Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Россия-Италия неиспользованный потенциал 11.3 Кб.
  2. Италия 29.5 Кб.
  3. Италия 19 Кб.
  4. Италия 49.4 Кб.
  5. Италия 49.4 Кб.
  6. Италия 62 Кб.
  7. Италия 13.8 Кб.
  8. Италия 49.4 Кб.
  9. Италия 15.1 Кб.
  10. Италия 12.4 Кб.

Италия

Работа из раздела: «География»


  ИТАЛИЯ



         Состав территории и экономико-географическое положение.

     Италия расположена на юге Европы. На её территории можно выделить
3 части: материковую ( около 1/2 площади), полуостровную ( Апеннинский
полуостров )  и островную ( острова Сицилия,  Сардиния и ряд мелких ).
Морские границы в 4 раза длиннее сухопутных.  Даже самые глубинные ра-
йоны страны отстоят от побережья не более чем на 200 - 300 километров.
     Экономико-географическое положение  в  центре  Средиземноморского
бассейна издавна  благоприятствовало развитию связей со странами Ближ-
него Востока и Северной Африки, а также с другими странами Южной Евро-
пы. И теперь оно способствует хозяйственному развитию Италии. Сухопут-
ные границы с Францией,  Швейцарией и Австрией,  а отчасти и с бывшей
Югославией проходят  по Альпам.  Северная Италия находится в более вы-
годном чем Южная положении,  так как  имеет  возможность  осуществлять
внешние экономические связи и по сухопутным и по морским дорогам.  Че-
рез Италию проходят трансконтинентальные авиационные линии.


                                              Население.

     Италия занимает второе место в Европе ( после Германии ) по числу
жителей. Для Италии постоянно характерна массовая эмиграция.  Ежегодно
ее покидают десятки тысяч человек.  Это происходит вследствие  тяжелых
условий жизни  крестьянства,  безработицы  и низкой заработанной платы
рабочих. Жизненный уровень итальянских трудящихся - один из самых низ-
ких в развитых капиталистических странах Европы. Раньше для Италии бы-
ла характерна эмиграция за океан.  В послевоенное время усилилась вре-
менная и сезонная эмиграция в страны 'Общего рынка',  особенно в ФРГ и
во Францию. Сальдо внешних миграций в Италии отрицательное.
     Италия - одна из густонаселенных стран Европы.  На размещение на-
селения влияет интенсивно протекающий  процесс  урбанизации.  Основная
часть городского населения сосредоточена в Северной Италии.  Большинс-
тво городов Италии возникло в древние и средние века.  Они  пользуются
мировой известностью как своеобразные исторические музеи с архитектур-
ными памятниками старины и произведениями искусства. Среди них выделя-
ются Рим, Флоренция, Венеция, Милан, Геную, Болонья.
     Национальный состав населения  однороден  -  98%  его  составляют
итальянцы. По  вероисповеданию  итальянцы  - католики.  Хотя церковь в
Италии отделена от государства, она активно вмешивается в политическую
жизнь страны и оказывает большое влияние на широкие круги населения. В
западной части Рима один квартал занимает государство Ватикан -  теок-
ратическая монархия.  Его глава - папа римский - одновременно является
главой всей католической церкви.
     Для классового  состава населения характерен большой удельный вес
городских и сельских рабочих,  крестьян-бедняков, ремесленников
и кустарей. Господствующее положение занимает небольшая по численности
промышленная, торговая и сельскохозяйственная буржуазия.
     По государственному  строю  Италия - парламентарная республика во
главе с президентом.


                              Общая характеристика хозяйства.

     До второй мировой войны по темпам роста  и  уровню  промышленного
производства Италия  заметно  отставала от других главных капиталисти-
ческих стран.  Причины такого отставания заключались в слабости  сырь-
евой базы,  узости  внутреннего рынка.  С середины 50-х и в 60-х годах
произошел подъем  промышленного  производства.  Аграрно-индустриальная
страна стала  индустриально-аграрной.  Большую роль в этом сыграло ак-
тивное вмешательство государства в экономику.  После войны государство
стало собственником железных дорог,  средств связи,  большой части ме-
таллургических заводов и многих других предприятий.  Оно предоставляет
различные льготы и дает кредиты частным промышленным компаниям. Италь-
янские монополии усиливают свои позиции путем слияния  и  установления
связей с  транснациональными  компаниями.  Особенно  большое участие в
промышленности Италии принимает капитал США,  Германии и Швейцарии. На
основе новейших  технических достижений обновились крупные предприятия
машиностроения и химической промышленности  и  ряда  других  отраслей,
построены новые современные заводы. Однако наряду с крупными современ-
ными заводами для Италии характерно наличие множества мелких  слабоме-
ханизированных предприятий.
     Отставание сельского хозяйства в Италии значительно большее,  чем
в других капиталистических станах.
     Характерная особенность размещения хозяйства - резкая  территори-
альная диспропорция между Северной и Южной Италией.  Еще до политичес-
кого объединения страны в 70-х гг.  XIX в. в Северной Италии существо-
вали богатые торговые республики с разнообразными связями,  с большими
центрами ремесленного и фабричного производства.  Теперь Северная Ита-
лия не  уступает  по уровню экономического развития крупнейшим странам
Европы, тогда как Южная Италия близка к таким менее развитым государс-
твам, как  Греция  и Португалия.  Проводимая государством региональная
политика не в состоянии ликвидировать эту диспропорцию.  На размещение
производства все большее влияние оказывает экологический фактор,  осо-
бенно на Севере.



                                      Промышленность.

     Италия плохо обеспечена основными видами  полезных  ископаемых  -
углем, нефтью, железной рудой. Более значительны запасы природного га-
за, бокситов, полиметаллических руд. Очень богаты месторождения ртути,
серы, мрамора.  Среди  других  стран Европы Италия выделяется также по
ресурсам водной и геотермической энергии. Промышленность Италии сильно
зависит от импорта сырья и топлива.
     Энергетика страны базируется на импортных нефти,  коксе  и  угле,
своем природном газе и гидроресурсах.  По мощности нефтеперерабатываю-
щих заводов Италия опережает другие страны  Западной  Европы.  Хотя  в
производстве электроэнергии  первое  место занимают ТЭЦ,  относительно
велика и доля ГЭС, построенных на альпийских реках. В Центральной Ита-
лии работают  геотермические электростанции.  Построены первые АЭС.  В
связи с развитием электроемких  производств  выработка  электроэнергии
значительно возросла.
     Исключительно важное значение в производстве и экспорте имеет ма-
шиностроение: производство автомобилей, мотороллеров ( Италия - родина
мотороллера ), велосипедов, судов. Большой известностью пользуются бы-
товое электрооборудование  и  пишущие машинки.  3/4 машиностроительных
заводов расположено в Северной Италии.
     В связи  с  ростом  машиностроения  увеличилась выплавка черных и
цветных металлов.  Черная металлургия основывается на импорте  лома  и
чугуна, кокса,  железной руды,  легирующих металлов. Особенности сырь-
евой базы сказывается на структуре и размещении предприятий  этой  от-
расли. Выплавка стали намного превышает производство чугуна.  Крупней-
шие комбинаты расположены в портах Таранто,  Генуя, Неаполь. Предприя-
тия предельной  металлургии  построены при больших машиностроительных
заводах ( в Милане,  Турине ).  Электрометаллургия - выплавка стали  и
алюминия - возникла вблизи альпийских ГЭС.
     Химическая промышленность базируется на привозных нефти и  фосфо-
ритах, ан природном  газе,  сере и другом местном сырье. Высокими тем-
пами развивается нефтехимия,  особенно увеличилось производство пласт-
масс и синтетических волокон на базе крекинга нефти. Большая часть хи-
мических заводов расположена в Северной  Италии,  но  новые  комбинаты
нефтехимии были построены также в портах Южной Италии.
     Текстильная промышленность  Италии   производит   преимущественно
хлопчатобумажные ткани и ткани из синтетического волокна.  Эта отрасль
сконцентрирована главным образом в Милане и его  пригородах.  Экономи-
ческие кризисы  и спады производства середины 80-х - начала 90-х годов
особенно сильно отразились в Италии  на  судо-  и  автомобилестроении,
текстильной промышленности.


                                      Сельское хозяйство.

     Природные условия  Италии  позволяют выращивать все культуры уме-
ренного климата,  но особенно они благоприятны для субтропических пло-
довых растений  и  винограда.  В Северной Италии расположена Паданская
низменность с плодородными аллювиальными почвами, удобная для земледе-
лия. По ней течет самая большая река Италии - По,  широко используемая
для ирригации. Климат здесь мягкий, переходный от умеренного к субтро-
пическому. В Южной Италии рельеф гористый,  узкие полоски низменностей
тянутся лишь вдоль побережий.  Преобладают каменистые,  бедные гумусом
почвы. Типичный средиземноморский климат с жарким и сухим летом и теп-
лой зимой благоприятен для цитрусовых,  оливковых, миндальных деревьев
ми других садовых культур, а также винограда.
     Сельское хозяйство Италии многоотраслевое,  как и во Франции,  но
уступает ему по интенсивности и уровню  развития.  Важнейшее  значение
имеет растениеводство. Первое место в мире принадлежит ей по сбору ви-
нограда, второе в Европе ( после Испании ) - по сбору маслин и  цитру-
совых. Виноградники покрывают склоны предгорий и холмов как на севере,
так и по всему Апенинскому полуострову.  Побережье Сицилии  выделяется
выращиванием апельсиновых и лимонных деревьев.  Ранние овощи поспевают
на юге в зимнее время, поэтому Италия поставляет их на европейский ры-
нок раньше своих конкурентов. Главные зерновые культуры - пшеница, ку-
куруза и рис, технические - сахарная свекла и конопля.
     Животноводство развито  сравнительно слабо.  Крупный рогатый скот
разводят в хозяйствах Северной Италии. В бедных кор-мами горных  районах
Апеннин,  Сицилии  и Сардинии крестьяне разводят овец, коз и мулов. В приб-
режных районах подспорьем для них служат продукты моря.



                                                      Транспорт.


   Во внутренних  перевозках грузов и пассажиров главную роль играет
автомобильный транспорт,  на втором месте - железнодорожный. По уровню
электрификации железных  дорог  страна  занимает одно из первых мест в
мире. Густая сеть современных шоссе и железных дорог связывает  города
Северной Италии.


                                 Экономико-географические различия.

     Лишь в  немногих странах можно встретить такиерезкие различия в
уровнях экономического  развития,  какие  существуют между Севером
и Югом Италии. В пределах Севера треугольник, который образуют города
 Милан, Турин и Генуя,  представляет собой район наиболее высокоразвитой
Промышленности. Милан - второй по населению город  Италии.  По
развитию  же промышленности, торговой  и  финансовой  функциям  этот
город занимает первое место,  поэтому его нередко называют деловой
столицей  страны. Милан окружен  городами-спутниками,  многие из
 которых обслуживают его своим производством. Милан широко известен
также своим оперным театром Ла Скала. Лицо Турина определяют автомо-
бильные заводы концерна 'Фиат'.
С ними связаны предприятия других фирм,  специализирующиеся на  произ-
водстве автопокрышек,  шарикоподшипников и электрокабеля.  Большую ин-
дустрию Севера обслуживает Генуя ( 1300 тыс.  жителей  )  -  крупнейший
порт страны. В городе и его пригородах, протянувшихся вдоль моря, рас-
положено много промышленных предприятий.  Побережье Генуэзского залива
имеет также большое курортное значение.
Менее развита в промышленном отношении северо-восточная часть Се-
вера, где  выделяется  своей  индустрией Венеция.  Этот город славится
своеобразием улиц-каналов и архитектурными памятниками. Отходы промыш-
ленных предприятий и коммунального хозяйства,  загрязняющие Венецианс-
кую лагуну,  частые наводнения и постепенное опускание города  создают
проблему спасения всемирно известных памятников архитектуры Венеции от
разрушения.

Особое место в Италии,  как и во всех странах мира, занимает сто-
лица. Рим  расположен в центральной части  Пенинского  полуострова,  в
стороне от моря. Это главный административный, политический и культур-
ный центр страны. Хотя в настоящее время в Риме имеется военная, хими-
ческая и некоторая другая промышленность, все же его промышленное зна-
чение невелико.  Город получил всемирную известность благодаря  много-
численным историческим  и архитектурным памятникам и не случайно явля-
ется одним из крупнейших центров туризма в мире.
     Отсталость Южной  Италии создала в стране так называемую проблему
Юга. После второй мировой войны здесь были построены большой металлур-
гический комбинат  в  Таран-то,  несколько  нефтехимических комбинатов,
атомные электростанции,  но это лишь весьма незначительно повысило ин-
дустриальную активность Юга. Важнейший промышленный и культурный центр
Южной Италии - Неаполь Как пассажирский порт он занимает первое место
в стране, а по грузообороту уступает только Генуе. В Неаполе и его ок-
рестностях расположены известные курорты.
     Сельское хозяйство Южной Италии характеризуется отсталой агротех-
никой, низкими урожаями. В то время как часть помещичьей земли пустует
или служит  для выпаса скота,  крестьяне страдают от малоземелья.  Они
используют каждый клочок земли,  а в горных районах  проводят  сложные
работы по устройству террас,  опорных стен,  предохраняющих из участки
от эрозии.

                          Юг дает основную часть эмигрантов.

В результате сильнейшего землетрясения на юге Италии в конце 1994
года, здесь  были  разрушены многие населенные пункты.  Этим еще более
было ослаблено экономическое положение Южной Италии.


                            Внешние экономические связи.


     И импорте Италии преобладают топливо ( нефть,  уголь,  кокс  )  и
промышленное сырье ( металлолом,  хлопок );  она ввозит также машины и
продовольствие. В экспорте главную роль играют готовые изделия ( маши-
ны, оборудование, ткани ) и фрукты ( апельсины, лимоны ). Наиболее ве-
лик товарооборот со странами 'Общего рынка', Швейцарией и США.
     Дефицит внешнеторгового баланса Италии частично покрывают перево-
ды итальянцев, работающих за рубежом, и доходы от туризма, по развитию
которого страна издавна занимает одно из первых мест в мире.  Ежегодно
Италию посещают свыше 30 млн.  иностранных туристов.  Обслуживание ту-
ристов превратилось в одну из важнейших отраслей экономики.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru