Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Лермонтов м. ю. - В чем состоит трагедия печорина_



В чем состоит трагедия Печорина?
Печально я гляжу на наше поколение!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья иль сомненья,
В бездействии состарится оно.
М. Ю. Лермонтов.

Роман М.Ю. Лермонтова 'Герой нашего времени' создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею 'лишних людей'. Печорин - это 'Онегин своего времени' (Белинский). Лермонтовский герой - человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе 'силы необъятные', но на совести его много зла. Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет 'роль топора в руках судьбы', 'необходимого действующего лица всякого пятого акта'. Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы. 'Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж Бог знает!'
Печорин жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, 'необъятным душевным силам', но обречен исторической действительностью и особенностями своего психологического склада на трагическое одиночество и рефлексию. Вместе с тем он сам говорит: 'Я люблю сомневаться во всем: это расположение не мешает решительности характера; напротив я всегда смело иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!'
Печорин трагически одинок. Неудачей кончается попытка героя обрести единственное, простое счастье в любви горянки Бэлы. Печорин откровенно признается Максиму Максимычу: 'Е Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой'. Герой обречен на непонимание окружающих (исключением являются лишь Вернер и Вера), его внутренний мир не в состоянии постигнуть ни прекрасная 'дикарка' Бэла, ни добросердечный Максим Максимыч. Впрочем, вспомним, что при первой встрече с Григорием Александровичем штабс-капитан в силах заметить лишь второстепенные черты облика Печорина, и то, что 'тоненький' прапорщик недавно находился на Кавказе. Не понимает Максим Максимыч и глубины страданий Печорина после гибели Бэлы: 'Е Его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя' И только по вскользь оброненному замечанию, что 'Печорин был долго нездоров, исхудал', мы догадываемся о подлинной силе переживаний Григория Александровича.
Последняя встреча Печорина с Максимом Максимычем наглядно подтверждает мысль о том, что 'зло порождает зло'. Безразличие героя к старому 'приятелю' приводит к тому, что 'добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном'. Офицер-рассказчик догадывается, что поведение Печорина не является проявлением духовной пустоты и эгоизма. Особое внимание привлекают глаза Григория, которые 'не смеялись, когда он смеялся. Это признак или злого права, или глубокой постоянной грусти'. В чем же причина такой грусти? Ответ на этот вопрос мы находим в 'Журнале Печорина'.
Запискам героя предшествует сообщение о том, что на пути из Персии он умер. Повести 'Тамань', 'Княжна Мэри', 'Фаталист' показывают, что Григорий Александрович не находит достойного применения своим незаурядным способностям. Конечно, герой на голову выше пустых адъютантиков и насыщенных франтов, которые 'пьют - однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом играют и жалуются на скуку'.
Печорин отлично видит и ничтожество Грушницкого, мечтающего 'сделаться героем романа'. В поступках Григория чувствуется глубокий ум и трезвый логический расчет. Весь план обольщения Мэри основан на знании 'живых струн сердца человеческого'. Вызывая искусным рассказом о своем прошлом сострадание к себе, Печорин заставляет княжну Мэри первой признаться в любви. Может быть, перед нами пустой повеса, обольститель женских сердец? Нет! В этом убеждает последнее свидание героя с княжной Мэри. Поведение героя благородно. Он пытается облегчить страдания полюбившей его девушки.
Григорий, вопреки собственным убеждениям, способен к искреннему, большому чувству, но любовь героя очень сложна. Так, чувство к Вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая поняла Печорина совершенно. 'При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!' - признается он. Загнав коня на пути в Пятигорск, герой 'упал на траву и, как ребенок, заплакал'. Вот она - сила чувств! Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто его любит. Судьба Бэлы, княжны Мэри и Веры доказывает это.
История с Грушницким - это иллюстрация того, что незаурядные способности Печорина тратятся впустую, на цели мелкие, ничтожные. Впрочем, в своем отношении к Грушницкому Григорий по-своему благороден и честен. Во время дуэли он прилагает все усилия, чтобы вызвать в противнике запоздалое раскаяние, пробудить совесть! Бесполезно! Грушницкий стреляет первым. 'Пуля оцарапала мне колено', - комментирует Печорин. Переливы добра и зла в душе героя - большое художественное открытие Лермонтова-реалиста. Перед дуэлью Григорий Александрович заключает своеобразную сделку с собственной совестью. Благородство сочетается с беспощадностью: 'Я решился предоставить все выходы Грушницкому; я хотел испытать его; в его душе могла проснуться искра великодушия. Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала '. И Печорин не щадит противника. Окровавленный труп Грушницкого скатывается в пропасть. Победа не доставляет лермонтовскому герою радости, свет меркнет в его глазах: 'Солнц казалось мне тускло, лучи его меня не грели'.
Подведем итоги 'практической деятельности' Печорина: из-за пустяка подвергает свою жизнь опасности Азамат; гибнут от руки Казбича красавица Бэла и ее отец, а сам Казбич лишается своего верного Карагеза; рушится хрупкий мирок 'честных контрабандистов'; застрелен на дуэли Грушницкий; глубоко страдают Вера и княжна Мэри; трагически кончается жизнь Вулича. Что же сделало Печорина 'топором в руках судьбы'?
Лермонтов не знакомит нас с хронологической биографией своего героя. Сюжет и композиция романа подчинены одной цели - углубить социально-психологический и философский анализ образа Печорина. Григорий предстает в разных повестях цикла одним и тем же, не меняется, не эволюционирует. В этом - признак ранней 'омертвелости', того, что перед нами действительно полутруп, у которого 'царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови'. Многие современники Лермонтова пытались ограничить все богатство образа одним качеством - эгоизмом. Белинский решительно защищал Печорина от обвинений в отсутствии высоких идеалов: 'Вы говорите, что он - эгоист? Но разве он не презирает и ненавидит себя за это? Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной? Нет, это не эгоизм ' Но что же это? Ответ на это вопрос дает нам сам герой: 'Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли ' Честолюбие, жажда власти, желание подчинить своей воле окружающих овладевают душой Печорина, который 'из жизненной бури вынес только несколько идей - и ни одного чувства'. Вопрос о смысле жизни остается в романе открытым: 'Е Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей, пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни'.
Мне кажется, что трагизм судьбы лермонтовского героя связан не только с социальными условиями его жизни (принадлежность к светскому обществу, политическая реакция в России после разгрома восстания декабристов), но и с тем, что изощренная способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, 'бремя познанья и сомненья' приводят человека к утрате простоты, естественности. Даже врачующая сила природы не в состоянии исцелить мятущуюся душу героя.
Образ Печорина вечен именно потому, что не исчерпывается лишь социальным. Печорины есть и сейчас, они рядом с нами. А закончить сочинение мне хочется строками из стихотворения Я.П. Полонского 'На пути из-за Кавказа':
И душа на простор вырывается
Из-под власти кавказских громад -
Колокольчик звенит-заливается
Кони юношу к северу мчат
В стороне слышу карканье ворона -
Различаю впотьмах труп коня -
Погоняй, погоняй! Тень Печорина
По следам догоняет меня


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru