Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Грибоедов а. с. - "на всех московских есть особый отпечаток".



В конце зимы 1824 г. по Москве распространился слух, будто появилась пьеса, в которой высмеяно московское высшее общество, изображенное зло и карикатурно. Автором этой пьесы был Александр Сергеевич Грибоедов. Талантливый русский дипломат и писатель не случайно избирает местом действия своей пьесы московские гостиные. Колыбелью автора была аристократическая Москва. Москва просвещенная и вольномыслящая воспитала его ум и сердце. Москва народная, героическая укрепила его любовь ко всему русскому. Комедия 'Горе от ума' — суровое обличение того мира, в котором процветают крепостники. Пьеса расходилась в списках по всей стране, но не только потому, что вопросы, поднятые в ней, были невероятно актуальными, но и потому, что комедия отличается удивительной реалистичностью. Главное Действующее лицо пьесы даже не Чацкий, который, безусловно, высказывает дорогие автору мысли, а вся Москва, все люди, Населяющие ее. Вначале образ столицы складывается из пор-)етов отдельных героев, но в третьем и четвертом актах эти портреты оживают в многочисленных персонажах, гостях на званом обеде в доме богатого московского барина Павла Афанасьевича Фамусова. 'На всех московских есть особый отпечаток', — говорит хозяин дома, умеющий давать людям меткие характеристики. Действительно, москвичи не похожи на жителей других городов. В монологах Чацкого и Фамусова даются описания отдельных людей, которые обозначают для читателя общие черты принадлежности к 'московским'. Чацкий и Фамусов говорят о разном по-разному. Фамусов — 'старинный, верный член' Английского клуба, который 'весь свой век пропрыгал на балах'. Тон Чацкого становится все более и более суровым. Следующий, кого упоминает герой пьесы, — любитель крепостного театра, чей 'дом зеленью раскрашен в виде рощи', но сам он 'толст, его артисты тощи'. Упоминает Чацкий и о принятой в Москве системе воспитания, когда родители стремятся набрать детям 'учителей полки, числом поболее, ценою подешевле'. Москвичи видят спасение в немцах и французах, а результат — не только отсутствие представлений о национальной культуре, но и дикое 'смешение языков: французского с нижегородским'. Монолог Чацкого разворачивает перед нами колоритную галерею обитателей Москвы. Но это взгляд с одной стороны. Во втором действии свое представление о москвичах высказывает Фамусов. Мы видим почтенных московских бар, которых молодежь должна считать образцом для подражания. Чацкий восклицает: 'Нет, свет уж нынче не таков', — но так ли это? Мне кажется, что развитие действия пьесы доказывает обратное. В третьем действии мы встречаемся с москвичами на балу у Фамусова. Основу комизма здесь составляет, на мой взгляд» тема огромной власти московских дам. Еще Фамусов отмечает: А дамы? — сунься кто, попробуй овладей; Судьи всему, везде, над ними нет судей. Платон Михайлович Горич — бывший товарищ Чацкого — попал под каблук своей жены. Княгиня Тугоуховская с шестью дочерьми, озабоченными лишь удачным замужеством, помыкают старым князем. Один из самых колоритных образов — старая московская барыня Хлестова. Наверное, мнения таких барынь больше всего боится Фамусов. Недаром последними словами комедии является его реплика: Ах! Более мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна! Да, женская власть в Москве сильна. Но Москва уже не может прожить и без таких людей, как Загорецкий, умеющих услужить всем. Значительное место в комедии занимает Репетилов, который являет собой образ человека, способного опошлить всякое святое дело. И, наконец, главные герои. Софья — типичная московская барышня, неглупая, но воспитанная не на реалиях жизни, а на французских романах. Скалозуб — типичный аракчеевский солдафон, человек, которого можно назвать слепым исполнителем воли вышестоящего начальства. Но его образ не только комичен. Вспомним размышления Скалозуба о карьере: Довольно счастлив я в товарищах моих. Вакансии как раз открыты; То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты. Фамусов — олицетворение 'века минувшего' во всей его красе. Он является убежденным сторонником старых порядков, при этом он уже достиг 'степеней известных' и заботится развелишь о том, чтобы выдать замуж дочь. Все остальные дела его сводятся к тому, чтобы не забыть зайти 'на форели', потому что, как он сам признается: Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Пожалуй, единственное, в чем сходятся Фамусов и Чацкий, — это отрицательное отношение к засилью в русской дворянской среде заграничных мод и вкусов. Чацкий на три важнейших года исчез из российской действительности. А ведь за эти три года утихло послевоенное ликование. И в последнем монологе Чацкий уже кричит о той толпе, 'в любви предателей, в вражде неутомимых, рассказчиков неукротимых, нескладных умников, лукавых простаков, старух зловещих, стариков', которую он увидел в Москве. Не знаю, изменилось ли что-нибудь в Москве после обличительных монологов Чацкого. Похоже, что нет. Но можно быть уверенным, что после появления комедии 'Горе от ума' москвичи смогли по-новому взглянуть на все то, что их окружало.




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru