Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Лермонтов м. ю. - Стихотворение м. ю. лермонтова "нет, не тебя так пылко я люблю. .. "


    На фоне глубокой внутренней борьбы между двумя противоположными стихиями — небом и землей, переход от безусловного признания приоритета первого над вторым через осмысление их равноправности, к радостному ощущению возможности их примирения, их слияния, синтеза между ними, — таков был тяжелый путь жизни и творчества М.Ю.Лермонтова.
    Нет, не тебя так пылко я люблю,
    Не для меня красы твоей блистанье;
    Люблю в тебе я прошлое страданье
    И молодость погибшую мою.
    Этот путь далеко еще не был закончен: его оборвала преждевременная гибель и то, что поэту открылось в лучшие мгновения, к чему он так упорно шел, что лишь манило его своим счастьем, но еще не переродило его душу до последних оснований. Оттого и возможны были частые перебои, отзвучия прежних тяжелых переживаний.
    В таких стихотворениях, как 'Гляжу на будущность с боязнью', 'Нет, не тебя так пылко я люблю...', 'И скучно и грустно...', 'Благодарность', 'Дубовый листок оторвался от ветки родимой...', тоска опять обостряется до прежней нестерпимой боли, и снова рыдает в них безнадежность крайнего, абсолютного отрицания всякого смысла жизни.
    'И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка' — вот основной мотив всех этих элегий.
    Когда порой я на тебя смотрю,
     В твои глаза вникая долгим взором:
    Таинственным я занят разговором,
    Но не с тобой я сердцем говорю.
    Старая болезнь духа сказывается также в том, что он вновь возвращается к 'Демону', пишет свой последний, пятый очерк, в котором опять ставит с прежней остротой прежнюю проблему о назначении жизни, об отношении человека к Богу, земли к небу. Здесь Лермонтов уже окончательно сливается со своим демоном, сделав его похожим 'на вечер ясный: ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет'. Следы тяжелых настроений заметны и в 'Сказке для детей', и в 'Беглеце', и в прекрасном по своей безыскусное™ 'Валерике', рисующем картины военной походной жизни, и в пророческом 'Сне', в котором он предугадал свой преждевременный конец. И все-таки это не более как отзвучия, еще резче подчеркивающие основную тенденцию его творчества: 'У Бога счастья не прошу и молча зло переношу'.
    Оттого и пугают его те 'сумерки души, когда предмет желаний мрачен, меж радостью и горем полусвет'; когда жизнь ненавистна, и смерть страшна. И с первых же годов творчества, одновременно и параллельно с этими небесными звуками, звучат звуки страстные, земные, грешные, и в них чувствуется гораздо больше глубины, силы напряжения.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru