Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Военное судостроение России

Работа из раздела: «Военная кафедра»


  Военное судостроение России



                                                                Чупина  Ильи
9 «В»


  Судостроительная промышленность,  являясь  одной  из  важнейших  отраслей
народного  хозяйства  и  обладая  научно-техническими   и   производственным
потенциалом, оказывает решающее влияние на многие другие смежные  отрасли  и
на  экономику  страны  в  целом,  а  также  на   её   обороноспособность   и
политическое  положение  в  мире.  Именно  состояние  судостроения  является
показателем научно-технического  уровня  страны  и  её  военно-промышленного
потенциала,  аккумулируя   в   своей   продукции   достижения   металлургии,
машиностроения, электроники  и  новейших  технологий.  Военное  судостроение
трудно  отделить  от   гражданского,   поскольку   до   последнего   времени
большинство  российских  судоверфей  работало  на  оборону,   что   вызывает
необходимость  проведения  их  реконструкции  с  ориентацией  на   постройку
гражданских судов. Без этого высвобождающиеся в связи с сокращением  заказов
ВМФ  производственные  мощности  не  могут  использоваться  для  наращивания
строительства гражданских судов. До  1990  года  отечественное  судостроение
занимало одно  из  лидирующих  положений  в  мире.  Оно  обеспечивало  треть
мирового военного кораблестроения,  а  страна  входила  в  десятку  наиболее
развитых  стран  по  линии  гражданского  судостроения.   На   отечественных
судостроительных  заводах  было  построено  свыше   50%   тоннажа   морского
транспортного флота страны, занимавшего  шестое  место  в  мире,  60%  флота
рыбопромысловых  судов,  а  также  80%   речного   флота.   Судостроительная
промышленность СССР ежегодно выпускала  кораблей   и  судов  для  ВМФ  общим
водоизмещением более 300 тыс. тонн. В  последнее  десятилетие  отечественное
судостроение  утратило  свои  ведущие   позиции.   Структурная   перестройка
экономики страны, а также распад когда-то  единой  судостроительной  отрасли
СССР привели к тому, что судостроение России переживает глубокий кризис.  Из
имеющихся в Российской Федерации судостроительных заводов  только  несколько
могут   быть   отнесены   к   крупным.   В   период   Великой    Октябрьской
социалистической революции были созданы внутренние речные  порты  и  базы  в
Нижнем Новгороде, Астрахани,  Саратове,  Котласе,  Петрозаводске,  Витебске.
Другие центры военного судостроения - ряд городов на реках,  где  производят
небольшие суда (Ярославль, Рыбинск, Зеленодольск) Но самым  крупным  центром
судостроения со времён  Петра  I,  который  создал  первый  регулярный  флот
России в 90-х годах XVII столетия, является Санкт-Петербург,  где  находится
около 40 предприятий этой отрасли. Здесь строились почти все виды  кораблей,
также сравнительно большие суда (водоизмещением до 60  тыс.  тонн),  которые
можно  строить  на  Балтийском  заводе  и  Адмиралтейских  верфях.   Атомные
подводные лодки ранее выпускались в Нижнем Новгороде  и  в  Комсомольске-на-
Амуре. В настоящее время их производство  сохраняется  лишь  в  предприятиях
Северодвинска, прошедших необходимую модернизацию.
   Вместе с прекращением холодной войны мировой рынок с начала 1990-х  годов
характеризовался  существенным  сокращением  поставок  оружия  и   продукции
кораблестроительных фирм.  По  сравнению  с  предыдущим  десятилетием  объём
постройки и годовых поставок на рынок  кораблей и судов уменьшился  примерно
в 2,5 раза. Эти тенденции  характерны  и  для  российского  кораблестроения.
Практически прекратились поставки Россией  зарубежным  заказчикам  десантных
кораблей, более того, не строились  десантные  корабли  и  для  ВМФ  России.
Уровень использования мощностей на судостроительных предприятий снизился  до
17%, а численность работающих уменьшилась почти в 3 раза.  Загрузка  заводов
государственным  оборонным  заказом  составляет  около   5%   от   имеющихся
мощностей.  Кроме  того,  существующая  в  России  налоговая   политика   не
способствует  привлечению  заказов  на  отечественные  верфи,  а,  наоборот,
приводит  к  росту  стоимости  строящихся  судов,  превышающей   на   15-25%
стоимость строительства аналогичных  судов  за  рубежом.  Одной  из  главных
причин сложившегося положения являются сложности с  привлечением  инвестиций
в постройку судов, обусловленные  существенными  отличиями  судостроения  от
других  отраслей  промышленности.   Ранее   строительство   судов   в   СССР
финансировалось   государством.   С   переходом   на   рыночные    отношения
приватизация  морского  транспорта  привела  к  тому,   что   у   слабых   в
экономическом  отношении  судоходных  компаний  нет  средств  для  постройки
судов, а у предприятий – необходимых оборотных  средств.  Высокая  стоимость
кредитных российских денег и короткие сроки  их  возмещения  практически  не
позволяют строить суда за счет кредитов российских  банков.  Поставка  судов
на экспорт  также  не  приносит  судостроителям  прибыли,  так  как  большой
физический и моральный износ  основных  фондов,  несоответствие  большинства
цехов  и  сооружений  требованиям  современной   технологии   не   позволяют
отечественным   предприятиям    успешно    конкурировать    с    зарубежными
судостроительными верфями. Все это приводит к  тому,  что  российские  верфи
остаются без заказов, а судостроители без работы.  Выходом  из  критического
состояния  отечественного  судостроения  в  настоящее  время,  несмотря   на
экономически  невыгодные  условия,  является  расширение  экспорта  судов  и
кораблей.   Это   позволяет    загружать    основные    производства    ряда
судостроительных заводов, сохранять рабочие места и закладывать  основы  для
дальнейшего развития отрасли.  Кроме  того,  работа  на  экспорт  заставляет
осваивать новейшие и  перспективные  технологии,  повышать  качество  работ,
сокращать сроки  проектирования,  подготовки  производства  и  строительства
судов. Благодаря экспорту начался постепенный  подъем  судостроения  России.
Ежегодный объем морского транспортного  судостроения,  например,  составляет
сегодня 80—100 тыс. тонн грузоподъемности.  В  1999  году  судостроительными
заводами отрасли построено и сдано заказчикам 28 кораблей и судов  различных
классов, в том  числе  9  по  гособоронзаказу  и  на  экспорт.  Продолжилось
строительство атомных и дизельных подводных лодок и надводных  ко-раблей,  а
также  гражданских  судов  различного  назначения  в   объемах   заключенных
договоров  и  контрактов.  Заметно  оживилась  деятельность  предприятий   в
области военно-технического сотрудничества. По  данным  Минторга  Российской
Федерации, поставки морской техники  на  экспорт  составили  23%  от  общего
объема экспорта вооружений и военной техники России.

Вместе с тем ситуация в  отрасли  остается  сложной.  Вызывает  беспокойство
продолжающееся увеличение кредиторской и дебиторской задолженности.  Уровень
текущего финансирования гособоронзаказа на 1999 год составил  около  80%  от
запланированных объемов, не полностью погашена  задолженность  госзаказчиков
по оплате поставленной продукции. Государственный оборонный заказ 2000  года
предусматривает увеличение средств, выделяемых на закупку вооружения  в  1,5
раза и выполнение НИОКР  —  более  чем  в  2  раза.  Однако  эти  объемы,  к
сожалению, не решают проблемы строительства новых и поддержания  технической
готовности находящихся в строю кораблей.
  Вместе с  тем  по-прежнему  остается  мощным  потенциал  судостроительных
предприятий, способных обеспечить высокий уровень  кораблей  данного  класса
для ВМФ России  и  на  экспорт.  Сохраняется  потребность  многих,  особенно
развивающихся стран, и прежде всего  островных  государств,  в  приобретении
новых  десантных  кораблей.  В  ряде  случаев  их  наличие  в  составе   ВМС
небольшого государства позволяет решать политические проблемы.
  Россия в настоящее время способна практически на  более  высоком  научно-
техническом уровне  создавать  транспортно-высадочные  десантные  корабли  в
экспортном исполнении. Для этого сейчас, так же как в начале  1960-х  годов,
имеются технические средства и вооружение, наилучшим образом подходящие  для
БДК,   сравнительно   недорогих   и   одновременно    обладающих    высокими
возможностями для решения разнообразных задач как в военное, так и в  мирное
время: от содействия сухопутным войскам в проведении операций на  приморских
флангах до перевозок различных грузов в контейнерах международного класса  с
использованием речных путей.
  За послевоенные  десятилетия  российские  судостроители  накопили  мощный
производственный   и   научно-технический   потенциал   в   сфере   военного
кораблестроения. В этот период  были  построены  большие  серии  кораблей  и
судов различного назначения:  от  подводных  ракетоносцев  и  авианосцев  до
сверхмалых подводных лодок, боевых  и  сторожевых  катеров.  Ярким  примером
этого является центральное конструкторское  бюро  морской  техники  'Рубин',
основанное в 1901 году в Санкт-Петербурге, - крупнейшая в  России  фирма  по
проектированию подводных лодок. За  вековую  историю  по  проектам  'Рубина'
построено около 1000 подводных лодок. Широкие  боевые  возможности,  высокая
надежность,  простота  обслуживания  и  высокая  живучесть  всегда  отличали
детища 'Рубина', в том числе и экспортные лодки классов 'Виски',  'Фокстрот'
и 'Кило'.
  Начало  процессу  возрождения  отечественного  флота,  наряду  с   новыми
технологиями и методами управления, должна положить реструктуризация  верфей
Санкт-Петербурга, как центра современного  российского  судостроения.  Таким
образом,   в   условиях   происходящего   в   настоящее    время    мирового
судостроительного   бума   широкие    возможности    для    функционирования
отечественного кораблестроения имеются как в военном, так  и  в  гражданском
судостроении.  Грамотное  использование   этих   возможностей   даст   шансы
российскому  судпрому  не  только  выжить,  но  и  вступить  дееспособным  в
грядущий век.



               [pic]

Cпок используемой литературы:
  1. Энциклопедия для детей «Аванта +»-«Техника»
  2. А. П. Шершов «История военного судостроения»
  3. Статья Королева В. П. http://industry.internord.ru/inform/korolev.htm
  4. Military Parade о ВМФ. Архив статей 1998 г.
     http://www.navy.ru/news/mp98.htm




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru