Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Гоголь н. в. - Читаю любимое произведение н. в. гоголя


...Великие произведения искусства становятся вечными спутниками человечества.

С. Машинский


Николай Васильевич Гоголь — один из великих писателей XIX века. Моим любимым произведением является поэма “Мертвые души”. Это произведение — самая

значительная работа Николая Васильевича Гоголя, вершина его творчества. Читая его,

видишь, какая страшная была жизнь на русской земле. “Крик ужаса и стыд”, — так

назвал Герцен эту поэму.


В поэме “Мертвые души” писатель показал, что старая патриархальная дворянская Россия начинает разрушаться. Сюжет состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне очень связанных между собой звеньев: помещики, городское чиновничество и жизнеописание Чичикова. Образы помещиков, в частности Плюшкина: “Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух. Гораздо замечательнее был

наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на

юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых

охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое,

которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не

галстук” — яркие тому свидетельства.


Появление людей иной жизненной ориентации вызвано неумолимым ходом истории. Таков Павел Иванович Чичиков, “не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод”, — человек новой формации, делец-приобретатель.


Характер Чичикова непрост, понять его читателю нелегко. В начале повествования автор

рисует внешний облик героя: “человек средних лет”, “не красавец, но и не дурной

наружности”, — подчеркивая неопределенность и непредсказуемость этого образа.


Раскрывая читателю главного героя как социально-психологический тип, Гоголь повествует о происхождении, воспитании и жизненных условиях формирования личности Чичикова.


Павел Иванович — единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях, всесторонне художественно исследована. Он относится к типу “сквозных” героев, хотя с его биографией мы знакомимся лишь в конце первого тома.


Что же за человек Чичиков? Входит ли он в общую картину российской жизни или выпадает из нее? Хотя Павел Иванович отчасти чиновник и отчасти помещик, Гоголь отделяет его от этого мира, присоединяя к Руси “с одного боку”. Своеобразие героя заключается в том, что он являет собой существо новое, в своей новизне неясное, возможностей своих не исчерпавшее, как помещики и чиновники.


В одиннадцатой главе поэмы писатель открывает перед нами историю жизни

Чичикова. Автор отмечает “темное и скромное” происхождение героя. Его

начальное воспитание и обучение протекали в “маленькой горенке с маленькими окнами”,

которые никогда не открывались. Отец оставил в наследство Павлуше полтину меди

да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, сторониться друзей,

и самое главное — беречь и копить копейку. В завещании батюшка ничего не сказал сыну о моральной ответственности перед людьми, о чести и достоинстве. Идя по дороге жизни и вырабатывая свои житейские принципы, Чичиков понял, что эти понятия только

мешают достижению корыстных целей.


Свое благополучие Павел Иванович строил за счет других: оскорбление учителя, обман повытчика и его дочери, взяточничество, присвоение казенного, махинация на таможне.

Причем, всякий раз терпя поражение, он с еще большей энергией осуществлял очередное

мошенничество. Интересно вспомнить, какие мысли занимали гоголевского героя после

неудавшейся сделки с контрабандистами. Чичиков сетовал на то, что все пользуются

своей должностью, “все приобретают”, если бы не взял он, то взяли бы другие. Это Павел

Иванович называет “угрызениями совести”, размышляя о своих детях, которым он не

сможет оставить достойного состояния.


Гоголь, пристально наблюдающий не только за поступками героя, но и за его мыслями,

отмечает, что в чичиковских рассуждениях “была некоторая сторона справедливости”.

Привычно звучит гоголевская ирония о том, что такое поведение чиновников в России

было естественно.


Мы не можем отрицать, что Чичиков — человек дела, не опускающий руки перед трудностями, что его судьба во многом драматична. Отрадно замечать в таких людях проявление искренних чувств. При встрече на балу с таинственной незнакомкой, губернаторской дочкой, с главным героем произошло “что-то такое страшное”. Однако грустно осознавать неразвитость души героя, ее неспособность воспринимать высокое и возвышенное.


Гоголю удалось показать сложный характер, который выписан с такой психологической точностью и обобщенностью, что узнаваем и сегодня. Называя Чичикова “подлецом”, писатель не только высказывает свое отношение к типу таких людей, но и ясно осознает, что приобретательство становится страшным бичом общества.


Приступая к самому грандиозному проекту — покупке “мертвых душ”, Павел Иванович пытается учесть опыт предшествующих неудач, поэтому действия его неторопливы и в то же время целенаправленны и масштабны. Он постиг “великую тайну нравиться”, производя неотразимое впечатление на губернское дворянство. Ему не откажешь в знании людей, как тонкий психолог беседует он с помещиками. Наконец, Гоголь не отказал Чичикову в таких качествах, как энергия и воля, чего лишены совершенно “мертвые души” чиновников и помещиков. Однако “живая душа” героя “Мертвых душ” несет миру не меньшее зло. На смену косности и пошлости приходит воинствующая подлость.


Николая Васильевича Гоголя всерьез тревожит глубокое проникновение Чичиковых в

общество, что ведет к потере человечности. Исследование характера приобретателя

автор заканчивает горьким раздумьем о том, что “миллионщик”, новоявленный Наполеон

Чичиков живет в каждом человеке. И потому задача писателя — помочь избавиться людям от пороков.


“Мертвые души” принадлежат к числу таких произведений, глубина мысли, немеркнущая

художественная красота, поэзия которых чрезвычайно дороги людям.


Каждая эпоха по-новому прочитывает эти произведения и всякий раз открывает в них

что-то новое и очень важное для людей, помогающее им глубже понимать прошлое и

настоящее того мира, в котором они живут, то есть приобретать понимание жизни в ее

непрестанном историческом движении.
Мое любимое произведение Николая Васильевича Гоголя — “Мертвые души”. Почти у каждого писателя есть произведение, которое является делом всей его жизни, творением, в котором он воплотил свои искания и сокровенные думы. Для Гоголя это, без сомнения, “Мертвые души”. Читая книгу впервые, я мало обращал внимание на лирические размышления автора о России и русском народе. Эти прекрасные места даже казались неуместными в сатирической поэме. Перечитав недавно “Мертвые души”, я вдруг открыл Гоголя как великого патриота, убедился, как важен для всего замысла писателя исполненный образ Руси.


В своей поэме Гоголь стремился создать всестороннюю картину национальной жизни.

Россия XIX века — дворянская страна. Именно дворянское сословие определяло ее судьбу, ход ее развития. Ядром сюжета “Мертвых душ” была авантюра Чичикова. Она только казалась невероятной, анекдотичной; на самом же деле была достоверной во всех мельчайших подробностях. Крепостническая действительность создавала весьма благоприятные условия для таких авантюр. Мертвые души становились обузой для

помещиков, мечтавших, естественно, от них избавиться. И это создавало психологическую предпосылку для всякого рода махинаций. Одним мертвые души были в

тягость; другие, напротив, испытывали нужду в них, рассчитывая при помощи мошеннических сделок извлечь выгоду. Именно на это уповал Павел Иванович Чичиков.


Чичиков — единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях.

Историческая новизна характера заставила писателя заняться его всесторонним

художественным исследованием. Чтобы понять Чичикова как общественно-психологический тип, надо было осмыслить тайну его происхождения и постигнуть те жизненные условия, под влиянием которых формировался его характер. Манилов и Собакевич, Коробочка и Ноздрев показаны Гоголем более или менее статично, то есть вне развития, как характеры, олицетворяющие их уклад жизни. Статичность характера вполне

соответствовала застойности бытия и всего образа жизни подобных людей.


Среди крепостных крестьян мы не видим характеров столь же яркой художественной силы, как среди помещиков. Писатель отделяет помещиков и чиновников от народа. Лично мне кажется, что неправильно толковать, будто все помещики и чиновники, да и сам Чичиков, и есть подлинные “мертвые души”. Так можно назвать из всех типов только Плюшкина, душа которого омертвела от жадности. Но и сам Гоголь поясняет, что подобное явление редко попадается на Руси.


Само общество не видит странности, необычности, в конце концов ненормальности своего

привычного образа жизни. Гоголь дает два угла зрения, два возможных восприятия

устойчивого хода жизни. Одно изнутри — восприятие тех, кто привык к этой жизни и

образует ее пласты, другое — автора, который видит все намного разностороннее,

пытаясь найти способ пробудить людей.


И вот, кажется, пробуждение готово произойти. Город узнает о том, что Чичиков скупал

мертвые души.


“Мертвые души” — произведение энциклопедическое по широте охвата жизненного материала. Это художественное исследование коренных проблем современной писателю общественной жизни. Здесь вскрыты ее самые острые социальные противоречия. В композиционном отношении главное место в поэме занимает изображение

помещичьего и чиновничьего мира. Но идейным ее стержнем является мысль о трагической народной судьбе. Правда, “люди низкого класса” изображены не крупным планом и занимают в общей панораме событий скромное место.


Великие произведения искусства становятся спутниками человечества. Они не знают

старости и увядания. Каждая эпоха по-новому прочитывает эти произведения и всякий раз

открывает в них что-то новое и очень важное для людей, помогающее глубже понимать

прошлое и настоящее того мира, в котором они живут, то есть понимать жизнь в ее

непрестанном историческом движении. “Мертвые души” принадлежат к числу таких

произведений, глубина мысли, немеркнущая художественная красота, поэзия которых

чрезвычайно дороги.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru