Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Горький м. - Развитие темы "маленького человека" в творчестве н. в. гоголя



Тема 'маленького человека' в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в 'Медном всаднике' и 'Станционном смотрителе' А. С. Пушкина. Вообще же образ 'маленького человека' таков: это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаянья человек. При этом это человек не просто не чинованный, а это социально-психологический тип, то есть человек, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест К бунту 'маленького человека' всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста - безумие, смерть. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в петербургских повестях ('Нос', 'Невский проспект', 'Записки сумасшедшего', 'Портрет', 'Шинель'). Но продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт. Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголю, Петербург - город, тде человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут. Это город, где, '...кроме фонаря, все дышит обманом'. Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности. Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей. Одна из наиболее трагических повестей, несомненно, - 'Записки сумасшедшего'. Герой произведения - Аксентий Иванович Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья 'его высокопревосходительству', преисполненный величайшего уважения к директору. 'Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет... Какая важность в глазах... Не нашему брату чета!' - отзывается о директоре Поприщин. По его мнению, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги, - так считает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убот; но не посмеяться над ним хотел Гоголь, Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: 'Отчего я титулярный советник?' и 'почему именно титулярный советник?'. Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он думает, почему он так бесправен, почему 'что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам'. По мере усиления безумия в Поприщине растет чувство человеческого достоинства. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдерживает: 'Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня?'. Блок заметил, что в вопле Поприщина слышен 'крик самого Гоголя'.'Записки сумасшедшего' - вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин - порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания 'маленького человека'. Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести 'Шинель'. 'Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться', - так говорит о Башмачкине Гоголь. Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает ограниченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: 'В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин -робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев. Акакий Акакиевич 'ни одного слова не отвечал' и вел себя так, 'как будто бы никого и не было перед ним', когда сослуживцы 'сыпали на голову ему бумажки'. И вот таким человеком овладела всепожирающая страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоизмеримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к 'значительному лицу'. 'Значительное лицо' - обобщенный образ представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию 'маленького человека'. Из кабинета 'значительного лица' Акакия Акакиевича 'вынесли почти без движения'. Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бессловесный и робкий Башмачкин только в предсмертном бреду начинает 'сквернохульничать, произнося самые страшные слова'. И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели 'со всех плеч, не разбирая чина и звания'. Мнение критиков и современников Гоголя об этом герое разошлось. Достоевский увидел в 'Шинели' 'безжалостное издевательство над человеком'. Критик Апполон Григорьев - 'любовь общую, мировую, христианскую'. А Чернышевский назвал Башмачника 'совершенным идиотом'.Как в 'Записках сумасшедшего' нарушены границы разума и безумия, так и в 'Шинели' размыты границы жизни и смерти. И в 'Записках', и в 'Шинели' в конечном итоге мы видим не просто 'маленького человека', а человека вообще. Перед нами люди одинокие, неуверенные, лишенные надежной опоры, нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить 'маленького человека', ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку. Именно так изображает его Гоголь.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru