Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Достоевский ф. м. - преступление и наказание - Достоевский



Роман 'Преступление и наказание' был задуман Ф.М. Достоевским на каторге 'в тяжелую минуту грусти и саморазложения'. Именно там, на каторге, писатель столкнулся с 'сильными личностями' ,ставящими себя выше нравственных законов общества. На вопрос: можно ли уничтожать одних людей ради счастья других - автор и его герой отвечают по-разному. Раскольников считает, что возможно, так как это 'простая арифметика'. Не может быть в мире гармонии, если прольётся хоть одна слезинка ребёнка ( ведь Родион убивает Лизавету и её не-родившегося ребёнка). Но герой находится во власти автора, и потому в романе античеловеческая теория Родиона Раскольникова терпит крах.

Бунт героя, лежащий в основе его теории, порожден социальным неравенством общества. Не случайно разговор с Мармеладовым стал последней каплей в чаше сомнений Раскольникова: он окончательно решается убить старуху-процентщицу. Деньги - спасение для обездоленных людей, считает Раскольников. Судьба Мармеладова опровергает эти убеждения. Беднягу не спасают даже деньги его дочери, он раздавлен морально и уже не может подняться со дна жизни.

Установление социальной справедливости насильственным путём Раскольников объясняет как 'кровь по совести'. Писатель дальше развивает эту теорию, и на страницах романа появляются герои - 'двойники' Раскольникова. 'Мы одного поля ягоды',- говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сходство. Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от 'принципов' и 'идеалов' до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду - всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассуждения Лужина Родион отвечает: 'Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать'.

Раскольников считает, что преступать закон могут только 'на-стоящие люди' , так как они действуют на благо человечеству. Но Достоевский со страниц романа провозглашает: любое убийство недопустимо. Эти идеи выражает Разумихин, приводя простые и убедительные аргументы, что преступлению противится человеческая натура.

К чему же в результате приходит Раскольников, считая себя вправе уничтожать 'ненужных' людей для блага униженных и оскорблённых? Он сам поднимается над людьми, становясь человеком 'необыкновенным'. Поэтому Раскольников делит людей на 'избранных' и 'тварей дрожащих'. И Достоевский, снимая с наполеоновского пьедестала своего героя, говорит нам, что не счастье людей волнует Раскольникова, а его занимает вопрос: '... вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею...' Родион мечтает властвовать людьми, так проявляется суть героя-индивидуалиста.

Опровергая жизненные цели своего героя, проповедуя христианские принципы, Достоевский вводит в роман образ Сони. Писатель видит 'величайшее счастье' в уничтожении своего 'я' , в безраздельном служении людям - эту 'правду' Ф.М. воплотил в Соне. Противопоставляя эти образы, Достоевский сталкивает революционное атеистическое бунтарство Раскольникова с христианским смирением, любовью к людям и Богу Сонечки. Всепрощающая любовь Сони, её вера убеждают Родиона 'страдание принять' . Он признаётся в преступлении, но только на каторге, постигая евангельские истины, приходит к раскаянию. Соня возвращает Р-ва к людям, от которых он был отдалён совершённым преступлением. 'Их воскресила любовь...'

Разрушив 'стройную' теорию Р-ва, его 'простую арифметику' , Достоевский предостерёг человечество от опасности революционных бунтов, провозгласил идею ценности любой человеческой личности. Писатель считал, что 'есть один закон - закон нравственный'.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru