Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Лермонтов м. ю. - «и вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь»


Вечером 27 января 1937 г. по Петербургу распространилось известие, что Пушкин смертельно ранен Дантесом на дуэли. В это время Лермонтов был болен, и его лечил доктор Н. Ф. Арендт, навещавший умирающего поэта. От него Лермонтов узнал о предсмертных страданиях Пушкина. 29 января Пушкин умер. По словам А. И. Герцена, пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова.

Под впечатлением трагической гибели Пушкина Лермонтов написал стихотворение «Смерть Поэта».

Лермонтов не был лично знаком с Пушкиным, но верно понимал и передал душевное состояние великого поэта и его непримиримый конфликт со светским Петербургом накануне дуэли.

Стихотворение начинается без вступления словами, выражающими чувство не только Лермонтова, но и всей России:

Погиб Поэт! — невольник чести —

Пал, оклеветанный молвой...

Для Лермонтова Пушкин — гордая и одинокая личность, такая же как и он сам:

Восстал он против мнений света Один, как прежде...

Наверное, трудно увидеть в своем современнике гениальность, а еще труднее ее признать. Только самые умные, добрые и по-настоящему талантливые люди способны на это — ведь нет пророков в своем отечестве. Лермонтов, как и большинство интеллигентных людей своего времени, понимал исключительность Пушкина, его гениальность, его значение для русской культуры, «его свободный, смелый дар».

Не могли оценить и признать гений Пушкина люди с пустым и завистливым сердцем, презирающие «язык и нравы» России. Таким был искатель счастья в чужой стране Дантес:

Не мог щадить он нашей славы;

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!..

Не понимали, да и не хотели понимать гордого поэта и бездарные, завистливые, счастливые своим богатством и знатностью русские придворные, которые

...для потехи раздували Чуть затаившийся пожар...

Первоначально стихотворение заканчивалось словами: «И на устах его печать». Но вскоре, когда стали раздаваться голоса в защиту Дантеса, Лермонтова приписал последние шестнадцать строк, в которых указывал истинных вдохновителей убийства великого русского поэта:

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — все молчи!..

Стихи Лермонтова точно и сильно выражали народное горе и негодование. Их переписывали в книжных лавках, в кондитерских, на улице, заучивали наизусть. Эти стихи распространялись по Петербургу, Москве, а потом и по всей стране в тысячах списков. «Навряд ли когда-нибудь еще в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление», — писал В. В. Стасов.

За сочинение «непозволительных стихов» Лермонтов по приказу Николая I был переведен в Нижегородский драгунский полк, стоявший тогда на Кавказе, а его друг С. А. Раевский, обвиняемый в распространении этих стихов, сослан в Олонецкую губернию.
Смерть великого русского поэта А. С. Пушкина потрясла всю страну. Весть о его гибели от руки иностранца Дантеса быстро распространилась. Это событие сразу всколыхнуло все вокруг. Внезапно все осознали величие гения Пушкина. И тут же в обществе стали распространяться легенды о верности поэта власти, усиленно создавался образ великого верноподданного.

Но вдруг среди всей этой суеты раздался громкий голос скорби, гнева и правды. Это был голос молодого корнета Михаила Лермонтова, прозвучавший в его стихотворении «Смерть Поэта». В нем не было отчаяния. Убийство Пушкина пробудило жажду протеста, стремление отомстить тем, кто так долго травил и преследовал поэта. Его гибель Лермонтов переживал как великую личную и общественную утрату. Кроме того, он видел в ней не просто смерть отдельного человека, неизбежную для всех: он указывал на несовместимость Александра Сергеевича со всей системой самодержавия. Он говорит в своем стихотворении не о случайной гибели на дуэли, а о преднамеренном убийстве. И убийцы, по его твердому убеждению, находятся под защитой властей. Именно убийцы, а не убийца, так как Лермонтов обвиняет в преступлении весь высший свет и требует наказания не только Дантесу, но и всем «соучастникам». Автор не просто восклицает «Погиб Поэт!», но и решительно объясняет масштаб всей трагедии. Пушкина оклеветали, предали позору, вынудили восстать против враждебного, оскорбительного мнения света.

Лермонтов решительно опровергает слухи о преданности Пушкина царю и о благосклонности к нему самих представителей власти, гневно обращаясь к ним с вопросом:

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Поэт погиб именно потому, что он, «оклеветанный молвой», стал «невольником чести», не смог остаться равнодушным к «мелочным обидам», решил во что бы то ни стало восстановить справедливость. И слова «клевета», «позор», «обида» здесь выражают гневное обвинение, точное определение положения Пушкина в светском обществе. Он должен был отомстить, но его надеждам не суждено было сбыться. В душном мире завистников, клеветников и лицемеров нет места чистым страстям, верной дружбе, благодарности и справедливости. Автор словно заглядывает в самую глубину сердца великого поэта:

Отравлены его последние мгновенья

Коварным шепотом насмешливых невежд,

И умер он — с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

Гнев удивительным образом сочетается в душе Лермонтова с чувством искренней любви к погибшему гению. Проклиная Дантеса, он срывает с него маску благородного дуэлянта. И вместе с ним он проклинает всех «ловцов счастья и чинов», тех, кто бежал от гнева народа и поступал на службу к царю. Его обвинения направлены и на новую знать, на честолюбцев, на всех тех, кто «жадною толпой» стоит у трона. Поэт разоблачает их, раскрывает их истинную сущность, представляет их палачами «Свободы, Гения и Славы».

Лермонтов создает образ одинокого, но безумно смелого вольнолюбивого поэта. Пушкин, отстаивая свободу человечества в рабской стране, предстает перед нами в своем истинном облике поэта-пророка. «Его свободный смелый дар» был даром всего русского народа. Восставая «против мнений света», он предвещал неизбежность великих битв и преобразований, борьбы народа за справедливость. Именно поэтому Лермонтов заканчивает свое стихотворение пророческим предсказанием революции, в которой люди поднимутся и отомстят за своего поэта.

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь! —

эти слова обращены ко всей существовавшей несправедливой системе власти и всем, кто имел к ней отношение. Поэт, не страшась, грозит им справедливым, грозным судом, который видит все их подлые, низкие дела и мысли, который «не доступен звону злата». И от этого суда нет спасения в злословье и обмане. Его приговор суров и непременно будет исполнен.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» явилось доказательством того, что появился не просто молодой талантливый поэт, а настоящий наследник Пушкина. Он обращается со смелым воззванием И народу: подняться за свою «честь», «гордость», «свободу», «язык и нравы», за «сердце вольное» и «дивный гений» любимого поэта. Ведь в гении поэта — гений народа. В этом произведении, исполненном гнева и печали, уже четко слышится мятежный дух его автора, который в дальнейшем усилится и станет главным мотивом всего его творчества.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru