Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Грибоедов а. с. - Чацкий и фамусовское общество


    Свободолюбивый герой противопоставлен в комедии 'Горе от ума' не только отдельным лицам, но и фамусовскому обществу в целом.
    Создание широкой сатирической картины жизни реакционного дворянского общества — огромная заслуга Грибоедова. Он не ограничился многосторонним изображением Фамусова как барина-крепостника и чиновника-бюрократа. Писатель нарисовал его единомышленника, типичного для военных кругов, — карьериста Скалозуба, расширил и расцветил картину введением многих эпизодических лиц, гостей в доме Фамусова. Все они объединены общими взглядами на жизнь и людей, но каждый имеет свой яркий, сатирически обрисованный характер.
    Хлестова — властная барыня, мать-командирша, типичная крепостница. Держится и говорит она грубовато, бесцеремонно. Завсегдатаем гостиных и столовых изображен 'лгунишка, картежник, вор' Загорецкий. Однако он 'мастер услужить', и потому везде его принимают. Репетилов отличается болтливостью, глупостью, ветреностью. С грустной иронией рисует Грибоедов образ 'мужа-мальчика, мужа-слуги, из жениных пажей' в слабохарактерном Платоне Михайловиче Гориче, всецело подчинившемся своей капризной жене Наталье Дмитриевне. Злая, недовольная всем на свете графиня Хрюмина-внучка приехала к Фамусовым со своей старой полуглухой бабушкой. Графиня-внучка проявляет особое пристрастие к 'хорошему тону', который немыслим для нее без французского языка. Многочисленная княжеская семья Тугоуховых признает в людях только знатность, богатство, чины. Интересы княжон — наряды и сплетни; родители озабочены подыскиванием для дочерей подходящих женихов. Заядлые сплетники господа N. и D. с увлечением распространяют слух о сумасшествии Чацкого. Наконец, широкий социальный фон в комедии создается упоминанием в разговорах действующих лиц о множестве людей, их жизни и нравах (Кузьма Петрович, Фома Фомич, Татьяна Юрьевна и другие).
    Единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, профессора педагогического института. Сам Чацкий постоянно говорит 'мы', 'один из нас', выступая, таким образом, не только от своего лица. Но все же здесь, в доме Фамусова, он одинок. Все фамусовское общество единодушно выступает против Чацкого. Софья раздражена из-за нападок Чацкого на Молчалина,- Фамусов — из-за его 'завиральных идей'. Старуха Хлестова, привыкшая к тому, что ее слушают в почтительном молчании, оскорбилась, когда Чацкий захохотал в ответ на ее слова о Загорецком. Наталья Дмитриевна Горич в претензии на Чацкого за совет жить в деревне. Графиня-внучка обижена на Чацкого за то, что он якобы ее 'модисткою изволил величать'. Даже семейство Тугоуховских дурного мнения о нем: Чацкий не оправдал надежд как возможный жених,.он оказался не чиновен и не богат.
    Однако дело не только в отдельных обидах. Чацкий ненавистен реакционному обществу как идейный враг, как передовой, свободолюбивый человек. И общество принимает свои меры, чтобы его обезвредить. — возводит на него клевету.
    Обличение крепостнических взглядов, чинопочитания, невежества, преклонения перед всем иностранным, ничтожности интересов и безделья московских бар непрестанно звучит в комедии, начиная со сцены приезда Чацкого и кончая финалом пьесы. Чацкий критикует принятую в обществе систему воспитания и с осуждением говорит о невежественных учителях-иностранцах. Воспитание молодежи в духе презрения к народу, к национальной культуре, к русскому языку возмущает его. Всю страсть души своей он вкладывает в обличение 'пустого, рабского, слепого под-ражанья'. Он призывает сильных душой людей 'словом и примером нас удержать, как крепкою вожжой, от жалкой тошноты по стороне чужой'. Поклонникам всего иностранного он противопоставляет передовых людей, его единомышленников, которые осмеливаются 'гласно объявлять' свои здравые мысли, но их-то и ненавидят в обществе, называя 'мечтателями, опасными', сумасшедшими.
    Причиной 'сумасшествия' Чацкого многие из гостей Фамусова считают просвещение, науку. Сами они — люди невежественные, хотя берутся обо всем судить, считая, что их мнения непререкаемы. Именно так отзывается Хлестова об образовании: 'И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев...'
    Так во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в отношении к людям, в понимании цели и смысла жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета — вот испытанное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово — оружие Чацкого. Но старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы 'искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!'.
    Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринять как его поражение. 'Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей' — так определил значение Чацкого Гончаров. Декабристы воспринимали Чацкого как близкого им человека. Позднее Герцен писал о близости Чацкого к декабристам:'-Образ Чацкого, меланхолический, ушедший в свою иронию, трепещущий от негодования и полный мечтательных идеалов, появляется в последний момент царствования Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади; это — декабрист'.
    Белинский считал 'Горе от ума' энергичным протестом против 'гнусной расейской действительности'. Носителем протеста и является в комедии страстный, умный и непримиримый Чацкий.





ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru