Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Экономическая мысль средневековья

Работа из раздела: «Бухгалтерский учет и аудит»
Министерство образования и науки
                            Республики Казахстан

                    Костанайский инженерно-экономический
                                 Университет



                             КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА
                 По дисциплине: История экономических учений

          на тему: Экономическая мысль               средневековья


                                                  выполнил: студент гр. Э-41
                                                            по специальности
                                                             Бухучет и аудит
                                                              Качеткова В.И.
                                                   проверил:________________
                                                            ________________
                                                            ________________



                                Костанай 2002
                                 СОДЕРЖАНИЕ


                                  Введение
                                                   3
                 Экономическая             мысль              средневековья
     4
                    Список              используемой              литературы
          10



                                  ВВЕДЕНИЕ

История экономической мысли начинается  с  тех  незапамятных  времен,  когда
люди  впервые  задумались  над  целями  своей  хозяйственной   деятельности,
способами и средствами их  достижения,  отношениями,  складывающимися  между
людьми в процессе и в результате  добывания  и  распределения  благ,  обмена
произведенными продуктами и услугами.
       Экономическая  мысль   –   понятие   чрезвычайно   широкое.   Это   и
представления,  бытующие  в  массовом  сознании,  и  религиозные  оценки   и
предписания,   касающиеся   хозяйственных   отношений,    и    теоретические
конструкции  ученых,  и   экономические   программы   политических   партий…
Многообразна  сфера  экономической  мысли,  поле   приложения   размышлений,
выводов и практических решений: здесь и общие  закономерности  экономики,  и
особенности   экономики   отдельных   отраслей,   и   проблемы    размещения
производства, и денежное  обращение,  и  эффективность  капиталовложений,  и
налоговая система, и методы ведения учета  доходов  и  расходов,  и  история
экономики, и хозяйственное законодательство – всего не перечислить.
     Во всей этой сложной совокупности с многочисленными переплетениями  ее
отдельных элементов можно с определенной условностью выделить  экономические
учения  –  теоретические  концепции,  отражающие   основные   закономерности
экономической жизни, описывающие отношения между ее  субъектами,  выявляющие
движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ.



                      ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

    Современные   представления   об   особенностях   экономической   мысли
средневековья (феодального общества) так же, как  и  времен  Древнего  мира,
базируются  на  материалах  дошедших  до  нас  литературных  источников.  Но
существенной особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе  в
области хозяйственной жизни, является ее сугубо  богословский  характер.  По
единой причине средневековым экономическим доктринам  присуще  многообразные
хитросплетения схоластических и софистических  суждений,  причудливые  нормы
религиозно-этнического  и  авторитарного   свойства,   с   помощью   которых
предполагалось не допускать  грядущего  утверждения  рыночных  экономических
отношений демократических принципов общественного устройства.
    Средневековый тип натурально-хозяйственных  отношений,  или  феодализм,
зародился, как известно, в 3-8 вв. В ряде государств Востока и 5-9 вв.  –  в
странах Европы.  И  с  самого  начала  вся  полнота  политической  власти  и
экономического  могущества  была  в  них  достоянием  светских  и  церковных
феодалов, которые как явно, так и  не  явно  осуждали  тенденции  расширения
масштабов товарности экономики и ростовщичества.
    В экономической литературе  в числе  наиболее  значимых  представителей
средневековой экономической  мысли  на  Востоке,  как  правило,  упоминается
видный идеолог арабских государств Ибн-Хальдун,  а  в  Европе  –  лидер  так
называемой поздней школы канонизма Фома Аквинский.
    Ибн-Хальдун (1332-1406).
     Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами  на севере Африки,
где в духе азиатского способа производства государство  сохраняло  за  собой
права владения и распоряжения значительными земельными угодьями,  сбора  для
нужд казны обременительных налогов с доходов населения. Причем  с  тех  пор,
как в начале 7 в. На  землю  снизошли  «откровения  Бога»  и  услышавший  их
мекканский  купец  Мухаммед  –  первый  проповедник   Корана   –   возвестил
мусульманский  мир  о  новой  (исламской)  религиозной  идеологии,  ослабить
«всесилие» антирыночных постулатов, казалось, ничто более не смогло бы.
    Веру  в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то,  что
«Аллах дал преимущество одним людям перед другими», а также в  богоугодность
бартерной  по  существу  торговли,  на  всех  этапах  эволюции  общества  от
«примитивности»  до  «цивилизации»   попытался   укрепить   в   душах   всех
правоверных  и  Ибн-Хальдун,   выдвинув  с  этой   целью   концепцию   некой
«социальной  физики».  Вместе  с   тем   последняя   не   лишена   отдельных
поучительных идей и историко-экономических обобщений, таких,  например,  как
необходимость возвышенного отношения к труду, порицание  скупости,  жадности
и   расточительства,   понимание   объективного   характера    прогрессивных
структурных  изменений  в  сферах  экономики,  благодаря  которым  к  давним
хозяйственным  заботам  людей  в  земледелии  и   скотоводстве   прибавились
сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле.
    Переход  к  цивилизации  и  соответственно  избыточному    производству
материальных   благ,   позволит,   по    мнению                Ибн-Хальдуна,
многократно  приумножить  национальное  богатство,  и  со  временем   каждый
человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но  при
этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и  не
исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку  и
принципу «предводительства».
    Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных
благ, мыслитель указывает на  ее  обусловленность,  прежде  всего  размерами
городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы:
    С  ростом  города  растет  достаток   в   «необходимом»   и   «лишенном
необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту  цен  на  второе  и
свидетельствуя одновременно о процветании города;
    Малочисленность  населения  города   является   причиной   дефицита   и
дороговизны всех необходимых его населению материальных благ;
    Расцвет города (как и общества в целом) реален в  условиях  снижающихся
размеров налогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.

    Фома Аквинский (Аквинат) (1226-1274).
     Этот итальянский монах доминиканского происхождения считается наиболее
авторитетной фигурой упоминавшейся выше школы канонистов  на  позднем  этапе
ее развития. Ее  воззрения  в  области  социально-экономического  устройства
общества  существенно разнятся с положениями основателя канонизма, или,  как
еще говорят, ранней школы канонистов, Августина  Блаженного  (353-430).  При
этом на первый  взгляд  Аквинат,  подобно  Августину,  опирается  на  те  же
принципы  религиозно-этического  свойства,  на  основе  которых   школа   на
протяжении  ряда  столетий   трактовала   «правила»   хозяйственной   жизни,
установления   «справедливых   цен»   и    достижения    эквивалентного    и
пропорционального обмена.
    На  самом  же  деле  Ф.  Аквинский,  учитывая  реалии  своего  времени,
изыскивает  сравнительно  новые  «объяснения»  социального   неравенства   в
условиях  более  дифференцированного,   чем   прежде,   сословного   деления
общества. В частности,  в  работе  «Сумма  теологии»  он  оперирует  уже  не
единичными, а  массовыми проявлениями признаков утверждающих себя изо дня  в
день масштабных  товарно-денежных  отношений  в  возросших  числом  и  своим
могуществом  городах.  Иными  словами,  в  отличие  от   ранних   канонистов
прогрессирующий рост городского ремесленного производства,  первых  торговых
и  ростовщических  операций  Ф.  Аквинский  не  характеризует   отныне   как
исключительно греховные явления и не требует их запрещения.
    С  точки  зрения  методологических  позиций   внешне  у  автора  «Суммы
теологии»  почти  нет  расхождения  с  ранними  канонистами.   Однако   если
последние  придерживались  принципа   неоспоримой   авторитарности   текстов
священного писания и трудов церковных Аретиков,  а  также  метода  морально-
этического обоснования сути экономических категорий и явлений,  то        Ф.
Аквинский  наряду  с   названными   «инструментами»   исследования   активно
использует и так  называемый   принцип  двойственности  оценок,  позволяющий
средствами софистики диаметрально  изменить  суть  первоначальной  трактовки
хозяйственного явления или экономической категории.
    Вот почему «Сумма теологии» изобилует двойственными характеристиками  и
схоластическими суждениями, к которым прибегает ее  автор  в  поисках  путей
примирения  и  компромисса  по   многим,   Азалось   бы,   взаимоисключающим
теоретическим  положениям.  Сказанное  очевидно  из   следующих   трактовок,
которые в современной  экономической   литературе  относят  к  экономическим
воззрениям раннего либо позднего  канонизма:
                                                                     Таблица
|Ранние канонисты                    |Поздние канонисты                   |
|(святой Августин)                   |(Аквинат)                           |
|                                                                         |
|Разделение труда                                                         |
|                                    |                                    |
|Умственный и физический виды труда  |Деление людей по профессиям и       |
|равноценны и не должны влиять на    |сословиям обусловлено божественным  |
|положение человека в обществе.      |провидением и склонностями людей.   |
|                                                                         |
|Богатство                                                                |
|                                    |                                    |
|Труд людей создает богатство в виде |Золото и серебро рассматриваются как|
|материальных благ, включая золото и |источник приумножения частной       |
|серебро. Нетрудовое накопление      |собственности и «умеренного         |
|последних («искусственного          |богатства».                         |
|богатство») является грехом         |                                    |
|                                                                         |
|Обмен                                                                    |
|                                    |                                    |
|Обмен осуществляется по принципу    |Обмен как субъективный процесс не   |
|пропорциональности и является актом |всегда обеспечивает равенство       |
|свободного волеизъявления людей.    |извлекаемой пользы, поскольку в     |
|                                    |результате этого акта случается, что|
|                                    |вещь «поступает на пользу одному в  |
|                                    |ущерб другому».                     |


                                                         Продолжение таблицы

|                                                                         |
|Справедливая цена                                                        |
|                                    |                                    |
|Ценность товара должна              |Затратный принцип установления      |
|устанавливаться в соответствии с    |«справедливой цены» считается не    |
|трудовыми и материальными затратами |точным, так как он может не         |
|в процессе его производства по      |доставить продавцу соответствующего |
|принципу «справедливой цены».       |его положению в обществе количества |
|                                    |денег и нанести ущерб.              |
|                                                                         |
|Деньги                                                                   |
|                                    |                                    |
|Деньги являются искусственным       |Ценность денег (монет) на внутреннем|
|изобретением людей и необходимым для|рынке должна устанавливаться не по  |
|облегчения и ускорения меновых      |весу содержащихся в нем металлов, а |
|операций на рынке благодаря         |по усмотрению государства.          |
|«внутренней ценности» монеты.       |                                    |



                                                         Продолжение таблицы

|                                                                         |
|Торговая прибыль и ростовщический процент                                |
|Торговая прибыль и ростовщический   |Крупные доходы купцов и ростовщиков |
|процент, извлекаемые из крупных     |лишь тогда допустимы, когда они     |
|торговых и ссудных операций,        |извлекаются трудом, связаны с       |
|превращаются в самоцель и потому    |транспортными и прочими издержками, |
|должны расцениваться как не         |а также риском, имеющим место в     |
|богоугодные и грешные явления.      |благопристойной деятельности.       |



                       СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

   1 Левита  Р.Я.  История  экономических  учений:  Полный  курс  в  кратком
   изложении. – М.:ИНФРА-М, 2001.-224 с.

   2  Ядгаров Я.С. История экономических учений. М. Инфра-,1997.

   3 История экономических учений. М.: Изд-во МГУ, 1994.




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru