Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Гумилев н. с. - Мои размышления над строкой н. с. гумилева



Судьба, личность и творчество Николая Степановича Гумилева вызывают сейчас большой интерес. Это неудивительно, так как его творчество полно смелости, новизны, остроты чувств, взволнованной мысли. Гумилев был необоснованно причислен к участникам контрреволюционного движения и расстрелян в 1921 году (ему было 35 лет).
Свое первое стихотворение 'Я в лес бежал из городов...' ( Гумилев опубликовал в журнале 'Тифлисский листок' в 1902 году, то есть в 16 лет. В 1905 году появилась книга стихов 'Путь конкистадоров'.
'По выбору тем, по приемам творчества автор явно примыкает к 'новой школе' в поэзии. Но пока его стихи — только перепевы и подражания, далеко не всегда удачные', — писал В. Брюсов о первом сборнике Гумилева, который был выпущен, когда он еще учился в гимназии. В какой-то мере Брюсов был прав. И все-таки юношеские, 'конкистадорские' стихи имели свой настрой.
Новый подход Н. Гумилева к миру виден в следующих строках:
Как смутно в небе диком и беззвездном!
Растет туман, но я молчу и жду,
И верю, я любовь свою найду...
Я конкистадор в панцире железном.
'Конкистадор' завоевывал не земли, не страны, а новую любовь, проникая в 'тайны дивных снов', добывая звезды с 'заснувшего небосклона'. В его первом сборнике видны следы символистской поэзии: 'голубая высота', 'вечное блаженство мечты', 'чары красоты'.
В 1908 году выходит его вторая книга 'Романтические цветы', в которой духовные запросы Гумилева получили дальнейшее развитие. Здесь чувствуется жажда сильных и прекрасных чувств: 'Ты среди кровавого тумана к небесам прорезывала путь'; '...пред ним неслась, белее пены. Его великая любовь'. Но теперь желаемое видится лишь в грезах, видениях. Сборник волнует грустным авторским ощущением непрочности высоких порывов, призрачности счастья в скучной жизни — и одновременно стремлением к прекрасному.
Большинство стихотворений Гумилева обладают спокойной интонацией. Но необычный стиль придает им внутреннюю напряженность. В своих стихах поэт 'оживляет' легендарные мотивы, творит фантастические превращения, многие из которых автор почерпнул, путешествуя по Африке. В ряде своих стихотворений поэт стремится передать общее трагическое состояние мира: 'Пусть смерть приходит, я зову любую. Я с нею буду драться до конца...'
В сборнике 'Жемчуга' Гумилев высказывает свое уважение к деяниям таких незабвенных путешественников, как Кук, Лаперуз, да Гама. Небольшой цикл 'Капитаны' рожден тем же стремлением к неизведанному, тем же преклонением перед подвигом: •
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.
С именами великих путешественников входит в цикл 'Капитаны' поэзия великих открытий, несгибаемой силы духа всех, 'кто дерзает, кто хочет, кто ищет'.
В сборниках 'Костер' и 'Огненный стояк' автор прикасается к миру таинственного, непознаваемого. Ему близки образы звезд, неба, планет. При некоторой 'космичности' действий все стихи выражали взгляды на вполне земные процессы. И все-таки вряд ли можно говорить о творчестве Гумилева как о поэзии реалистичной. Он сохранил романтическую исключительность, причудливость душевных процессов. Но именно таким бесконечно дорого нам слово Мастера.


ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru