Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Есенин с. а. - О поэме есенина “анна снегина”


    Художественное воплощение эпохи, в которую жили и творили писатели и поэты, влияло на формирование взглядов не только их современников, но и потомков. Таким властителем дум был и остается поэт Сергей Есенин.
    Образ времени со своими проблемами, героями, исканиями, сомнениями был в центре внимания литераторов XIX и XX веков. Сегодня все более укрепляется представление о Есенине как о крупном социальном мыслителе, обладающем обостренным восприятием своего времени. Поэзия Есенина — источник глубоких раздумий над многими социально-философскими проблемами. Это история и революция, государство и народ, деревня и город, народ и отдельная личность.
    Осмысливая трагедию России 20-х годов, Есенин предопределил, предвидел все, о чем мы только недавно заговорили вслух после семидесятилетней безгласности С потрясающей силой запечатлел Есенин то 'новое', что насильственно внедрялось в быт русской деревни, 'взрывало' его изнутри и привело теперь ко всем известному состоянию. Есенин написал в письме свои впечатления тех лет: 'Был в деревне. Все рушится... Конец всему'.
    Есенина потрясло полное Вырождение патриархальной деревни: убогий быт разоренной годами 'междоусобного раздора' деревни, 'календарный Ленин' вместо выброшенных сестрами-комсомолками икон, 'Капитал' вместо Библии. Трагический итог всему этому поэт подводит в стихотворении 'Русь советская':
    Вот так страна!
    Какого ж я рожна
    Орал в стихах, что я с народом дружен?
    Моя поэзия здесь больше не нужна,
    Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
    Поэма 'Анна Онегина', написанная незадолго до смерти поэта — в 1924 году, явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики.
    В центре поэмы — личность автора. Его отношение к миру пронизывает все содержание поэмы и объединяет происходящие события. Сама поэма отличается многоголосием, что отвечает духу изображаемой эпохи, борьбе человеческих страстей. В поэме тесно переплетаются лирическое и эпическое начала.
    Личная тема здесь главная. 'Эпические' события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что в центре — судьба человека, женщины, на фоне исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и многозначно. Сне-гина — символ чистоты белого снега — перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи и обозначает, по Есенину, символ утраченной навсегда юности. Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонан-, сом на фоне времени.
    В поэме тесно связаны тема времени и тема родины. Действие начинается на рязанской земле в 1917 годуй заканчивается 1923-м годом. За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Изменения в жизни деревни, в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы — в рассказе возницы, который доставляет поэта, давно не бывшего в родных местах.
    Скрытый конфликт благополучного села Радово ('У каждого сад и гумно') с бедствующей деревней Криуши, которая 'пахала одной сохой', приводит к братоубийственной войне. Криушане, уличенные в воровстве леса, первыми начинают побоище: '...они в топоры, мы тож'. А дальше и расправа с деспотичным старшиной, который представлял на селе власть:
    В скандале убийством пахнет.
     И в нашу и в их вину
    Вдруг кто-то из них как ахнет! —
     И сразу убил старшину.
    Время революции и вседозволенности выдвинуло из рядов криушан местного лидера Прона Оглоблина, не имеющего каких-либо жизненных стремлений, кроме как 'выпить в шинке самогонки'. Этот сельский революционер — 'драчун, грубиян', он 'с утра по неделям пьян...' Старуха-мельничиха говорит так о Проне, считая его разрушителем, к тому же убийцей. Есенин подчеркивает пугачевское начало в Проне, который, как царь, стоит над народом:
    Оглоблин стоит у ворот
    И спьяну в печенки и в душу
    Костит обнищалый народ:
    'Эй вы! Тараканье отродье!
     Все к Снегиной! Р-раз и квас
     Даешь, мол, твои угодья
     Без всякого выкупа с нас!'
    'Тараканье отродье1.' — вот как обращается к народу герой, в котором многие в былые времена увидели большевика-ленинца. Страшный, в сущности, тип, порожденный переломной эпохой. Пристрастие к спиртному отличает и другого Оглоблина, проновского брата Лабутю, кабацкого попрошайку, лгуна и труса. Он 'с важной осанкой, как некий седой ветеран', оказался 'в Совете' и живет, 'не мозоля рук'. Если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в связи с его гибелью трагическое звучание, то жизнь Лабути — жалкий, отвратительный фарс. Замечательно, что именно Лабутя 'поехал первым описывать снегинский дом' и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником.
    Мельник в поэме — это воплощенная доброта, близость к природе, милосердие и человечность. Его образ пронизан лиризмом и дорог автору как одно из самых светлых и добрых народных начал. Не случайно мельник постоянно соединяет людей. Мельник олицетворяет русский национальный характер в его 'идеальном' варианте и этим как бы противостоит поэту, чья душа оскорблена и озлоблена и в ней чувствуется надрыв.
    Когда 'чумазый сброд играл по дворам на роялях коровам тамбовским фокстрот', когда лилась кровь и разрушались естественные человеческие связи, мы по-особому воспринимаем образ Анны Снегиной. Светло и грустно выглядит ее судьба, выписанной Есениным в лучших традициях русской классики. Героиня предстает перед нами в дымке романтического прошлого — 'счастливой были' —и сурового настоящего. Мираж воспоминаний, 'девушка в белой накидке' исчезли в 'прекрасном далеке' юности. Теперь же героиня, овдовевшая, лишенная состояния, вынужденная покинуть родину, поражает своим христианским всепрощением'.
    Скажите,
    Вам больно, Анна,
    За ваш хуторской разор?
    Но как-то печально и странно
    Она опускала свой взор...
    Анна не испытывает к крестьянам, разорившим ее, ни злобы, ни ненависти. Эмиграция тоже не озлобляет ее: со светлой грустью вспоминает она свое невозвратимое прошлое. Несмотря на драматизм судьбы помещицы Анны Снегиной, от ее образа веет добротой и человечностью. Гуманистическое начало звучит особенно пронзительно в поэме в связи с осуждением войны -у империалистической и братоубийственной. Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами и ситуациями: мельником и его старухой, возницей, событиями жизни А. Снегиной.
    Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес Стрелял я в мне близкое тело И грудью на брата лез.
    Время перемен предстает в поэме в своем трагическом обличье. Поэтическая оценка событий поражает человечностью, 'лелеющей душу гуманностью', ибо только поэт-патриот, испытанный гуманист, видя 'сколько зарыто в ямах', сколько 'уродов теперь и калек', мог написать:
    ..я думаю,
    Как прекрасна
    Земля
    И на ней человек!
     

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru