального Штаба РФ  10  июля  1999  г.   С  началом  2000  г.
развитие отношений  приняло  более  серьезный  характер.  Йеменский  Министр
Обороны Мухаммад Дейф  Алла  в  сопровождении  Начальника  Воздушных  Сил  и
Воздушной  Обороны  Йемена  и  заместителя  Начальника   Штаба    по   делам
планирования нанесли в Москву в марте 2000г. официальный визит.  Ответом  на
это был  аналогичный  визит  с  российской  стороны:  Сану  посетил  Министр
Обороны России Игорь Сергеев  с  целью  участия  в  празднествах  по  случаю
десятилетия со дня восстановления единства страны.
            Однако развитие отношений между  странами  в  военно-технической
сфере не ограничивалось лишь обменом  делегациями.  Во  время  этих  визитов
был достигнут ряд важных соглашений в сфере военного  сотрудничества.  Среди
заключенных сделок можно назвать контракт 1999 г., в соответствии с  которым
Йемен должен был получить 14 самолетов типа «Су-27» и поставки  по  которому
начались в 2001 г., а также контракт, заключенный в мае 2000 г. на  поставку
30 танков российского производства типа «Т-72».[5]
            Что же касается самого крупного контракта, который был  заключен
в этот период и который  неоднократно  упоминали  СМИ,  то  это  соглашение,
подписанное  в  феврале  2000  г.  на  сумму  1,5   биллиона   долларов,   в
соответствии  с  которым  Йемен  должен  был  получить  40  самолетов  марок
«Сухой», «Миг» и «Ми» новейшей разработки, а  также  5  ракетных  комплексов
«Земля-небо» С-300, 100 танков  «Т-72»,  100  модернизированных  единиц  для
транспортировки войск,  20  установок  морского  базирования  «Симарш»   для
запуска ракет и ракеты лазерного наведения «Корунд», пробивающие броню. [6]
             Уже  во  время  визита  Министра  Обороны  России  в  Сану   на
переговорах с Президентом Йемена Али Абдуллой Салехом и йеменским  министром
обороны были заключены предварительные соглашения  относительно  дальнейшего
увеличения  поставок  российского  оружия  и  военной   техники,   а   также
относительно возможности  обучения  молодых  йеменцев  в  военных  академиях
России и увеличения числа военных специалистов, командированных в Йемен.
      Развитию российско-йеменских отношений в военно-технической  сфере  во
многом способствовало стремление  Йемена  обновить  свои  вооруженные  силы,
ввести в использование новейшее оружие. Оплата этих сделок  стала  возможной
благодаря резкому увеличению цен на нефть и сохранению их на высоком  уровне
в последние годы. С другой стороны было стремление  России  увеличить  объем
экспорта своих  вооружений,  который  является  одной  из  важнейших  статей
национального дохода.
      Во время визита в Россию президента Йеменской Республики  Али  Абдуллы
Салеха  в  декабре  2002  г.  на  встрече  с  Владимиром   Путиным   стороны
договорились об укреплении  долгосрочных  военно-технических  связей.  Кроме
того, было подчеркнуто, что Россия и Йемен будут  наращивать  сотрудничество
в  торгово-экономической  и  научно-технической  сферах,  активизируют  свои
связи  в  нефтегазовой  и  топливно-энергетической   отраслях,   транспорте,
гидротехнической и строительной сферах, включая выполнение  производственно-
технических работ  и  подготовку  кадров.  Будет  поощряться  взаимодействие
компаний  и  других  предпринимательских  структур  обеих  стран  в  области
капиталовложений путем обеспечения защиты инвестиций и  создания  для  этого
благоприятных условий. Стороны будут расширять координацию  в  международных
финансовых, торговых и экономических организациях, стимулировать  проведение
семинаров, научно-промышленных и  торговых  экспозиций  и  выставок  в  двух
странах[7].
      Новый импульс российско-йеменские экономические отношения получили  на
недавно  состоявшейся  в  Санкт-Петербурге  встрече  Али  Абдуллы  Салеха  с
губернатором  Санкт-Петербурга  В.И.Матвиенко.  Стороны  обсудили  различные
аспекты взаимоотношений двух стран, а также договорились об  установлении  и
развитии побратимских связей  между  Санкт-Петербургом  и   городом  Аденом,
являющимся экономической столицей Йемена[8].
      Сотрудничество между Россией и Йеменом должно  развиваться  исходя  из
обоюдных интересов и  с  учетом  реалий  рыночной  экономики,  а  также  тех
изменений, которые произошли на мировой арене. Решение этой насущной  задачи
требует глубокого осмысления огромного опыта  советско-йеменских  отношений,
начало которым положил Санский договор 1928 года. То, что этот  опыт  должен
быть оценен в целом с положительной стороны, не подлежит никакому  сомнению.
Йеменский  народ  знает,  что  ни  дореволюционная  Россия,   ни   Советское
государство - в отличие от ряда западных держав - никогда  не  проводили  по
отношению  к  Йемену,  как  и  другим  странам  арабского   мира,   политику
колониальной экспансии и не преследовали захватнических целей. В  наши  дни,
когда и советская  эпоха,  и  эпоха  разделенного  существования  йеменского
народа  стали  историей  и  на  них  можно  посмотреть  “со  стороны”,  есть
возможность оценить этот опыт объективно, с учетом не  только  преобладающих
положительных его сторон, но и недостатков.

-----------------------
[1] Йемен и великие государства. Сборник статей. Сана. 2003. С. 132(на
арабском языке).
[2] Там же. С. 136.
[3] Интервью Президента общества российско-йеменской дружбы йеменскому
информационному агентству        « Саба». Сана. Март 2001. (на араб.яз).
[4] Информация с сайта компании Брокеркредитсервис // info@bcs.ru //
18.12.2002
[5] Йемен и великие государства. Сборник статей. Сана. 2003. С. 142.(на
арабском языке)
[6] Поставки оружия в Йеменскую Республику // Газета «аль-Хаййат». Лондон.
22.03.2000.(на арабском языке).


[7] По данным информационного агентства «Интерфакс-АВН». 18.12.2002.
[8] «А.А.Салех начал визит в Россию с  Санкт-Петербурга»  // г. «26
сентября». Сана. 08.04.2004. (на араб.яз.)


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru