Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Лермонтов м. ю. - Герой нашего времени" м. ю. лермонтова как социально-психологический роман



'Герой нашего времени' М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман
Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека; это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии. М, Ю, Лермонтов выступил как продолжатель традиций русской литературы. Как наследник А. С. Пушкина, он принадлежал к числу русских деятелей, разбуженных пушечными выстрелами на Сенатской площади. Именно поэтому, по словам Герцена, 'Лермонтов не мог найти спасения в лиризме, мужественная, печальная мысль сквозит в его стихах' и прозе, добавим мы. Роман 'Герой нашего времени' появился в столичных книжных магазинах, когда Лермонтов уезжал на Кавказ во второй раз (это было в 1840 году). Читатели отнеслись к этому произведению неоднозначно. Высшие правительственные круги и литераторы, близкие к ним, отозвались о романе крайне негативно. Критики писали, что 'Герой нашего времени' - плохо стилизованный под западноевропейский роман, в котором автор описывает 'в преувеличенном виде презренный характер' главного героя, Григория Александровича Печорина. Также критики писали, что Лермонтов изобразил самого себя в романе. Узнав об этих замечаниях, поэт написал предисловие ко второму изданию, в котором язвительно высмеял попытки критиков поставить знак равенства между автором и Печориным. Также он написал, что 'Герой нашего времени' - это портрет всего поколения молодых людей того времени. Свой роман Лермонтов публиковал по частям в журнале 'Отечественные записки', а потом издал целиком. Белинскому очень понравилось это произведение, и он был первый, кто сказал, что это не сборник повестей и рассказов, а единый роман, который поймешь только тогда, когда прочитаешь все части. Новеллы расположены так, что они постепенно 'приближают' Печорина к читателю: вначале дан рассказ о нем Максима Максимыча ('Бэла'), затем он увиден глазами повествователя ('Максим Максимыч'), наконец в 'журнале' (дневнике) предлагается его 'исповедь'. События переданы не в хронологической последовательности, что тоже входит в художественный замысел. Автор стремится с наибольшей объективностью и глубиной раскрыть характер и внутренний мир героя. Поэтому он в каждой повести помещает Печорина в иную среду, показывает его в разных обстоятельствах, в столкновениях с людьми различного Психического склада. Раскрытию характера героя подчинены все изобразительные средства романа: портрет, пейзаж, речь героев. Повесть 'Княжна Мери' можно назвать главной в романе, потому что здесь наилучшим образом проявились особенности 'Героя нашего времени' как психологического романа. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу, и недаром в предисловии к 'Журналу Печорина' сказано, что здесь перед нашими глазами предстанет 'история души человеческой'. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои чувства и мысли, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки. Здесь даны и разгадка его характера, и объяснение его поступков. В бессонную ночь перед дуэлью Печорин подводит итоги - прожитой жизни; 'Зачем я жил? для какой цели я родился?... быть может, было мне назначение высокое, потому что чувствую я в душе силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший цвет жизни'.У Печорина очень сложный характер: мы не можем не осуждать его за отношение к Бэле, к Мери, к Максим Максимычу, но в то же время сочувствуем, когда он высмеивает аристократическое 'водяное общество'К тому же сразу понятно, что Печорин на голову выше окружающих: он умен, храбр, энергичен, образован. Но он не способен на настоящую любовь или дружбу, хотя сам критически оценивает свою жизнь. Печорин сам говорил, что в нем живут два человека, и когда один что-нибудь делает, другой его осуждает Эгоцентризм, скептическое отношение к моральным ценностям, и, с другой стороны, мощный интеллект, способность к трезвой и беспощадной самооценке, стремление к деятельности при отсутствии жизненной цели -все это свойственно Печорину. В романе последовательно анализируются его представления о любви. дружбе. Печорин как бы испытывается в разных ситуациях: в любви к 'дикарке' ('Бэла'), в любви романтической ('Тамань'), в дружбе со сверстниками (Грушницким), в дружбе с Максим Максимычем. Но во всех ситуациях он оказывался в роли разрушителя. И причина тому не в 'порочности' Печорина, а в самом социально-психологическом климате общества. которое обрекает людей на трагическое взаимное непонимание. Автор не судит своего героя, и тем более не разоблачает, но анализирует. Судит себя сам Печорин. Отмечая социальную направленность романа, Чернышевский писал: 'Лермонтов... понимает и представляет своего Печорина, как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга'.Лермонтов не ограничивается зарисовкой 'водяного общества', он расширяет представление о типичной для Печорина среде показом офицерского общества в повести 'Фаталист' и отдельными высказываниями героя. Пустое, ничтожное, лицемерное - таким представляется дворянское общество в рассказах Печорина. В этой среде все искреннее гибнет ('Я говорил правду - мне не верили' - рассказывает Печорин Мери); в этом обществе смеются над лучшими человеческими чувствами. В повести 'Бэла' упоминается об одной московской барыне, которая утверждала, что 'Байрон был больше ничего, как пьяница'. Этой фразы достаточно, чтобы убедиться в невежественности спесивой представительницы света. Лермонтов приходит к выводу и убеждает нас, читателей, в том, что такое общество не может выдвинуть из своей среды настоящих героев, что подлинно героическое и прекрасное в жизни - за пределами этого круга. И даже если встречаются в этой среде люди особенные, обладающие огромными возможностями, светское общество их губит Действительность не дала Печорнну возможности действовать, лишила его жизнь цели и смысла, и герой постоянно ощущает свою ненужность. Ставя вопрос о трагичности судьбы незаурядных людей и о невозможности для них найти применение своим силам в условиях тридцатых годов, Лермонтов в то же время показывал и пагубность ухода в себя, замыкания в 'гордом одиночестве'. Уход от людей опустошает даже незаурядную натуру, а появляющиеся как следствие этого индивидуализм и эгоизм приносят глубокие страдания не только самому герою, но и всем, с кем он сталкивается. М. Ю. Лермонтов, изобразив, по выражению Белинского, 'внутреннего человека', оказался в обрисовке Печорина и глубоким психологом, и реалистом- художником, 'объективировавшим современное общество и его представителей'.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru