Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Гоголь н. в. - Общественное значение комедии н. в. гоголя "ревизор


    'Ревизор' принадлежит к тем произведениям, которые захватывают читателей и зрителей мгновенно и словно врасплох. Казалось, вся читающая Россия думала, говорила и спорила о пьесе. 'Ревизор' сразу же стал фактом не только литературной, но и общественной жизни.
    В разноголосице толков и споров о пьесе наметилось три главенствующих мнения. Одни видели в комедии дерзкую клевету на существовавшие в России порядки, подрыв авторитета дворян и чиновников. Другие воспринимали пьесу как забавный и непритязательный фарс. Наконец, передовая русская критика увидела в 'Ревизоре', по выражению Герцена, 'ужасную исповедь современной России', выстраданный протест против несправедливости и произвола.
    'Ревизор' ломал привычные представления о комедии и о комическом. Казалось, в гоголевской пьесе кроется какая-то тайна. Ее чувствовали и зрители, и читатели комедии. Многих из них неотступно преследовал вопрос: чем объяснить силу 'Ревизора'?
    Бросалось в глаза, например, что у Гоголя не было завзятых злодеев, которых обычно выводила комедия XVIII— начала XIX века. Каждый из персонажей 'Ревизора', по выражению Гоголя, 'не душой худ, а просто плут'. А между тем все 'вместе кажется уже чем-то громадным, преувеличенным, карикатурным', так что, выходя из театра, многие невольно спрашивали: 'Неужели существуют такие люди?'
    Или еще одно 'противоречие' 'Ревизора'. Гоголевская комедия уморительно смешна: она действительно вышла 'смешнее черта', как обещал драматург Пушкину (который, как известно, подсказал ему сюжет комедии). Но, как подводное течение, зарождается в 'Ревизоре' грустное, томительно-тоскливое чувство; оно поднимается тем выше, чем беззаботнее и легче кажется смех комедии. Наконец, в последней, 'немой сцене' оно прорывается наружу, обрушиваясь и на действующих лиц, и на зрителей мощной волной.
    Знаменитая 'немая сцена' — еще одна загадка 'Ревизора'. Она в корне противоречила всем существовавшим в то время поэтическим нормам. Можно ли было ожидать, что пьеса, которая началась как комедия — рассказом городничего о двух крысах 'неестественной величины', суетливыми приготовлениями чиновников к приему ревизора и т. д. и т. п., закончится трагически — страшным оцепенением 'всей группы'?
    Конечно, у Гоголя было 'особенное намерение' — ив отношении последней сцены, и всей комедии в целом. Но это 'намерение' нельзя рас крыть вне пьесы, заполучив к ней так называемый ключ. Увидеть, 'намерение' драматурга можно только в самой комедии, в развитии ее действия в особенностях ее построения Раскрывая впоследствии историю своего 'авторства'.
     Гоголь писал- 'Я решился собрать все дурное, какое я знал, и за одним разом над ним посмеятся -вот происхождение 'Ре визорa'. Стоит обратить внимание на широту задачи, поставленной драматургом:
     посмеятся одним разом над всем..
    Художник всегда обобщает, он всегда придает частному факту, запечатленному в произведении, значение более широкое. Но обобщение В 'Ре визоре' достигает особенно высокой степени. Некоторые современники Гоголя считали, что драматург - по цензурным соображениям написал аллегорию, что под видом уездного города им им отображена столица русской империи - Петербург. Едва ли это так: Гоголю по складу его творческой манеры. была чужда аллегория . Сила пьесы — не в иносказительных
    намеках, а в особом принципе отбора жизненных явлений. Свой уездный город' писатель однажды назвал 'сборным городом всей Темной стороны'. В частности он уделял внимание его устройству.
    В этом городе есть все как в маленьком государстве. Тут и юстиция и Просвещение, и почта, И здравоохранение И своего рода социальное обеспечение (в лице попечителя богоугодных заведений) и, конечно, полиция. Гоголь во многом отступил от реальной структуры тогдашнего уездного города: передал ряд сходных функций одному лицу, ввел новые 'ДОЛЖНОСТИ , что даже давало повод упрекать писателя в анахронизмах И 'незнании' русской жизни Но Гоголь воспользовался этим правом xудожника ради широты и универсальности задачи.
    Гоголевский город последовательно иерархичен и так сказать, пирамидален: на вершине его, кик маленький царек, восседает- городничий
    Есть в городе и свой бомонд; И свое дамское общество, в котором первенствует опять-таки семейство городничего; и свое общественное мнение; и свои поставщики новостей в липе юродских помещиков Бобчинского И Добчинского.
    А внизу, под пятой чиновников И полицейских течет жизнь простого люда. Мы больше ощущаем эту жизнь за кулисами чем видим ее. Но в четвертом действии те. кого городничий несколько обобщенно называет 'купечеством да гражданством', прорываются на сцену Вслед ча купца ми. которые еще могут отделаться взятками идут беззащитные перед властями
    слесарша и унтер-офицерша, а там , как сообщает ремарка появляется 'какая-то фигура во фризовой шинели, с небритою бородой, раздутою губой и перевязанной щекой , за нею в перспективе показывается несколько других'. Если бы не сопротивление Хлестакова, утомленного 'приемом', мы бы еще многих увидели из тех . кому власти приходятся 'солоно'. Гоголь оставляет открытую 'перспективу' в глубь городской жизни
    До последних строк комедии. По крайней мере по реплики городничего: 'Чему смеетесь'' - Над собою смеетесь'' и до самой 'немой' сцены в пьесе нет ничего, что бы указывало на ее символическое значение. Гоголь везде подчеркнуто 'локален', он как бы всецело захвачен лишь про исходящими в городе событиями. Но глубина перспективы этих событий исподволь подводит к обобщению. Возникает образ пострашнее самой широкой аллегории. Благодаря свой цельности и органичности гоголевский город словно зажил самостоятельной жизнью. Он стал минимально-необходимой 'моделью', соотносимой с другими, подчас более крупными явлениями.




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru