Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Грибоедов а. с. - Характер основного конфликта в комедии грибоедова "горе от ума"



Характер основного конфликта в комедии Грибоедова 'Горе от ума' Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью, растерзанный фанатиками, оставив потомкам два замечательных вальса и комедию 'Горе от ума'. 'Горе от ума' - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии показан процесс отхода передовой части дворянства от косной среды и борьбы со своим классом. Читатель может проследить развитие конфликта между двумя общественно-политическими лагерями: крепостников (фамусовское общество) и антикрепостников (Чацкий).
Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы, что 'учиться надо, на старших глядя', уничтожать вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное - быть богатым. Своеобразным идеалом этого общества являются в монологах Фамусова Максим Петрович и дядя Кузьма Петрович: ...Вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался, все о нем прискорбно поминают:
Кузьма Петрович! Мир ему! -
Что за тузы в Москве живут и умирают!..
Образ Чацкого, напротив, это что-то нс.вое, свежее, врывающееся в жизнь, несущее перемены. Это реалистический образ, выразитель передовых идей своего времени. Чацкого можно было бы назвать героем своего времени. В монологах Чацкого прослеживается целая политическая программа. Он разоблачает крепостничество и его порождения, бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу.
Диалоги Фамусова и Чацкого - это борьба. В начале комедии она проявляется еще не в острой форме. Ведь Фамусов -воспитатель Чацкого. В начале комедии Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов уступить руку Софьи, но ставит при этом свои условия: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-тка послужи. На что Чацкий бросает: Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Но постепенно начинает завязываться другая борьба, важная и серьезная, целая битва. Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу перчатку. Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя! -
раздался военный клич Фамусова. А в ответ - монолог Чацкого 'А
судьи кто?'. В этом монологе Чацкий клеймит 'прошедшего житья
подлейшие черты'.
Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета,
становится в оппозицию к Чацкому. Злословят в его адрес анонимные
персонажи: г-н Н, г-н Д, 1-я княжна, 2-я княжна и т.д.
Сплетни растут, как 'снежный ком'. В столкновении с этим миром
показана социальная интрига пьесы.
Но в комедии есть и еще один конфликт, еще одна интрига -
любовная. И.А. Гончаров писал: 'Всякий шаг Чацкого, почти всякое его
слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье'. Именно непонятное Чацкому поведение Софьи послужило мотивом, поводом к раздражению, к тому 'мильону терзаний', под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль. Чацкий мучается, не понимая, кто его соперник: то ли Скалозуб, то ли Молчалин? Поэтому он становится по отношению к гостям Фамусова раздражительным, невыносимым, колким. Софья, раздраженная репликами Чацкого, оскорбляющего не только гостей, но и ее возлюбленного, в разговоре с г-ном Н упоминает о сумасшествии Чацкого: 'Он не в своем уме'. И слух о сумасшествии Чацкого несется по залам, распространяется среди гостей, приобретая фантастические, гротескные формы. И он сам, еще ничего не зная, подтверждает этот слух жарким монологом 'Французик из Бордо', который он произносит в пустом зале. В четвертом действии комедии наступает развязка обоих конфликтов Чацкий узнает, кто избранник Софьи. Это Молчалин.
Тайна раскрыта, сердце пусто, мучениям нет конца. Ах! Как игру судьбы постичь? Людей с душой гонительница, бич! - Молчалины блаженствуют на свете! -
говорит разбитый горем Чацкий. Его задетая гордость, вырвавшаяся обида жжет. Он порывает с Софьей: Довольно! С вами я горжусь моим разрывом.
И перед тем, как навсегда уйти, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу: Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет. Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет... Чацкий уезжает. Но кто он - победитель или побежденный? Наиболее точно на этот вопрос ответил Гончаров в статье 'Мильон терзаний': 'Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством сипы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу-'Один в поле не воин'. Нет воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва'


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru